• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Одной левой"

"Одной левой"
Раздел: Оборудование для диагностики и обслуживания бензиновых двигателей
Журнал: "Автомобиль и Сервис" (www.abs.msk.ru)
№ журнала: август, 2005
Дата публикации: 01.08.2005

Концерн Bosch активно обновляет линейку приборов серии FSA. Следствием этого стало появление нового представителя семейства - компактного анализатора двигателя модели FSA 450. Прибор, легко размещающийся в одной руке, укомплектован «по высшему разряду» и обладает отменными техническими характеристиками, что позволяет успешно диагностировать двигатель и электронные компоненты современного автомобиля.

Без преувеличения сумасшедшие темпы развития микроэлектроники приводят к тому, что вся цифровая техника стремительно уменьшается в размерах. С каждым годом все больше «сжимаются» средства мобильной связи, «худеют» ноутбуки, «усыхают» модели аудио- и видеотехники. Появляются компактные устройства, объединяющие в себе несколько разноплановых функций. Причем миниатюризация и многофункциональность не идут в ущерб техническим характеристикам и возможностям электронных приборов.
Аналогичный процесс наблюдается и в области инструментальных средств диагностики. В программах известных производителей диагностического оборудования растет удельный вес цифровых «приборов-на-ладони». Компактность диагностического прибора - не самоцель, а средство. Портативный прибор удобнее в работе и мобильнее. Последнее позволяет использовать его не только на стационарном рабочем месте, но и «на линии». Если говорить конкретно о моторной диагностике, то компактный тестер дает возможность проверить работоспособность систем двигателя в условиях реальных нагрузок, при ездовых испытаниях. Так без использования дорогостоящего мощностного стенда можно выявить специфические неисправности, не проявляющиеся в безнагрузочных режимах. Это придает процессу поиска неисправностей иное качество, значительно расширяет его возможности.
До недавнего времени считалось, что неизбежной расплатой за компактность диагностического прибора является некоторое ухудшение характеристик и функциональных возможностей в сравнении с аппаратурой «кабинетного» исполнения. Прогресс в разработке аппаратных и программных средств миниатюрной электронной техники нивелировал эти недостатки. Современный «прибор-на-ладони» высокого уровня - полнофункциональный инструмент с великолепными техническими характеристиками. Убедительный пример тому - новый анализатор двигателя Bosch FSA 450, представленный на рынок этим летом.
FSA 450 - продукт класса High-Tech, базирующийся на новейших ноу-хау в области микропроцессорной техники. При его создании учитывались современные тенденции развития электронных систем управления и методологии диагностирования. Если сравнивать новинку с консольным мотортестером, то единственное ее отличие - отсутствие полноценной экспертной системы. Разработчик портативного мотортестера подчеркивает, что полностью реализовать исследовательские возможности прибора может только подготовленный диагност. Мощный процессор, проработанный математический аппарат, огромный цветной дисплей, большой комплект кабелей-адаптеров и внешних измерительных датчиков позволят профессионалу быстро и безошибочно обнаружить неисправности в современных двигателях, измерить параметры и визуально проанализировать сигналы в любых электронных и электрических системах автомобиля. Теперь - подробнее.

Невооруженным глазом
Образно говоря, FSA 450 - это прибор-дисплей. Большую часть его компактного корпуса занимает экран с диагональю 8?. Дисплей цветной, имеет высокое разрешение (640х480 точек) и позволяет обрабатывать изображение в формате VGA. Большой размер и высокая разрешающая способность максимально облегчают визуальный анализ измеряемых сигналов.
На лицевой панели расположены органы управления, кнопочная клавиатура и штекерные гнезда для основных измерительных линий. Помимо традиционного способа управления мотортестером предусмотрена возможность удобного переключения режимов работы касанием экрана специальной указкой (функция touch-screen).
Размещенные в нижней торцевой части корпуса коммуникационные разъемы (два последовательных COM-порта, сетевой порт типа LAN и слот для подключения устройства внешней памяти PCMCIA) позволяют подключить мотортестер к компьютеру, локальной сети предприятия, сети Интернет или другим диагностическим приборам. Соединение с компьютером дает возможность загружать программное обеспечение, поставляемое на CD, отправлять полученную информацию для архивирования, а также дистанционно управлять работой анализатора с отображением «картинки» дисплея на мониторе компьютера. Последняя функция исключительно полезна при обучении работе с прибором.
На верхнем торце прибора расположены разъемы, к которым подсоединяются измерительные кабели для исследования первичной и вторичной цепей зажигания, а также внешние датчики. Здесь же находится гнездо питания от 12 В источника. Входящие в комплект прибора кабели позволяют подавать напряжение с клемм аккумулятора, от прикуривателя или от сетевого преобразователя. К тому же анализатор имеет встроенный аккумулятор, обеспечивающий его полную автономность. Все это, включая электронную «начинку», упаковано в эргономичный ударопрочный корпус с защитными накладками и весит всего 1,4 кг. Так что «вся моторная диагностика» может легко разместиться в одной руке или расположиться на небольшом горизонтальном «пятачке» на подставке.
Исследовательские возможности мотортестера во многом определяются составом комплекта измерительных кабелей и датчиков. В этом новому прибору Bosch нет равных в данном классе оборудования. Помимо базового комплекта кабелей-адаптеров, упакованного вместе с прибором в пластиковый кейс и насчитывающего порядка 20 позиций, дополнительно можно выбрать немало измерительных соединителей и сенсоров. Среди них есть весьма редкие, но очень полезные в работе, например, ИК-датчик температуры с диапазоном измерения от 18 до 260 ?С или токоизмерительная цанга для бесконтактного измерения тока силой до 1000 А. В на стоящее время разработчики FSA 450 интенсивно работают над созданием комплекта COD-адаптеров для исследования устройств зажигания с индивидуальными катушками. Специалисты единодушны во мнении, что такой комплектации могут позавидовать многие консольные анализаторы.

Функциональность
Если говорить о структуре мотортестера FSA 450, то он представляет собой комбинацию двух независимых цифровых устройств: четырехканального запоминающего осциллоскопа и мультиметра, обслуживаемых мощным быстродействующим процессором и большим объемом памяти. Каждое из устройств имеет независимые входы. Как и в любом мотортестере, ключевой фигурой в тандеме является осциллоскоп. В зависимости от текущих задач его можно использовать в трех ипостасях: для отображения формы быстроменяющихся сигналов в электрических цепях, анализа параметров системы зажигания и определения состояния механической системы двигателя.
Работая в режиме осциллоскопа, можно одновременно выводить на дисплей для сравнительного анализа четыре различных параметра. При этом осциллоскоп способен отображать электрические сигналы с амплитудой до 200 В и изменяющиеся с частотой до 10 МГц. В двухканальном режиме частота дискретизации составляет 6 МГц, что позволяет получить высоко детализированные осциллограммы. Электрические сигналы можно синхронизировать с автоматической или ручной установкой триггера по нисходящему или восходящему фронтам и различным уровням напряжения по выбору. Исследование основных датчиков системы управления двигателем (датчиков кислорода, массового расхода воздуха, детонации и т.п.) можно предельно упростить, выбрав в меню соответствующие предварительные установки, автоматически определяющие чувствительность и частоту развертки. Параллельно можно получить подсказку по электрической схеме подключения.
В процессе работы мотортестера происходит постоянная запись отображаемой на дисплее информации в буферную память. В ней в покадровом виде фиксируется история событий, произошедших в течение последних пяти минут испытаний. В любое время диагност может нажатием кнопки сделать мгновенный «снимок» меняющегося процесса, а также «прокрутить» содержимое памяти как назад, так и вперед от отмеченной точки. Результаты измерений можно сохранить в памяти прибора в виде файлов, а по окончании эксперимента перенести в компьютер.
Для просмотра осциллограмм в первичной и вторичной цепях системы зажигания используются отдельные входы и специальные кабели-адаптеры с емкостными датчиками. Разработчики предусмотрели возможность выполнения следующих тестов:
- анализа осциллограмм напряжения в первичной цепи системы зажигания (если она доступна);
- так называемого быстрого теста зажигания, когда анализируется форма высоковольтного сигнала на свече интересующего цилиндра;
- просмотр кривых зажигания во вторичной цепи традиционных систем зажигания с механическим распределителем высокого напряжения;
- то же для систем с катушками, встроенными в распределитель (GM, Toyota, Honda, Mazda, Mitsubishi);
- то же для систем с двухискровыми катушками (типа Wasted Spark), для двигателей с числом цилиндров до 12.
Чтобы упростить анализ кривых зажигания многоцилиндрового двигателя, их можно располагать на дисплее в виде «растра», «парада», накладывать одну на другую, отображать значение пробивного напряжения в разных цилиндрах в форме гистограммы. Одновременно с осциллограммами на дисплей можно вывести значение частоты вращения двигателя.
FSA 450 дает возможность определить состояние механической системы двигателя. Причем это можно сделать несколькими способами, что повышает достоверность результатов анализа. Программным обеспечением прибора предусмотрен экспресс-анализ с помощью так называемого kV-теста. Методика основана на зависимости пробивного напряжения свечи от давления в конце такта сжатия при прокрутке двигателя стартером. В ходе теста измеряются и сравниваются значения пробивного напряжения в разных цилиндрах. Если в каком-то цилиндре этот параметр значительно отличается от средней величины, цилиндр автоматически определяется как потенциально «проблемный».
Вооружившись дополнительными внешними преобразователями, можно проверить это предположение. С помощью упоминавшегося бесконтактного датчика тока можно снять осциллограмму изменения тока стартера в режиме прокрутки двигателя. В список опций также включены такие интересные инструменты, как датчики разрежения и давления. Рабочий диапазон датчика разрежения - от 0 до 2,5 бар, причем датчик способен регистрировать динамические процессы с частотой до 2 кГц. Такие характеристики позволяют использовать его, например, для анализа картины пульсаций разрежения во впускном тракте или выпускной системе двигателя. Полученная информация дает опытному диагносту богатую пищу для анализа. Она позволяет судить о наличии дефектов цилиндро-поршневой группы, нарушениях в работе газораспределительного механизма и прочих отклонениях, приводящих к снижению эффективности сгорания смеси. Используя при измерениях кабель внешней синхронизации (триггерную цангу), можно легко сопоставить любой участок осциллограмм стартерного тока или пульсаций разрежения с фазой рабочего процесса в двигателе.
Датчик давления регистрирует постоянное и изменяющееся давление в диапазоне от 0,5 до 25 бар. При анализе состояния механики двигателя его можно использовать для получения картины изменения давления воздуха в цилиндре, позволяющей определить пиковое давление в такте сжатия (компрессию). Исследовательские возможности этого инструмента существенно шире, поскольку он также может быть использован для измерения давления в жидких средах, например, давления в системе смазки или топливоподачи.
Хорошим подспорьем в работе диагносту будет цифровой мультиметр. С его помощью можно измерить постоянное и переменное напряжение величиной до 400 В, сопротивление до 40 Мом и проверить работоспособность диодов. Информация представляется в цифровой или квазианалоговой форме, автоматически регистрируются минимальные и максимальные значения параметра. В отличие от многих аналогичных приборов в мультиметре FSA 450 реализована такая полезная функция, как графический режим. Она состоит в отображении в графической форме динамики изменения любого измеряемого параметра. В таком виде на дисплей анализатора можно вывести величины напряжения, давления, разрежения, температуры, частоту, длительность импульсов, скважность. Так же как в режиме осциллоскопа, полученную информацию можно сохранять с последующим покадровым просмотром. Графический режим особенно важен для анализа нестационарных процессов в двигателе и его системах.
Таким образом, в одном компактном, мобильном приборе диагност получает великолепный четырехканальный запоминающий осциллоскоп, анализатор различных систем зажигания, анализатор состояния механики двигателя и мультиметр с графическим режимом отображения. Что еще нужно, чтобы «одной левой» разбираться с проблемами современных моторов и прочих электрических и электронных систем автомобиля

 
Rambler's Top100