• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Ремонт без кувалды "

"Ремонт без кувалды "
Раздел: Сварочное оборудование
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: октябрь, 2005
Дата публикации: 01.10.2005

Ссылки на оборудование, упоминаемое в данной статье:
Аппарат для точечной сварки с микропроцессорным управлением, Digital Car Spotter 5500

Ссылки на бренды и производителей, упоминаемых в данной статье:
TELWIN S.P.A.
DECA


Ссылки на поставщиков и дистрибьютеров, упоминаемых в данной статье:
Компания ЗАО "Группа Техносервис"

Используя возможности точечной сварки, споттер позволяет заметно сократить время ремонта таких повреждений, как, например, вмятины или вздутие кузовных панелей, глубокие царапины. Полезность такого аппарата в кузовном цехе СТОА переоценить трудно. Об одном из таких устройств мы уже писали в прошлом году («Новости Авторемонта», 2004, № 29). В данной же статье рассмотрим разные модели споттеров, представленные на российском рынке, и расскажем об их возможностях.

Что это такое?

Споттер (от англ. spot – «точка») – это аппарат односторонней точечной сварки, который нашел свое применение именно при ремонте кузовных панелей автомобиля. В Западной Европе споттеры применяются уже более полувека. Позже они стали появляться в США, Японии и других странах. В России эти устройства известны достаточно давно, но их активное распространение на отечественном рынке началось только в последние несколько лет.
Наиболее актуально применение споттера при ремонте объемных деталей кузова, к которым трудно подобраться с обратной стороны (двери, пороги и т. п.). Споттер позволяет приварить к поврежденной поверхности крепежный элемент, за который реально вытянуть вмятину, не тратя времени на разборку-сборку. Также с помощью ряда споттеров можно нагревать металл, что при некоторых небольших повреждениях позволяет вообще обойтись без вытягивания – металл сам принимает прежнюю форму (осаживается).

Константин Рубцов, коммерческий директор фирмы «Артег»:
– Споттер находит широкое применение на СТО. Чтобы подобраться с внутренней стороны двери, приходится тратить очень много времени. Гораздо проще приварить с внешней стороны крепежные элементы, за которые тем или иным приспособлением вытянуть вмятину. Споттер значительно упрощает ряд кузовных работ.

Основными производителями споттеров являются фирмы Италии, Германии, Франции, Японии и США. К сожалению, информацию об отечественных производителях такого оборудования нам найти не удалось.

Как работает?

У разных моделей споттеров предусмотрен разный набор приспособлений и аксессуаров для работы, но в целом все они действуют схожим образом. Технология работы со споттером японской компании Star была описана в октябрьском номере нашего журнала за 2004 г. Вкратце перечислим основные этапы применения данного аппарата:
– для обеспечения надежного контакта с аппаратом точечной сварки необходимо зачистить поврежденную поверхность;
– к обрабатываемой детали прикрепляется контакт заземления и с помощью точечной сварки привариваются крепежные элементы (шайбы, шпильки, треугольники и пр.) либо обратный молоток;
– с помощью приваренных крепежных элементов и различных дополнительных приспособлений (стапеля, гидроцилиндров, растяжек, специализированных систем для правки или просто обратного молотка) происходит вытяжка вмятины, царапины или другого дефекта;
– приварные крепежные элементы легко отделяются круговым движением руки.
Затем остается восстановить нарушенное лакокрасочное покрытие, и дефект исправлен.

Виталий Воеводин, группа компаний «Техносервис»:
– Работа споттером не так сложна. Необходимо лишь соблюдать определенные правила (в том числе по технике безопасности), не забывая при этом зачищать металл, следить за электродами и т. п. Многие устройства обладают готовыми программами: необходимо лишь выбрать тип сварки (с помощью сварочного пистолета – односторонняя точечная сварка), тип крепежного элемента, толщину свариваемого металла и продолжительность сварки. Интерфейсы современных аппаратов приближены к человеку, оттого выполнить вышеперечисленные операции очень просто. После приваривания крепежной детали к панели кузова следует учитывать некоторые тонкости. Например, при правке алюминия нежелательно использовать обратный молоток, потому что можно испортить деталь. Алюминий более хрупкий и требует применения специальных мостов, которые плавно выправляют деталь.

Любой кузовщик может освоить работу споттером. Хотя справедливости ради стоит сказать: описание работы некоторых приборов представляет из себя целый двухтомник. Однако на практике все не так страшно.

Виды аппаратов

Принцип действия споттеров – сварка сопротивлением. Это один из самых быстрых и простых видов сварки. Он не требует высокой квалификации оператора и дает надежное соединение.
Самые дешевые аппараты – это споттеры с отдельно стоящим трансформатором однофазного переменного тока. Они позволяют удалять вмятины, но малоэффективны при необходимости точечной сварки на оцинкованной стали и непригодны для стали с высокой ударной прочностью. Производители автомобилей такое оборудование не используют.
Более мощные – споттеры с трансформатором трехфазного постоянного тока. Но наиболее современная технология – это споттеры, где вместо обычного трансформатора используется инвертор. Эта технология позволяет получить ток высокой частоты 2000 Гц, что, в свою очередь, заметно снижает вес и размеры трансформатора. Но главное отличие инвертора – не мощность и компактность, а высокое качество сварного соединения, соответствующего заводским стандартам (нет падения силы тока в процессе сварки). Такие аппараты могут работать практически с любыми металлами, используемыми в автомобилестроении.
Впервые инверторную технологию в сварочных аппаратах применила в 1999 г. французская фирма Saitek. С тех пор многие производители сварочного оборудования применяют инверторы, которые обеспечивают большую мощность и силу тока на выходе при меньшем размере аппарата.
Споттеры с электронным управлением режимами сварки принято называть цифровыми.


Электрическая контактная сварка была изобретена американцем Элиху Томсоном в конце XIX в. Первоначально этот процесс был предназначен для скрепления тонких металлических листов. Благодаря целому ряду преимуществ он немедленно завоевал огромный успех, особенно потому, что момент его изобретения совпал с появлением первых автомобилей. В результате этот процесс быстро нашел себе применение в монтаже конструкции автомобильного кузова. Позднее электрическую контактную сварку начали применять изготовители подвижного состава, металлической отделки и бытовых приборов. Принцип контактной сварки заключается в подаче сильного тока между двумя листами металла в строго определенной точке. Этот ток – около 6000 А для листов толщиной 1 мм – подается через медные электроды, причем свариваемые листы сильно прижимаются друг к другу с помощью рычажных сварочных клещей или ручной системы сжатия с усилением зажима. В течение около ¼ секунды листы нагреваются до предельной температуры плавления. Усилие, прилагаемое к электродам (около 150 кг), смешивает друг с другом молекулы металла, выполняя тем самым процесс сварки.
Металл не должен полностью разжижаться, так как в этом случае он будет выдавлен при внезапном расширении, что приведет к образованию низкоконсистентного, пористого или просто полого ядра сварной точки.
Фактически контактная сварка является просто современной аналогией метода, применяемого когда-то кузнецами: они нагревали два элемента докрасна, а потом ковали их молотом, чтобы прочно соединить. Сегодня электричество заменяет кузнечный горн, а усилие рычажных сварочных клещей пришло на смену молоту.


Модели и производители

Начнем с наиболее простых моделей.
Благодаря хорошему соотношению цены и качества одной из наиболее популярных в России фирм-производителей в данной области является Telwin. Эта итальянская фирма выпускает практически все виды сварочного оборудования.
Наиболее доступным по цене споттером Telwin является модель Digital Car Spotter 5500 Plus. Этот аппарат контактной сварки укомплектован сварочным пистолетом, обратным молотком, всеми необходимыми аксессуарами для контактной сварки: гвоздики, шайбы, электроды, угольные электроды для подогрева поверхности (чтобы снять напряжение в металле). Аппарат можно доукомплектовать тележкой и клещами для двусторонней сварки. При этом номинальная мощность модели 5500 (и всех ручных аппаратов) невелика и возможности ограничены.
Одним из самых компактных аппаратов является пистолет-споттер фирмы Tecna (артикул 7630). Итальянская фирма Tecna специализируется именно на точечной сварке. В ее ассортименте аппаратов для автосервиса самой популярной считается модель 3450. Она поставляется с полным комплектом для точечной сварки (обратный молоток, сварочный пистолет, пневматические клещи, набор для кузовных работ, тележка).
Такие модели, как Digital Car Spotter 5500 или Tecna 7630, стоят до 1000 евро, что делает их вполне доступными для любого СТОА. Но кому тогда нужны более мощные и дорогостоящие?

В. В.:
– Выбор споттера зависит от ремонтируемых автомобилей. Самые простые трансформаторные модели подойдут для ремонта «Жигулей» и кузовов других автомобилей из тонкостенной или низкоуглеродистой стали.
Кузова современных автомобилей помимо обычной состоят из высокопрочной стали (HSS), ультрапрочной стали (UHSS) и алюминия. Причем доля HSS и UHSS в автомобилестроении стремительно растет. В скором времени нужда заставит автосервисы приобретать сварочные аппараты инверторного типа с расширенными возможностями. Статистика тоже об этом говорит: в мире падают продажи обычных споттеров, а продажи инверторных аппаратов, наоборот, растут.
Есть также целые сварочные системы, например, для восстановления BMW новых 5-й (Е60, Е61) и 6-й серий (Е63 и Е64), кузова которых имеют сложную структуру (передняя часть из алюминия, а остальная – из различной стали). Wieländer + Schill разработала целую систему для ремонта таких кузовов.

На сегодняшний день на рынке больше предложений многофункциональных сварочных комплексов. Более того, некоторые фирмы отказываются от производства споттеров как отдельных аппаратов.
Многофункциональные комплексы производят вышеназванные Tecna и Telwin, а также Deca, Helvi, Prima, Cebora (все – Италия), Car-o-Liner (Швеция), Saitek (Франция), Elektron, Wieländer+Schill (оба – Германия) и ряд других фирм. Цена такого оборудования может составлять от 2000 до 10 000 евро и более.

К. Р.:
– Из трех моделей Deca наиболее полную версию представляет собой модель SW-60. Также можно купить неполную систему и постепенно расширять ее возможности. Хотя простые аппараты не имеют всей гаммы возможностей расширения. Стоит также учитывать, что докупать надо будет продукцию той же фирмы, так как агрегаты и расходные материалы разных фирм редко стыкуются.

Одним из наиболее полных комплектов приспособлений для вытяжки панелей обладает система Car-o-Liner. Кстати, данная фирма недавно отказалась от производства аппаратов, предназначенных только для рихтовки поверхностей, и производит комплекс, который включает споттер, контактную сварку, точечную сварку, прогрев поверхностей угольным или карбоновым электродом и другие режимы. Это оборудование находится в верхней ценовой категории.
В той же ценовой категории – и высококачественные аппараты Saitek. Инверторные аппараты точечной и контактной сварки этой фирмы используются на сборочных конвейерах японских производителей.

Алексей Каштанов, «Технолак»:
– Мощность Saitek позволяет сваривать даже через такую непроводящую поверхность, как заводская грунтовка. Это особенно важно в тех случаях, когда у машины оцинкован кузов. При зачистке нарушается покрытие, и машина будет подвергаться коррозии. Чтобы подобного избежать, можно осуществлять сварку через покрытие. У аппарата Saitek есть для этого специальная программа.

Расходные материалы и обслуживание

К расходникам для споттера относятся приварные элементы для вытяжки: болты, шайбы, треугольники и др., а также наконечники электродов. Цена расходных материалов невелика. Так, к примеру, 100 треугольников (каждого из которых хватает на долгий срок) стоят около 20 евро.
В принципе, некоторые расходники можно сделать из подручных средств. Однако есть некоторые нюансы (например, медное напыление электродов), из-за которых лучше заранее позаботиться о надежном поставщике всего необходимого.
Также нелишним при окончательном выборе оборудования и поставщика будет узнать о том, как происходит гарантийное и сервисное обслуживание аппаратов.

В заключение

Работа с новыми автомобилями ведущих (особенно европейских) автопроизводителей и растущая конкуренция в сфере авторемонта предъявляет все более высокие требования к оборудованию СТОА и квалификации персонала.
Использование споттера – не самая сложная ремонтная операция. Работа со спотерром гораздо проще сварки полуавтоматом. Однако несколько дней ваш работник кузовного цеха должен будет посвятить обучению приемам работы. Без должных знаний не удастся использовать все многочисленные функции такого инструмента.
Пока споттеры есть далеко не в каждой мастерской, но их распространение идет достаточно быстро. Ведь в ряде случаев данный аппарат дает двойную или даже тройную экономию времени. Знают об этом уже и некоторые клиенты и, конечно же, страховые компании, для которых этот вопрос достаточно важен. Поэтому мы рекомендуем всем СТО, в чьем арсенале такого аппарата нет, задуматься о его приобретении.

P. S. Существует некоторая путаница по поводу того, что такое споттер. В Европе и Америке споттер – это аппарат для контактной сварки. В России споттером принято называть компактные аппараты для односторонней точечной сварки.

P. P. S. Автор выражает благодарность Алексею Каштанову и Виталию Воеводину за помощь в подготовке данного материала.
 
Rambler's Top100