• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Мал да удал!"

"Мал да удал!"
Раздел: Оборудование для правки кузова
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: декабрь, 2005
Дата публикации: 01.12.2005

Ссылки на оборудование, упоминаемое в данной статье:
Выпрямляющая установка (легкий стапель), DOZER
ПОДЪЁМНО-ВЫПРАВОЧНЫЙ СТАПЕЛЬ, EUROPOST II
Механическая система измерения геометрии кузовов, P-188
Универсальная ультразвуковая измерительная система, SHARK

Ссылки на бренды и производителей, упоминаемых в данной статье:
BlackHawk


Ссылки на поставщиков и дистрибьютеров, упоминаемых в данной статье:
ООО "Автолак"
ООО "Инмарт"

В предыдущих номерах нашего журнала мы ознакомили вас с напольными системами восстановления геометрии кузова аварийного автомобиля. Переходим к следующему типу рихтовочного оборудования, буквально поднимаясь на одну ступеньку вверх по технологической лестнице, ведь речь пойдет уже о «надземных» конструкциях — легких (или маленьких) стапелях.



Свое название — маленький, или легкий стапель — данный тип оборудования приобрел отнюдь не потому, что мы имеем дело с миниатюрными, «игрушечными» устройствами, не способными решать важные задачи. Наоборот, в известном смысле это полноценные системы, дающие возможность проводить качественную и точную правку кузова поврежденного автомобиля. Однако их конструктивное решение — довольно тонкая рама или платформа (и, как следствие, малый вес) и комплектация, в большинстве случаев, силовыми устройствами малой мощности (реализуемое ими силовое воздействие, как правило, составляет 5–8 т) — накладывает определенные ограничения на их функциональные возможности.



Вернее, это даже нельзя назвать ограничениями. Дело в том, что данный тип стендов был специально разработан для проведения вполне определенного вида работ — быстрого ремонта малых и средних деформаций кузова автомобиля (подтянуть стоечку, брызговичок, какую-нибудь панельку) при сохранившей свои параметры геометрии шасси. Деформаций, на которые, как мы неоднократно говорили, приходится львиная доля (по некоторым оценкам, до 80 %) всего объема кузовных работ, проводимых на сервисной станции.
Как известно, для выправления подобных повреждений нет никакой необходимости иметь в своем распоряжении мощный силовой орган, способный тянуть с усилием 10 т и выше, поэтому для легких стапелей характерно использование относительно слабых гидравлических цилиндров.
Также для них характерно комплектование только одним силовым устройством. Опять же, это следствие того, что «хитрые узелки» никто на них развязывать не собирается по определению. Конечно, и раму вездехода на таком оборудовании не потянуть — силенок не хватит, но все вышеперечисленные нюансы дают возможность существенно упростить и облегчить конструкцию стенда в целом, сделав его значительно меньше своих «старших собратьев». Именно в этом, можно сказать, и заключается вся прелесть подобных устройств.
Благодаря тому, что у них все меньше по размерам — меньше губки, меньше рама, меньше зажимы и т. д. (для сравнения: толщина рамы таких стапелей — 50–60 мм, в противовес 100–200-миллиметровой раме «тяжелого» стапеля; вес — 500–700 кг, что в несколько раз уступает весу крупногабаритных устройств), они занимают небольшое пространство на кузовном участке. Хотя своей грузоподъемностью (2200–2500 кг) практически не уступают оборудованию более высокого уровня, что позволяет ремонтировать на них те же самые машины: легковые автомобили самых разных классов, вплоть до безрамных (с несущим кузовом) внедорожников.
Они, так же как и полноразмерные стапели, оснащены пневмогидравлическими насосами, т. е. сделаны «по образу и подобию» больших стендов. Но, поскольку гораздо компактнее (легкие стапели всегда меньше габаритов автомобиля), работать на них значительно проще. Да и процесс установки проходит намного быстрее, так как данный тип стендов всегда представляет собой своеобразный комплекс, состоящий из силового поля (рамы или платформы) и подъемника.

Многофункциональность
В принципе, к легким стапелям можно отнести довольно обширный спектр систем восстановления геометрии кузова. Это могут быть и какие-либо перекатные рамы небольших размеров, и простые силовые устройства незначительно измененной конструкции, и дополненные необходимыми аксессуарами и приспособлениями — примеров более чем достаточно. В ассортиментных линейках западных производителей есть все что угодно.
Однако у представляемых нами систем (именно их, чтобы избежать путаницы, мы и будем в дальнейшем называть легкими/маленькими стапелями, и именно о них мы и собираемся рассказать в данной статье) присутствует одно очень важное качество, которое существенно отличает их от других устройств, в чем-то похожих, и выделяет в общем ряду подобного кузовного оборудования. Это качество — многофункциональность. Благодаря ему мы можем с полным правом легкие стапели называть стапелями, обеспечивающими проведение предельно быстрого ремонта.
Достигается эта многофункциональность посредством оснащения стенда ножничным подъемником (такие стенды комплектуются исключительно ножничными подъемниками), что позволяет помимо непосредственно кузовных работ проводить на них целую массу смежных ремонтных операций, как-то: дефектовка, арматурка, сварка, диагностика, ремонт подвески и даже в некоторых случаях двигателя, карданного вала и прочих агрегатов.
Безусловно, какими бы легкими ни были повреждения автомобиля, для их исправления все равно необходимо снимать отдельные элементы кузова: бамперы, накладки, облицовку порогов, различные панели и т. д. Использование подъемника позволяет выполнять весь объем арматурных работ с максимальной эффективностью не в ущерб основному предназначению стенда (он более чем легко трансформируется из системы восстановления геометрии кузова в традиционный подъемник — и наоборот, для этого надо только поменять кузовные зажимы на обычные подпятники). Ведь на данном стенде можно поднять автомобиль на удобную для работы высоту: в зависимости от модели — от 1 до 1,7 м.
Здесь сразу следует отметить, что легкие стапели могут быть двух видов: стационарные, закрепляющиеся на поверхности пола или заглубляющиеся и мобильные, никак не фиксирующиеся на рабочем месте. Естественно, мобильные варианты для обеспечения безопасности поднимают автомобиль на меньшую высоту, но все равно ее вполне достаточно для того, чтобы мастеру было удобно работать. То есть ущерба эргономике устройства не наносится ни малейшего. А вот для станций, ограниченных в площадях, это удачный выход из положения. Нет машин — собрали устройство и поставили у стеночки, откатили силовое устройство в уголок — простор! Как только появляется клиент, стапель за считаные минуты собирается (соединения шлангов на быстрых разъемах, силовые агрегаты на колесиках), устанавливается там, где в данный момент позволяет обстановка, — и вперед. Красота!


Как правило, подъемники на стационарных стапелях, в отличие от мобильных, оснащенных простыми гидро- или пневмопомпами, комплектуются полноценной пневмогидростанцией, обладающей значительно большей производительностью. Пневмогидростанция представляет собой электромотор, к которому подсоединен резервуар с маслом. Этот электромотор при приведении его в действие гонит масло в цилиндр подъемника, посредством чего и осуществляется подъем.
С такими системами гораздо удобнее работать в одиночку (отпадает необходимость в целой армии помощников), да и поднимают автомобиль они значительно быстрее.


Плюс ко всему с большинством моделей стендов можно использовать современные измерительные системы, компьютерные или механические. Нам могут возразить: зачем же стапелю, предназначенному для легкого ремонта, не сопряженного с восстановлением геометрии шасси (понятно, что восстановление контрольных точек базы автомобиля — это уже довольно сложный ремонт, требующий проведения серьезных процедур), нужна дорогостоящая измерительная система? В общем-то, не нужна. Правильнее скажем: не всегда нужна чисто технически, можно вполне обойтись и телескопической линейкой, чтобы проверить положение чашек, мест крепления бамперов и т. д., но для автосервисных центров, тесно сотрудничающих со страховыми компаниями, это может оказаться весьма и весьма полезным. Тем более что мелкие и средние деформации — самые распространенные страховые случаи.
Вспомните, сколько раз в процессе ремонта у вас вдруг откуда ни возьмись возникали скрытые повреждения. Надо же их как-то документально подтвердить страховщикам, уже произведшим оценку работ!.. Распечатка, которую выдаст компьютерная измерительная система, наряду с прочими документами поможет убедительно обосновать увеличение сметы. Она подтвердит профессионально проведенные работы и то, что все точки, по которым измеряется геометрия кузова, находятся на своих местах.

Кстати, применение измерительной системы может быть и дополнительной услугой, благо установка машины на стапель происходит очень оперативно. Имеет смысл предложить своим клиентам, приезжающим на очередное техобслуживание, посмотреть, что у них с кузовом: промерить контрольные точки. И не надо брать за это какие-то большие деньги (хотя вообще обычно за промер кузова берут 300 долларов) — 300–500 руб. вполне достаточно (сразу предупреждаем: 300–500 руб. достаточно на момент написания статьи, с нашей инфляцией ко времени ее публикации этой суммы может оказаться мало). Известны случаи, когда подобным образом люди за год «отбивали» приобретенное оборудование.
Но мы тут вспомнили (не к ночи будь помянуты) о страховщиках…

Борьба компромиссов
Увеличение доли малого и среднего ремонта на серьезных сервисных станциях в последнее время вполне объяснимо, и связано оно отчасти с введением обязательного страхования. Если раньше машины, имеющие подобные повреждения, преимущественно ремонтировались в гаражах, то теперь их владельцы получили возможность чинить свои автомобили, что называется, в цивилизованных условиях. Действительно, зачем обращаться к неизвестному мастеру в полуподпольную контору и судорожно ждать, чем закончится ремонт (главное только, чтоб еще больше не испортили!), когда можно восстановить геометрию кузова в профессиональном автотехцентре, где используют самое передовое оборудование.



Естественно, весь поток «чуточку помятых» машин хлынул в такие центры, поэтому организация быстрого и качественного кузовного ремонта стала для них особенно актуальной.
Мы уже рассказывали о том, что эту задачу можно решить применением напольных систем восстановления геометрии кузова. Но напольные системы, несмотря на свои вполне очевидные преимущества, имеют и ряд серьезных недостатков. И даже недостатками это назвать трудно — точнее будет, если мы используем термин «технологические требования». То есть не на всех сервисных станциях могут обеспечить реализацию этих требований.
Во-первых, напольная система — это система, как вполне красноречиво говорит ее название, монтируемая в пол. На некоторых предприятиях автобизнеса, особенно предприятиях, не строившихся с нуля, проблема с полами стоит достаточно остро. Доставшиеся «в наследство» от прежних хозяев (как правило, разгильдяев, воспитанных советской эпохой), полы не всегда обладают необходимыми характеристиками, что делает инсталляцию в них данных систем либо слишком затруднительной, трудоемкой и весьма дорогостоящей, либо вообще невозможной.
Во-вторых, по-любому эту инсталляцию надо проводить. А это значит — надо осуществить земляные работы в полном объеме, на что, конечно же, потребуется время. Не все располагают этим временем, стремясь как можно скорее начать предоставлять услугу по кузовному ремонту.
В этих случаях легкий стапель — вполне приемлемый выход из положения. Его не обязательно заглублять (существуют, как мы писали выше, мобильные модели), он быстро устанавливается в цеху и сразу приступает к работе. К тому же можно приобрести несколько стендов и только один или два тяговых выпрямителя, создав таким образом своеобразное подобие кузовного конвейера. Не нужно будет перекатывать автомобили по разным цехам, локально выполняя весь цикл работ: приемку, диагностику, разборку и демонтаж поврежденных элементов, кузовной ремонт и сварочные работы, подготовку к покраске и сборку.
Однако надо осознавать: это совсем не означает, что маленький стапель имеет превосходство над напольными системами восстановления аварийных автомобилей. Тут, если можно так выразиться, происходит борьба компромиссов. Преимущества в равной степени, как и недостатки, есть и у одного и у другого типа оборудования. При этом данные преимущества и недостатки никак не пересекаются: что-то удобно и выгодно для одних сервисных станций, что-то — для других. Какие-то свойства и качества напольных систем лучше подходят для одного предприятия, и вполне может случиться, что эти же свойства и качества окажутся совершенно неприемлемыми для другого. Это же справедливо и для легких стапелей: по некоторым своим параметрам они могут кого-то не устраивать, а кому-то эти же параметры покажутся самыми оптимальными.
Поэтому, прежде чем сделать выбор в пользу конкретного типа оснащения, важно понять, какой вид оборудования наилучшим образом подходит именно вам (и ориентироваться надо не только на день сегодняшний, но и на перспективу: объем легкого и среднего ремонта, скорее всего, так и останется на уровне 70–80 %, однако в абсолютном выражении он существенно возрастет, и связано это со стремительно увеличивающимся автопарком), и тогда вы никогда не пожалеете о его приобретении. Надеемся, что с помощью нашей статьи вы сможете сделать этот выбор.
Ну а теперь мы имеем честь представить вам конкретное оборудование конкретных производителей (все параметры, описывающие оборудование, как-то: ширина, высота, время подъема/опускания и т. д., приведены в соответствии с техническими характеристиками оборудования, предоставленными производителями стендов).


Для большинства легких стапелей характерен следующий способ фиксации автомобиля (см. рис.). Автомобиль спокойно заезжает на раму, поскольку ее толщина минимальна и не препятствует этому. На кронштейны блоков кузовных зажимов ставятся стойки с традиционными для обыкновенных подъемников подпятниками. Машина поднимается, под колеса подставляются «козелки» (табуретки). Затем подъемник опускается, и подпятники меняются на собственно кузовные зажимы. В завершение процедуры подъемник опять поднимается, и автомобиль жестко закрепляется либо посредством зажимов отбортовки, либо посредством специальных адаптеров для машин, не имеющих таковой. Как видите, все очень просто и быстро.





Blackhawk
Американская компания Blackhawk в линейке легких стапелей имеет две модели стендов. Это модели EuroPost 2 и PostLift, представляющие собой, соответственно, мобильный и стационарный варианты исполнения. Способ закрепления автомобиля на них — такой же, как описанный во вступительной части статьи. Кронштейны, на которых устанавливаются стойки с зажимами, складываются вдоль рамы в одном случае и платформы в другом и не препятствуют заезду автомобиля. Они передвигаются вдоль станины в достаточных пределах и штырем фиксируются в необходимом месте в зависимости от габаритов транспортного средства.



EuroPost 2
Мобильный стапель EuroPost 2 состоит из цельнометаллической рамы, состыкованной с небольшим ножничным подъемником, к которой крепится рычажный силовой орган — традиционный для Blackhawk Dozer модифицированной конструкции. Грузоподъемность стапеля — 2,2 т. Максимальная сила натяжения, которую реализует система, составляет 5 т (оно создается гидропневматической помпой — педалью). Максимальная высота подъема «ножниц», в силу того, что это именно мобильный вариант, никак не фиксирующийся на полу, — 855 мм.


«Ломающаяся» в нескольких плоскостях силовая тележка обеспечивает достаточную степень свободы тягового устройства

В движение подъемник приводится тоже гидропневматической помпой посредством педали (время подъема —
60 с, опускания — 50 с, вес помпы — 15 кг). Плюсуя сюда высоту стоек блоков кузовных зажимов и собственно высоту автомобиля (и учитывая, что станина системы представляет собой раму), мы видим, что стапель обеспечивает приемлемые условия для доступа к нижней части машины. Хотя если есть необходимость отремонтировать трубопровод, выхлопную систему или карданный вал, то сделать это будет трудновато — подлезть к ним механику практически невозможно. Но любые арматурные работы, разборка агрегатов двигателя, подвески и т. д. — все это вполне осуществимо.
Входящий в комплект EuroPost 2 удлинитель для стрелы существенно оптимизирует все операции, связанные с выправкой верхних плоскостей автомобиля. А для дополнительного удобства работы с крышей машины достаточно просто не поднимать стенд на предельную высоту.



Описывая легкие стапели, мы акцентировали внимание на том, что это в прямом смысле слова легкие и компактные системы. EuroPost 2 — самый наглядный пример тому. Вес рамы вместе с аксессуарами равен 470 кг, длина рамы — 4 м, ширина — 855 мм. Толщина же стенда в сложенном состоянии составляет всего 110 мм, что позволяет заезжать на него автомобилям с самым маленьким клиренсом.


Диагностика и замерение

Размеры получаемого рабочего поста — 6500 х 4000 мм. Зависят они, конечно же, от габаритов автомобиля и на практике могут быть значительно меньше. При этом не следует забывать, что EuroPost 2 — это именно мобильная система, поэтому занимаемые ею 26 «квадратов» при отсутствии автомобилей, нуждающихся в правке кузовных деталей, могут быть использованы и для других видов работ.
Мобильность EuroPost 2 обеспечивает специальный комплект роликов (дополнительная опция, не входящая в базовую комплектацию и приобретаемая отдельно), с помощью которых стенд свободно перемещается по территории кузовного участка.
Некоторых жестянщиков отпугивает от мобильных систем то обстоятельство, что они никак не крепятся к полу. Мол, опасно работать на таком «шатком» оборудовании. Конструкторы Blackhawk, по их словам, постарались свести к минимуму все риски и сделать невозможным падение закрепленного автомобиля со станины. Для этого они реализовали в разработанном ими оборудовании несколько систем предотвращения падения. Во-первых, это специальная механическая система, обеспечивающая проведение безопасной выправки. А во-вторых — гидравлическая: предохранительные клапаны установлены на каждом подъемном цилиндре и в месте подсоединения шланга.
Ну и теперь о видах работ, которые можно проводить на данном стапеле. EuroPost 2 предназначен для ремонта кузовов автомобилей весом до 2,2 т, не имеющих смещения базовых точек днища. Он позволяет выправлять фронтальные и боковые удары по продольной плоскости и под углом. Силовой орган имеет несколько степеней свободы (стрела отклоняется в вертикальной плоскости) и перемещается по всему периметру рамы. Не совсем удобно то, что его перемещение можно осуществить, только когда подъемник находится в опущенном состоянии. На весу отстыковывать и пристыковывать Dozer, вес которого 120 кг, а длина около 2 м, достаточно сложно. Проще опустить подъемник, поставить «гуся» в то место, где необходимо приложить силовое воздействие, и снова поднять подъемник.
Если в процессе выправки необходимо локально изменить направление вектора тяги, то это можно сделать при помощи самого Dozer (как мы говорили, он обладает несколькими степенями свободы). Вытащив стопорный палец из фиксирующего отверстия, его можно наклонить и в вертикальной плоскости, и на шарнирах в горизонтальной.
EuroPost 2 совместим с любой измерительной системой конструкции Blackhawk: и с механической Р-188, и с универсальной ультразвуковой Shark. Чтобы их установить, достаточно лишь увеличить зазор между рамой стенда и днищем автомобиля посредством специальных проставок.

PostLift
Стационарный стапель PostLift (анкерится в пол) — новинка в гамме оборудования Blackhawk. И хотя этот стапель тоже предназначен для мелкого и среднего ремонта деформаций кузова автомобиля, комплектуется он уже тяговым устройством Dozer мощностью 10 т, т. е. максимальное силовое усилие, реализуемое системой, составляет 7 т. До 2,5 т увеличена и грузоподъемность стенда.
Вообще же, если сравнивать PostLift с EuroPost 2, то можно с уверенностью сказать, что внешне похожи они мало в чем. Станина PostLift представляет собой укороченную платформу (2830 мм в длину и 770 мм в ширину), что облегчает доступ к днищу автомобиля спереди и сзади. Стойки кузовных зажимов весьма высокие, что, во-первых, позволяет устанавливать любые измерительные системы Blackhawk без использования дополнительных проставок, а во-вторых, упрощает доступ к днищу закрепленного транспортного средства.
В свою очередь, стационарность PostLift дает возможность поднимать автомобиль значительно выше — до 1700 мм (минимальная высота осталась прежней — 115 мм): это дает дополнительные удобства для проведения работ. Гидроцилиндры приводятся в действие уже не педалью, а полноценной пневмогидростанцией, оснащенной пультом дистанционного управления, что очень эффективно (время подъема до наивысшей точки — 55 с, опускания — 50 с). Общий вес — 550 кг. Площадь, необходимая в цеху для установки, — 4,8 х 6,9 м.
Андрей Резкин, компания «Автолак», руководитель отдела оборудования:
— Можно сказать, что EuroPost 2 в силу своей специфики и конфигурации рассчитан на проведение совсем легких ремонтов. Оптимальнее всего использовать его в совокупности с полноценным тяжелым стапелем. PostLift же, в общем-то, самодостаточен. Автосервисное предприятие, плотно работающее со страховыми компаниями и не занимающееся «тотальными» машинами, может использовать его как отдельную технологическую единицу для решения всех кузовных проблем.
Ведь не секрет, что для исправления некоторых, в принципе, легких повреждений тягового усилия в 5 т может оказаться мало (например, подтянуть сильно деформированный брызговичок). Вот для таких случаев как раз и подходит PostLift.


Изменена и конструкция тягового органа, хотя перемещать по периметру платформы его можно, опять же, только при опущенном подъемнике. Стрела в вертикальной плоскости не заваливается, но силовая тележка, на которой она располагается, имеет два подвижных сочленения, что позволяет легко менять направление приложения силового воздействия в горизонтальной плоскости.

Car-O-Liner
Линейка легких стапелей шведской компании Car-O-Liner представлена эргономичной конструкцией Speed. Состоит она из короткой платформы (2510 мм, в модификации Speed Plus 2883 мм) и ножничного подъемника с высотой подъема 1600 мм (используется два подъемных цилиндра и механический защитный фиксатор). Грузоподъемность стапеля — 2,5 т. Как утверждают разработчики системы, базовая рама и все компоненты Speed изготавливаются из сверхпрочного стального сплава, благодаря которому его прочность выше обычного стенда в 3–4 раза. Вес конструкции — 622 кг (в модификации Speed Plus — 700 кг).
Предусмотрены два варианта монтажа стапеля в цеху: поверх пола (стенд анкерится к поверхности пола) и заподлицо с полом (стенд заглубляется). И тот и другой одинаково приемлемы, поскольку толщина платформы всего-навсего 100 мм, что позволяет без проблем заезжать на нее даже самым низким автомобилям.
Однако основной особенностью Speed можно назвать упрощенную и ускоренную процедуру фиксации на нем автомобиля. Благодаря применению одновременно двух типов кронштейнов — для подпятников и для блоков кузовных зажимов (машина может закрепляться как за отбортовку, так и при помощи специальных переходников для автомобилей без отбортовки) — отпадает необходимость в промежуточной операции вывешивания кузова на «козелках», как на большинстве других моделей стендов иных производителей.


Тяговый выпрямитель может быть установлен под любым углом влюбом месте рамы

То есть машина заезжает, один раз поднимается и сразу фиксируется. Происходит это следующим образом. Сначала на платформе закрепляются только кронштейны с подпятниками, выставленными на определенной высоте (если клиренс машины низок, можно воспользоваться проставками, увеличивающими зазор между платформой и днищем авто). Машина заезжает на стенд и поднимается. Затем оператор в специальные пазы вставляет кронштейны непосредственно с блоками кузовных зажимов. Высота стоек губок регулируется, они при помощи пневмогайковерта поднимаются до необходимого уровня и зажимаются — все просто и удобно.
Дополнительное удобство придает и комплектация подъемника блоком питания с дистанционным управлением, который возможно установить на пол или повесить на стену.
Стоит сказать отдельно и о платформе Speed. По утверждению конструкторов компании, она вырезается и обрабатывается лазером, что обеспечивает высокую точность изготовления и надежную фиксацию любых приспособлений. Впереди платформа закруглена для облегчения доступа к фронтальной части автомобиля. За один прием можно снять бампер, демонтировать поврежденный элемент, подсоединить тяговый выпрямитель D20 и выправить деформацию.



А благодаря тому, что она очень короткая (располагается под пассажирским отсеком), да к тому же еще отсутствуют задние скаты и выступающие за габариты автомобиля части рамы, моторный отсек и багажник большинства автомобилей просто свисают с нее. Поэтому на данном стапеле можно без особого труда проводить подготовку к покраске, практически все виды арматурных работ и широкую гамму слесарных и диагностических (ремонт двигателя, подвески, карданного вала и пр.).
Стыковка с силовым устройством осуществляется посредством специальных крепежных приспособлений и клина в передней части и по бокам платформы. Чтобы переставить «гуся» в другое место, надо опустить платформу (система настроена таким образом, что при опускании подъемника он первый раз автоматически останавливается на необходимой для перемещения D20 высоте и только потом полностью складывается) и перекатить D20. Однако это необходимо делать, только когда речь идет о его, скажем так, кардинальной перестановке, например спереди назад или с одной стороны на другую. Во всех же остальных случаях (когда происходит правка только в одной плоскости, что характерно для небольших повреждений кузова) степень свободы, реализуемая в «гусе», позволяет изменять направление тяги без изменения его месторасположения: тяговый выпрямитель может быть установлен под любым углом в любом месте, при этом он поворачивается в вертикальной плоскости на 180о.
Усилие, которое дает тяговый выпрямитель, составляет 5 т, чего, как мы знаем, вполне достаточно для ремонта малых и средних повреждений.
Ну и в заключение остается добавить, что в системе Speed предусмотрена возможность работы со всеми типами измерительных систем, представляемых компанией Car-O-Liner: компьютерными системами Car-O-Tronic Vision и Car-O-Tronic Classic, а также механической Car-O-Mech.

Сергей Медведев, «Инмарт», руководитель отдела продаж:
— Все аксессуары, входящие в комплект Speed, стандартизованы и могут использоваться на других стендах для кузовного ремонта. На стенде Speed также могут быть использованы аксессуары и допоснастка для растяжки от любых стендов Car-O-Liner. То есть, по утверждению разработчиков, все принадлежности, которые вы приобретете для своего первого Speed, в будущем можно будет применять и на более новых моделях стендов.


Celette
В ассортименте кузовного оборудования компании Celette в сегменте легких стапелей представлено две модели стендов рамной конструкции: стационарный Linx II и мобильный Vega. Максимальное тяговое усилие у обеих моделей одинаково — по 5 т, одинакова и их грузоподъемность, которая составляет 2,5 т. Обе модели имеют переходники для фиксации автомобилей без отбортовки.


Linx II
Стационарный стапель Linx II представляет собой незамкнутую П-образную раму длиной 3,67 м и шириной 0,9 м, сопряженную с ножничным подъемником (высота подъема 1,63 м). Вследствие того, что рама имеет такую нетипичную форму, установить силовое устройство сзади не представляется возможным. Поэтому, если на стапеле необходимо произвести правку автомобиля, имеющего и фронтальные повреждения, и задние, машину, скорее всего, придется переставлять и разворачивать.
Однако нельзя сказать, что данное обстоятельство сильно отражается на потенциальных возможностях стенда, ведь основная масса мелкого и среднего ремонта деформаций автомобиля приходится как раз на переднюю часть автомобиля. А для обеспечения быстрого и качественного ремонта в этой части стапель обладает всем необходимым функционалом и даже более того.
Установка автомобиля проходит крайне оперативно: машина фиксируется на стапеле буквально в один прием. В конструкции Linx II предусмотрены боковые площадки для колес ниже верхнего края рамы: автомобиль заезжает на них, стенд поднимается, ставятся кронштейны с губками (или адаптерами) — все, теперь кузов может быть жестко закреплен. Кстати, конструкция крепления этих кронштейнов к станине уникальна: они как бы обхватывают раму и затягиваются клином.
Кроме того, передние площадки — разборные. Это позволяет в процессе ремонта без особых усилий и без использования специальных трансмиссионных стоек снимать колеса с передней оси, чтобы, например, разобрать ходовую часть.
Реализуется данная функция посредством двух телескопических ручек, из которых состоят передние площадки. Данные ручки фиксируются друг относительно друга при помощи специальной скобы. Если ее убрать, ручки можно развести в разные стороны, в результате чего колесо разгружается и опускается. Теперь его можно беспрепятственно снять. Для того чтобы поставить колесо обратно, мы должны надеть его на диск и свести эти ручки. В большинстве случаев человеческой силы хватает, чтобы совершить операцию. Если же нет (слишком жесткие пружины, большая масса автомобиля и т. д.), то тогда используется специальное приспособление. С помощью пневмогайковерта мы приподнимаем колесо подпятником и спокойно сводим ручки.
Как видим, Linx II — это функциональный рабочий пост, на котором действительно можно проводить широкий спектр работ, смежных с кузовным ремонтом. Но, естественно, главное его предназначение — быть полноценным стендом восстановления геометрии кузова автомобиля. И для этого на нем предусмотрено все, что необходимо.
Бесперебойную работу гидроцилиндров (их два) обеспечивает пневмогидростанция с пультом дистанционного управления. Это очень удобно, поскольку к педали надо подводить воздух, а пневмогидростанция просто включается в розетку и работает. К тому же она, как мы и говорили, обладает высокой производительностью.
Фиксация тягового устройства (тяговое устройство, как на большинстве подобных стапелей, перемещается, только когда подъемник опущен; высота стрелы около 1,5 м, длина силовой тележки — 1,4 м; общие максимальные размеры поста — 3200 х 5070 мм) происходит посредством всего двух клиньев, а для того, чтобы закрепить его не спереди, а сбоку, необходимо применить специальный суппорт. Сначала на раму устанавливается он, а потом уже с ним стыкуется тяговый выпрямитель.
В задней части стапеля размещается пневмодомкрат, упрощающий старт. Как известно, самый нагруженный момент во всех ножничных подъемниках — это как раз старт, когда ножницы нужно вывести из сложенного состояния, так называемой мертвой точки (расположение гидроцилиндров не позволяет им реализовывать свою функцию при параллельно размещенных ножницах, поскольку их усилие в этом случае толкает «ножницу» не вверх, а вдоль). Для этих целей и служит пневмодомкрат, поднимающий раму на начальном этапе, после чего в работу включается основная гидравлика.
Теперь — что касается использования измерительных систем. Буквально несколько месяцев назад конструкторы Celette разработали специальные адаптеры для установки на Linx II компьютерной измерительной системы Naja, что существенно расширяет его технологические возможности. Созданы более высокие стойки для зажимов и специальные кронштейны для установки направляющей линейки.

Vega
Мобильный стенд Vega — это довольно-таки длинная (3960 мм), но узкая (870 мм) замкнутая рама, установленная на ножничном подъемнике (высота подъема — 970 мм, используется один гидроцилиндр, приводимый в движение пневмогидравлическим насосом — педалью, поскольку это более дешевая модель). Максимальные размеры получаемого рабочего поста — 5178 х 2680 мм.
В отличие от стапеля Linx II на стапеле Vega тяговое устройство перемещается по всему периметру, что позволяет захватить любую точку на кузове и провести выправку. Плюс к этому существует возможность установить тяговый выпрямитель на скошенные углы рамы. Его фиксация на станине происходит посредством всего одного клина с любой ее стороны. Размещение полок внутри рамы рассчитано таким образом, чтобы крючком на конце силовой тележки можно было легко за них зацепиться в любом положении силового устройства — что спереди/сзади, что сбоку.
Кроме этого, удобно и то, что тяговое устройство установлено на силовой тележке, имеющей подпружиненные колеса на длинной подставке, — это позволяет перемещать его при поднятой раме. Свойство, присущее далеко не всем представителям оборудования подобного класса.
Другой отличительной особенностью стенда Vega является наличие двух вариантов установки на него ремонтируемого автомобиля. Первый — традиционный, с использованием широко распространенных «козелков». Второй не так часто встречается. Закрепление машины происходит после того, как она заезжает на специальные трапы. Преимущество этого способа — в отсутствии необходимости подставлять «козелки», поднимать/опускать подъемник. Однако конструкция получается более дорогая, да и трапы занимают лишнее место — по-любому их надо где-то хранить. Несмотря на то, что они разборные, а решетки выполнены из композитных материалов, они все равно занимают определенную площадь. Табуретки же можно составить одна в другую, поэтому в цехе останется больше пространства.
Сама технология фиксации выглядит следующим образом. Машина по гладкой поверхности заезжает на трапы (на кронштейнах, как видно из рисунка, отсутствуют стойки). После остановки авто центральные части трапов убираются, на лапки надеваются стойки с губками, зажимаем их — все, машина зафиксирована.
Мобильность стенда Vega обеспечивает комплект колес и ручка: на раму надеваются колеса, впереди вставляется длинная ручка. Подъемник поджимается под раму, и его можно спокойно перекатить на другое место или же вообще прислонить к стене — место в цехе свободно.
Из дополнительных опций, полезных в работе, можно выделить специальное приспособление для тяги вниз. На раму крепится поперечная балка, и через ролик, на ней установленный, мы можем проводить правку вниз, изменяя как нам угодно направление вектора тяги.

Globaljig
Итальянская компания Globaljig в сегменте легких стапелей для проведения ремонта малых и средних повреждений кузова автомобиля (фронтальных ударов, несильных боковых, а также для замены панелей и выправления вмятин) представляет стационарный стенд Koala грузоподъемностью 2,5 т.
Koala — это трехметровая рама (ширина — 930 мм), закрепленная на ножничном подъемнике, который может как устанавливаться поверх пола, так и заглубляться ( высота подъема при креплении поверх пола — 1450 мм, при заглублении — 1600 мм). В случае если стапель заглублен, в комплекте с оборудованием прилагаются защитные крышки, которыми можно его накрыть на тот промежуток времени, пока он не используется. Это хорошая альтернатива мобильности: стапель не нужно никуда перемещать, но при этом пространство пола остается ровным и на нем можно проводить иные виды работ (тяговое устройство, как и при использовании мобильного стенда, можно откатить в угол цеха).
Освободить пространство не помешает и пневмогидростанция с пультом дистанционного управления, которой оснащен стенд: длина шлангов станции около 5 м, при этом она не имеет жесткого крепления к полу. Более того, у нее на основании есть колесики, следовательно, ее можно без особых проблем перекатить на достаточное удаление от поста.
Технология установки автомобиля на стапель традиционна: предусмотрены «козелки», а также специальные подкатные тележки, на которые можно поставить застопоренное/заклинившее колесо автомобиля. Это могут быть как одинарные тележки, так и спаренные, подставляемые под переднюю или заднюю ось машины. Можно воспользоваться адаптером для автомобилей без отбортовки.
В силовом устройстве стенда Koala сохранена концепция тяговых выпрямителей компании Globaljig: оно представляет собой не типичный для данного вида оборудования рычажный выпрямитель («гусь»), а силовую колонну (башню), благодаря чему в процессе выправки не меняются ни вектор тяги, ни прилагаемое усилие на любой высоте (предусмотрено дискретное изменение высоты приложения усилия) и под любым углом правки.
Высота башни — 1,2 м, создаваемое ею усилие составляет 8 т, хотя при желании можно оснастить стапель и 10-тонным силовым органом (но это не вполне уместно для подобных деформаций). Гидравлический поршень тянет вниз, но поскольку здесь применены два блока, один из которых неподвижен, то усилие сохраняется, а не увеличивается.
Сама же конструкция башни довольно занятна. Во-первых, на силовой тележке, на которой она установлена, уже имеется ролик для правки вниз. Во-вторых, для того, чтобы свести к минимуму все перемещения башни вдоль рамы (на стенде Koala, для того чтобы поменять расположение силового органа, который может быть установлен в любом месте по периметру рамы, так же как и во многих других моделях стапелей иных производителей, надо опускать подъемник), в ней реализовано насколько степеней свободы. Если мы посмотрим на рисунок, то увидим, что зеленая часть силовой тележки имеет подвижное сочленение с желтой. Это позволяет «ломать» тележку на 45о в одну и в другую сторону. Кроме того, стрела башни подвижна и может вращаться вдоль своей оси.
То есть, если нужно локально изменить направление вектора тяги или поменять точку крепления цепи к кузову автомобиля, можно сделать это, не передвигая силовой орган целиком, а лишь посредством изменения конфигурации самого силового органа.
Крепится тяговое устройство к раме при помощи специального захвата, рассчитанного под эту раму. Он-то и позволяет перемещать его по всему периметру станины.
Со стапелем Koala можно проводить все виды работ по мелкому и среднему ремонту деформаций кузова автомобиля, в том числе последующее измерение геометрии. Высоты стоек на блоках кузовных зажимов (она может регулироваться, сами же стойки надеваются на кронштейн, как на рельс, и потом затягиваются) хватает для того, чтобы установить бесконтактную компьютерную измерительную систему производства Globaljig — GlobalScan.
Также можно производить измерения и обычной телескопической линейкой.

Spanesi
Легкий стапель Mini bench компании Spanesi как нельзя лучше соответствует своему названию. Он в полном смысле слова mini, причем он самый маленький не только в линейке итальянских производителей, но и среди всех представленных в этой статье — длинна его платформы всего-навсего 1900 мм. Но такие компактные размеры не идут в ущерб функциональным возможностям. Его грузоподъемность — 2,2 т, а реализуемое на стенде тяговое усилие составляет 6 т. То есть он полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к данному типу оборудования. На нем можно проводить любые арматурные и смежные с кузовным ремонтом работы.
Вообще надо сказать, что Mini bench — довольно-таки оригинальный стапель по своей конструкции. Судите сами. Сопряженный с ним подъемник поднимает только на 1 м, но это стационарный заглубляемый стапель, оснащенный не педалью, а полноценной пневмогидростанцией (правда, без пульта дистанционного управления), что делает работу на нем крайне удобной и быстрой: время подъема — 32 с, опускания — 43 с. Кроме того, работая на Mini bench, мы имеем дело не с рычажным тяговым выпрямителем, а с силовой башней (длина — 1,9 м, высота стрелы — около 2 м), обладающей просто удивительными свойствами.
Но давайте обо всем по порядку. Итак, колонна. Уникальность данного стапеля заключается в том, что в нем предусмотрено крепление силового органа только на торцах платформы: спереди и сзади. Однако это ни в коей мере не накладывает никаких ограничений на повсеместный доступ к кузову автомобиля. Мало того что стрела башни может вращаться вокруг своей оси в необходимых пределах, так еще и сама тележка, на которой она установлена, соединена подвижным сочленением с суппортом (о надежности этого сочленения говорит хотя бы то, что подобные механизмы применяются и на полноразмерных тяжелых стапелях Spanesi), фиксирующим ее на станине.
Как видно из схемы, угла поворота тягового агрегата (около 280о) достаточно для того, чтобы охватить весь автомобиль и получить доступ ко всем его поверхностям. К тому же устройство не надо переставлять по периметру платформы, чтобы тянуть различные элементы, лежащие во фронтальной/кормовой части автомобиля в перпендикулярных плоскостях — за один прием можно выправить и крыло, и, например, переднюю панель.
Размеры получаемого рабочего поста, если мы будем ремонтировать повреждения, лежащие в одной или смежных плоскостях, составят всего 3520 х 3800 мм.
Закрепление башни происходит очень быстро: она просто вкатывается в специальную прорезь с торца платформы и в нижней части защелкивается затвором на пружине, который удерживает суппорт в станине. Для снятия предусмотрена отдельная ручка, отжимающая эту пружину.
Внутри башни стоит гидроцилиндр, закрепленный в верхней ее части. Посредством перемещения роликов можно выбрать оптимальное направление выправки. Плюс к этому цилиндр можно перевернуть и установить его не сверху, а снизу, что иногда бывает крайне полезно.
Станина. Подъемник заглубляется, причем заглубляется так, что на поверхности остаются только специальные площадки для закрепления автомобиля, т. е. станина целиком встает вровень с полом. Автомобиль колесами встает на эти площадки и дальше уже, по усмотрению мастера, он может быть либо просто поднят на подпятниках, либо жестко зафиксирован на кузовных зажимах (предусмотрены и крепления для автомобилей без отбортовки). В целом же технология закрепления выглядит так же, как и у большинства других стендов, и осуществляется посредством промежуточного вывешивания машины на «козелках». Но у Mini bench это не просто табуретки, а мобильные конструкции с колесиками.


На пульте пневмогидростанции кроме традиционных кнопок «вверх/вниз» присутствуют еще и индикаторы, во-первых, показывающие наличие напряжения, подключенного к станции, а во-вторых, сигнализирующие о движении. На сетевой кнопке есть блокиратор с ключом (наверное, таков итальянский менталитет: нечего кому ни попадя пользоваться стапелем). Саму станцию можно удалять от поста на расстояние до трех метров.


Что же касается возможности использования на стапеле Mini bench измерительных систем — компьютерных или механических, то они крайне ограниченны. Только с торцов платформы можно установить оригинальную в прямом смысле слова (как, наверное, все у Spanesi) компьютерную систему Touch (но это тема уже следующего разговора). Во всех же остальных местах проводить измерения можно лишь при помощи телескопической линейки.

 
Rambler's Top100