• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Быстрый и жесткий "

"Быстрый и жесткий "
Раздел: Оборудование для правки кузова
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: октябрь, 2005
Дата публикации: 01.10.2005

Ссылки на поставщиков и дистрибьютеров, упоминаемых в данной статье:
Компания ЗАО "Группа Техносервис"
ООО "Инмарт"

Одно из достоинств напольной системы восстановления геометрии кузова автомобиля — быстрота установки и закрепления на ней объекта ремонта. Компании-производители гаражного оборудования предлагают различные приспособления для ускорения фиксации машины на напольной конструкции. Обзору этих приспособлений мы и посвящаем данную статью.

Начнем же, как обычно, с небольшого теоретического экскурса в суть предмета повествования.

Быстро хорошо бывает!

В предыдущих статьях на тему напольных систем восстановления геометрии кузова автомобиля мы неоднократно подчеркивали, что их использование на кузовном участке обеспечивает проведение большого объема мелких и средних работ. Что напольная система — это универсальное рабочее место, на котором при грамотной постановке технологического процесса можно проводить полный комплекс работ, начиная с разборки автомобиля и заканчивая передачей его в малярный участок.
Понятно, что рентабельность кузовного ремонта, наверное, куда больше, чем какого-либо другого, связана с эффективным использованием рабочего времени. Чтобы окупить дорогостоящее оборудование, сопутствующие затраты и получить прибыль, надо организовать на предприятии поточное производство, своего рода конвейер, через который поврежденные машины проходили бы предельно быстро. Эту задачу как раз и решает напольная система восстановления геометрии кузова автомобиля ― благодаря своей универсальности и мобильности оснастки. При этом качество ремонта, что самое главное, не страдает.
Кроме того, при использовании напольной системы у нас существенно сокращаются непродуктивные трудозатраты, связанные с установкой и закреплением поврежденного автомобиля на стенде. Компании-производители гаражного оборудования предлагают, как мы уже сказали, разнообразные приспособления, с помощью которых транспортное средство жестко фиксируется на напольной конструкции. Сборка и установка этих приспособлений у разных компаний занимает различное время. Впрочем, обо всем этом мы подробнее расскажем ниже. Единственное, что, как нам кажется, стоит отметить именно в связи с теоретическим экскурсом в предмет повествования, ― это то, что все компании в предлагаемом ими оборудовании применяют быстроразъемные соединения (клиновое соединение или кулачковый зажим), позволяющие существенно повысить скорость анкеровки автомобиля.
В отличие от резьбовых, шпоночных, шлицевых, штифтовых и прочих соединений, широко применяемых в машиностроении, клиновые соединения и кулачковые зажимы обладают, скажем так, наибольшим набором необходимых нам полезных качеств, как-то: быстрая и жесткая фиксация элементов анкерной системы, простая разборка и чрезвычайная долговечность.
Обращаясь к теоретическим основам прикладной механики, констатируем, что клиновое соединение и кулачковый зажим — простое компактное соединение, обеспечивающее легкую разборку и сборку. Их целесообразно применять в местах, подвергающихся неблагоприятному и агрессивному воздействиям, а также коррозии, когда трудно (невозможно) отворачивать/заворачивать проржавевшие или стершиеся винты и гайки резьбовых соединений.
Также их рекомендуется применять там, где требуется большая износостойкость.
Малый угол скоса клина обеспечивает плотность и самоторможение, препятствуя выпадению клина. Достаточно нескольких ударов легкой кувалдой ― и мы получаем жесткое скрепление деталей.

Игорь Клюев, «Интерколор», генеральный директор:
― Прелесть клина в том, что с его помощью создается мощное беззазорное соединение, которое очень легко собирается и разбирается — как морской узел.

Клиновые соединения. В соединениях данного типа для скрепления деталей используется клин, представляющий собой пластинку, ограниченную параллельными или непараллельными плоскостями. Для скрепления деталей в них проделываются соответствующей формы отверстия, затем отверстия совмещают и вставляют клин. Если у клина параллельные плоскости, то он вставляется и вынимается свободно, и соединение называется ненапряженным. В напряженных клиновых соединениях (с какими в данном случае имеем дело мы. — Ред.) боковые стороны клина непараллельны, клин вставляют в пазы скрепляемых деталей и заколачивают. Благодаря малому углу между боковыми сторонами клин надежно удерживается в пазах деталей силой трения.
Большая советская энциклопедия


Конечно, обойтись исключительно этими типами соединений разработчики оборудования не смогли, но они свели к минимуму количество всех остальных (и в частности резьбовых), что в несколько раз повысило степень надежности предлагаемого оснащения.
Ну а теперь давайте перейдем непосредственно к оборудованию.

Car-O-Liner

Шведская компания Car-O-Liner имеет в своем ассортименте напольную систему восстановления геометрии кузова Performance Track 2500. Надо сразу отметить, что как систему именно быстрого ремонта шведские инженеры позиционируют специальный стенд Speed, комплектуемый маленьким стапелем. Однако маленькие стапели ― это все-таки другой класс оборудования, о котором мы собираемся рассказать в одной из следующих статей, поэтому сегодня подробно рассмотрим только Performance Track 2500.

Стенд для правки кузовов Performance Track 2500 оснащается только (!) напольными направляющими (профили, прикрепленные к полу анкерными болтами) длиной 1,2 м (базовое исполнение 6 напольных пластин), что позволяет разместить эти направляющие в наиболее подходящей конфигурации. Кроме того, в комплект входит 10-тонная гидравлическая башня высотой 1700 мм с насосом (может быть установлена в любом месте и создавать, по утверждению производителей, усилие под любым углом в диапазоне 360о), 18 фиксаторов башни (так называемые анкерные колодцы; в принципе, вместо колодцев могут быть использованы и дополнительные рельсы, они же направляющие (см. рис. 1), цепь длиной 2,4 м с крюками и универсальные зажимы кузова.
Их универсальность заключается в том, что подобные зажимы стандартного типа применяются не только на напольных системах, но и на обычных стапелях самого различного типа. Как выглядят блоки кузовных зажимов, видно из рис. 2.


Рис. 1


Рис. 2

Сергей Медведев, «Инмарт», руководитель отдела продаж:
— Напольная система Car-O-Liner Performance Track 2500 ― это единственный напольный стенд для правки кузова в ассортименте компании. Нам кажется, что для быстрого ремонта все-таки оптимальнее использовать систему Speed, хотя и на Performance Track 2500 установка автомобиля занимает весьма непродолжительное время ― в среднем до 10 минут.

Губки свободно движутся по кронштейну («лапке») и фиксируются на нем двумя болтами в необходимом месте, в зависимости от ширины автомобиля, посредством пластины снизу. На случай если машина не имеет отбортовки, предусмотрены специальные адаптеры и переходники для различных марок и моделей автотранспортных средств, фиксирующие кузов, например, в поддомкратных точках и т. д.
Длина кронштейна рассчитана таким образом, чтобы на нем с одинаковым успехом можно было закрепить как обычные или узкие автомобили (авто среднего класса и малолитражки), так и широкие (мини-вэны, внедорожники). Как говорит Сергей Медведев, не было еще ни одного прецедента, чтобы машину из-за ее габаритов не смогли установить на стенд.
Каждый из кронштейнов выдерживает боковую нагрузку в 6 т (если помните, в одной из предыдущих статей мы писали, что больше, в общем-то, и не нужно), а по весу сверху — более 2 т.
Фиксация кронштейна за рельс происходит при помощи кулачкового зажима. Т-образная «лапка» вставляется внутрь профиля и жестко крепится, затягиваемая кулачком.
Технология установки автомобиля на стенд предельно проста. Машина заезжает на площадку, приподнимается подкатным пневмодомкратом с изменяемой высотой подъема (можно, конечно, укомплектовать систему подъемником, но тогда, по мнению Сергея Медведева, целесообразнее приобрести стенд Speed), в рельсы вставляются две «лапки», и машина на них опускается. Потом та же процедура проводится с другой стороны. Делается все это очень быстро. В итоге автомобиль достаточно жестко фиксируется. Дальше с ним можно проводить любые виды работ.

Celette

Знакомство с напольной системой восстановления геометрии кузова автомобиля французской компании Celette — System 5000 — мы начали в августовском номере нашего журнала, поэтому сегодня сразу же переходим к описанию непосредственно приспособлений для фиксации автомобиля на стенде.

Несмотря на кажущуюся массивность, блоки кузовных зажимов стапеля System 5000 довольно легки и просты в использовании. Их перемещение по ремзоне не вызывает особых трудностей, поскольку оборудование комплектуется специальными тележками для транспортировки кронштейнов (рис. 3). Надо сразу отметить, что эти кронштейны бывают двух видов — высотой 55 см и 70 см (± 2 см). Первые (стандартные) предназначены для случаев, когда жестянщику необходимо провести только правку поврежденных элементов кузова, вторые — когда восстановительный ремонт сопряжен с использованием измерительных систем (как механических, так и электронных).


Рис. 3

Конструктивно они выполнены абсолютно идентично, различаются только по высоте. Дополнительное пространство между днищем автомобиля и полом станции необходимо для установки измерительных штанг. Плюс каждый производитель при составлении измерительных карт учитывает высоту кронштейнов для того, чтобы замеры проходили предельно точно. Так что подобное функциональное разделение кронштейнов на два типа может оказаться очень полезным, оптимизируя ремонтные мероприятия.
Но вернемся к процессу монтажа зажимов. Автомобиль закатывается на подготовленную площадку и приподнимается ножничным подъемником. Специалисты компании Celette считают, что только использование подъемника обеспечивает максимальную быстроту работы. Однако вместо него могут быть задействованы домкраты: подкатной или пневматический стационарный, так называемая «лягушка» (рис. 10), имеющаяся в ассортименте компании. Высота подъема последнего составляет 70–75 см. С его помощью приподнимается сначала одна сторона автомобиля, устанавливаются зажимы, затем приподнимается другая, и таким образом транспортное средство вывешивается.


Рис. 10

Игорь Бородкин, группа компаний «Техносервис», координатор товарного направления «Кузовное оборудование»:
— Отсутствие подъемника на посту не вызовет никаких проблем с установкой автомобиля (единственное — времени потребуется несколько больше). Обладающий необходимыми навыками жестянщик сможет вывесить автомобиль на стенде System 5000 при использовании обычного домкрата от силы за 15–20 минут.

Для иллюстрации работы System 5000 мы выбрали вариант с подъемником как самый оптимальный, поэтому дальнейшую последовательность действий приведем в соответствии с ним.
Кронштейны подкатываются к борту автомобиля (рис. 4) и посредством приваренной к их основанию направляющей устанавливаются на раму (рис. 5). Данная направляющая, входящая в профиль (как видно из фото), необходима для четкой фиксации кронштейна в горизонтальной плоскости. Она препятствует его вращению, например, при довольно распространенной диагональной выправке, когда в момент приложения мощного силового воздействия блок кузовных зажимов может запросто развернуть на рельсе. Чтобы этого не произошло, как раз и предусмотрен данный элемент.
Затем в технологические отверстия на кронштейне с двух сторон вставляются вкладыши (рис. 6), жестко прижимающие его основание к раме (рис. 7) забиваемыми в них клиньями (рама может идти как поверх пола, так и быть замурованной в бетон или заложенной плиткой).


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7

Все элементы стапеля System 5000, за исключением кронштейнов кузовных зажимов, хранятся на специальных планшетах, которые вешают на стену помещения.

После завершения этих операций блок получается надежно закрепленным на профиле, поэтому автомобиль можно спокойно опустить и зажать за отбортовку губками. Для транспортных средств, не имеющих отбортовки (Mercedes-Benz, BMW, Honda и т. д.), предлагается воспользоваться специальными адаптерами. Также существуют зажимы тисочного типа, позволяющие фиксировать рамные автомобили непосредственно за раму.
Все эти приспособления устанавливаются вместо губок на штатные места. Они винтовые, т. е. высота их установки может регулироваться (рис. 8, 9).
Кстати, эти зажимы обладают одной очень интересной и, что самое главное, полезной в работе особенностью: они подвижны относительно своей горизонтальной оси (в вертикальной плоскости) (рис. 11).


Рис. 8


Рис. 9


Рис. 11

И. Б.:
— Подобная особенность упрощает закрепление автомобилей, отбортовка которых имеет округлую форму. Например, отбортовка Toyota RAV-4 на концах, там, где она подходит к колесным аркам (как правило, это самое сильное место для крепления), как бы закругляется, изогнувшись. Обычно в таких случаях в стандартные зажимы вставляют специальные вкладыши. Конструкция же зажимов стапеля System 5000 позволяет крепить машины без использования дополнительных узлов.

В ассортименте дополнительных аксессуаров к гаражному оборудованию компании Celette присутствуют двойные зажимы, которые крепятся на автомобиль (рис. 9). С их помощью машина может быть зафиксирована цепями, выступающими в роли своеобразных растяжек. Однако надо понимать, что данный способ крепления годится не всегда (подробнее о том, почему, мы расскажем на примере оборудования Wedge Clamp) и вряд ли может быть использован, когда повреждения значительны.

Игорь Бородкин:
― Если при таком закреплении проводить серьезную вытяжку, условно говоря, править лонжерон или восстанавливать деформированный в «банан» кузов, то, безусловно, огромная нагрузка ляжет на амортизаторы автомобиля — при выправке машина начнет приседать. В силу этого обстоятельства крупный ремонт при такой системе закрепления проводить нельзя.
Так можно править только не несущие элементы, к которым обычно прилагается усилие не более 5 т. И даже это надо делать очень осторожно, в каждом конкретном случае анализируя целесообразность и последствия подобных действий.

Описание системы System 5000 будет неполным, если мы не отметим, что, по утверждению ее разработчиков, жесткости и прилагаемого усилия оборудования, которым комплектуется System 5000, хватает для того, чтобы проводить любой вид восстановительного ремонта кузова. Любой из кронштейнов выдерживает нагрузку до 6–7 т.

Wedge Clamp

Как говорит статистика, основная масса восстановительных кузовных работ связана с мелким и средним ремонтом небольших повреждений. Работ, занимающих от силы несколько десятков минут. В связи с этим крайне важно, чтобы установка автомобиля на напольной системе занимала как можно меньше времени. Разрабатывая свою систему крепления автомобиля на напольном стапеле Eze Tie Down, специалисты канадской компании Wedge Clamp обратили на данное обстоятельство особое внимание и создали систему именно быстрой анкеровки транспортного средства.
Eze Tie Down предназначена специально для проведения несложных операций при правке панелей, дверных проемов, стоек, брызговиков и т. д. То есть для всех тех (преобладающих) случаев, когда у нас нет острой необходимости в вывешивании автомобиля, когда основные геометрические размеры шасси в результате повреждения остались неизменными или изменились незначительно. А таких случаев очень и очень много, поэтому использование Eze Tie Down на кузовном участке приобретает особую актуальность.
При повреждениях подобного типа жестянщику необходимо максимально быстро закрепить автомобиль. О какой эффективности работы может идти речь, если время закрепления транспортного средства на стапеле сравнимо с временем восстановительного кузовного ремонта? Зачастую, чтобы как-то ускорить процесс, машина просто крепится цепями за силовую башню или за напольные элементы с противоположной от точки приложения силового воздействия стороны. Но это не совсем корректно, поскольку не достигается необходимая степень жесткости фиксации кузова (конечно, многое зависит от вида повреждения).
Колеса автомобиля, на которых он стоит, все равно остаются единственными, если можно так сказать, основными точками его фиксации относительно силового воздействия, поэтому какая-то часть нагрузки, созданной в результате правки, предается на подвеску. И чем больше величина общего силового воздействия, тем большая нагрузка ложится на подвеску. Чем это грозит? Мы думаем, вы догадываетесь и сами. Кроме того, в результате такого, с позволения сказать, закрепления могут возникнуть и дополнительные деформации кузова (опять же, все зависит от вида повреждения и прилагаемого усилия), которые нам совершенно ни к чему. Ведь мы же собирались быстро и локально выправить небольшой дефект.
Словом, как ни крути, а машину надо закреплять надежнее.
Wedge Clamp предлагает для этих целей использовать Eze Tie Down. Все достаточно просто. Вначале с помощью ударного пневмогайковерта устанавливается 4 анкерных зажима (рис. 12) на отбортовке автомобиля (если таковой нет, можно использовать специальные адаптеры). Затем в специальные отверстия анкерных зажимов вставляется поперечная балка прямоугольного сечения (рис. 13), фиксирующаяся клиньями (пара ударов 1,5-килограммовой кувалдой). Потом в пазы рельс устанавливаются суппорты (рис. 14), по одному с каждой стороны, на которые надевается анкерная стойка (рис. 15).
На завершающем этапе на поперечную балку устанавливается необычной формы кронштейн (рис. 16), и после совмещения анкерных стоек с балками получившийся блок закрепляется клиньями в технологических отверстиях (рис. 17). И никаких домкратов, подъемников и прочих подъемных устройств!
По заверениям разработчиков, при должной подготовке жестянщика вся процедура занимает 3 минуты 20 секунд. Разборка ― примерно столько же. При этом надо отметить, что элементы системы изготовлены из алюминиевого сплава и легированной стали, т. е. они очень легкие и прочные. А для совсем легкого ремонта достаточно воспользоваться одной парой зажимов вместо четырех, что сократит и без того небольшое время на установку вдвое!
Диапазон применения системы довольно широк. Она позволяет работать даже со спортивными автомобилями — ограничения по клиренсу (имеется в виду расстояние от порога до земли) связаны лишь с высотой анкерного зажима (минимальный клиренс 140 мм — расстояние от квадратного основания зажима до губок). Но даже если в ремонт придет и совсем низкая машина, то можно просто подложить под ее колеса деревянные брусочки — автомобиль на них заедет и у нас образуется необходимый дорожный просвет.
Кстати, эти же брусочки, по всей видимости, придется подкладывать (но, конечно же, не всегда) и когда используются адаптеры для автомобилей без отбортовки, которые вставляются в губки.


Рис. 12


Рис. 13


Рис. 14


Рис. 15


Рис. 16


Рис. 17

Болты на стойке нужны только в случае, когда рельс идет поверх пола: они обеспечивают устойчивость за счет увеличения поверхности опоры, выступая своего рода ножками. Если рельс заподлицо залит в бетон, они просто убираются.

Если же клиренс, наоборот, слишком большой, тогда необычный кронштейн устанавливается не сверху поперечной балки прямоугольного сечения, как на рис. 5, а снизу. Высота закрепления у системы увеличится на величину полки кронштейна.
В силу того, что система Eze Tie Down предназначена для осуществления, если можно так выразиться, косметического ремонта, то даже конструкция губок на ней отличается от принятой повсеместно: на внешней губке, прилегающей к лицевой стороне порога, нет насечки. Это сделано специально для того, чтобы по окончании ремонта на пороге не осталось никаких следов зажима.

У многих читателей после знакомства с Eze Tie Down сразу может возникнуть законный вопрос: а какое усилие способна выдержать такая внешне достаточно простая и легкая система? Отвечаем: опять же по утверждению производителей, система Eze Tie Down тестировалась на прилагаемое усилие 10 т и выдержала его. Так что не такая уж она и «простая».


Рис. 18

Ну и в заключение описания зажимов Wedge Clamp остается добавить лишь, что для хранения каждой из представленных систем предлагается специальный планшет вдоль стены помещения. Когда система не используется, она занимает минимум места, все аккуратно висит и не мешается.
 
Rambler's Top100