• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Jig, Jig, Jig… - уноси готовенького!"

"Jig, Jig, Jig… - уноси готовенького!"
Раздел: Оборудование для правки кузова
Журнал: "Автомобиль и Сервис" (www.abs.msk.ru)
№ журнала: октябрь, 2005
Дата публикации: 01.10.2005

Итальянская фирма Globaljig International – апологет высокопроизводительных систем кузовного ремонта на основе универсальных шаблонов, «джигов». В этом году фирма представила ряд новых разработок, вызвавших живой интерес специалистов кузовного ремонта. С их помощью можно быстро и точно восстановить геометрию кузова аварийного автомобиля. Новинки тем более любопытны, что не ориентированы на применение традиционной для Globaljig методики работы «по шаблону».

Фирма Globaljig не новичок на российском рынке гаражного оборудования. С ее качественной, надежной продукцией наши мастера кузовного ремонта знакомы без малого десять лет. Как у нас в стране, так и во всем мире Globaljig известна прежде всего как разработчик наиболее удачной системы перенастраиваемых, универсальных шаблонов. С их помощью можно надежно закрепить поврежденный кузов любого автомобиля к раме правочного стенда, используя технологические отверстия в его нижней части. Основа ассортимента фирмы Globaljig – серия универсальных рамных стендов для правки кузовов с использованием комплекта универсальных шаблонов, или «джигов».
Нелишним будет напомнить основные преимущества кузовного ремонта с применением шаблонов:
- в отличие от крепления за отбортовки порогов, фиксация кузова к раме стенда осуществляется в большем количестве точек, что значительно надежнее;
- поскольку места крепления шаблонов повторяют всю сеть контрольных точек кузова, смонтированная на раме стенда джиговая система одновременно является наглядным средством измерения его геометрии;
- шаблонная система существенно упрощает и ускоряет работу по исправлению повреждений, так как не составляет труда визуально определить направление приложения усилия и дозировать его;
- неповрежденные элементы кузова постоянно жестко закреплены, а потому их непредвиденная деформация при правке исключается;
- шаблонный стенд, по сути, является аналогом заводского сварочного кондуктора, что позволяет добиться исключительной точности восстановления геометрии кузова, сопоставимой с конвейерной.
Отмеченные достоинства шаблонных правочных стендов Globaljig обусловили их популярность у авторемонтников. Тем более что шаблонный метод восстановительного ремонта рекомендуется к использованию большинством автопроизводителей и страховых компаний как гарантирующий наиболее качественный результат. Сказанное не означает, что прочие способы кузовного ремонта не имеют права на существование. Это мнение разделяют и специалисты фирмы Globaljig, добавившие в этом году к ассортименту своей продукции несколько «нешаблонных» моделей. Впервые они были показаны на выставке Autopromotec, проходившей весной в Болонье. Новинки от Globaljig также демонстрировались на московском Мотор Шоу. Выставленные на стенде столичной компании «Эквинет», активно продвигающей продукцию Globaljig на российский рынок, они вызывали повышенный интерес посетителей.
Одна из новинок - компьютерная измерительная система Global Scan. Ее назначение - контроль геометрии нижней части кузова автомобиля и определение положения верхних точек крепления амортизационных стоек. Определение координат контрольных точек выполняется бесконтактным методом с использованием лазерного сканирования. Для этого в контрольных точках платформы автомобиля (они для каждой модели указываются в технологической карте) устанавливаются светоотражающие мишени, снабженные магнитными адаптерами. Под днищем автомобиля в произвольной позиции помещается переносной модуль, представляющий собой одновременно источник и приемник лазерного излучения. Входящие в его состав импульсные лазерные излучатели сканируют пространство, освещая светоотражающие мишени. Отраженный от мишеней сигнал улавливается фотодатчиками. Данные сканирования направляются в процессор РС, где обрабатываются с определением точных (погрешность до 1 мм) координат каждой точки в трех измерениях. Результаты измерений сравниваются с эталонными параметрами, хранящимися в базе данных, и отображаются на дисплее компьютера.
Система Global Scan также позволяет определить координаты верхних точек крепления амортизационных стоек. Для этого в комплект оборудования входит специальная измерительная рамка. После ее установки определенным образом измерения выполняются также в автоматическом режиме методом сканирования мишеней, размещенных на нижней поперечине рамки.
На сегодняшний день Global Scan является одной из самых продвинутых измерительных систем. В отличие от компьютерных измерителей с механическим измерительным узлом типа Reach and Touch («дотянись и коснись») она не требует точного позиционирования кузова относительно уровня горизонта и продольной оси стапеля, к тому же нечувствительна к изменению положения сканера на протяжении работы. Калибровка системы осуществляется по четырем неповрежденным точкам кузова, которые выбираются в качестве базовых. После ее выполнения координаты остальных точек определяются относительно базы. Рекомендуемые базовые точки указываются в технологической карте. Если есть подозрение, что они смещены, оператор может указать альтернативные базовые точки. Система способна одновременно определять координаты до 18 точек. Причем информация о результатах измерения обновляется каждые три секунды. Это позволяет в процессе правки наблюдать изменение геометрии платформы кузова практически в режиме реального времени.
В состав измерительной системы Global Scan входит буквально всеобъемлющая база данных с геометрическими параметрами кузовов более чем 7000 автомобилей, которая поставляется на трех компакт-дисках. База построена по региональному принципу и включает автомобили для европейского, североамериканского, азиатского и даже южноафриканского рынков. Она обновляется дважды в год на основании самых свежих заводских спецификаций, получаемых от автопроизводителей.
Интерфейс программного обеспечения прост и удобен в использовании. После ввода данных об автомобиле на экране монитора отображается схема нижней части его кузова. На схеме указывается расположение контрольных точек, в том числе тех, что рекомендуется использовать в качестве базовых. После проведения измерительного цикла возле каждой точки указываются величины отклонения в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также направление смещения. Отклонения, превышающие допустимые значения, выделяются красным цветом. Программа позволяет документировать результаты измерений геометрии кузова до и после ремонта с указанием данных о клиенте, автомобиле, страховой компании и т.д. Для этого в составе системы предусмотрен цветной принтер. Программное обеспечение адаптировано к работе в локальной и Интернет-сети. Все составляющие измерительной системы удобно размещаются внутри изящной мобильной стойки.
Преимущества измерительной системы Global Scan очевидны:
- предельно быстрая и простая подготовка к работе;
- одновременный контроль большого количества точек кузова;
- отслеживание изменения геометрии кузова в режиме реального времени;
- исчерпывающая, актуальная база данных;
- универсальность, совместимость с любым технологическим оборудованием для правки кузовов.
О последнем стоит сказать особо. Действительно, система полностью универсальна не только с точки зрения марок и моделей ремонтируемых автомобилей, но и с точки зрения совместного использования со стапелями разной конструкции. Ее одинаково успешно можно применять, работая и на ремонтном подъемнике, и на рамном правочном стенде. Помимо этого систему Global Scan можно и нужно использовать на посту приемки для оценки степени повреждения автомобиля и контроля выполненной работы. Поскольку пост приемки чаще оборудуется обычным двухстоечным подъемником, для удобного размещения лазерного сканера разработана телескопическая стойка. Ее можно приобрести дополнительно.
«Нешаблонной» система Global Scan была названа потому, что совместное использование измерительной и полноценной шаблонной системы - что называется, «масло масляное». И та, и другая система позволяет точно позиционировать контрольные точки поврежденного кузова. Поэтому вслед за компьютерной системой промера кузова специалисты Globaljig разработали «нешаблонный» стапель, в составе которого она будет выглядеть наиболее органично. Скажем сразу, конструкция получилась очень интересной и многообещающей в плане удобства, быстроты и точности работы.
Новинка, получившая название Trilogy, представляет собой рамный правочный стенд. Его основа - прочная прямоугольная рама размерами 4 м х 0,94 м помещена на электрогидравлический подъемный механизм ножничного типа грузоподъемностью 3,5 т. В любую точку рамы можно закрепить 8-тонное тяговое устройство. Оно представляет собой вертикальную стойку с гидроцилиндром, который передает усилие на тяговую цепь через систему блоков. Направление приложения усилия может изменяться в широком диапазоне углов даже без перемещения тягового устройства. Его конструкция такова, что стойка имеет несколько степеней свободы.
В этом нет ничего необычного. Необычен способ, предложенный для установки автомобиля на стапель. В комплект стапеля входят два сборных боковых трапа, каждый из которых состоит из четырех секций. Автомобиль закатывается на трапы по въездным рампам. Далее под силовые элементы днища автомобиля подводятся четыре поворотных кронштейна с установленными на них резиновыми опорными подушками. Кронштейны имеют возможность не только поворачиваться в горизонтальной плоскости, но и перемещаться вдоль рамы стапеля по продольным направляющим, так что не составит труда поднять автомобиль с любой конструкцией днища. Автомобиль приподнимается, при этом трапы освобождаются. Секции трапов попарно складываются и получаются четыре прочные подставки высотой порядка метра. Автомобиль устанавливается колесами на подставки, и теперь ничто не мешает подготовить стапель к креплению кузова.
Для этого на продольных направляющих крепятся четыре поперечных траверсы. На них монтируются струбцинные зажимы для фиксации кузова за отбортовки порогов (если таковые имеются). Если отбортовок нет - используются адаптеры для крепления за технологические отверстия в порогах. Затем рама стапеля с установленными зажимными приспособлениями поднимается, кузов автомобиля крепится, а освобожденные подставки убираются. Установка автомобиля на стапель Trilogy - исключительный случай, когда «сказка сказывается» дольше, чем «дело делается». Проверено, что «на все про все» уходит порядка пяти минут. Правда, на этом завершается основная, обычная фаза процесса фиксации кузова. Помимо этого разработчики из Globaljig предусмотрели возможность необычного, дополнительного крепления кузова. В реализации этой идеи невооруженным глазом видны «джиговые» традиции фирмы.
Для размещения дополнительных узлов крепления используются уже выполнившие одну из своих функций поворотные кронштейны. В кронштейн вместо опорной подушки можно установить стойку с закрепленными на ней регулируемыми адаптерами и переходниками нужной конфигурации из имеющихся в комплекте. В результате получается несколько упрощенный аналог джига. Упрощенный в том смысле, что он не является средством измерения, а лишь крепежным элементом, который можно адаптировать для дополнительной фиксации любого элемента кузова в подходящем для этого месте.
Для чего это нужно? Прежде всего для того, чтобы можно было прикладывать максимальные усилия правки без опасения сорвать автомобиль с рамы стапеля. Профессионалам хорошо известно, что 4-точечное крепление за пороги не является абсолютно надежным, особенно когда отбортовки повреждены или подгнили. Кроме этого, дополнительные крепления помогут при правке поврежденных участков кузова избежать неконтролируемой деформации сопряженных с ними неповрежденных зон.
Не нужно забывать, что стапель Trilogy разрабатывался с учетом использования совместно с измерительной системы Global Scan. Союз двух технологий предоставляет солидное преимущество в работе. Методика правки может выглядеть таким образом. После крепления кузова за пороги с помощью измерительной системы быстро выявляются поврежденные элементы кузова. Контрольные точки, не вышедшие из допуска, дополнительно закрепляются с помощью регулируемых джигов. Правим только то, что подлежит правке, одновременно отслеживая ход работы на экране монитора. Как только кузовная деталь встает на место, ее фиксируют джигом и можно смело переходить к следующей. И так до полной победы. Таким образом, несмотря на использование «нешаблонных» методов, все этапы восстановления кузова выполняются предельно быстро, точно и с одного захода. Так что фраза, вынесенная в заголовок статьи, не является большим преувеличением.
Тем, кто делает ставку на применение самых современных технологий кузовного ремонта, сообщим, что последние разработки фирмы Globaljig можно приобрести в компании «Эквинет». Причем, покупая полную правочную систему, включающую стапель Trilogy и компьютерный измеритель Global Scan, можно еще и прилично сэкономить.

 
Rambler's Top100