• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Диагностика во имя безопасности"

"Диагностика во имя безопасности"
Раздел: Пункты инструментального контроля
Журнал: "Автомобиль и Сервис" (www.abs.msk.ru)
№ журнала: май, 2005
Дата публикации: 01.05.2005

Единственный способ получения объективной информации о техническом состоянии тормозов и подвески автомобиля - диагностика с помощью инструментальных средств контроля. Оборудование для испытания этих систем, а также сформированные на их основе комплексные диагностические линии производства фирмы Beissbarth - разумный выбор как для организаций, осуществляющих надзор за исправностью автотехники, так и для предприятий, занимающихся ее эксплуатацией и ремонтом.

Исправность тормозов и подвески автомобиля, непосредственно влияющих на его управляемость, - залог безопасности движения. Это - аксиома, справедливость которой очевидна всем: и тем, кто по роду деятельности призван обеспечивать безопасность на дорогах, и тем, кто обслуживает автотехнику, и самим участникам дорожного движения, включая «лучшую половину человечества», пешеходов. Именно поэтому контролю технического состояния этих систем автомобиля в эксплуатационный период уделяется первоочередное внимание.
На сегодняшний день единственным способом, позволяющим быстро получить достоверную информацию о характеристиках тормозов и подвески, оценить их исправность, предупредить возникновение отказов, является применение инструментальных средств диагностики: стендов для проверки тормозов, амортизаторов, схождения управляемых колес. Их можно использовать и по отдельности, и в составе комплексных диагностических линий, получивших меткое название «линий безопасности».
Еще недавно подобное оборудование представляло интерес преимущественно для организаций, осуществляющих государственный технический осмотр автотранспортных средств, и для крупных автопредприятий, автокомбинатов и автопарков, руководители которых несут персональную ответственность за исправность выезжающих «на линию» автомобилей. Теперь стенды для диагностики тормозов и подвески автомобилей все чаще становятся атрибутом оснащения автосервисных предприятий различного уровня. Жизнь убеждает работников автосервисов не только в производственной необходимости, но и экономической эффективности их применения.
Грамотная организация работ в автосервисе, включая ремонт тормозов, подвески, рулевого управления, обязательно должна включать предварительный этап диагностики автомобиля и завершаться выходным контролем, подтверждающим качество выполненных операций и их эффективность. Такой подход полностью устраняет почву для возникновения конфликтных ситуаций между сервисными работниками и клиентами.
По оценкам специалистов, комплексный пост приемки автомобилей, оснащенный приборами инструментального контроля, решает до 80% всех проблем по диагностике технического состояния автомобиля. Полученная с их помощью объективная информация дает основания выполнять не только заявленный ремонт, но и дополнительные работы, необходимость которых наглядно демонстрируется клиенту. Это позволяет серьезно увеличить загрузку автосервиса и активизировать продажи запасных частей через ремонтную зону.
В связи с расширением деятельности государственных пунктов инструментального контроля, становятся популярными такие виды работ, как проведение независимой диагностики состояния автомобиля, а также подготовка его к прохождению государственного технического осмотра. Предоставление этих услуг - еще одна весомая статья дохода автосервиса.
Тем, кто планирует оснастить предприятие современным оборудованием инструментального контроля, будет полезно ознакомиться с его ассортиментом, особенностями и функциональными возможностями. В качестве конкретных примеров рассмотрим продукцию немецкой фирмы Beissbarth, одного из лидеров в области автомобильной диагностики. В каталоге фирмы представлена исчерпывающая номенклатура оборудования для контроля систем автомобиля, обеспечивающих активную безопасность. Испытательные стенды и линии Beissbarth соответствуют мировым стандартам и, что немаловажно, имеют российские сертификаты, разрешающие их применение в качестве средств измерений.
Для проверки тормозов инструментальными методами применяются испытательные стенды двух типов. Самое экономичное решение - тормозной стенд платформенного типа. В простейшем варианте он представляет собой две платформы с въездными трапами. Автомобиль на скорости от 5 до 15 км/ч наезжает на платформы испытуемой осью и затормаживается до полной остановки. Размещенные внутри платформ тензометрические датчики фиксируют вес, приходящийся на каждое колесо, и динамическое усилие, передающееся на подвижные элементы платформ при торможении. Полученные данные обрабатываются и выводятся на дисплей в виде числовых величин и графиков. На основании этой информации делается заключение о состоянии тормозов.
Beissbarth предлагает несколько моделей платформенных тормозных стендов серии Microbrake 1000. Все они предназначены для испытания автомобилей с шириной колеи до 2100 мм, максимальной нагрузкой на одну ось, не превышающей 4 000 кг, и позволяют измерять усилие торможения на одном колесе до 9990 Н. Габаритная высота платформ составляет всего 50 мм. Поэтому их можно использовать как в заглубленном, так и напольном варианте. Для отображения результатов испытаний стенды могут комплектоваться жидкокристаллическим дисплеем или цветным монитором, а также печатающим устройством.
Принципиальное отличие моделей - в количестве измерительных платформ. Модель начального уровня оборудована двумя платформами. Проверка тормозов на ней осуществляется в два этапа, отдельно для передней и задней осей автомобиля. Стенд с четырьмя платформами позволяет проводить испытания тормозной системы за один прием. В ходе проверки определяются: вес автомобиля, тормозные силы на каждом колесе, их разность для колес одной оси, общая эффективность торможения и работоспособность регулятора, распределяющего усилие между колесами передней и задней оси.
Существует более продвинутая версия, которая комплектуется пятью измерительными платформами. Дополнительная платформа размещается в промежутке между двумя парами тормозных площадок слева по ходу движения. Она представляет собой так называемый «тестер увода», применяющийся для проверки правильности установки суммарного схождения колес. Тестер увода измеряет боковое усилие, действующее на платформу при проезде автомобиля, и рассчитывает его отклонение от прямолинейного движения, возникающее при неправильной регулировке схождения. Результат выдается в виде числовой величины, равной смещению автомобиля в метрах на километр пути. Таким образом, 5-платформенный стенд позволяет «одним махом» проверить и тормоза, и наиболее важный из параметров установки колес.
Преимущества платформенных стендов - простота конструкции и монтажа, относительно невысокая стоимость, небольшое время проверки. Еще один «плюс» стендов платформенного типа - универсальность, возможность без проблем испытывать автомобили с любым типом трансмиссии. Присущие им недостатки проистекают, в основном, из применяющейся методики измерения. При размещении платформенных стендов нужно предусматривать свободные зоны: одну - для разгона автомобиля, другую - страховочную, на случай его «вылета» с платформ по какой-либо причине.
При динамическом режиме тестирования сложно обеспечить строгую повторяемость результатов из-за отличий в скорости заезда, усилии нажатия педали тормоза, темпе торможения. Ввиду ограниченной длины платформ колесо при торможении совершает неполный оборот, что не позволяет выявлять специфические дефекты тормозных механизмов и проверять линейность их работы. Одним словом, платформенные тормозные стенды не годятся для углубленного исследования параметров тормозной системы. Они используются в основном на постах приемки как инструмент экспресс-диагностики.
Для более детального исследования тормозов применяются тормозные стенды роликового типа. С их устройством знакомы все, кто хотя бы раз «по-честному» проходил технический осмотр на ПИКе. Две пары роликов, приводимые во вращение электродвигателями, раскручивают установленные на них колеса одной из осей автомобиля до частоты вращения, соответствующей движению с невысокой скорость (порядка 5 км/ч). При нажатии на педаль тормоза датчики стенда измеряют усилие, противодействующее работе электроприводов, вплоть до полной остановки вращения роликов в результате блокировки колес.
Роликовые стенды сложнее и дороже; при монтаже роликового узла не обойтись без производства фундаментных работ. Вместе с тем они не занимают много места и не требуют соблюдения повышенных мер безопасности в работе. Испытания на роликовом стенде можно проводить сколь угодно долго, прогревать тормозные механизмы, изменять режимы торможения, и в каждый момент времени получать исчерпывающую информацию о тормозном усилии на каждом колесе автомобиля. Так можно не только определить интегральные параметры тормозов, но и диагностировать состояние каждого тормозного механизма. Испытания позволяют выявить неравномерную выработку барабана или диска, подклинивание гидроцилиндров суппорта, замасливание колодок, наличие в системе воздуха, неисправность усилителя тормозов и другие дефекты.
Тестировать автомобили с неотключаемым полным приводом можно далеко не на всех роликовых стендах, а лишь на тех, где такая возможность предусмотрена конструкцией стенда. К тому же и сама проверка автомобилей 4WD проводится по особой методике. Причина в том, что испытания сопряжены с вращением колес одной из осей. Вследствие особенностей полноприводной трансмиссии крутящий момент, передаваемый на колеса одной оси, будет равномерно распределяться между всеми и, если не принять превентивных мер, автомобиль «вытолкнет» со стенда. Просто «обездвижить» автомобиль, например, установив колеса второй оси на свободно вращающиеся ролики недостаточно. Ведь момент, возникающий от действия тормозных сил, будет вести себя аналогично крутящему, и, как бы ни отличалась работа тормозных механизмов разных колес, датчики везде намеряют «поровну».
Выйти из этой ситуации можно «разгрузив» межколесный дифференциал вращением колес испытуемой оси в разные стороны и со строго одинаковой частотой. В этом случае и выходной вал дифференциала (а вместе с ним и автомобиль) останутся неподвижными, и не будет выравнивания момента тормозных сил между тестируемыми колесами.
Остается еще одно «но». Тормозные силы, измеренные на одном колесе при его вращении в противоположных направлениях, будут значительно отличаться. Дело в приработке поверхностей тормозного механизма, которая происходит при вращении колеса в направлении, соответствующем движению вперед. Достоверный результат измерения можно получить только в том случае, когда колесо вращается в «правильном» направлении. Поэтому тестировать полноприводный автомобиль приходится не только «поосно», но и «поколесно». Колеса всегда синхронно вращаются в разные стороны, но показания снимаются только с одного из них. Затем вращение роликов реверсируется и проверяется другое колесо.
Чтобы корректно сравнить полученные в ходе двух этапов значения тормозных сил, они должны быть сопоставлены с усилием нажатия педали тормоза. Для его измерения при проверке используется педальный датчик. Таким образом, роликовые тормозные стенды с функцией 4WD отличаются наличием системы реверсивного управления вращением роликов, педального датчика и соответствующего программного обеспечения.
В конце прошлого года в модельном ряде роликовых тормозных стендов Beissbarth, насчитывающем около десятка представителей, произошли изменения. Все персональные компьютеры, которыми комплектуются стенды, теперь работают в операционной среде Windows XP. У большей части моделей скорость вращения роликов при проверке была уменьшена с 5,2 км/ч до 2,7 км/ч. Это необходимо для того, чтобы тестировать самые современные модели автомобилей.
Дело в том, что разработчики многочисленных электронных систем (антиблокировочной, противобуксовочной и т. п.), использующих в качестве исполнительных элементов тормозные механизмы, постоянно уменьшают нижний порог скорости, при котором эти устройства включаются в работу. Чтобы устранить их влияние на результаты испытаний тормозов, производителям диагностического оборудования приходится двигаться в том же направлении. Фирма Beissbarth известна тесными связями с большинством европейских автоконцернов. Ее специалисты получают «горячие» сведения об автомобильных новациях и сразу же соответствующим образом модифицируют свою продукцию.
Что представляют собой роликовые тормозные стенды Beissbarth начального уровня? В экономичных версиях оборудования для отображения результатов измерений используется комбинированный дисплей, включающий аналоговые приборы и жидкокристаллические индикаторы. Существуют варианты с настенным креплением дисплея и его установкой на вертикальной колонне. С точки зрения технических характеристик, экономичные модели стендов практически не уступают более продвинутым версиям.
Полностью оцинкованный роликовый узел позволяет испытывать автомобили с шириной колеи до 2200 мм и максимальной нагрузкой на ось до 2500 кг, правда, за исключением полноприводных моделей. Покрытие роликов выполнено из износостойкой композиции пластика и корунда, обладающей высокими сцепными свойствами с шинами в сухом и влажном состоянии. Для испытания автомобилей с шипованной резиной применяются цельнометаллические ролики с профилированной поверхностью. Необслуживаемая, быстродействующая, высокоточная измерительная система способна измерять тормозные усилия на колесе до 6000 Н.
Предусмотрен автоматический и ручной режим работы. В автоматическом режиме проведением цикла измерений управляет микропроцессорная система. Дополнительно к стенду можно приобрести дистанционный пульт управления, устройство для взвешивания оси, пластины, закрывающие роликовый узел в нерабочем положении, принтер для распечатки результатов тестирования.
Более продвинутые модели тормозных стендов, как правило, имеют версии, в которых используется персональный компьютер с цветным, 17-дюймовым монитором. Они несколько мощнее экономичных моделей и способны обслуживать автомобили с нагрузкой на ось до 3500 кг и тормозным усилием до 8000 Н, включая полноприводные. Стенды могут работать в режиме «супер-автоматик». После установки колес автомобиля на роликовый узел, он автоматически растормаживается и стенд переходит в режим проверок. Компьютер руководит действиями оператора с помощью интерактивного меню, самостоятельно сохраняет данные, преобразует их в графический вид, формирует протокол испытаний, выводит его на печать, дает рекомендации по обслуживанию и ремонту тормозов.
Компьютеризированные модели стендов имеют еще одно огромное преимущество. На них может устанавливаться программно-аппаратное оборудование фирменного стандарта BNET. С его помощью стенд может быть включен в сеть ASA. Самое главное, оборудование BNET позволяет на программном уровне легко объединить тормозной стенд с другими средствами инструментальной диагностики Beissbarth и создать полноценную линию инструментального контроля.
Линия безопасности Beissbarth помимо тормозного стенда может включать уже упоминавшийся тестер увода и стенд для испытания подвески. Последний можно использовать как в составе диагностической линии, так и отдельно. Конструктивно он представляет собой две подвижные измерительные плиты, на которые автомобиль устанавливается колесами передней или задней оси. Стенды Beissbarth определяют состояние амортизаторов методом измерения сцепления колес с покрытием (EUSAMA), который удовлетворяет требованиям европейских стандартов. В начале проверки измеряется статический вес колеса. Затем с помощью плиты ему сообщаются колебания с частотой 25 Гц и фиксируется динамический вес. На основании разницы двух величин судят о степени износа амортизатора.
Некоторые модели стендов контроля подвески Beissbarth дополняются устройством, которое позволяет в широком диапазоне изменять частоту колебания измерительных платформ. Их можно использовать не только для проверки амортизаторов, но и для обнаружения источников шумов и стуков в автомобиле.
Итак, умозрительно мы стали обладателями линии инструментального контроля в составе тормозного и амортизаторного стендов, а также тестера увода. Теперь сделаем «последний штрих» - так же, умозрительно дополним линию безопасности хорошим двухуровневым «плунжером». То, что получилось в итоге, называется модным термином постактивной приемки автомобилей». Интегрированный в компьютерную сеть сервисного предприятия, он становится не только гарантом безопасности на дорогах, но и позволяет оптимизировать организацию работ, повысить их качество, одновременно принося немалый дополнительный доход.

 
Rambler's Top100
Лпджи аппарат отзывы мастеров
для аппаратов LPG. Модули, шланги, манипулы закрылки LPG
vivi.clinic