• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Новые технологии «сход-развала»"

"Новые технологии «сход-развала»"
Раздел: Оборудование для регулировки и установки углов установки колес
Журнал: "Автомобиль и Сервис" (www.abs.msk.ru)
№ журнала: март, 2005
Дата публикации: 01.03.2005

Сложность устройства современных автомобилей требует для проведения их быстрой и качественной диагностики наличия оборудования соответствующего уровня. Утверждение бесспорное, но требующее некоторого уточнения: предпочтение все больше и больше отдается тем приборам, при работе с которыми мастер только управляет выполнением операций. Автоматизация рабочего процесса не обошла стороной и участок «сход-развала», имеющийся практически в каждом автосервисе. ЗАО «Группа Техносервис» представляет новинку - роботизированный комплекс WAB 01 немецкой компании Nussbaum для автоматического измерения углов установки колес автомобилей (УУК).

Периодический контроль УУК - операция архинеобходимая для выявления неисправностей элементов подвески и рулевого управления на самой ранней стадии. Известно, что правильная установка колес - залог не только наилучшей управляемости автомобиля, но параметр, сводящий к минимуму нагрузки в узлах подвески и рулевого управления, а также снижающий износ шин и повышающий топливную экономичность. На современных серийных автомобилях (для повышения их потребительских качеств) параметры УУК заданы очень жестко. К примеру, допуск для угла схождения колес достигает значения ± 5'. Причем такая точность должна сохранятся неизменной в процессе эксплуатации. Естественно, решение этой задачи ложится на плечи работников автосервисной индустрии.
Отсюда вытекает проблема оснащения любого «сход-развального» участка «правильным» оборудованием, с помощью которого можно не только точно измерить значения УУК, но провести эту операцию с минимальными временными затратами, повысив тем самым пропускную способность (читай - прибыльность) мастерской. Ведь при качественной диагностике необходимо измерить до 20 параметров.
Не следует полагать, что «сход-развальные» операции появились только в сегодняшней повестке дня. Эти измерения уходят своими корнями в начало массовой автомобилизации. Само собой, столь же долгую историю имеет и оборудование для проведения этих операций. Причем некоторые образцы подобного инструментария благополучно дошли до наших дней и до сих пор встречаются в некоторых ремонтных мастерских.
Наверняка, всем известны так называемые оптические стенды, принцип действия которых состоит в следующем: на передние колеса автомобиля устанавливаются измерительные головки, на каждой из которых имеется два излучателя. Один из них направлен вдоль автомобиля, а второй - в поперечном направлении. На задние колеса автомобиля с помощью адаптеров устанавливаются шкалы с делениями. Продольный световой луч проецируется на шкалы, и механик может визуально считывать значения углов схождения колес передней оси. Для измерения углов развала и кастера обе передние головки имеют встроенные уровни, как правило, пузырькового типа. К недостаткам стендов данного типа можно отнести невысокую точность, низкую скорость выполнения измерений. Из-за невозможности одновременного измерения параметров передней и задней оси, в процессе работы приходится переставлять передние измерительные головки на задние колеса. Кроме того, время операций значительно возрастает в связи с необходимостью проведения большого числа вспомогательных вычислений.
Естественно, при работе на таких стендах не предусмотрена возможность автоматического сравнения результатов измерений со значениями, рекомендуемыми производителем, и их распечатка в доступном для понимания виде.
Более «продвинутая» конструкция стендов контроля УКК - это кордовые модели. Они оснащаются четырьмя измерительными головками, в которых применяются потенциометрические датчики. Необходимая для измерений кинематическая связь между потенциометрами на соседних головках обеспечивается с помощью специальных резинок (кордов) с крючками на концах, которые механик зацепляет за рычажки потенциометров перед проведением работ. Кордовые стенды обладают более высокой точностью по сравнению с оптическими, а имеющиеся в их составе интерфейсные платы позволяют выводить значения всех измеренных параметров на монитор, автоматически сравнивать полученные значения с рекомендуемыми производителем и предоставлять клиенту итоговую распечатку с указанием значений до и после регулировки. Передача информации между измерительными головками и центральным модулем осуществляется по проводам.
На более высокой ступени стоят инфракрасные стенды. В сравнении с кордовыми они имеют более высокую точность измерений, и у них отсутствуют соединительные провода между измерительными головками. Вместо потенциометров на каждой головке установлены источники, связанные между собой посредством канала инфракрасного излучения. Также на каждой головке имеется матрица из специальных чувствительных элементов. Электронная система определяет, какой из них «засвечен» поперечным лучом источника от противоположной головки; и по величине расстояния от «засвеченного» элемента до центра матрицы определяется величина схождения для каждого из колес. Инфракрасные лучи, направленные вдоль автомобиля, служат для определения продольной оси его симметрии. Оснащение такого стенда персональным компьютером позволяет, помимо всего прочего, сохранять результаты проведенных регулировок.
В некоторых центрах по обслуживанию автомобилей можно встретить так называемые «трехмерные» (3D) стенды для анализа геометрии подвески. В отличие от инфракрасных и кордовых такие стенды не имеют измерительных головок с какими-либо электронными компонентами. Вместо них на колеса автомобиля устанавливают так называемые «мишени» с нанесенными на них отражающими элементами. Центральный модуль стенда имеет цифровые фотокамеры со специальными светодиодами. Излучаемый ими свет отражается от элементов мишеней и фиксируется видеокамерами. В зависимости от положения установленных на колесах мишеней (которое зависит от величины углов установки колес автомобиля) меняется и проекция светоотражающих элементов на светочувствительную матрицу камеры. По степени изменения проекции светоотражающих элементов на матрицу система рассчитывает все углы установки колес автомобиля.
Однако, чтобы получить сведения об основных УУК, требуется откатить автомобиль из начального положения на 15-25 см, а затем вернуть его на исходную позицию.
Появление роботизированных измерительных комплексов контроля УУК можно без преувеличения назвать революцией в развитии данных технологий.
Комплекс WAB 01, изготавливаемый немецкой компанией Nussbaum, включает в себя специальный подъемник «ножничного» типа с электронной синхронизацией движения платформ и установленные на них автоматические измерительные головки. Головки имеют привод, позволяющий им перемещаться от одной оси к другой и автоматически находить центры колес обслуживаемого автомобиля.
Измерения производятся без участия оператора: на измерительной головке имеется адаптер в виде трехлучевой звезды, опорные лапки которого автоматически подводятся к диску колесу. В основании адаптера находятся датчики, позволяющие по положению на колесе вычислить углы его установки.
Следует особо отметить способ выполнения процедуры компенсации осевого биения диска колеса. Оператору не приходится поочередно вывешивать переднюю и заднюю оси автомобиля и осуществлять прокручивание колес, как это необходимо на обычных стендах, ни «прокатывать» автомобиль вперед-назад, как при работе на 3D-стендах. Автомобиль в процессе измерений остается неподвижным, а его колеса автоматически приводятся во вращение за счет разнонаправленного движения передних поворотных кругов и задних площадок, встроенных в платформы подъемника. При такой процедуре от оператора не требуется никаких действий, кроме наблюдения за процессом ее выполнения. Разумеется, перед въездом автомобиля на подъемник поворотные круги и задние площадки автоматически занимают положение, соответствующее расстоянию между осями обслуживаемого автомобиля, которая выбирается из базы данных.
Являясь дилером компании МАНА (Германия), ЗАО «Группа Техносервис» рада представить роботизированные комплексы Lasatron этой компании. К их особенностям следует отнести возможность применения четырех автоматических измерительных головок. Компания МАНА производит также роботизированные комплексы напольного исполнения для обслуживания грузовиков и автобусов. Такие комплексы монтируются на смотровой яме.
Вместо заключения необходимо упомянуть о такой составляющей успешной работы любого автосервиса, как имиджевая. Этот фактор значительно влияет на приток клиентов, а, следовательно, и на прибыльность предприятия.
Применение роботизированных комплексов позволит привлечь новых клиентов, особенно тех, кто выдвигает повышенные требования к качеству проведения работ и уровню технического оснащения автосервиса, и дает дополнительные конкурентные преимущества перед другими компаниями, оказывающими подобные услуги.

Основные преимущества роботизированных комплексов:
- Минимальное время выполнения подготовительных операций и непосредственно измерений.
Комплекс позволяет провести измерения всего за 3 минуты, что существенно меньше времени, затрачиваемого на выполнение тех же операций с помощью традиционных стендов. Это достигается за счет того, что механику не нужно устанавливать колесные защелки и головки, выставлять их по уровню, проводить процедуру компенсации. До появления WAB 01 подобное сочетание высокой производительности и исключительной точности было невозможно!
- Высочайшая точность и повторяемость результатов измерений.
Применение комплекса позволяет полностью устранить погрешности при измерениях в результате ошибок оператора при некорректной установке измерительных головок или мишеней на колеса автомобиля, а также неточность выполнения компенсации (например, при компенсации методом «прокатки» автомобиля на обычном подъемнике автомобиль неизбежно «подпрыгивает», проезжая по зазору между передним поворотным кругом и углублением под него на платформе подъемника, что негативно отражается на результатах). Следует отметить, что применяемые в роботизированных комплексах датчики измерения УУК обеспечивают более высокую точность, чем устанавливаемые в 3D-стендах.
- Электронная синхронизация движения платформ подъемника, что обеспечивает их положение на одном уровне при измерении, а также обуславливает получение более точных результатов.

 
Rambler's Top100