• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

«ДА ВСЮ ПРАВДУ РАССКАЖИ...»

«ДА ВСЮ ПРАВДУ РАССКАЖИ...»
Раздел: Оборудование для диагностики и обслуживания инжекторных двигателей
Журнал: "Автомобиль и Сервис" (www.abs.msk.ru)
№ журнала: июнь, 2005
Дата публикации: 01.06.2005

Заголовок этот - не метафора. Голосовой диагностический информатор «ГИД» расскажет о моторе вашего автомобиля все, что знает. А знает он немало.

«ГИД» как таковой
Современная техника умеет говорить. Автоматика сообщает летчику: «Выходите из пике, через 30 секунд сработает катапульта». На промышленных предприятиях оператор слышит указания системы: «Снижайте температуру» или, положим, «Повышайте давление». Дома дают советы стиральные машины: «Засыпьте моющее средство, выберите программу стирки». Примеров реализаций подобных речевых технологий - множество.
А что автомобилисты? Сегодня они тоже получили возможность выслушивать свой автомобиль - причем в буквальном смысле слова. Российские электронщики разработали новый прибор под названием «ГИД», что означает «Информатор голосовой диагностический».
Фактически это тестер, предназначенный для диагностики бензиновых двигателей с блоками управления «МИКАС 5.4», «МИКАС 7.2», «АВТРОН» (автомобили «Волга», «Газель», «Соболь», «УАЗ» «Баргузин») и «Январь» (автомобили ВАЗ).
Основные функции «ГИДа» таковы:
- речевые сообщения о текущих и сохраняемых неисправностях системы управления;
- подсказки (опять же речевые!) по ремонту;
- сброс накопленной информации о неисправностях блока управления;
- речевая информация о параметрах работы системы: «Расход воздуха», «Состав смеси», «Расход топлива», о наличии детонации, перегреве двигателя и многих других;
- коррекция состава смеси и октан-корректора;
- проверка баланса работы цилиндров двигателя.
Разработчики вложили в «ГИД» многолетний опыт работы с электронными системами управления двигателями. Они справедливо полагают, что прибор будет полезен и в небольшом автосервисе, и в гараже крупного предприятия, а также частному автовладельцу, если тот интересуется своим автомобилем.
У этого тестера громадная память, вмещающая огромное количество информации. Речевой интерфейс упрощает взаимодействие человека со сложной электронной системой. Значит, даже в «медвежьих уголках» России-матушки никто не будет бояться автомобилей и прочей техники с блоками управления - ни сельские шоферы, ни трактористы, ни механизаторы. Подключил «ГИД», выслушал диагноз, да и поменял вышедший из строя датчик. Тогда и техничку из города вызывать не придется.

«ГИД» для водителя
Когда-то была у меня карбюраторная «Волга». Как и многие «волгари», я возил с собой карбюратор в сборе, распределитель зажигания, коммутатор и еще много чего. С таким «ЗИПом» я ничего не боялся - знал, что в дальней поездке справлюсь с любой поломкой и доберусь до места назначения своим ходом.
Потом у меня появилась «Волга» инжекторная. Подобно многим коллегам-водителям, я с тревогой поглядывал на панель приборов: а ну как загорится лампочка «Проверь двигатель» вдали от станции техобслуживания? И уж совсем не хотелось оставаться с заглохшим мотором где-нибудь на зимней трассе в ста километрах от города.
Да, можно определить неисправность по заводской инструкции: перемкнуть в диагностической колодке 10-е и 12-е гнезда и считать, сколько раз мигнет лампочка на панели приборов. Бегать от двигателя к панели приборов... Вглядываться в нее (а если солнце?). Лезть в книгу с наспех записанным на клочке бумаги цифровым кодом... Если кто-то скажет, что это хорошо, пусть бросит в меня камень. Я же предлагаю запустить им в идеологов такой, извините, «диагностики».
Потом я приобрел «ГИД» и сразу почувствовал, что живучесть автомобиля возросла, а с ней и собственная уверенность. Однажды при запуске двигатель заработал кое-как, не захотел раскручиваться. Прибор сообщил о замыкании в цепи зажигания первого и четвертого цилиндров. Я заменил одну из двух катушек зажигания и нажал «Сброс неисправностей». Двигатель заработал, как часы, а «ГИД» сказал красивым женским голосом: «Неисправностей не обнаружено».
Конечно, все это можно проделать с помощью тестеров «ДСТ-2» или «Аскан». Но многие ли имеют приборы стоимостью 12-15 тыс. рублей? В то время как цена «ГИДа» всего 3 тысячи - и тоже, разумеется, рублей.
С помощью «ГИДа» я могу изменить параметры двигателя: состав топливной смеси, угол опережения зажигания, угол впрыска и многое другое. Закрепив прибор на приборной доске (он оснащен «липучкой») или на одежде, я могу следить за параметрами двигателя во время движения. Мне не надо смотреть на приборную доску, чтобы узнать, например, температуру двигателя. Информация будет сообщаться через наушники или динамик - как больше нравится.
И еще: меня не смогут обмануть недобросовестные мастера, берущие 800 руб. за то, чтобы поставить на место соскочивший разъем. Если я и приеду в автосервис, то во всеоружии, с информацией от «ГИДа».

«ГИД» для сервисника
А теперь примерим спецовку работника автосервиса. Что греха таить, диагностов-энциклопедистов у нас не так уж много, тем более в глубинке.
Мало кто держит в голове, скажем, 190 кодов неисправностей, большинство помнит лишь основные 12-15. А еще сокращения эти английские. А значит, работа мастера будет неторопливой и унылой: он подключит к блоку управления тестер или стационарный компьютер, посчитает коды, поищет в памяти рекомендации по ремонту, полистает для верности руководство (для «Волги» – 600 страниц!), надует щеки и сообщит приговор, будучи уверенным в нем процентов на тридцать... А потому – замена того, замена сего, авось «попадем». Скажете, утрирую? Ну, если только самую малость...
Но не станете же вы спорить, что метод речевой диагностики существенно облегчит задачу мастера? Щеки можно надувать по-прежнему, с маленьким прибором и головными телефонами это будет смотреться эффектнее. А вот диагноз можно поставить быстрее и точнее - и самолюбие профессиональное потешить, и клиенту угодить. Он потом еще приедет - приятно, когда «не обувают».

«ГИД» для заводского конвейера
Пригодится «ГИД» и на сборочных конвейерах наших автозаводов. Там, давая путевку в жизнь свежеиспеченным «волгам» и «ладам», бегают озабоченные люди с тяжелыми приборами «ДСТ-2». Люди смотрят на дисплеи, руки у них заняты, они спотыкаются, приборы падают.
Ребята, возьмите «ГИД», возьмите наушники, освободите глаза, освободите руки! Повысьте производительность и качество труда! Бегающие вдоль конвейера исполнители - «за». Но надо, чтобы было «за» и руководство автозаводов. Но это уже совсем другая история.

Эпилог
«ГИД» непрерывно совершенствуется. Скоро он получит дополнительную функцию по выдаче рекомендаций - как доехать до сервиса в режиме «хромания домой», если поломку не удается устранить на месте. Заканчивается перевод речевого набора на ряд языков, в том числе на немецкий, испанский и фарси - новинкой заинтересовался Иран. Появились варианты оснащение прибора «газовыми» функциями, если автомобиль работает не только на бензине, но и на метане либо пропан-бутане.
В будущем прибор получит функции для ГИБДД и страховых компаний. Например, можно будет узнать: а какие скорость и ускорение были в момент столкновения? И вообще, тандем «ГИД» плюс ЭБУ» - это прообраз автомобильного «черного ящика», который сможет рассказать всю историю автомобиля. Начало положено. Значит, будет и продолжение.

 
Rambler's Top100