• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

Малая диагностика

Малая диагностика
Раздел: Диагностические комплексы
Журнал: "Автомобиль и Сервис" (www.abs.msk.ru)
№ журнала: Декабрь, 2005
Дата публикации: 01.12.2005
Малая диагностика

СЕРГЕЙ САМОХИН

Многочисленную группу приборов и приспособлений, о которых пойдет речь ниже, в обиходе часто именуют «малой диагностикой». Несмотря на такое, несколько уничижительное название, эти инструменты играют важную, а порой ключевую, роль при проверке работоспособности и сервисном обслуживании различных систем автомобиля. Знакомство с возможностями продукции немецкой фирмы Leitenberger, специалиста в деле «малой диагностики», убедительно доказывает справедливость такой оценки.

Термин «малая диагностика» возник как противопоставление диагностике «большой», сопряженной с применением базовых диагностических приборов и оборудования. Если говорить о диагностике двигателя, под таковыми подразумевают сканеры, мотортестеры, газоанализаторы и комбинированные диагностические станции, сочетающие в себе функции нескольких базовых приборов. Если речь идет о тестировании систем автомобиля, отвечающих за активную безопасность, к ним относят стенды для проверки тормозов, испытания амортизаторов и подвески. Оснований для причисления подобного оборудования к «большой» категории несколько. Во-первых, оно реально большое с точки зрения габаритов и массы. Во-вторых, это оборудование отличается большой стоимостью в силу своей технической сложности. В-третьих, оно позволяет получить большой объем разносторонней диагностической информации по исследуемой системе автомобиля. В то же время возможности «большого» диагностического оборудования не безграничны. Нередки случаи, когда его применение оказывается малоэффективным, либо вовсе невозможным. Бывает и так, что базовый прибор лишь указывает на неисправность той или иной системы автомобиля, но не позволяет установить ее причину, локализовать дефект. Например, при тестировании электронных систем управления далеко не всегда удается наладить их связь со сканером. Даже получив доступ к сохраненной информации, не факт, что в ней будут зафиксированы коды ошибок или отражены текущие параметры, анализ которых с достоверностью укажет на неисправный элемент. Газоанализатор достоверно покажет на нарушение дозирования топлива, но не поможет обнаружить его причину. Испытания на тормозном стенде выявят недостаточную эффективность работы тормозов, но не всегда подскажут, что нужно сделать для ее восстановления. В подобных ситуациях не обойтись без проведения дополнительных исследований и поэтапных проверок. Там, где «большая» диагностика бессильна, или ее информативность недостаточна для установления точного диагноза, прибегают к помощи вспомогательного диагностического оборудования, которое и получило название «малой диагностики». Как правило, в эту категорию входят достаточно простые и недорогие приборы и приспособления - электронные, механические, гидравлические, пневматические и т.д. Чаще они имеют достаточно узкую область применения, что отнюдь не умаляет их значимости. Тем более что вспомогательное оборудование находит применение не только на участке диагностики автомобильных систем. Многие из этих приборов могут быть серьезным подспорьем в работе и автоэлектрику, и автослесарю. Предлагаем убедиться в этом, познакомившись с продукцией немецкой компании Leitenberger.

Известный незнакомец

Профессиональное оборудование для автомобильной диагностики, не только базовое, но и вспомогательное, это, прежде всего, измерительная техника. Помимо высокой надежности и ресурса к ней предъявляются повышенные требования в части точности и стабильности показаний. Среди производителей подобной продукции, представленной на российском рынке, похвастаться таким набором качеств могут лишь единицы. Если речь идет о европейских поставщиках, в первом ряду нужно упомянуть фирму Leitenberger.
Имя Leitenberger объединяет группу предприятий, расположенных в Германии и Греции. Основная область специализации компании - производство индустриальных средств измерения давления и температуры, а также их калибровка и аттестация. Многолетний опыт разработки уникальной измерительной техники, исчисляемый с 1969 года, был использован для создания простых в применении, надежных и точных приборов для автомобильной диагностики. Безупречное качество диагностической продукции Leitenberger подтверждается тем, что она одобрена к применению такими авторитетными государственными и общественными организациями Германии, как Бундесвер, сертификационный орган TUV, независимый автомобильный клуб ADAC. Приборы Leitenberger омологированы практически всеми европейскими производителями легковой и грузовой автотехники - немецкими, французскими, шведскими. Было бы преувеличением сказать, что торговая марка Leitenberger столь же широко известна в России. Одна из причин состоит в том, что теме «малой диагностики» уделяется незаслуженно мало внимания в профессиональной литературе. Тем не менее, большинство российских дилерских центров, продвигающих продукцию европейских автоконцернов, предпочитают диагностические приборы Leitenberger каким-либо другим. Помимо официального одобрения автозаводами, их привлекают отличные технические и эксплуатационные характеристики, широкий ассортимент, насчитывающий более сотни различных моделей (в том числе для работы с грузовой автотехникой), а также наличие необходимых метрологических сертификатов.

Диагносту, электрику, слесарю
Выше упоминалось, что измерение давления и температуры - «конек» фирмы Leitenberger. В ее каталоге изделий для автосервиса можно найти любые приборы для этих целей, в том числе, инструменты для углубленного тестирования и сервисного обслуживания двигателя и его систем. Ознакомимся вкратце с их ассортиментом. Механическая система. Диагностам известно, насколько непросто с абсолютной достоверностью установить нарушение работоспособности «механики» двигателя и, тем более, точно указать ее причину. Именно поэтому существует немало приборов, позволяющих подтвердить возникшие подозрения о неполадках. Для этих целей Leitenberger предлагает разнообразные модели компрессометров и тестеров для проверки герметичности надпоршневого пространства. Назвать эти приборы уникальными нельзя, но исполнены они очень грамотно, что способствует быстрой и удобной работе. Корпуса аналоговых манометров защищены от случайных ударов. Для подсоединения к двигателю используются гибкие, достаточно длинные пневмошланги с надежными, быстросъемными коннекторами. Солидный перечень аксессуаров включает удлинители, переходники и адаптеры буквально на все случаи жизни, что позволяет сформировать оптимальный комплект для любых объектов обслуживания: грузовых, легковых и мотоциклетных двигателей, бензиновых или дизельных. Leitenberger производит как привычные, механические измерительные приборы, так и электронные. Для проверки компрессии можно воспользоваться современным универсальным тестером давления. Универсальный тестер - это цифровой дисплей, память, разъем для подключения к компьютеру, комплект из почти полусотни адаптеров и практически безграничные возможности применения. Тестер может регистрировать давление в диапазоне от 0 до 60 бар, причем как газов, так и жидкостей. Это позволяет измерять не только компрессию, но и давление в системах подачи топлива, смазки, наддува воздуха двигателей любых типов. Система смазки. Основной параметр, отражающий исправность системы смазки, - давление масла. Функциональность тестеров давления масла во многом определяется разнообразием адаптеров для подсоединения к системе смазки двигателей разной конструкции. С этой точки зрения приборы Leitenberger - одни из лучших. Кстати, в этой же группе оборудования представлен отличный инструмент для тех, кто занимается ремонтом и обслуживанием АКПП. Это набор для измерения давления трансмиссионной жидкости. С его помощью можно проверить логику работы коробки и исправность исполнительных элементов. Прибор позволяет работать с автомобилями BMW, Mercedes-Benz, Opel, Ford, Renault, Honda, Mitsubishi. Температура масла также влияет на работоспособность системы смазки и характеризует тепловой режим двигателя. Для ее измерения можно воспользоваться специальным цифровым термометром. Датчик, размещенный на гибком щупе диаметром 5 мм, позволит легко проникнуть внутрь двигателя или агрегата трансмиссии и определить температуру масла с точностью ?2%. Помимо таких, узкоспециализированных моделей, Leitenberger производит прекрасные универсальные приборы для определения температуры контактным и бесконтактным способом. Например, одна из цифровых моделей оснащается комбинированным датчиком, который можно использовать для замера температуры твердых поверхностей, а также любых жидкостей и газов. Причем, его диапазон измерения составляет от –50 ?С до +1150 ?С при разрешении в 0,1 ?С! Согласитесь, уникальный инструмент для детальной проверки любых агрегатов и систем автомобиля: двигателя, системы охлаждения, кондиционирования, тормозов и других.
Топливная система. Фирма Leitenberger предлагает полный арсенал приборов для углубленного исследования топливной системы бензиновых и дизельных двигателей. Основной инструмент для контроля системы топливоподачи инжекторных моторов - тестер давления. Он позволяет измерять давление в различных точках системы и проверять ее герметичность. К услугам диагностов - несколько моделей тестеров в различной комплектации. Стандартный тестер оснащается тридцатью адаптерами. Примерно столько же можно приобрести дополнительно, что даст возможность работать практически со всеми известными типами систем впрыска. Для проверки эффективности распыления топлива и герметичности механических инжекторов можно воспользоваться насосами с ручным приводом. При испытании дизельных форсунок эти устройства также позволяют отрегулировать давление открытия. В программе Leitenberger есть немало интересных приборов для проверки топливной аппаратуры дизелей, в том числе самых современных. Недавно она пополнилась многочисленной группой уникальных тестеров для диагностики систем типа Common Rail. С их помощью можно точно измерить колоссальное рабочее давление, развиваемое насосом (до 1600 бар), и выявить отклонения в производительности электромагнитных форсунок методом сравнения расхода топлива через магистрали обратного слива.
Диагностика и ремонт топливной системы часто связана с необходимостью ее опорожнения и последующей заправки. Для откачки любых типов топлива фирма выпускает пожаробезопасные электронасосные станции с производительностью 100 и 200 л/ч. Другие устройства позволяют, наоборот, заполнить топливную систему дизеля после ремонта для предотвращения «сухой» работы ТНВД. Система охлаждения. Проверка работоспособности системы охлаждения заключается в контроле ее герметичности и состояния антифриза. В каталоге Leitenberger представлены несколько моделей тестеров герметичности разной степени сложности. Наиболее простые устройства представляют собой ручной насос с манометром, с помощью которого в системе создается избыточное давление. О степени герметичности судят по темпу его падения. Для подсоединения насоса к системам охлаждения различной конструкции тестер комплектуется большим набором заглушек и адаптеров. В более сложных диагностических приборах испытательное давление подается от централизованной системы сжатого воздуха, точно регулируется и измеряется манометром с цифровой индикацией. В состав таких приборов входит датчик для измерения температуры термостата. С их помощью можно выполнить углубленное исследование системы охлаждения: помимо рабочего давления и герметичности проверить работоспособность термостата, обнаружить трещину в прокладке ГБЦ или блоке цилиндров. Впрочем, для быстрой и достоверной проверки прокладки или головки блока на наличие трещины, соединяющей полость цилиндра с рубашкой охлаждения, можно воспользоваться другим, несложным приспособлением - CO2-детектором. Он устанавливается на расширительный бачок системы охлаждения. Жидкость, находящаяся в колбе детектора, реагирует на наличие даже незначительной концентрации углекислого газа изменением цвета. В детекторе применяются два типа жидкости - для бензиновых и дизельных моторов. Для проверки концентрации антифриза предлагаются рефрактометры. Они подходят для испытания любых типов охлаждающих жидкостей, а также для определения плотности электролита и стеклоомывающей жидкости. Прибор показывает не только величину плотности жидкости, но и значение температуры, ниже которой ее использование опасно. В данном разделе оборудования есть приборы не только для диагностики, но и для обслуживания системы охлаждения. С помощью довольно простого приспособления, разработанного фирмой Leitenberger, можно быстро и полностью заправить систему охлаждения без образования воздушных пробок. Заполнение антифриза происходит под действием разрежения, создаваемого в системе за счет эжекции сжатого воздуха. Система зажигания. Немецкие инженеры, конечно же, не могли обойти вниманием одну из важнейших систем двигателей с искровым зажиганием. Для ее исследования в 2- и 4-тактных моторах предлагаются профессиональные стробоскопы. Измеряемые параметры (угол опережения зажигания, угол замкнутого состояния контактов прерывателя и частота вращения) отображаются на цифровом дисплее. Используя дизельный адаптер с детектором впрыска, стробоскоп можно использовать для измерения опережения впрыска топлива в дизельных двигателях. К адаптеру предлагаются сменные зажимы для подсоединения к топливным трубопроводам различного диаметра. При проверке системы зажигания двигателя и регулировке ГРМ будет очень кстати простое, но оригинальное приспособление для определения положения ВМТ поршня. Оно справится с этой задачей значительно успешнее, чем опущенная в свечное отверстие отвертка. Среди многочисленных «малых» приборов Leitenberger для диагностики и обслуживания систем двигателя можно отметить цифровые тестеры для проверки усилия натяжения зубчатых ремней. Недорогой прибор гарантирует точное соответствие этого параметра рекомендациям производителя, что обеспечит максимальный ресурс ремней и подшипников навесного оборудования. Большой интерес представляет серия ручных насосов, предназначенных для создания избыточного давления и разрежения. Такие инструменты позволяют проверить исправность любых датчиков и исполнительных элементов двигателя, управляемых давлением: MAP-сенсоров, вакуумных усилителей, клапанов рециркуляции, регуляторов давления топлива, наддува воздуха и других. В отдельную группу выделены приборы для контроля деталей выпускной системы двигателя, влияющих на уровень эмиссии вредных компонентов. Анализатор противодавления в системе выхлопа дает возможность выявить снижение пропускной способности катализатора в результате засорения или перегрева, приведшего к спеканию. С помощью компактного тестера лямбда-зонда можно визуально наблюдать изменение сигнала коррекции состава топливной смеси. Оценивая его величину и быстродействие, можно делать вывод об исправности кислородного датчика. Помимо двигателя в «зону внимания» фирмы Leitenberger попадают системы тормозов, кондиционирования и бортового электропитания, электрические цепи и устройства безопасности. В отношении гидравлической тормозной системы выпускаются приборы для контроля состояния тормозной жидкости, станции для ее откачки и заполнения и тестеры для проверки давления в системе. Тормозная жидкость проверяется на содержание воды и температуры кипения. Для ее испытания предлагаются электронные тестеры и рефрактометры. Среди тестеров давления есть несколько комплектов, предназначенных для проверки пневматических тормозов коммерческих автомобилей. При значительном объеме работ по ремонту тормозных систем можно приобрести подходящую модель станции для замены тормозной жидкости. Они выпускаются в мобильном или переносном варианте, с питанием от сети или аккумулятора. Станция позволяет в автоматическом режиме удалить старую жидкость, проверить систему на герметичность и заправить. С ее помощью также можно обслуживать гидравлическую систему сцепления. Одна из самых многочисленных групп оборудования предназначена для диагностики электросистемы автомобиля. Здесь можно обнаружить много интересного: многофункциональные электрические пробники, традиционные мультиметры, бесконтактные датчики для измерения больших токов, приборы для проверки состояния АКБ, тестеры исправности свечей накаливания дизельных двигателей. Отдельно стоит упомянуть серию устройств, предназначенных для сохранения электронных данных (кодов ошибок, настроек магнитол, систем доступа в автомобиль, установок регулировки сидений и т.д.) при временном отсоединении аккумуляторной батареи. Они представляют собой небольшие резервные источники питания, которые подключаются к системе через прикуриватель. Любой электрик знает, что установить факт обрыва или короткого замыкания цепи не так сложно, как в жгуте проводов обнаружить место, где произошло повреждение. Для решения этой трудоемкой задачи фирмой Leitenberger разработаны оригинальные детекторы, которые позволяют сэкономить время и избежать серьезных арматурных работ. Детектор состоит из передатчика и приемника. Передатчик соединяется с неисправной цепью через блок предохранителей и возбуждает в ней переменный электрический сигнал. Настроенный на частоту передатчика, приемник перемещается вдоль проводки. Направление перемещения к месту повреждения указывается светодиодными индикаторами прибора. При достижении приемником места обрыва или короткого замыкания принимаемый сигнал прерывается.
Несколько моделей приборов предназначены для проверки электропроводки грузовой техники с напряжением питания 24 В. В основном, они используются для контроля цепей питания осветительных приборов траков и прицепных устройств через соединительные электроразъемы. Приборы и приспособления Leitenberger помогут проверить исправность компонентов системы кондиционирования и провести ее обслуживание, точно установить давление в шинах. С их помощью можно выполнить даже такие экзотические сервисные операции, как контроль усилия, развиваемого приводом стеклоподъемников, или усилия прижатия щеток стеклоочистителя. При этом можно быть абсолютно уверенным в точности полученных данных. Пожалуй, сказанного достаточно, чтобы убедиться в том, что «малая диагностика» играет важную роль при проверке и обслуживании практически всех систем автомобиля. Что касается фирмы Leitenberger, она заслуженно пользуется авторитетом в этой области сервисной техники. Нет сомнений, что в каталоге ее продукции каждый мастер автосервиса найдет для себя много полезных приборов и приспособлений. Познакомиться с полным ассортиментом вспомогательного диагностического оборудования немецкой фирмы можно в столичной компании «Эквинет», в распоряжении которой есть русскоязычная версия каталога.

 
Rambler's Top100