• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Рекомендует «Автолак». Индукционный нагрев - новая технология авторемонта"

"Рекомендует «Автолак». Индукционный нагрев - новая технология авторемонта"
Раздел: Оборудование для правки кузова
Журнал: "Автомобиль и Сервис" (www.abs.msk.ru)
№ журнала: октябрь, 2005
Дата публикации: 01.10.2005

Восстановление нарушенной геометрии любой металлической конструкции по своей физической сути - это процесс пластической деформации. Существенно облегчить протекание последней, а заодно снизить вероятность нарушения целостности металлического изделия позволяет его нагрев. Горячий металл, становясь пластичнее и «мягче», легче поддается рихтовке. Только вот нагреть локальный участок, к примеру, поврежденной рамы автомобиля не так-то просто.

О каком инструменте прежде всего вспоминает жестянщик, столкнувшийся с необходимостью прогрева ремонтируемого участка одной из составляющих автомобиля? Правильно, о газовой горелке. Однако этот инструмент для авторемонта, мягко говоря, не самый удобный. Во-первых, работа с открытым огнем требует исключительной осторожности. А во-вторых, и это главное, равномерно, то есть с одинаковой температурой прогреть значительный по площади участок массивной детали очень часто невозможно. Ведь нагреть такой участок необходимо до нескольких сотен градусов, причем не переборщить. Перегрев выше определенной температуры чреват необратимым нарушением структуры сплава и недопустимым снижением его прочностных характеристик. Учитывая то, что температура в факеле кислородно-ацетиленового пламени достигает около 3600 ?С, деталь приходится нагревать, перемещая горелку с виртуозной ловкостью. Тем не менее локальный перегрев, а то и «прожог» детали вовсе не исключение. К тому же при таком способе слишком велика зона термического влияния (З.Т.В.) - тепло прекрасно распространяется даже к отдаленным участкам детали, на которой могут быть закреплены не терпящие нагрева узлы и компоненты автомобиля.
Известен и другой способ локального прогрева деталей с помощью графитового или медного электродов, подсоединяемых к электрическому сварочному аппарату. Но таким образом хорошо прогревать лишь тонкие участки панельных деталей кузова. Нагреть таким электродом массивную деталь до необходимой температуры весьма проблематично.
Так что же, так и обречены ремонтники «тянуть» рамы или балки вхолодную, прикладывая неимоверные усилия, а в ряде случаев выносить вердикт о невозможности восстановления детали и необходимости ее замены? Специалисты компании «Автолак» убеждены, что ситуация не безвыходная, если воспользоваться уникальной технологией индукционного нагрева фирмы Alesco.
Тут уместно сделать небольшое отступление. Сам по себе индукционный, с помощью переменных токов, нагрев металлических изделий известен в технике с 20-х годов прошлого столетия. Вспомним, что температура металла определяется колебательной энергией атомов, составляющих его кристаллическую решетку. Металлы являются хорошими проводниками электрического тока, который способен настолько «раскачать» атомы, что металлическое изделие способно даже расплавиться. Причем такой нагрев легко контролировать, ограничивая его степень величиной проходящего тока. И вовсе не обязательно использовать для разогрева такой источник тока как трансформатор, выводы от которого подключаются к изделию. Электрический ток в металле можно создать (возбудить) и бесконтактным способом, поместив деталь в мощное переменное магнитное поле. По известному закону, открытому еще Ампером, под действием переменного магнитного поля создается упорядоченное движение электронов в металле - иначе говоря, прохождение через него электрического тока. Причем к.п.д. такого процесса приближается к 100%, а область возбуждения тока (и нагрева) не выходит за пределы границ воздействующего магнитного поля.
При этом технически несложно создать переменное магнитное поле любой конфигурации и площади. Эта задача решается с помощью излучателей (индукторов) разной формы и размеров, запитываемых от мощного источника переменного тока.
Как было сказано выше, индукционный нагрев известен давно и нашел широкое применение в различных технологиях: пайка, закалка, литье и т.д. Однако в автомобильном ремонте такой способ пока известен мало. Пионером в создании авторемонтного оборудования с использованием индукционных нагревателей является шведская фирма Alesco, поставляющая свою продукцию более чем в 40 стран.
По своей конструкции аппараты Alesco состоят из двух основных узлов: источника питания и охлаждаемого индуктора, с помощью которого нагревается изделие. В этих агрегатах (похожих на сварочные аппараты) отсутствуют элементы, подверженные износу, что делает их чрезвычайно надежными и долговечными. Немаловажно то обстоятельство, что индукторы Alesco запитываются электрическим током низкой, промышленной частоты. Стало быть, эти аппараты безопасны для персонала, так как о возбуждении вредных для людей высокочастотных электромагнитных полей не может быть и речи.
Вообще работу индукционных нагревателей можно отнести к «чистым» способам нагрева. Причем создаваемое индуктором магнитное поле легко проникает в толщу металла через различные диэлектрики: ржавчина, краска, загрязнения. Тепло как бы «закачивается» внутрь металлической детали, причем его количество легко дозируется блоком электронного управления аппарата. Коэффициент полезного действия шведских аппаратов очень высок - 98%, а их конструкция обеспечивает исключительную электрическую и пожарную безопасность проведения ремонтного процесса.
Отечественным авторемонтникам данная технология действительно практически неизвестна. Даже в нашей редакции, где «по долгу службы» обязаны быть знакомы с любыми способами ремонта автомобилей, об индукционном нагреве было известно очень мало. В то же время метод весьма интересен и перспективен. В первую очередь тем, что позволяет экономить массу времени при демонтаже различных узлов и агрегатов, там, где без нагрева никак не обойтись. К примеру, при отвинчивании гайки рулевой сошки, демонтаже задней части глушителя или шкворней. Список подобных операций может продолжить любой слесарь. Так вот, используя для нагрева открытое пламя, придется провести множество подготовительных работ - от отключения аккумулятора (что не всегда желательно) и демонтажа различных жгутов и трубопроводов до снятия бензобака с автомобиля. Представляете, сколько на все это потребуется времени! С индукционным нагревателем все упрощается и ускоряется многократно. Сам по себе индуктор холодный - его можно без малейшего риска «просовывать» в самые неудобные места. А дальше все очень просто: нажатие кнопки - и неподатливая могучая гайка (или другая деталь) прогревается за несколько секунд. Причем греется только локальный участок, в соседние тепло не попадает. Затем неподатливый узел расстыковывается легким движением руки. Мечта, да и только! Во-первых, аппараты Alesco позволяют расширить номенклатуру ремонтируемых кузовных деталей, не ограничивая их список лишь тонкостенными панельными элементами. Появляется возможность быстро восстановить геометрию силовых элементов, к примеру, деформированных передних лонжеронов. Конечно, их можно нагреть горелкой, но в этом случае придется демонтировать весь моторный отсек. Если же воспользоваться индуктором, то достаточно отсоединить двигатель от подушек и вывесить его.
Ну и, конечно, для данной технологии имеется неограниченное поле деятельности при ремонте грузовых и иных рамных транспортных средств. За рубежом давно оценили преимущества индукционного нагрева при таком ремонте и производят соответствующее оборудование. Например, известный шведский производитель стапелей для восстановления рам и кабин грузовых автотранспортных средств - компания Josam комплектует свои правочные агрегаты аппаратами Alesco 2000.
Предлагаемые компанией «Автолак» аппараты Alesco различаются по своей мощности, цене и области применения. Наиболее простая модель «500» предназначена для «деликатных» работ: нагрева «прикипевших» гаек и болтов, локального прогрева панельных элементов (в том числе алюминиевых) при их осадке и т.д. Более мощные модели «1000» и «3000» предназначены для прогрева массивных изделий: рам и балок автомобилей, блочных деталей. Кроме того, с их помощью легко осуществляется горячая посадка различных валов, стопорных колец, подшипников и др.
Новая технология ремонта опробована на производственном участке компании «Автолак». Мастера дают о ней исключительно положительные отзывы, в частности, отмечая, что мобильные аппараты Alesco позволяют существенно ускорить многие ремонтные операции. При «бесконтактном» нагреве полностью отсутствует риск термического повреждения различных элементов, находящихся вблизи зоны нагрева. А температура нагреваемой поверхности и количество тепловой энергии, «закачиваемое» в нее, контролируется с высокой точностью.

 
Rambler's Top100
Фильтры фгу
Продажа фильтров для очистки воды. Характеристики фильтров, цены
technooyl.com