• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"От «отработки» до чистого масла "

"От «отработки» до чистого масла "
Раздел: Установки для сбора масла
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: декабрь, 2005
Дата публикации: 01.12.2005
Как-то на одном из автосервисов довелось услышать высказывание о том, что в наше время производить замену масла в двигателе автомобиля с помощью ведерка да воронки — все равно что расписываться гусиным пером в век гелевых авторучек. Ассортимент современного оборудования для данной операции действительно довольно широк, но, как показали наши исследования, то, что подходит для одного автосервиса, принося прибыль, может оказаться убыточным и бесполезным для другого. Почему?



Для начала давайте ознакомимся с тем оборудованием для замены масла в двигателе, которое можно встретить на нашем рынке. Производят его несколько фирм, но принцип работы всевозможных модификаций установок практически одинаков.
Как известно, процесс замены масла начинается со слива «отработки». Для этого можно использовать несколько установок, совершенно различных по цене и комплектации.

Ручная установка



Моделей ручных установок несколько. Но принцип действия, как мы уже отметили, един: «отработка» с их помощью сливается самотеком.
Самая, пожалуй, простая конструкция состоит из тележки с площадкой и регулируемой по высоте штангой с установленным на ней маслосборником, включающим съемную воронку, волнорезную решетку (фильтр), поворотный резервуар для увеличения радиуса действия, а также запорный кран на трубке и блокировочную гайку для закрепления установки на той емкости, куда и сливается масло (рис. 1). Размер тележки подбирается в зависимости от объема бочки, которую вы собираетесь на ней установить.
Судя по опросу сотрудников СТОА, данное оборудование наилучшим образом подходит малобюджетным небольшим автосервисам, не желающим отпугивать клиентов доисторическим способом смены масла (с помощью пресловутого ведерка), но не имеющим пока возможности приобрести нечто более дорогостоящее.
Те же, кто не очень стеснен в средствах, предпочитают использовать для слива «отработки» более совершенные модели — тоже ручные, но с передвижным баком на практичной колесной основе (рис. 2).
Чем удобен именно бак? Во-первых, на нем установлен выносной индикатор уровня слитого из машин масла со шкалой в литрах и галлонах, позволяющий следить за тем, насколько наполнена емкость. Во-вторых, он оснащен спускным краном с двухметровым шлангом и загнутым носиком, группой с безопасным клапаном в 1 бар и универсальным краном для подключения к пневмолинии, благодаря чему можно быстро опустошать заполненный «отработкой» резервуар. В комплект входит и съемная коробка для инструментов — таким образом, все необходимое при проведении работ всегда находится под рукой.
Маслосборник на подобных установках монтируется либо по центру, либо сбоку. Передвижной бак можно подобрать в зависимости от количества обслуживаемых на СТОА автомобилей — объемом в 65 или в 90 л. Кстати, данное оборудование популярно в основном на небольших автосервисах, считаясь оптимальным и оправданным по затратам.

Принцип Вентури

Далее по шкале сложности идут установки не для слива, а для откачки отработанного масла, действующие по принципу Вентури. Удобны же они своей полной независимостью от любого источника тока, что немаловажно в вопросах техники безопасности.
Для проведения операции достаточно одного разрежения, что экономично. Подсоединение откачивающего щупа к масляному бачку автомобиля занимает всего несколько минут. К тому же при использовании таких установок нет нужды ни в подъемнике, ни в яме, благодаря чему всю операцию можно проводить на любом свободном участке цеха, а в теплое время года — и на улице. Работают же они следующим образом.

Ольга Афанасьева, бренд-менеджер компании «Эквинет»:
— Шланг, подсоединенный к пневмолинии или компрессору, крепится при помощи специального соединения к декомпрессионной группе, работающей по принципу Вентури, находящейся на установке для откачки масла, под высоким давлением (6,5–7 бар максимально) на несколько секунд. Воздушная струя при проходе через специальное «множительное сопло» во много раз увеличивает свою скорость, образовывая слоистые витки и создавая «кольцевой вихрь», который и откачивает весь находящийся в баке воздух, создавая вакуум, после чего можно спокойно приступать к работе. Правда, не забывая о том, что скорость откачки масла зависит от диаметра гибкого щупа или металлической трубки, которыми вы проводите откачку: чем больше диаметр, тем, естественно, быстрее идет всасывание.


Как мы уже упоминали выше, декомпрессионными установками для откачки отработанного масла можно пользоваться в любом месте автосервиса. Там, где удобно именно вам.
Данное оборудование может быть как переносным, так и передвижным — на колесиках.
Самые простые и недорогие модели (16 л и 24 л) оснащены шлангом длиной 2 м с набором щупов, индикатором уровня со шкалой в литрах и галлонах, съемным контейнером для щупов, пробкой для сливного отверстия бака, манометром, соединителем с декомпрессионной группой и перепускным клапаном. Судя, опять же, по опросу, данное оборудование удобно и доступно для небольших СТОА.
Автосервисы со средним доходом предпочитают установки с объемом бака 65 л и 90 л. Помимо всего перечисленного они комплектуются съемной коробкой для инструментов, а также оснащены узлом подсоединения с пистолетом для подкачки шин и краном с двухметровым шлангом, с помощью которых «отработка» под давлением удаляется из бака в какую-нибудь иную емкость.
Если же вы хотите напрямую контролировать качество и количество отработанного масла, то для этих целей существуют установки с прозрачной мерной колбой (рис.3).
В комплектацию каждой из установок входит набор стандартных металлических и гибких щупов различных диаметров и штуцеры для моторов со встроенным щупом.

Ольга Афанасьева:
— Некоторые марки машин имеют масляные бачки со встроенными щупами, поэтому на них для откачки отработанного масла нужно установить штуцер-переходник для соединения пистолета и встроенного щупа. Например, для автомобилей Volkswagen, BMW и Citroёn следует применять такие штуцеры-переходники, а при обслуживании автомобилей Mercedes не требуется ни штуцеров, ни щупов — носик пистолета сам собой представляет адаптер.
И о чем всегда необходимо помнить при откачке — температура масла во время проведения работ не должна превышать + 70... + 80 оС, иначе пластиковый щуп может деформироваться, а колба — просто лопнуть. Такие случаи уже были.


Кстати, по словам специалистов, за один и тот же отрезок времени сотрудник СТОА, меняющий масло «дедовским» способом, может обслужить 10 машин; тот же, кто использует для данной операции декомпрессионную установку, — около 20.





«Два в одном»

Что касается средних и крупных автосервисов, то большинство из них предпочитают пользоваться комбинированным оборудованием для удаления отработанного масла — этаким симбиозом установок для слива/откачки «отработки».
Универсальное устройство «2 в 1» (рис. 3) состоит из бака на колесах (65 л и 90 л), который можно подкатить в любое место сервиса, даже на улицу, так как постоянного подсоединения к пневмолинии данной установке не требуется. Создал внутри бака вакуум, отсоединился — и уехал работать до тех пор, пока давление в емкости не сравняется с обычным.
Если машина стоит на подъемнике, то масло можно просто слить с помощью корыта. Соединяющая его с баком штанга регулируется по высоте, что тоже весьма удобно.
В комплект входят: поворотная маслосборная чаша со съемной воронкой и фильтром, пистолет и шланг длиной 2 м, манометр, соединитель с декомпрессионной группой, собственно декомпрессионная группа и перепускной клапан, набор щупов и чехол для них (его при желании можно снять и закрепить на стене, если вы пользуетесь не всем набором, а лишь тем щупом, который нужен в данный момент), а также мерная трубка, показывающая уровень наполнения емкости маслом.
«Отработка» же сливается из установки так же, как и в вышеописанных одинарных вариантах: к универсальному крану, расположенному в верхней части бака, подсоединяется пистолет для подкачки шин, и заполняющий емкость воздух вытесняет масло, которое уходит по шлангу через нижний спускной кран.
Подобную установку тоже можно оснастить мерной прозрачной колбой, получив в результате один из самых современных вариантов оборудования данного класса (рис. 4).

Ольга Афанасьева:
— Есть еще один класс комбинированных универсальных установок для откачки/слива масла: так называемый пантографный тип. А отличается он тем, что приемная чаша установлена на двух штангах, а не на одной, и может подкатываться под автомобиль. Таким оборудованием удобно пользоваться на автосервисах, где нет подъемников, а машины обслуживаются на ямах.
Принцип откачки через щуп — тот же самый. А вот слив «самотеком» происходит несколько иначе. Здесь вместо регулирующегося по высоте корыта — квадратная емкость, которая откидывается назад, ставится на пол на колесики и подкатывается под автомобиль или мотоцикл. Масло сливается, попадая из корыта в бак по полой внутри внешней штанге, для чего его просто надо поднять. Тут работает принцип сообщающегося сосуда. А для того, чтобы полностью убрать «отработку» из штанги, необходимо перекрыть заглушку и включить модуль декомпрессии.


Установки с пантографом могут быть в разных вариациях. Все зависит от того, сколько средств решил выделить автосервис на данное оборудование, и от количества обслуживаемых автомобилей. Одним достаточно бака в 65 л, другим и 115 л покажется мало. Одни решают устанавливать мерную колбу сразу, другие предпочитают обходиться без нее, отложив приобретение этого дополнительного аксессуара на будущее, на те лучшие времена, когда у СТОА появится существенная прибыль, позволяющая усовершенствовать уже имеющиеся установки.



Андрей Романенко, механик станции экспресс-замены масла ООО «Классикус Авто-няня»:
— На мой взгляд, выбор установки должен определяться тем, какие машины вы обслуживаете. Все зависит от устройства двигателя автомобиля. Нам, например, очень подходят установки «2 в 1» — слив/откачка.
Как правило, японские и американские машины у нас идут через подъемник, т. е. на слив в пробке. У них зачастую и масляные фильтры стоят внизу. Иногда щупом невозможно откачать масло до конца. А если оно холодное, то процесс вообще затягивается. Быстрее машину поднять на подъемник и слить «отработку» самотеком. Другое дело — европейские машины, тут мы в 70 % случаев пользуемся откачкой, что гораздо удобнее.


Для тех, кто только собирается приобрести подобное оборудование, важно то, что все модели для слива и откачки отработанного масла, о которых мы сегодня рассказали, прошли проверку временем и признаны не только удобными, экологичными и экономичными, но и необходимыми устройствами, способными существенно сократить процесс замены масла. Плюс ко всему сотрудник СТОА, занятый на данном участке работ, не сможет даже испачкаться, не говоря уже о том, чтобы обжечься, так как контакт с отработанным маслом полностью исключен.
Но процесс замены масла в двигателе состоит не только из слива/откачки. Далее следует подача нового или чистого масла.
Вот тут мнения сервисменов о необходимости использования специального оборудования для проведения данной операции диаметрально противоположны. Но давайте обо всем по порядку.


Фасовка против насоса

Одним из самых бюджетных вариантов установки для подачи масла и производители, и поставщики считают ручные маслораспределители. Что они собой представляют?
Это насос (рис. 5), который вставляется в бак или в бочку с маслом и крепится на ней при помощи блокировочной гайки (пробки-адаптера). От верхней части насоса, чуть ниже ручки, отходит подающий шланг с изогнутым краником на конце. Телескопическая всасывающая трубка изменяется по длине, позволяя подгонять ее к глубине выбранной бочки. Следить за количеством поданного масла помогает электронный программируемый счетчик-расходомер, устанавливаемый между насосом и подающим шлангом при помощи соединительной муфты.
Процесс подачи весьма прост: сотрудник сервиса качает ручку, и чистое масло поступает в двигатель. Есть еще ручной насос двойного действия, когда накачивающий поршень подает жидкость двумя альтернативными движениями — как в фазе подъема ручки, так и в фазе спуска.
Насос можно приобрести отдельно, вставляя его в собственные емкости с маслом, либо с переносным или передвижным баком разных объемов (16 л, 24 л, 65 л), куда масло наливается из канистр заранее. Баки оборудованы индикатором уровня жидкости и комплектуются воронкой с противоразбрызгивающим эффектом. Есть установки и со съемным каплеуловителем (рис. 6).
Казалось бы, удобное оборудование и вполне доступное по цене для небольшого автосервиса. Однако сотрудники даже средних СТОА считают его излишеством. Среди аргументов чаще всего звучат следующие.

Андрей Карнаухов, мастер смены СТОА «Люксмол Сервис»:
— Если небольшой автосервис, такой как наш, обслуживает не одну, а несколько марок машин, владельцы которых заливают в двигатели своих авто далеко не одно и то же масло, тогда нам нужно иметь несколько насосов с бочками. Один и тот же насос для, допустим, пяти бочек с разным маслом использовать нельзя. Насколько я знаю, для каждого вида должен быть свой насос. А это уже накладно. К тому же проводить процедуру подачи масла с помощью ручного насоса одному сотруднику не всегда сподручно. Чаще всего получается так: один качает, а другой заливает.

Валерий Иванович Могилко, главный инженер по оборудованию сервисного центра по обслуживанию автомобилей Peugeot «Авандаж»:
— Для слива «отработки» оборудование действительно удобное. Мы пользуемся подкатными бочками для обслуживания машин на подъемниках. Такие установки и время экономят, и чистоту позволяют поддерживать. А насосы для подачи масла… На мой взгляд — лишняя морока. Ну, зальем мы масло в бочки. И что? Смены меняются, материально ответственные лица — тоже. Значит, придется контролировать, кто сколько залил, кто за что отвечает. Учет, конечно, можно наладить, но он лишь добавит работы и бумажной волокиты. Гораздо проще — получил на складе столько литровых упаковок, сколько нужно, залил через воронку в двигатель, а остатки отдал клиенту, о чем все всегда просят.

Итак, то, что небольшим СТОА вполне доступно по цене, на поверку оказывается не столь уж и удобно, если не сказать — невыгодно.
Однако на больших сервисных станциях и в крупных техцентрах дела обстоят совсем иначе. Здесь установки для подачи масла используют, правда, по классу они на несколько порядков выше тех, о которых мы говорили.

Пневматические распределители и «масло-бар»

Пневматические маслораспределители также не требуют подсоединения к пневмолинии. Залитые маслом на 4/5 емкости и наполненные воздухом 6–8 бар, они работают совершенно автономно — в любом удобном для мастера месте.

Ольга Афанасьева:

— Когда мы откачивали «отработку» с помощью подсоединения к пневмолинии или к компрессору, то создавали в баке вакуум. А здесь компрессионный модуль устроен таким образом, что с его помощью в баке «собирается» избыточное давление. И когда сотрудник сервиса нажимает на курок раздаточного пистолета, масло под давлением поступает в двигатель.
Установки легко перемещать в любую часть цеха, а количество залитого в машину чистого масла легко определить по мерной трубке или по счетчику.


Существует еще и «большой конструктор для взрослых». Ни дать ни взять — «Лего» для сервисменов, из разных частей которого можно собрать любой так называемый «масло-бар». Шланги, катушки, пистолеты, насосы… Все взаимозаменяемо. Стоимость же подобных распределительных установок зависит от желаний и возможностей СТОА.
Например, на ряде сервисов и на станциях экспресс-замены масла нередко пользуются настенными маслораспределителями с катушками, оснащенными втягивающим шланг механизмом. И тут вариации могут быть самыми разными.
Если бочки с маслом расходуются быстро, то лучше всего работать с разнесенным насосом. В этом случае его самая тяжелая часть — «голова», которую крайне неудобно переносить с места на место: крепится на стену. От нее идет дюймовый шланг, телескопическая труба и пробка-адаптер — с ее помощью труба крепится на емкость. Остается лишь подкатить бочку с маслом, установить насос — и можно работать. Для отслеживания количества поданного масла, как правило, применяется цифровой дозировочный пистолет.
Практически все комплектующие взаимозаменяемы. К тому же любую установку со временем можно усовершенствовать, приобретая не новый комплект, а лишь дополнительные кронштейны, шланги, счетчики и т. п.
В последние годы некоторые крупные автосервисы и дилерские станции с большими площадями начали использовать компьютеризированные системы управления жидкостями, в том числе и маслом для моторов.


Сергей Сосуров
, начальник отдела запчастей ООО «БорисХоф»:
— В нашем техцентре стоит компьютерная распределительная система масел. Емкости — мы называем их танками — расположены в подвале. Подача масла управляется через компьютер. Мастер-приемщик знает, что будет заливаться, какое масло, сколько и на какой подъемник следует отпустить. На пульте все пронумеровано, остается только нажать нужную кнопку. Вся учетная информация поступает в компьютер.

Новости Авторемонта:
— Каким образом заполняется установка?




С. С.:
— К нам масло приходит в бочках, и мы через насосную систему закачиваем его в танки. Насосы закреплены на стене. Откачивается почти все до конца, но потери, естественно, есть.

Н. А.:

— Вы их учитываете?

С. С.:

— Конечно. Но, честно говоря, проверить все до литра практически невозможно, так как количество масла, находящееся в танке, измеряется приблизительно. Для проверки количества масла в емкости используется специальная мерная линейка. В пределах нормы считаются показатели, когда результаты замера сходятся с компьютерными: плюс-минус 10 л. Определенная часть масла находится еще и в трубах, которых, мягко говоря, здесь установлено немало. Теоретически, зная диаметр труб, можно высчитать, сколько масла «стоит» в системе. У нас это примерно 100 л.


Н. А.:

— Оправдывает ли себя подобное оборудование?

С. С.:
— На мой взгляд, да. Но, наверное, лишь на крупных автосервисах, где обслуживается большое количество машин. К тому же это выгодно для клиентов, так как разливное масло всегда дешевле фасованного.


Н. А.:

— Используете ли вы передвижные пневматические установки?

С. С.:
— Да. Для подачи масла в задний мост, коробку передач и т. д. Получаем его обычно в 20-литровых канистрах и переливаем в небольшие передвижные установки, способные работать автономно, что весьма удобно.


Н. А.:

— Но на некоторых СТОА говорят, что, используя подобные установки, невозможно отследить точный расход масла.

С. С.:
— Знаете, почему это происходит? Из-за отсутствия электронного счетчика, на приобретение которого чаще всего жалеют денег. А он-то как раз и показывает расход — с точностью до десятка грамм. Экономить ведь тоже надо с умом.



Классическая, но немного упрощенная схема «масло-бара» выглядит следующим образом. Допустим, СТОА обслуживает несколько марок машин и использует, к примеру, 4 вида масла.
В специальном помещении (чаще всего подвальном) установлены 4 бочки, в которых заведены насосы, подающие масло по трубам на 4 поста, расположенные в цехе, где на стене укреплены катушки с раздаточными пистолетами. Чем они удобны?

Ольга Афанасьева:
— Во-первых, экономией места. Во-вторых, возможностью использовать одну катушку на несколько рабочих участков благодаря длинному шлангу. Если, например, на стене или на табло укреплены 5 катушек (по числу видов масла), то сотрудник, отвечающий за расход продукта, набирает на пульте нужные данные: отпустить 5 л такого-то масла на первый пост. А исполнитель, которому это масло понадобилось, снимает пистолет и, подтянув его к автомобилю, нажимает на курок, получая ровно 5 л требуемого масла. Закончил работу — чуть дернул за шланг, и он втягивается в катушку, а пистолет помещается в каплеуловитель.


Подобрав комплектующие («Лего» ведь!), можно смонтировать любую распределительную систему для подачи масла. Опять же, в зависимости от того, что требуется автосервису и какие средства он в силах на это выделить.
Ну а при монтаже оборудования необходимо не только правильно выбирать системы труб, но и устанавливать фильтр или слив конденсата в начале воздушной линии, питающей насос, систему удаления воздуха — в самой высокой точке линии. Обязательно нужно подсоединить шаровые краны в точках подачи масла, правильно выбрать соединения, отводы и все то, что может привести к дросселированию. И так далее.
Словом, нюансов тут масса. Вот почему монтаж должны выполнять высококвалифицированные специалисты. А правильнее всего — еще до приобретения комплектующих побывать на тех СТОА, где подобные установки уже действуют и где вам наверняка подскажут, что и как лучше всего смонтировать, без чего вполне можно обойтись, а на что следует обратить самое пристальное внимание.
 
Rambler's Top100