• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Доктор Дизель.Часть 4. Приспособления для ремонта топливной аппаратуры "

"Доктор Дизель.Часть 4. Приспособления для ремонта топливной аппаратуры "
Раздел: Оборудование для диагностики обслуживания дизельных двигателей
Журнал: "Автомобиль и Сервис" (www.abs.msk.ru)
№ журнала: май, 2002
Дата публикации: 01.05.2002
В предыдущих статьях этого цикла мы познакомили наших читателей с различными приспособлениями, выпускаемыми ОАО «МОПАЗ» и предназначенными для проведения диагностики элементов топливной аппаратуры дизельных двигателей.
В сегодняшней статье речь пойдет о технологической оснастке, без которой не обойтись при проведении ремонта дизельного двигателя, его форсунок и ТНВД.
Демонтаж топливной аппаратуры дизельного двигателя - несложная операция, если в мастерской имеются специальные кантователи. С помощью этих приспособлений обеспечивается удобный доступ к ТНВД и форсункам.
Разборка и сборка некоторых импортных ТНВД достаточно сложны. Например, для разборки рядных ТНВД производства Bosch типа РЕ размерностей М, Р и других необходимы специальные приспособления для вывешивания толкателей. На некоторых типах рядных ТНВД, например, дизелей КаМАЗ, плунжерная пара располагается в специальном корпусе - секции. Для разборки-сборки секций удобно использовать специальные приспособления.
Извлекать нагнетательный клапан и плунжерную пару из корпуса ТНВД, не имея специальных приспособлений, крайне неудобно и трудоемко.
Важную роль в обеспечении мощностных, экономических и экологических параметров дизельного двигателя играет муфта опережения впрыска топлива, на которую при эксплуатации дизеля часто обращают недостаточно внимания (не следят за уровнем масла, шумностью работы и т.д.). В результате при ремонте ТНВД этот узел практически в 80% случаев требует разборки и ремонта, для чего необходимы специальные приспособления для снятия муфты с ТНВД и ее разборки.
Не секрет, что отечественные производители довольно часто поставляют в запасные части, мягко говоря, некондиционные изделия. Из-за этого ремонтникам после испытаний приходится перебирать уже отремонтированные ТНВД. Избежать этой неприятности поможет прибор для оценки пневматической плотности плунжерных пар, на котором предварительно оценивается пневмоплотность пар и подбираются их комплекты для ремонтируемого ТНВД. Предварительная настройка прибора осуществляется с помощью эталонной пары.
Качественная сборка ТНВД - залог снижения трудоемкости при обкатке и регулировке ТНВД, а также обеспечения высокого послеремонтного ресурса. И здесь не обойтись без специальной измерительной оснастки. Так, например, для обеспечения качественной сборки ТНВД типа VE Bosch в обязательном порядке необходим контроль установочных размеров (K, KF, MS и др.), для чего необходимы специальные приспособления.
Повышенного внимания при ремонте требует и другой ответственный узел дизельной топливной аппаратуры - форсунка и ее прецизионный элемент-распылитель.
Распылитель работает в условиях высокой температуры, давления, агрессивного воздействия компонентов топлива, в результате чего на его наружных и внутренних поверхностях образуются отложения нагара и лаков. При этом распыливающие отверстия коксуются, иглу «прихватывает» в корпусе или полностью заклинивает. Поэтому распылители нуждаются в тщательной очистке, которая может быть произведена в ультразвуковой ванне.
При отсутствии таковой на небольших предприятиях распылители, требующие ремонта, предварительно замачивают в керосине, а затем чистят с использованием специального комплекта латунных скребков и чистиков.
Распылители с заклинившими иглами расклинивают, используя приспособление для расклинивания обратным потоком топлива, которое устанавливается на прибор для испытания и регулировки форсунок.
И еще один важный узел системы питания дизелей - топливопроводы высокого давления, на которые в процессе эксплуатации также не обращается должного внимания. Внутренние каналы топливопроводов необходимо продувать сжатым воздухом. Концы топливопроводов, подвергшиеся в период эксплуатации деформации, рассверливают на глубину 20-25 мм сверлом диаметром 2 мм.
На двигатель при ремонте должен быть установлен комплект топливной аппаратуры (насос, форсунки, топливопроводы высокого давления), обеспечивающий требуемые часовой расход и размерность цикловой подачи топлива по цилиндрам двигателя. Для этого рабочие форсунки и топливопроводы желательно подбирать по группам пропускной способности. При этом форсунки из группы с большей пропускной способностью комплектуют топливопроводами из группы с меньшей пропускной способностью.
Топливопроводы из группы с максимальной пропускной способностью существенно не влияют на цикловую подачу топлива и поэтому могут быть скомплектованы с форсунками из групп как с меньшей, так и с большей пропускной способностью.
Проверка пропускной способности рабочих форсунок осуществляется по методикам, используемым при проверке стендовых форсунок («АБС-авто», № 1/2002). Оценка пропускной способности топливопроводов может производиться разными способами:
1. По величине цикловой подачи топлива. При этом на контрольно-регулировочный стенд устанавливают стендовый эталонный топливный насос с закрепленной рейкой и стендовые эталонные форсунки без топливопроводов. Испытываемые топливопроводы подсоединяют к стендовому насосу и стендовым форсункам.
При этом новые прямые топливопроводы, поступающие в качестве запасных частей, испытывают до их изгиба по форме, предусмотренной конструкцией двигателя.
Топливопроводы, бывшие в эксплуатации предварительно очищают, продувая каналы сжатым воздухом, и проверяют их техническое состояние.
Исправные топливопроводы, бывшие в эксплуатации и не требующие восстановления, после очистки могут быть испытаны на пропускную способность по величине цикловой подачи топлива без выпрямления на контрольно-регулировочном стенде, оборудованном приспособлениями типа 70-8739-100/000 и 70-8739-1002/000 конструкции ГОСНИТИ. Такие приспособления дают возможность установить стендовые форсунки относительно топливного насоса в такое же положение, какое занимают форсунки относительно топливного насоса на двигателе. Благодаря этому рабочие топливопроводы подсоединяют к стендовому насосу и стендовым форсункам без изменения конфигурации, предусмотренной конструкцией двигателя.
2. По величине эффективного проходного сечения (гидравлического сопротивления). Такие измерения проводят на стенде постоянного давления. При отсутствии специализированного стенда постоянного давления контрольно-регулировочный стенд оборудуют приставкой, входящей в комплект оснастки КИ-15713 или КИ-15739 для эталонирования дизельной топливной аппаратуры.
Измерение эффективного проходного сечения Мfт топливопровода проводят в соответствии с «Методикой отбора и проверки эталонов при ремонте дизельной топливной аппаратуры», М. ГОСНИТИ, 1985.
При проливке топливопровода на стенде постоянного давления эффективное проходное сечение топливопровода (в мм2) подсчитывают по формуле:
Мfт = 12,38/t ,
где t - время в секундах, за которое через испытываемый топливопровод протекает 500 г дизельного топлива плотностью 0,83 г/см3.
Перепад давления топлива на входе в топливопровод и выходе из него - 1МПа.
3. По расходу воздуха на пневмотесторе. Данный метод имеет преимущество по сравнению с ранее рассмотренными, т.к. прямое измерение цикловой подачи топлива в производственных условиях характеризуется высокой трудоемкостью, а, кроме того, бывшие в эксплуатации топливопроводы имеют сложную форму, затрудняющую установку их на стенд.
Расход воздуха через канал топливопровода измеряют пневмотестером К-272, выпускаемым Новгородским ПО «Автоспецоборудование» для проверки плотности соединения деталей в цилиндре двигателя, или прибором типа «Солекс».
Пневмотестер К-272 оборудуют наконечниками для подсоединения топливопровода и тарируют по контрольным топливопроводам, подобранным по величине цикловой подачи, замеренной на контрольно-регулировочном стенде со стендовыми топливным насосом и форсунками. По результатам испытания топливопроводы делят на группы по величине пропускной способности.
Проведение качественной регулировки и ремонта дизельной топливной аппаратуры невозможно без системы метрологического обеспечения идентичности регулировочных параметров топливной аппаратуры, выпускаемой из ремонта, - системы контрольных образцов.
В соответствии с данной системой предприятия, занимающиeся ремонтом ДТА, должны иметь две категории контрольных образцов.
Первая категория предусматривает контрольные эталоны форсунок, оттарированных по пропускной способности в сборе с топливопроводами тех марок аппаратуры, которые ремонтируются на данном предприятии, и контрольные эталоны топливных насосов, заданной цикловой подачи (производительности насосной секции) и заданного угла начала впрыска топлива.
Вторая категория контрольных образцов - это стендовые эталоны форсунок с топливопроводами высокого давления, оттарированные по пропускной способности в комплекте на топливный насос. Количество комплектов стендовых эталонов определяется, исходя из количества марок ремонтируемых ТНВД и количества рабочих стендов. В качестве стендовых эталонов используются либо специально подобранные форсунки из числа штатных (см. АБС №1/2002), либо форсунки-калибры.
Контрольные эталоны форсунок необходимы для периодической проверки и регулировки контрольных эталонов топливных насосов, а последние предназначены для периодической проверки стендовых эталонов и самих стендов. Стендовые эталоны форсунок должны проверятся при регулировке каждого ТНВД путем перекрещивания соседних топливопроводов высокого давления. Разница в подаче при перекрещивании не должна превышать 1 см3 за 1000 ходов плунжера. В контрольных насосах может быть использована только одна контрольная секция.
Так, например, для дизелей ЯМЗ контрольный топливный насос предпочтительно изготавливать на базе ТНВД модели 60. С насоса снимают регулятор и муфту опережения впрыска топлива и регулируют осевой люфт кулачкового вала, который должен быть в пределах 0,01-0,07мм. После этого демонтируют все плунжерные пары, кроме одной (третьей или четвертой). На место демонтированных пар устанавливают заглушки с прокладками от нагнетательных клапанов, которые затягивают штатными штуцерами ТНВД. Для стабильности показаний контрольной секции заменяют на новые следующие детали: плунжерную пару, нагнетательный клапан, рейку и втулку с зубчатым венцом. Перепускной клапан ТНВД регулируется на давление 0,6-0,8 кгс/см2, а нагнетательный клапан - на давление открытия 7,0-9,0 кгс/см2. Для исключения осевого люфта рейка ТНВД жестко фиксируется с двух сторон ограничителями мощности или специальными приспособлениями. Контрольная секция регулируется на подачу 105-115 см3 или 130-140 см3 за 1000 ходов плунжера в зависимост
и от модели испытуемых ТНВД (безнаддувная или наддувная) с использованием соответствующего контрольного эталона стендовых форсунок. Контрольные эталоны форсунок приобретаются у заводов-изготовителей ДТА. Контрольный эталон топливного насоса и стендовые эталоны форсунок могут быть заказаны на «МОПАЗе» или у его дилера - АОЗТ «Ремтехсервис», г. Москва.
Даже хорошо оснащенный, современный контрольно-регулировочный стенд не может обеспечить качественное проведение регулировок ТНВД, если он своевременно не обслуживается и не проверяется. Поверка осуществляется в соответствии с методическими указаниями на конкретную марку стенда уполномоченными на это территориальными органами «Ростеста».
Еще один аспект технического сервиса ДТА касается поддержания работоспособности стендового оборудования и приборов. Стенды - достаточно дорогое оборудование, и частая замена их на новые модели недоступна небольшим предприятиям. В этом случае МОПАЗ и «Ремтехсервис» могут прийти на помощь, проведя ремонт и модернизацию старых стендов.
При проведении модернизации устаревший привод может быть заменен на более мощный современный электропривод с векторным, частотным регулированием, а вместо механических тахометра и счетчика циклов установлены современные электронные. Мерный блок может заменяться блоком с нижним наполнением и сливом технологической жидкости. Одновременно стенды доукомплектовываются оснасткой для испытания современных типов отечественных и зарубежных ТНВД.
«МОПАЗ» может оказывать услуги по обучению специалистов-регулировщиков дизельной топливной аппаратуры, а также предоставлять необходимую документацию на испытания, регулировки и ремонт ДТА.
 
Rambler's Top100