• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Стробоскопы: от любительского до профессионального"

"Стробоскопы: от любительского до профессионального"
Раздел: Оборудование для диагностики и обслуживания бензиновых двигателей
Журнал: "Автомобиль и Сервис" (www.abs.msk.ru)
№ журнала: декабрь, 2001
Дата публикации: 01.12.2001
Любой, даже малоопытный автомобилист знает - от правильной установки момента зажигания зависят и расход топлива, и мощностные характеристики двигателя, и, в конечном итоге, темпы его износа. Опытные водители выставляют зажигание «на глазок», точнее, на слух - ослабляют крепление трамблера, заводят мотор и вращают корпус прерывателя-распределителя, пока им не покажется, что поймали нужный момент. Точность этой методики оставим на их совести. Иногда применяется древний способ с использованием контрольной лампы. Но он недостаточно хорош - точно совместить метки на шкиве коленвала и крышке привода газораспределительного механизма не так просто. Наибольшей точности при установке момента зажигания позволяет достичь несложный прибор - стробоскоп. Сегодня мы расскажем о различиях в устройстве этих приборов и особенностях их применения на примере продукции московской фирмы «М-Электроникс», которая выпускает широкую гамму различных стробоскопов.
«Младший сын» в этой большой семье - портативный прибор «Мультитроникс SC10», подключаемый с помощью всего двух зажимов: один - к «земле», другой - к выводу прерывателя или коммутатора. Никакой синхронизации с работой именно первого цилиндра не требуется - светодиоды стробоскопа вспыхивают при пробое искрового промежутка свечи в любом цилиндре. Для стробоскопа с импульсной лампой такой режим отнюдь не оптимален, поскольку частота вспышек возрастает в 4 раза, и сокращается срок жизни лампы. Но «Мультитроникс SC10» выполнен на светодиодах, ресурс которых в тысячи раз выше.
Работать с прибором очень легко. Несмотря на то, что вспышки светодиода происходят во время работы четырех цилиндров, наблюдается метка момента зажигания только первого и четвертого из них. Метки, соответствующие работе 2-го и 3-го цилиндров, не видны, они оказываются за пределами сектора наблюдения. Слабую яркость свечения светодиодов нельзя отнести к недостаткам прибора, ее вполне достаточно, чтобы увидеть метку на классических «жигулях» в гараже. А при проверке двигателей, в которых предусмотрено специальное смотровое окно («Ока», переднеприводные ВАЗовские машины), SC10 даже на улице при солнечном свете не уступит классическому стробоскопу. А стоит он в 1,5-2 раза меньше. Прибор подходит для контроля любых систем зажигания, у которых есть возможность присоединения к выводу катушки, соединенному с прерывателем или коммутатором.
В приборах «Мультитроникс С1» и «Мультитроникс С2» установлена импульсная лампа-вспышка с фокусирующей линзой. Модель С2 дополнительно оснащена цифровым тахометром. Накопительный конденсатор для питания импульсной лампы в обоих приборах заряжается от импульсов тока в первичной цепи катушки зажигания, а синхронизация вспышки осуществляется через датчик, который крепится зажимом на высоковольтном проводе свечи первого цилиндра.
Дополнительного источника питания приборы не требуют. Для работы необходимо подключить стробоскоп к выводу катушки, соединенному с прерывателем или коммутатором (этот же контакт используется для входа цифрового тахометра у модели С2). Вспышки у этих стробоскопов несколько слабее, чем у моделей с независимым источником питания, однако, их яркости достаточно, чтобы наблюдать метку при любой освещенности на улице. Максимальная простота и небольшая стоимость делают эти модели приемлемыми для регулировки всех отечественных карбюраторных автомобилей ВАЗ с одной катушкой зажигания. А вот с системами зажигания невысокой энергии, такими, например, как у старых моделей ГАЗ, стробоскопы С1 и С2 будут работать неважно. Ведь чем меньше энергия катушки, тем слабее вспышка. Мощность вспышек ослабевает и при повышении оборотов. На «Оке» с её двухцилиндровым мотором накопительный конденсатор будет заряжаться только во время двух, а не четырех циклов, поэтому вспышки тоже будут слабые и редкие.
Фирма «М-Электроникс» производит и классические модели стробоскопов: «Мультитроникс М1» и «Мультитроникс М2» (последняя оснащена цифровым тахометром), в которых для заряда конденсатора используется преобразователь напряжения с питанием от аккумулятора. При такой схеме мощность и стабильность вспышек не зависят ни от энергии в системе зажигания, ни от частоты вращения двигателя, а сами вспышки мощнее, чем у моделей С1 и С2. Для подключения к выводу катушки, соединенному с прерывателем или коммутатором, используется зажим.
Примечательна еще одна модель стробоскопа - «Мультитроникс М3», который наделен самым большим количеством функций. Для измерения оборотов этот прибор можно подключать и к выводу катушки, соединенному с прерывателем или коммутатором, и к входу емкостного датчика, закрепляемого на высоковольтном проводе. При первом варианте подключения прибор будет работать правильно только с четырехцилиндровыми четырехтактными двигателями. При второй схеме соединения возможна работа во всех режимах с двух- и четырехтактными моторами с любым количеством цилиндров, а также с двигателями, оснащенными двумя катушками зажигания. Выбор источника сигнала производится автоматически.
У модели «Мультитроникс М3» есть опция, благодаря которой этот прибор становится особенно предпочтительным для профессионального применения. Это цифровая регулируемая задержка включения стробоскопа, позволяющая с точностью до одного градуса измерить угол опережения зажигания и получить зависимость его от числа оборотов. Реализуется это следующим образом. Для фиксированных оборотов двигателя, предварительно измеренных цифровым тахометром, определяется величина угла опережения зажигания. Для этого, изменяя задержку включения стробоскопа и наблюдая стробоскопический эффект, мастер добивается совмещения метки на валу двигателя и метки ВМТ. Цифра на дисплее прибора в момент совмещения меток будет соответствовать углу опережения зажигания в градусах. Эти измерения выполняют на различных оборотах двигателя, и по их результатам можно построить диаграмму зависимости угла опережения зажигания от числа оборотов двигателя.
Кроме вышеперечисленных стробоскопов, компания «М-Электроникс» выпускает модель М3Д, которая предназначена для обслуживания автомобилей с дизельными двигателями.
И последнее (по порядку, но отнюдь не по важности) достоинство отечественных стробоскопов профессионального класса: их стоимость в 5-10 раз ниже стоимости импортных аналогов.
 
Rambler's Top100