• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Парковка разрешена "

"Парковка разрешена "
Тематика: Управление автосервисом
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: декабрь, 2005
Дата публикации: 01.12.2005
Согласно распространенной шутке российский автолюбитель паркуется «на хрясть!». То есть, если в районе заднего бампера слышится подобный звук, парковку можно считать завершенной. Избежать же подобной методики помогает некое устройство, называемое парктроником, установка которого вполне может принести автосервису дополнительный доход.



Для больших и маленьких

Если еще несколько лет назад для среднего российского автомобилиста парктроник был диковинкой и неким атрибутом роскоши, то сейчас это устройство активно проникает в самые широкие слои автолюбителей. Специалисты в один голос говорят, что в настоящее время число желающих иметь данную опцию на своих автомобилях постоянно растет. Связано это прежде всего с тем, что цена на подобное оборудование с каждым годом становится все более доступной, а удобство, которое оно обеспечивает в ходе эксплуатации автомобиля в напряженных городских условиях, все более актуально с ростом пробок и проблемой автомобильных стоянок.

Максим Борисов, директор автосервиса «Алмакс», более 6 лет специализирующегося на установке парктроников:
— Парктроник, бесспорно, нужен и полезен, что понимает каждый, кто хоть единожды имел данную опцию на автомобиле. А в условиях города, когда при парковке то и дело можно налететь на низкий столбик, бордюр или клумбу, которую просто по определению не видно из автомобиля, парктроник иметь жизненно необходимо. Посудите сами: если вы поцарапаете бампер, а то и вовсе расколете или оторвете его, задев еле заметную каменную клумбу, то элементарная покраска, не говоря уже о более серьезном ремонте, обойдется в десятки раз дороже, чем установка парктроника. Автовладельцы начали это понимать, о чем говорит тот факт, что количество пользователей такого оборудования стремительно растет.

Примечательно, что специалисты по установке парктроников даже составили портрет самых распространенных пользователей данных устройств. В его основу легли автовладельцы двух типов машин: самых больших и самых маленьких.
Из больших машин чаще всего парктроники устанавливают на внедорожники, мини-вэны и микроавтобусы. Оно и понятно: таким большим машинам сложнее всего парковаться в городе, где водитель просто физически иногда не может видеть сзади невысокие препятствия.

М. Б.:

— Интересно, что некоторые наши клиенты, когда мы советовали им установить парктроник, воспринимали подобное предложение чуть ли не как оскорбление. Дескать, я уже много лет за рулем и без всякого допоборудования смогу запарковаться где угодно. Один такой клиент приехал к нам как-то на джипе «Мерседес Гелендваген». И когда начал сдавать назад, то буквально около сервиса наскочил на выступающий люк, который из такого джипа ну никак не видно. Через минуту после случившегося он вернулся и попросил установить парктроник.

Вслед за крупными машинами идут «малыши» — малолитражные автомобили. Парктроники на них устанавливают прежде всего женщины. Водители данного типа, прославленного в анекдотах, нередко чувствуют себя на дороге не слишком уверенно и при парковке могут поцарапать не только свое авто, но и парочку близстоящих.
Ну и, наконец, третий распространенный тип пользователей парктроников — это владельцы машин, хорошо знакомые со всеми преимуществами такого устройства. Опытные установщики говорят, что если человек уже имел на своих прежних машинах подобную опцию, то будет стремиться установить ее и на новый автомобиль, так как понимает, насколько комфортно и удобно парковаться при ее наличии.

Рынок устройств

Как ни странно, в настоящее время рынок парктроников в России имеет довольно четкую структуру. Специалисты выделяют здесь не десятки, а всего несколько наиболее распространенных марок.
Понятно, что все они обладают тайваньско-китайскими корнями, ведь именно в тех краях сейчас производят наиболее доступную и массовую электронику. Так, в России на сегодняшний день можно встретить системы парктроников, продающиеся под маркой Parkmaster. По некоторым данным, они занимают аж более половины всего рынка. Другие известные у нас марки — модели с почти оккультным названием «Третий глаз» и с игривым именем Park boy (шутники поговаривают, что вот-вот появится изделие Park girl).
Помимо своих лейблов системы парктроников серьезно различаются по функциям и имеют достаточно много модификаций. Главное различие между ними связано в первую очередь с количеством датчиков парковки, которые предполагается поместить на автомобиль. Как известно, устройство парктроника весьма простое: специальные датчики с помощью ультразвука определяют расстояние до окружающих предметов, сообщая об этом с помощью сигналов водителю. И чем больше этих датчиков на автомобиле, тем лучше.
Более того, датчики могут располагаться в разных местах. Чаще всего их устанавливают на задний бампер. Однако известны случаи, когда систему помещают еще и впереди — для безопасной парковки в обоих направлениях.
Также и самих датчиков может быть разное количество. Минимальное — две единицы на один бампер. Более распространенный вариант — три, а иногда четыре. Это и понятно, так как большее число датчиков лучше выявляет в окружающем пространстве различные препятствия. Но стоят такие модели, конечно же, дороже.
Другой важный элемент парктроника — то, каким образом он доносит до водителя информацию о препятствиях. Все без исключения системы делают это с помощью звука (чем интенсивнее писк, тем ближе препятствие). Вдобавок присутствует еще и визуальный ряд, обычно представляющий собой разноцветную шкалу, сигнализирующую об окружающей обстановке. Если на датчике горит зеленый огонек — значит, все в порядке и на расстоянии более метра нет никаких предметов. Если загорается желтый или оранжевый, сопровождающийся прерывистым писком, значит, следует быть осторожным: на расстоянии 0,7–0,9 м обнаружено препятствие. Ну а если загорается красный и слышится прерывистый сигнал, то ситуация критическая: посторонний предмет находится в 0,3–0,5 м от автомобиля.
Визуальный датчик со шкалой, как правило, устанавливается на заднее стекло автомобиля, что вполне логично, так как водитель, паркуясь задним ходом, смотрит назад. Если же индикацию парктроника расположить впереди, то ему придется крутить головой, что, в принципе, неудобно. Хотя существует ряд модификаций, в которых индикация устанавливается в передней части салона. Обычно — в район зеркала заднего вида, куда водители тоже часто смотрят, двигаясь назад. При этом в более дорогих моделях индикация парктроника в состоянии наглядно показывать опасные зоны около автомобиля (на экране вокруг схематично изображенного автомобиля могут появляться красные линии — зоны, наиболее опасные для движения). Также иногда при этом в электронном виде на экранах могут демонстрироваться цифры — приблизительное расстояние до ближайшего препятствия.
Что же касается цен, то самые доступные парктроники на сегодняшний день стоят в розницу около $ 80. Средний же ценовой уровень таких систем — $ 100–150. Ну а стоимость самых продвинутых моделей редко превышает отметку в $ 250.

Установка

В установке парктроника, в принципе, ничего сложного нет. Два опытных мастера могут смонтировать данное оборудование менее чем за час. В среднем же неспешная работа обычно занимает часа полтора-два. В редких случаях — больше.


Перед началом монтажа датчиков парковки на бампер наклеивается бумажная лента.


Ключевой момент в установке парктроника — определить, надо ли снимать бампер для его монтажа или нет, что зависит от конструкции самой машины. Почти во всех российских автомобилях, а также в большинстве иномарок под бампер можно подлезть снизу, без проблем установив на нем датчики. В более редких и сложных случаях этого сделать нельзя. Некоторые производители, например Audi A6, помещают на бампер специальные усилители, которые затрудняют доступ к этой детали автомобиля изнутри. Вот тогда приходится бампер снимать, причем сделать это не всегда легко. Известны случаи (например, работники одного из центров с содроганием вспоминают установку парктроника на модификацию Volkswagen New Beetle), когда для того, чтобы снять бампер, у машины приходилось демонтировать передние крылья и кучу других деталей.




На ленте с помощью линейки и карандаша отмечаются места, где будут располагаться датчики.

Если же проблема с бампером решена, то дальнейшая установка идет как по маслу. Первый пункт работ состоит из того, что в бампере сверлится отверстие. В него помещается сам датчик, провода от которого выводятся с обратной стороны в корпус автомобиля. Датчик закрепляется, а провода идут в одну из полостей — обычно багажного отделения. Здесь они подключаются к «мозгам» парктроника — небольшому электронному блоку размером в две сигаретные пачки. Далее нужно «запитать» парктроник в электропроводку автомобиля. Как правило, систему рекомендуется подсоединять к лампе заднего хода. Логика здесь проста: когда человек переключает заднюю передачу, то парктроник автоматически включается.


Наконец, последний этап — монтаж индикатора. Обычно он устанавливается на заднем стекле, а для его монтажа используется двусторонний липкий скотч, надежно прикрепляющий индикатор к заднему стеклу. Соответственно, провода от индикатора подсоединяются к основному блоку.


На размеченных местах обычной дрелью сверлится отверстие (фреза для этого, как правило, прилагается в установочном комплекте).

Впрочем, несмотря на видимую простоту работ, в установке парктроника есть свои тонкости. Например, очень важно установить датчики в требуемом порядке, иначе они будут неправильно сказываться на действии лампочек индикатора. Для удобства этого процесса каждый датчик имеет свою латинскую букву (A, B, C или D). И расположить их нужно в алфавитном порядке. Кроме того, у каждого датчика есть еле заметная маркировка верхней части, и его следует устанавливать вверх «головой». Также крайне важно закрепить датчик на достаточном расстоянии от земли (не менее 0,5 м), иначе он начнет принимать за постороннее препятствие тот же асфальт, поднимая ложную тревогу.


В просверленное отверстие просовываем датчик с подсоединенным к нему проводом.

По этой же причине важно не устанавливать датчики на задней части автомобиля вблизи посторонних предметов, например около заднего колеса внедорожника. Еще один существенный момент: датчики должны находиться на строго вертикальной поверхности (т. е. посылать сигнал параллельно земле). Распространенная ошибка при установке — датчики «глядят» чуть вверх или вниз, искажая тем самым процесс обнаружения постороннего предмета.


Фиксируем датчик в отверстии.

Наконец, в каждом отдельном случае требуется решать вопрос с покраской датчика в цвет бампера. Дело в том, что, как правило, производители парктроников выпускают датчики всего двух цветов: черного и серебристого. Хорошо, если бампер машины попадает в тон, тогда датчики устанавливаются на него без дополнительной окраски. Если же он имеет иной цвет, скажем, желтый или красный, как и сам автомобиль, то датчики, дабы они не смотрелись нелепым пятном, придется красить. Впрочем, это несложно, можно использовать обычные эмали. Главное — дать краске просохнуть, что займет какое-то время.


Блок управления устанавливается в багажном отделении под обшивкой.

О ценах: на сегодняшний день, например, сервисы Москвы за самую простую установку парктроника (без снятия бампера и покраски датчиков) берут в среднем $ 80–100. Если же датчики нужно красить, а также снимать бампер, то цена возрастет до $ 150–200. А в самых тяжелых случаях, когда демонтаж бампера чрезвычайно затруднен и влечет за собой разборку неких частей кузова, стоимость работ может достигать $ 400.


Провода прокладываются под уплотнителем.

Инструмент и персонал

Подобрать инструмент и персонал для работ по установке парктроников нетрудно.
Начать с того, что при процессе в сервисе не будет занят даже подъемник — под бампер машины можно залезть, не поднимая ее. Инструмент для проведения подобных работ — вполне обычный, слесарный. Обязательно потребуется дрель и прочая мелочь: плоскогубцы, отвертки или, скажем, такое устройство, как пистоносъемники (для демонтажа внутренней обшивки салона автомобиля). Есть надобность и в таком инструменте, как фреза, с помощью которой сверлится бампер; обычно она входит в комплект с самим устройством, благодаря чему не придется ломать голову над тем, какого диаметра сверлить отверстие в бампере.


Индикатор парковки обычно крепится на заднее стекло.

С персоналом тоже особых сложностей возникнуть не должно. Специалисты говорят, что достаточно так называемого рукастого сотрудника, который способен оценить и правильно произвести фронт работ на той или иной машине. Главное — чтобы он соблюдал аккуратность, так как, допустим, сверление отверстия в бампере дорогой машины — дело довольно ответственное, тут нельзя допускать ошибок, ведь отверстие следует выполнять в точно отведенном для этого месте. Кроме того, при таких работах бампер легко поцарапать, поэтому то место, где делается отверстие, желательно предварительно проклеить бумажным скотчем. Словом, аккуратность при установке парктроника очень важна. Что же касается навыков в самой установке, то набить руку в монтаже парктроников можно довольно быстро. Тем более что подробные инструкции по всем этапам работ прилагаются к комплектам с системами.


Под обшивку помещается «пищалка» -- звуковой сигнал датчика парковки.

Подводя итог нашему разговору, отметим, что установка парктроника не потребует от автосервиса особого дополнительного оборудования, инструмента и квалификации персонала. Она и времени займет не очень много, поэтому предложение подобной услуги клиентам может оказаться весьма выгодным даже для небольшой СТОА.


О близости постороннего объекта к автомобилю сигнализирует шкала на индикаторе парковки.


Датчики парковки почти не заметны на бампере автомобиля.


Благодарим автосервис «Алмакс»
за помощь в подготовке материала




Новейшие системы парктроников


Парковка в крупных городах сегодня превращается в настоящую проблему для автолюбителей, поэтому ведущие мировые производители активно работают над совершенствованием такой опции, как парктроник.
Например, недавно специалисты шведского университета Linkoping попробовали установить на Volvo S60 четыре ультразвуковых датчика, сканирующих пространство справа от машины. Данные поступают в компьютер, который анализирует обстановку, и как только он определяет подходящее для парковки место на дороге, тут же радостно «пищит» об этом хозяину.
А новая система City Park, созданная инженерами Citroёn, работает, как суфлер в театре. С помощью ультразвуковых датчиков она определяет, какое пространство имеется для парковки, и человеческим голосом сообщает, сколько места осталось, например, до автомобиля впереди, на какой угол нужно подкрутить руль, чтобы правильно запарковать машину, и т. д.
Впрочем, пожалуй, самой совершенной на сегодняшний день можно признать новейшую систему парктроника на гибридном автомобиле Toyota Prius. В работе этого автомобиля используются специальные радары и камеры, благодаря которым машина паркуется… сама, без участия человека. То есть, как в фантастических фильмах, сама подрулит и остановится в подходящем для этого месте. Правда, на сегодняшний день стоит такая система недешево — около $ 2000.
 
Rambler's Top100
Обучение вождению, автошкола в Люблино.