• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Кузовные вопросы"

"Кузовные вопросы"
Раздел: Оборудование для правки кузова
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: декабрь, 2005
Дата публикации: 01.12.2005
Цикл статей об оборудовании для кузовного ремонта, представленный на страницах нашего журнала, вызвал широкий резонанс читательской аудитории. Мы, признаться, даже не ожидали такого количества отзывов и, что самое главное, вопросов, касающихся отдельных моментов, которые по тем или иным причинам не нашли достаточного отражения в опубликованных материалах. Чтобы исправить ситуацию, этот выпуск рубрики мы посвящаем ответам на вопросы, показавшиеся нам наиболее интересными.

В статье «Богатырская наша сила» были подробно описаны два типа силовых устройств: подкатные тяговые башни и векторные наборы. Как известно, кроме них довольно широкое распространение имеет и рычажная система (именуемая в народе «гусем»). В чем заключаются ее отличия?

Силовое устройство рычажного типа состоит из горизонтальной балки, в один из концов которой вмонтирован шарнир (или заменяющий его подвижный элемент), вертикального рычага, состыкованного с балкой посредством этого шарнира, и гидравлического цилиндра, установленного в углу между ними. При активации цилиндра выдвигающийся шток поворачивает рычаг и тем самым приводит в движение закрепленную на нем и на кузове автомобиля цепь. Перемещаясь, она создает необходимое правочное усилие.
Как видно из описания, направление натяжения цепи изменяется в процессе правки, поскольку при выдвижении штока точка ее фиксации на вертикальном рычаге вращается по окружности относительно оси шарнира (см. рис.). То есть в этом рычажные системы чем-то схожи с векторными наборами: и там и там во время приложения силового воздействия направление вектора изменяется (этим они отличаются от подкатных тяговых башен), и это надо обязательно учитывать при работе с ними.
Но самой главной отличительной особенностью рычажной системы является то, что мощность гидроцилиндра, установленного на ней, никогда не используется полностью!
Чтобы не быть голословными и наглядно показать вам, почему так происходит, нарисуем вектор усилия со стороны гидроцилиндра вдоль его оси, задав традиционную систему координат (X; Y) и предположив для простоты, что правка производится только в горизонтальной плоскости (см. рис.). Например, правится лонжерон, деформированный при столкновении в лобовом ударе.
Тогда усилие от штока гидроцилиндра, действующее на вертикальный рычаг, необходимо спроецировать на горизонтальную ось Х. Обозначим угол между линией натяжения цепи и штоком гидроцилиндра: α. Значит, усилие, передающееся на цепь в горизонтальном направлении (Fцепи), равняется усилию гидроцилиндра (Fгц), умноженному на косинус α. Кроме того, если мы рассмотрим как бы равновесную систему и сумму моментов относительно оси вращения — точки О (сумма моментов относительно О должна равняться нулю), то увидим, что усилие Fгц на косинус α действует на плече h относительно оси вращения. Как правило, точка закрепления цепи на вертикальной балке гидроцилиндра значительно выше, чем точка приложения усилия со стороны гидроцилиндра. Обозначим этот размер: H. Следовательно, к нашему произведению мы должны еще добавить соотношение h к H. Полученная в результате формула, описывающая данный процесс, выглядит следующим образом:
Fцепи = Fгц х cos α х h/H
Сразу становится ясно, что чем меньше соотношение h к H (чем на большей высоте на рычаге закреплена цепь), тем, соответственно, меньше общее произведение. Таким образом, приняв, например, угол α равным 30о, а соотношение плеч — ½, мы увидим, что усилие на цепи, которое может развить данная конструкция, к сожалению, составляет всего-навсего 40–50 % от усилия гидроцилиндра. И даже если мы подсоединим цепь совсем рядом с точкой крепления гидроцилиндра, сведя соотношение плеч к единице (разумеется, фантастический случай, но почему бы и нет?...), то значение косинуса, равное единице, у нас может быть только в том случае, когда угол α равен 0о! А это, согласитесь, уже не просто фантастика, а сущая небывальщина.


Схема прикладываемых усилий на рычажной системе

Конечно, как вы понимаете, все эти выкладки мы привели не для того, чтобы поразить вас силой своего ума. Знание данного факта позволит в первую очередь вам, уважаемые мастера, правильно выбрать необходимое оборудование, поскольку некоторые продавцы и производители силовых устройств в их характеристиках указывают располагаемое усилие устройства, снятое со штока гидроцилиндра, а не то, которое получается в действительности в процессе правки. Именно поэтому мы настоятельно советуем вам всегда уточнять у своих поставщиков, что они имеют в виду, когда озвучивают те или иные цифры.

Сегодня многие компании-поставщики кузовного оборудования самого разного уровня предлагают для дооснащения систем восстановления геометрии кузова неоригинальные аксессуары и спецоснастку. Уместно ли использовать на оборудовании премиум-сегмента продукцию других, более дешевых брендов?

Конечно, все зависит от материальных возможностей сервисной станции. Если средства позволяют, то, без сомнения, лучше покупать оригинальные комплектующие, но это совсем не означает, что аксессуары и спецоснастка, изготовленные другими компаниями, худшего качества. На рынке сегодня действительно представлено много брендов, имеющих в своем ассортименте всевозможные цепи и зажимы, захваты и скобы, шланги, цилиндры, помпы и т. д., в секторе эконом-класса. Не ошибемся, если скажем, что большинство из них вполне удовлетворительного качества. Более того, многие производители данного уровня (и это не всегда европейские производители) инкогнито (хотя, опять же, не всегда) поставляют свою продукцию на заводы всемирно известных компаний для оснащения изготавливаемого ими оборудования. А это, согласитесь, говорит о многом.
Однако от некачественных изделий не застрахован никто. Поэтому в вопросе приобретения надо быть особенно осторожными. Но руководствоваться в выборе географическим принципом не совсем оправданно. Многие азиатские компании изготавливают не вызывающие никаких нареканий товары, что неоднократно подтверждается на практике. И отказываться от них, учитывая их низкую стоимость, только из-за того, что они были сделаны на Тайване или в Китае (что теперь уже одно и то же), по меньшей мере неосмотрительно. В любом случае, прежде чем что-то купить, следует получше ознакомиться с самим брендом. Как это сделать?
Если вам предлагают неизвестный бренд, просмотрите ассортиментную линейку крупных российских поставщиков — их рынок на сегодняшний день в России вполне сложился. Как правило, они имеют дело с проверенными зарубежными партнерами, продукция которых прошла необходимые проверки и соответствует всем предъявляемым требованиям. Следовательно, если они торгуют продукцией этого бренда, брать ее можно без особых опасений.
Необходимо учитывать также и то, что аксессуары и спецоснастка добросовестных производителей, компаний, дорожащих своей репутацией, зачастую имеют клеймо производителя, и даже визуально можно определить добротность деталей — по правильности форм и качеству обработки.
В том же случае, когда вы не можете найти ничего подобного у российских поставщиков, мы не советовали бы вам сразу открещиваться от предлагаемых комплектующих. Вполне вероятно, что кто-то привез что-то новое, и это новое не обязательно плохое. Проверьте имеющиеся документы. Сегодня сертификацией занимается Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, а вернее, входящие в его систему центры — органы по сертификации, имеющиеся во всех регионах РФ. Любое оборудование, продаваемое в нашей стране, должно проверяться и испытываться ими, по результатам чего и выдается сертификат о соответствии нормам и ГОСТам РФ.
Чтобы не стать жертвой подделывающих документы мошенников (коих развелось огромное количество), достаточно просто зайти на сайт агентства и проверить, существует ли вообще орган сертификации, обозначенный на бумаге. Если такого нет, все ясно: перед вами чистой воды фальсифицированная продукция. Если же все в порядке, то для пущей уверенности можно отправить запрос в этот орган, а лучше позвонить (на сайте даны все контакты) и справиться: выдавали ли они такой-то и такой-то организации сертификат за номером таким-то.

Недавно услышал о новом чудо-методе беспокрасочного удаления вмятин. Существует ли он в действительности или же это досужие домыслы любящих потрепаться и посплетничать жестянщиков?

Нет, это не вымыслы и не сплетни. Такой метод действительно существует и уже успешно применяется в нашей стране на некоторых станциях. А заключается он в сведении к минимуму кузовных работ, связанных с выправлением незначительных вмятин, которые возникают в результате неблагоприятных внешних воздействий (град, падающие с крыш массы снега, летящий из под колес гравий и т. д.), механических повреждений (неаккуратное открытие/закрытие капота, дверей, багажника и т. д.), а также использования элементов кузова не по назначению (танцы на крыше, дружеское распитие пива на капоте и пр.).
Как известно, подобные повреждения не редкость. Стоимость работ по их устранению, проведенных традиционным образом, зачастую отпугивает автовладельцев. Данный же метод позволяет существенно снизить цену услуги (на 40–50 %), благодаря тому что при его реализации можно избежать окраски ремонтируемой поверхности, и тем самым привлечь новых клиентов.
Некоторые источники говорят о том, что этот метод был разработан и впервые применен специалистами компании Mercedes-Benz, но наиболее широкое распространение он получил в США, где его довели, что называется, до совершенства. Именно здесь был создан специальный набор инструментов, включающий рычаги, «гладилки» и киянки различной длины, конфигурации и толщины, с помощью которых подготовленный и обученный жестянщик способен за непродолжительное время выправить вмятину (на весь процесс уходит от 20 до 50 минут, любой же локальный ремонт с покраской занимает как минимум несколько часов).
Манипулируя этим инструментом и делая «массирующие» движения с внутренней стороны поврежденной детали, жестянщик выравнивает поверхность, сохраняя лакокрасочный слой и не допуская возникновения на нем микротрещин.
Как мы уже сказали, инструмент специально разработан различной длины и конфигурации, чтобы можно было добраться до самых труднодоступных участков кузова, сведя к минимуму все арматурные работы.
В одном из следующих номеров нашего журнала мы обязательно ознакомим вас с ним более подробно.

Какие повреждения кузова автомобиля могут быть признаны непригодными к ремонту и послужить причиной для отказа в его ремонте? Как этот отказ документально подтвердить, т. е. существуют ли какие-либо нормативные акты, ссылка на которые может стать обоснованным подтверждением списания кузова перед страховой компанией?

В случае если кузов автомобиля имеет серьезные повреждения такой степени, что их ремонт не может быть осуществлен, автосервисное предприятие должно подготовить специальную справку, где данные повреждения будут описаны. Сослаться в ней можно на целый ряд руководящих документов отрасли (и это станет самым убедительным и неоспоримым обоснованием списания кузова), прописанных в Перечне законодательных актов, нормативной, организационной и технологической документации, рекомендуемой для использования при оказании услуг консультационных пунктов (код ОКУН 017614).
Один из документов, упомянутых там, — «Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых автомобилей предприятиями автотехобслуживания (РД 37.009.024-92)», в частности, гласит, что основанием для отказа в ремонте могут послужить:
«...коррозия по местам соединения несущих элементов кузова с панелями пола, исключающая возможность присоединения сваркой деталей или ремонтных вставок;
смещение в результате аварии мест крепления передней и задней подвесок с деформацией проемов дверей, капота и крышки багажника;
наличие на кузове поврежденных деталей, которые не поставляются заводами в запасные части и не поддаются ремонту существующими методами или изготовлению в условиях СТО;
деформация в результате пожара четырех и более проемов салона кузова».
Также вам могут помочь такие документы:
РД 37.009.015-98 «Методическое руководство по определению стоимости транспортного средства с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления»;
РД 37.009.026-92 «Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы и мини-трактора)».
 
Rambler's Top100