• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

Технология обслуживания форсунок. Часть 5.Заметки непостороннего. Начало № 11/2004

Технология обслуживания форсунок. Часть 5.Заметки непостороннего. Начало № 11/2004
Раздел: Оборудование для диагностики и обслуживания инжекторных двигателей
Журнал: "Автомобиль и Сервис" (www.abs.msk.ru)
№ журнала: март, 2005
Дата публикации: 01.03.2005

АНДРЕЙ СЕНЬ, технический эксперт компании «ЭКОлоджик»
Время летит очень быстро. Не так уж и давно автомобили, оснащенные системой впрыска топлива, были из разряда зарубежной диковинки. Вся страна передвигалась на карбюраторных автомобилях, что подразумевало необходимость регулярного обслуживания этого капризного устройства. Некоторые умельцы сами занимались этой работой, а большинство отправлялись на СТОА к мастеру-карбюраторщику. Была такая специальность, надо отметить, весьма уважаемая. Таинство работы этого мастера для непосвященного была сродни высокому искусству - не всегда доступно для понимания. Он отмывал карбюратор, вывинчивал малюсенькие жиклеры, отмачивал их в ацетоне, выставлял уровень, а завершал таинство регулировкой «количества» и «качества». В идеале, если карбюраторщик был действительно мастер, старенький автомобиль после этих манипуляций обретал невиданную резвость и переставал «кушать» бензин в немеренных количествах. Повторюсь, главное было - попасть в руки настоящего доктора, а не коновала.
К чему эти ностальгические воспоминания? Ответ очень простой. Впрысковые системы подачи топлива значительно надежнее карбюраторных, и ряд владельцев современных автомобилей как бы забывает об их существовании, иногда надолго откладывая заботу об очистке топливной системы в целом. При проведении же этой важной операции отношение к ней бывает легкомысленным. Подумаешь, промывка - тут высокой квалификации не требуется. Любой сможет, тем более почти на каждом заборе такая реклама присутствует.
Позволю себе не согласиться с этой точкой зрения, поскольку это - явное заблуждение. В подтверждение приведу рассказ о злоключениях одного из многочисленных автовладельцев.

История потерпевшего
«Расхожее выражение «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» - в наше время нельзя признать справедливым. Действительно, автомобиль не роскошь, но для очень многих это уже символ статуса его владельца, а очень часто почти «одушевленный» механический друг. Приобретение «авто» - шаг сам по себе затратный, но предполагающий и несение последующих часто значительных расходов. На автомобиле не экономят. Модная сигнализация, эффектные литые диски, тюнинг - все это никак нельзя отнести к необходимости, ровно как и к роскоши. Но деньги требуются немалые. Тем не менее, это - расходы добровольные, можно сказать, запланированные. Знаешь, на что деньги тратятся, и расстаешься с ними легко.
В то же время, приобретая автомобиль, надо помнить о непредусмотренных проблемах, связанных с дополнительными расходами, которых можно было бы избежать, если обслуживать автомобиль своевременно и у «правильного» мастера.
Я являюсь счастливым обладателем «черного бумера» - автомобиля BMW, оснащенного двигателем М60. Машина достойная, в этом со мной согласиться любой поклонник этой знаменитой баварской модели. Главное же для BMW, конечно, динамика машины, таящийся в ней заряд энергии, покоряющий любого настоящего любителя скорости.
И тут на одной из первых позиций в роли обеспечения исключительной динамичности мотора BMW стоит его топливная система. Поддерживать ее в надлежащем состоянии, то есть очищать и промывать, более чем необходимо.
Так, по крайней мере, рекомендуют специалисты. Кто бы стал спорить с ними? Естественно, я через каждые 30 тыс. км пробега посещал СТОА, где топливная система моего BMW проходила процедуру очищения. Пока автомобиль был «свежий», очищение не особо заметно влияло на работу двигателя, но раз надо, то надо. Кто же мог предполагать, что рутинная промывка форсунок на работающем двигателе, с помощью фирменного сольвента, может вызвать сталь тяжелые последствия, а расходы на их устранение выльются в очень значительную сумму. Но, как говорили замечательные сатирики, «надо было знать».
Как-то раз (точно по всемирному «закону подлости», в «чистом поле» за 200 км от Москвы) мой BMW «захандрил». Вначале «движок» заметно ослабел, при нажатии на педаль газа стал издавать глухие звуки, «обороты» упали. Затем мотор «умер» окончательно, многочисленные попытки его запустить привели только к тому, что полностью «сел» аккумулятор.
То, как автомобиль доставляли в Техцентр, - песня отдельная, не имеющая отношения к нашей теме. Главное - другое: вскрытие мотора квалифицированными специалистами выявило картину прямо-таки удручающую. Клапана форсунок были полностью закоксованы, кислородный датчик (?-зонд) выдавал данные прошлогоднего календаря, катализатор был «убит». Два последних элемента прослужили 80 тыс. км, хотя должны были исправно работать до 180 тыс. км. Главный сюрприз поджидал в блоке цилиндров: износостойкое покрытие Nikasil зеркал цилиндров было разрушено. И, как мне объяснили, все случилось из-за использования при промывке форсунок не соответствующей промывочной жидкости - сольвента! Итог печальный, не правда ли. Солидная сумма на ремонт, без которого вполне можно было бы обойтись, и куча потерянного времени. Обидно, одним словом.»

Лечиться надо правильно
История, приведенная выше, не выдумана. Случившихся неприятностей вполне могло бы и не быть, если бы владелец заранее был проинформирован о необходимости использования при «горячей» промывке форсунок только специально предназначенного для данного двигателя сольвента. А еще лучше было бы промывать демонтированные форсунки в ультразвуковой ванне.
Но упрекать владельца нельзя. В описании автомобиля такой информации нет, а на солнцезащитном козырьке, изготовленного в Мюнхене автомобиля, указан немецкий телефон той службы, куда надо обращаться в случае неполадок с BMW. Хотя, отчасти, владелец сам виноват в своих неприятностях. Их можно было бы избежать, если бы «очищение» проводилось на одной из дилерских станций BMW в России.
Но оставим в стороне извечный российский вопрос - «кто виноват»? Проведем анализ того, что произошло. Современный автомобиль - механизм тонкий. То, что приемлемо для машин прежних поколений, может быть совершенно недопустимы для новых моделей. Это касается и материалов (в нашем случае - это промывочная жидкость), и технологии их применения.
«Неправильный» сольвент превратил шлаки и грязь, задержанные микрофильтрами форсунок в гелеобразную субстанцию. Эта «паста» оседала на клапанах форсунок, образуя под действием высокой температуры стеклообразную массу, что и привело к закоксовыванию. Незначительное количество этой же «гадости» сумело добраться до ?-зонда и катализатора, температурные условия работы которых к щадящим не относятся. А много ли этим высокотехнологичным изделиям надо?
Разрушение износостойкого покрытия Nikasil на зеркалах цилиндра также легко объяснимо. Тут «горе-мастер» откровенно нарушил технологию промывки. (Представить себе промывочную жидкость, способную растворить никелевое покрытие, содержащее частицы карбида кремния, невозможно даже в страшном сне). Скорее всего, двигатель очень долго «гоняли» на сольвенте. Наверняка, хотели «как лучше». А получилось наоборот. Использование сольвента в качестве моторного топлива допустимо только на короткое время. Его состав способствует активному разжижению и удалению масляной пленки на границе поршень-цилиндр. Ну а сухого трения даже Nikasil не выдерживает!
Вывод прост. В «организме» автомобиля все взаимосвязано. Что же касается лечения любого его составляющего, надо всегда помнить завет «не навреди» и обращаться к хорошему доктору. Я же уверен, что только с помощью ультразвуковой очистки можно добиться высочайшей степени удаления загрязнений форсунок. Но лишь одной очистки недостаточно. Необходима замена микрофильтров и уплотнителей форсунок. После такого обслуживания форсунка становится равноценна новой.

 
Rambler's Top100
Vzo
vzo
petrocontrol.ru
S12r pta
s12r pta
energomarin.ru
Техническое обслуживание Мерседес
Сервисное обслуживание
sterhavto.ru