• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Одолжить на ремонт "

"Одолжить на ремонт "
Тематика: Управление автосервисом
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: август, 2005
Дата публикации: 01.08.2005
Расширение палитры предоставляемых услуг способно стать значительным подспорьем в борьбе за клиента. Помимо стандартных услуг, предоставляемых сервисом, можно также предложить клиентам достаточно новую пока для СТО схему расчетов – кредитование ремонта автомобиля. В данной статье мы постараемся рассмотреть, какие расходы и доходы это может принести автосервису.

Кредитный бум

Купить в кредит сейчас можно практически все: от утюга или нижнего белья до квартиры и автомобиля. Несомненно, подобная банковская услуга является в настоящее время одной из самых востребованных на рынке России, что заставляет большинство банков заниматься розничным кредитованием, в том числе работать с достаточно мелкими суммами (например, 3000 руб.).
Не столь редка ситуация, когда автовладелец не в состоянии единовременно заплатить за дорогостоящий ремонт своей машины. В таком случае ремонт нередко откладывается либо владелец пытается найти наиболее приемлемый вариант приведения автомобиля в порядок. И в том и в другом случае СТО рискует недосчитаться возможной прибыли. Быстро и на выгодных условиях предоставленный кредит поможет избежать хотя бы части таких потерь.

Как проходит процедура кредитования

С точки зрения клиента, процесс кредитования ремонта автомобиля мало отличается от получения любого другого кредита. Разницу составляет то, что эта услуга предлагается клиенту именно там и тогда, когда в ней есть необходимость. Простая и быстрая процедура оформления помогает автовладельцу не только сохранить время, но и быстрее принять решение.
С точки зрения банка, кредит на ремонт автомобиля ― один из видов розничного целевого кредитования; он предоставляется примерно на тех же условиях, что и другие аналогичные кредиты.
Как правило, кредит на авторемонт оформляется по упрощенной форме. Это означает, что клиент должен заполнить анкету и предоставить паспорт и любой другой документ (водительское удостоверение, заграничный паспорт, военный билет и т. п.). Залог или иное обеспечение по кредиту не требуется. Положительный либо отрицательный ответ на кредитную заявку банк дает в течение часа. Документы, подтверждающие сведения о доходах и активах, в большинстве банков не являются обязательным условием. Однако ремонтируемый автомобиль должен быть собственностью кредитополучателя.
Автосервис играет посредническую роль в отношениях между банком и клиентом. На СТО клиенту следует оказать помощь в заполнении анкеты и осуществить связь с банком.

Из опыта коллег

Одними из первых в России, кто предложил на своем сервисе кредитование ремонта, были компании «Автомир» и «Ауди Центр Юг». В «Автомире» клиенты имеют возможность пользоваться данной услугой с декабря 2003 г. Что побудило компанию к этому?

Иван Романов, «Автомир»:
― Популярность услуги кредитования высока практически во всех отраслях. Именно из этого факта мы исходили, решив предложить ее нашим клиентам. Мы были одними из первых среди автосервисов, так как поняли, что это нам выгодно: можно привлечь дополнительных клиентов. Человек не станет откладывать ремонт, если у него не хватает средств в настоящий момент.

Аналогичные причины подтолкнули к расширению спектра услуг и официального дилера Audi. Рассказывает Ольга Алексеева, менеджер по кредиту «Ауди Центр Юг»:

― Услугу мы предлагаем с апреля 2004 г. Идея возникла в 2003 г., когда кредитный рынок начал быстро развиваться. Ставки у банков падали, как метеоритный дождь. Практически все банки стали заниматься розничным кредитованием. Некоторые клиенты, получая «приговор» мастера-приемщика, не могут или не хотят сразу потратить такую сумму. Кредит помогает нам привлечь новых клиентов.

Отметим немаловажную деталь: обе вышеназванные компании не только ремонтируют и обслуживают, но и продают автомобили (в том числе в кредит). Это важно, так как в данных техцентрах уже имеются сотрудники, занимающиеся оформлением кредита.

Что потребуется от автосервиса

Точно оценить количество и объем кредитных договоров, которые станут заключать ваши клиенты, невозможно. Поэтому отдельные сотрудники для работы с кредитными продуктами есть только в тех технических центрах, где ремонт совмещен с продажей автомобилей.

Иван Романов:
― Наша компания предлагает эту услугу в тех салонах, где есть торговая площадка, а значит, и кредитный отдел и представители банка. Клиент заполняет анкету банка, предоставляет необходимые документы и в течение часа получает ответ. Затем автосервис выписывает счет, по которому представитель банка на месте составляет кредитный договор. Ждать прихода денег не нужно, процедура нетрудоемкая.

Ольга Алексеева рассказывает о том, как этот процесс организован в «Ауди Центр Юг»:
― Я являюсь сотрудником автосалона и работаю с клиентами, желающими взять кредит. Эта услуга доступна любому клиенту, чей возраст превышает 20 лет. Также потребуется наличие регистрации в Москве или МО, паспорт и еще один документ. Я помогаю клиенту заполнить анкету и отправляю ее в банк по факсу. Ответ приходит за 30 минут.
В случае положительного решения я выдаю клиенту карточку, на которой помещена сумма кредита. С нее и считываются деньги в кассе при оплате заказ-наряда. Для этого мы арендуем у банка так называемый пост-терминал. Его аренда стоит около $ 30 в месяц.
Для наших целей банк разработал индивидуальную программу. Условия схожи с потребительским кредитом, но ставка немного ниже. По нашим правилам, клиент должен внести наличными 20 % от суммы ремонта. Ставка по кредиту составляет 18 % годовых в рублях. К ней надо прибавить 2 % (за оплату покупки) и ежемесячную комиссию в размере 0,9 % от суммы кредита, о чем мы всегда предупреждаем наших клиентов.

Вопрос персонала можно считать решенным, если в фирме уже есть сотрудники, работающие с кредитами. А если такого сотрудника нет, то насколько он необходим?

Иван Романов:
― Есть программы кредитования, которые позволяют оформлять все необходимые документы без представителя банка. Можно научить любого сотрудника сервиса оформлять кредиты, что, конечно же, потребует несколько больше времени.
Причем в отдельном автосервисе (где нет продаж автомобилей), на мой взгляд, нахождение представителя банка нецелесообразно. Это сразу создаст серьезные дополнительные расходы. Ведь помимо рабочего места с необходимой электронной техникой и доступом в Интернет сотрудник ежемесячно получает зарплату.

Наличие собственного кредитного отдела или специалиста не обязательно для автосервиса, который решит предложить услугу ремонта в кредит. Примером тому служит автоклуб «Варшавка 45», где клиенту помогает обычный сотрудник.

Алексей Борисов:
― У нас клиент подписывает два договора: на выполнение работ и на получение кредита. Обе операции проводятся вместе, поэтому проходят для клиента быстро и необременительно. Мы отправляем документы кредитующей организации, куда клиенту уже необходимо явиться лично. Иногда, для ускорения дела, сами отвозим важного для нас клиента в банк.
Минимальная сумма кредита составляет 3000 руб.; 10 % от суммы вносится сразу, а остальные платежи клиент должен производить равными долями ежемесячно. Например, если взять на 6 месяцев кредит на сумму в 10 000 руб., то необходимо внести 1000 руб. сразу и по 2021 руб. в следующие 6 месяцев.

Отметим, если раньше минимальная сумма кредита в большинстве банков составляла 3000 руб., то теперь многие кредиторы поднимают нижнюю планку в несколько раз.

Договор с банком

На подобные детали автосервису стоит обратить внимание при заключении договора с кредитной организацией. Все договоры между СТО и банками, о которых нам удалось узнать при написании данной статьи, не подразумевают связывающих сервис обязательств. Иными словами, сервис может иметь договоры о кредитовании клиентов с разными банками и оставлять право выбора за клиентом.

Ольга, консультант центра телефонного обслуживания «МДМ Банка»:
― Наш банк не предъявляет особых условий или требований. К нам может обратиться любой автосервис, желающий предложить такую услугу клиентам. Мы можем помочь в обучении персонала автосервиса необходимым операциям, чтобы не пришлось нанимать дополнительного сотрудника.
Ставки по кредиту в 1,7 раз ниже, чем у обычного потребительского экспресс-кредита, но и к заемщику предъявляется больше требований.

В большинстве случаев автосалон и банк не несут друг перед другом материальной ответственности. Банк не платит СТО за предоставленных клиентов, а СТО не платит банку за оказанные своим клиентам услуги.

Иван Романов:
― Договориться с банком было легко, ведь им выгодно предоставлять услуги.
У нас нет обязательства перед банком о предоставлении определенного количества клиентов. Если же клиент не выплачивает кредит, мы об этом можем даже не узнать. Счет за ремонт банк оплачивает нам сразу по завершении работ. Дальнейшие отношения между клиентом и кредитором происходят без нашего участия. Банк сам проверяет кредитную заявку и решает, дать или не дать кредит, поэтому несет все риски сам.

Итак, автосервис не зависит от банка и не рискует. Однако услуги банка не всегда бывают бесплатными для автосервиса.

Алексей Борисов:
― По завершении работ, когда клиент подписывает документ о приеме машины, банк по безналичному расчету оплачивает нашу работу. В свою очередь, мы платим банку 5 % от стоимости заказа за оказание услуги нашим клиентам. Мы можем позволить себе такую роскошь, так как для нас оплата аренды помещения не является первостепенным вопросом. (Это также дает нам возможность делать скидки клиентам, не завышая цены.) Мы уверены: теряя часть денег, мы получаем больше клиентов. Ведь ясно, что человек не заплатит денег, если у него их нет.

Спрос

Согласно законам рынка спрос рождает предложение. Однако обратная связь действует не столь четко. На сегодняшний день рынок кредитования наполнен предложениями. Но их условия далеко не всегда отвечают критериям клиентов. В итоге люди зачастую стараются избежать долгов перед банком.

Алексей Борисов:
― С кредитами у людей складываются разные отношения. Кто-то уже «обжегся» на них, а кто-то, наоборот, не может без них жить. Наши клиенты редко рискуют брать кредит на крупные суммы. Чаще всего сумма кредита составляет $ 200. Как правило, кредит берут автовладельцы со средним или средне-низким уровнем достатка и расходуют его на небольшие слесарные работы, на установку газобаллонного оборудования.
В нашем случае эта услуга привлекла не так много клиентов. Очереди при погашении кредита, пени, написанные мелким шрифтом особые условия ― все это создало, скорее, негативное отношение к кредитам.

Спрос на данную услугу не всегда оправдывает ожидания сервисменов и банкиров.

Иван Романов:
― На практике востребованность оказалась минимальной. Идея была благая, но клиенту она интересна в редких случаях. Это связано с тем, что стоимость ТО слишком мала, чтобы брать кредит. А по кузовному кредиту 80 % работ делается по страховке, и кредит людям не нужен.
Полагаю, еще несколько лет назад эта услуга пользовалась бы куда большим спросом. С выходом ОСАГО интерес стал стремительно падать. Кроме того, много машин застрахованы КАСКО. Всего около 20 % кузовного ремонта делается за деньги автовладельца. В остальных случаях за ремонт платят страховщики.

Более оптимистично настроены представители «Ауди Центр Юг» и «Лада Фаворит Восток», где считают предложение кредитной услуги оправданным.

Ольга Алексеева:
― У нас сумма кредита обычно составляет от 20 000 до 80 000 руб. и используется на кузовной и дорогостоящий слесарный ремонт, а также на запчасти. Наши клиенты ― обеспеченные люди, которым по тем или иным причинам неудобно потратить большую сумму единовременно. Полагаю, мы сумели данной услугой привлечь новых клиентов и удержать старых.

Вадим Баев, старший менеджер по кредиту «Лада Фаворит Восток»:
― Мы чаще кредитуем покупку автомобилей, но также предлагаем кредит на покупку дополнительного оборудования, тюнинг и ремонт. Быстрота и простота оформления привлекают некоторых клиентов.

Стоит ли этим заниматься?
Как обычно, мы оставляем нашим читателям возможность самостоятельно делать выводы и принимать решение. Подводя итоги, приведем несколько мнений ваших коллег, имеющих опыт кредитования авторемонта.

Иван Романов:
― У автосервиса нет причин отказаться от предложения таких услуг. Мы обеспечили предложение, но не нашли достаточного спроса. У наших клиентов редко бывает необходимость в кредите. Это связано и с условиями банков. Систему кредитования нужно развивать. Со временем ситуация может измениться.

Разделяет такое мнение и Алексей Борисов:
― Я бы не сказал, что услуга по кредиту актуальна. Но и причин, по которым она может боком выйти автосервису, я не вижу. По сегодняшнему законодательству, проблем для автосервиса возникнуть не должно.

Итак, подводим итоги.
Автосервису средней руки нецелесообразно нанимать специалиста для проведения операций по кредитованию. Да это и не нужно - достаточно заключить типовой договор с банком, быстро обучить одного из сотрудников правильно заполнять анкеты и обратить внимание клиентов на новую услугу.
Казалось бы, все это не слишком актуально на сегодняшний день, однако, заглянув в день завтрашний, вы увидите, что подобный не столь уж затратный ход может послужить еще одной привлекательной «конфеткой» для клиента.
Не секрет, что рынок автосервиса динамично развивается, борьба за клиента приобретает все более актуальный характер. Поэтому, на наш взгляд, совсем нелишне предложить клиенту наряду с качественным ремонтом еще и ряд дополнительных услуг, позаботиться о том, чтобы ему было удобно работать с вами. Пусть это хоть и маленький «шажок», но он вполне может сыграть существенную роль на пути к победе.
 
Rambler's Top100