• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"В коридорах власти "

"В коридорах власти "
Тематика: Управление автосервисом
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: август, 2005
Дата публикации: 01.08.2005
Роль государства, осуществляющего посредством законотворческой деятельности административное регулирование экономических отношений на рынке, переоценить крайне сложно. Именно государственные структуры задают правила игры и следят за их неукоснительным соблюдением. Но подчас некоторые законодательные инициативы верховной власти вызывают довольно неоднозначную оценку хозяйствующих субъектов, участников рынка. Как, например, отмена лицензирования услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств…

«Законная» чехарда

Действительно, ситуация с отменой лицензирования в данной области весьма спорна. С одной стороны, все мы прекрасно понимаем, что любые государственные механизмы влияния на рыночную обстановку могут быть использованы нечистыми на руку чиновниками как стабильный и, что самое главное, неиссякаемый источник повышения уровня личного благосостояния (читай ― взяток). С другой ― такой технически и технологически сложный вид коммерческой деятельности, каковым, без сомнения, является авторемонт, обязательно должен подвергаться контролю со стороны государства (или уполномоченных государством организаций), поскольку его некачественное проведение может наносить серьезный ущерб правам, законным интересам и здоровью граждан. Ведь именно исходя из этого постулата и во избежание рисков нанесения ущерба по вышеназванным пунктам система лицензирования на транспорте в нашей стране была введена ранее, чем во многих других отраслях отечественной экономики. А ее введению предшествовала долгая и кропотливая работа.
Еще в ноябре 1990 г. в структуре Минтранса РФ был создан отдел по регулированию и лицензированию транспортных услуг, в задачи которого входило создание и формирование нормативно-правовой базы лицензирования.
В январе 1991 г. Советом Министров РСФСР было принято решение о проведении эксперимента по лицензированию перевозочной, транспортно-экспедиторской, авторемонтной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на автомобильном транспорте. Эксперимент был проведен в Московской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Нижегородской, Рязанской и Тульской областях.
Проведение эксперимента и его результаты вызвали большой общественный резонанс. В СМИ широко дискутировалось о необходимости и эффективности лицензирования. Естественно, были как противники, так и сторонники данной системы. Сторонники победили, и, подводя логический итог всем мероприятиям 26 февраля 1992 г., Правительство Российской Федерации принимает Постановление № 118 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиторской и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации» согласно которому «лицензированию подлежит деятельность предприятий, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств на коммерческой основе». Полученные средства «направляются на покрытие расходов по выдаче лицензий и поддержке органов транспортной инспекции». Так эти самые органы открыли себе золотое дно, и заструился золотой ручеек, очень скоро превратившийся в золотую реку.
Но через два года ситуация коренным образом изменилась. В Постановлении Правительства РФ № 1418 от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» ремонт автотранспорта и автосервис не упомянуты вовсе. Эти виды деятельности «осуществляются с момента принятия настоящего Постановления без лицензии».
Проходит еще почти два года ― и Государственной Думой 15 ноября 1995 г. принимается самый главный документ для отрасли: Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Статья 7: «В целях обеспечения безопасности дорожного движения лицензированию подлежат: ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств, осуществляемый на коммерческой основе... <…> порядок осуществления лицензирования определяется Федеральным законом», ― т. е. опять поворот на 180 градусов.
Далее поток нормативных актов увеличивается и издается еще несколько постановлений. Перечислять все их не будем, так как в настоящее время они уже утратили силу. Обратим внимание лишь на то, когда же лицензирование было закреплено в законодательных актах.
Первый Федеральный Закон № 158 «О лицензировании отдельных видов деятельности» был принят 16 сентября 1998 г. В статье 17 было отмечено, что лицензированию подлежат те виды деятельности, которые определены другими законодательными актами и которые вступили в силу до момента введения данного Закона в действие. А это значит, что в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» в целях обеспечения безопасности дорожного движения лицензированию подлежит ― догадались? ― «ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств, осуществляемый на коммерческой основе».
Минтрансом РФ 18 мая 2001 г. выпускается Приказ, которым в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 312 от 21 апреля 2001 г. «О лицензировании деятельности по ремонту и техническому обслуживанию…» и на основании Положения о Министерстве транспорта РФ утверждено следующее (п. 1): «Лицензирование деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств <…> возложить на отделения Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ, с предоставлением им полномочий лицензирующего органа по осуществлению лицензирования этого вида деятельности».
То есть, как видим, после долгих колебаний «за» и «против» лицензирования, принятия и отмены соответствующих нормативных актов и законотворческой чехарды наконец-то в начале XXI века была создана полноценная законодательно-нормативная база, со всеми нюансами прописывающая порядок получения права на ведение деятельности по авторемонту. Казалось, ситуация должна была бы стабилизироваться и все вошло бы в нормальное размеренное русло, как вдруг 8 мая 2002 г. Правительство РФ издает Постановление № 302 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности», в котором приводит перечень утративших силу своих же решений. И в этом перечне, в п. 34, упоминается незабвенное Постановление № 312 от 21 апреля предыдущего года.
Это означает, что теперь нет никакой необходимости лицензировать подобную деятельность. Но Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» никто ведь не отменял, что же делать с его ст. 7? Как пояснили в Российской транспортной инспекции, в связи с тем, что Закон о лицензировании принят уже после Закона «О безопасности дорожного движения», руководствоваться надо положениями Закона о лицензировании, т. е. лицензию на техническое обслуживание получать все-таки не нужно. И тут мы подходим к главному вопросу: плохо это или хорошо? Неужели вся колоссальная законотворческая работа по этой тематике, проделанная в 90-х годах прошлого века, была напрасной?
Как ни парадоксально это звучит, мнения здесь разделились диаметрально противоположным образом. И что самое удивительное ― разделились мнения не только потребителей данного вида услуг (что, в общем-то, было бы понятно), но и руководителей сервисных станций.

А что плохого?

Мы не случайно обратились к теме отмены лицензирования именно сейчас, спустя довольно большой промежуток времени после того, как авторемонт был выведен из списка видов коммерческой деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. За этот период первая волна эйфории, сопровождавшая принятие данного решения, наверняка уже улеглась, и руководители авторемонтных организаций сегодня могут трезво взглянуть на последствия совершенного шага, объективно оценивая его плюсы и минусы.
Конечно, большинство руководителей не подвергают никакому сомнению правильность данного решения, однако, по мнению некоторых, существенное упрощение в сфере лицензирования СТО в целом понижает планку общедоступного автосервиса, поскольку служит стимулом к появлению целого ряда мелких авторемонтных станций, неспособных обеспечить адекватный сервис. Связано это в первую очередь с тем, что мелкие станции, получив разрешение на начало своей деятельности в упрощенном порядке, пренебрегают качеством и ответственностью за проделанную работу.
― Гаражные СТО наносят ущерб общему имиджу квалифицированного ремонта, ― считает Алексей Полехин, директор авторемонтного комплекса «Евросервис» в Hовосибирске, ― ведь хозяин каждой из них мнит себя профессионалом. Hа самом же деле по-настоящему профессиональные центры можно пересчитать по пальцам. Сфера автосервиса очень замкнута и, как любая сфера услуг, непроста в плане развития предприятия. Революционные изменения в сфере сервисного оборудования происходят один раз в два-три года, не более. Поэтому упор идет на специализацию ремонта, повышение стандартов его качества. Также для крупных станций характерна тенденция открывать новое направление ремонта только после глубокого и всестороннего изучения его специфики и закупки полного комплекта соответствующего оборудования.

Мелкие (так называемые гаражные) СТО по большей части подходят к организации бизнеса совершенно иначе. Какое там изучение специфики ремонта? Откуда деньги на закупку полного комплекса соответствующего оборудования? Крыша над головой есть, некое подобие подъемного устройства смонтировать удалось ― и слава богу. Потянуть кузов, в крайнем случае, можно о соседнюю березку. А клиентов мы как-нибудь уболтаем, уж что-что, а демпинговать мы умеем гораздо лучше, чем чинить автомобили.

Александр Сергеевич Соболев, автоцентр «Пирамида», заместитель директора по автосервису:
― Я уверен, руководство крупных сервисных станций по всей России за последнее время проделало колоссальную работу, направленную на увеличение степени доверия потребителя автосервисных услуг к авторемонтным организациям. Мы еще помним то время, когда автотехцентры для непосвященного автолюбителя представлялись этакой «сумеречной зоной» из фильмов ужасов, где с его машиной могли сделать все что угодно, кроме качественного ремонта. Все эти проблемы наряду с желанием клиента во что бы то ни стало проникнуть в ремзону ― звенья одной цепи. Сколько усилий было приложено, чтобы разрешить их, чтобы доказать наш профессионализм, чтобы нам наконец стали доверять…
Не скрою, мы смогли добиться существенных подвижек в этом деле. Автолюбители поняли, что от их присутствия во время ремонта рядом с механиком или жестянщиком ничего не изменится ― качество ремонта в любом случае будет соответствовать самым взыскательным требованиям (в конце концов, человек ведь не рвется в операционную, где проводят операцию его близкому родственнику, для того чтобы удостовериться, что все идет как надо). Но теперь, когда неквалифицированный сервис опять получает возможность без проблем выходить на рынок, мы снова будем вынуждены усиливать работу по донесению наших принципов до потребителя, постоянно подтверждая свою лояльность. А между тем это потребует дополнительных затрат. Как их компенсировать? Поднять стоимость оказываемых услуг? Но тогда нам станет еще труднее конкурировать с демпингующими станциями новой волны.

Сергей Поляков, техцентр «Мастер»:
― Смотрите: во вступившем в действие с 2003 г. Федеральном законе «О техническом регулировании» услуги по авторемонту перестают быть объектом ― цитирую по тексту Распоряжения Минтранса РФ № АК-5/221 от 22 августа 2003 г., направленного органам исполнительной власти субъектов РФ «обязательного подтверждения соответствия в Российской Федерации».
И как государство предлагает осуществлять надзор за качеством их оказания? Снова цитирую по тексту того же Распоряжения: «Минтрансом России разработана и зарегистрирована «Система добровольной сертификации на автомобильном транспорте (ДС АТ)». В сложившейся ситуации добровольная сертификация является единственно возможным механизмом подтверждения соответствия оказываемых услуг, обеспечивающим безопасное и надежное функционирование транспортного комплекса, а также защиту потребителя от некачественных услуг (работ) на автомобильном транспорте». Пропускаем абзац об органах сертификации ― и далее: «Система ДС АТ на сегодняшний день предусматривает проведение добровольной сертификации (подтверждения соответствия) услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств <…>, услуг розничной торговли автотранспортными средствами, их деталями, узлами, принадлежностями в соответствии с требованиями нормативной документации соответствующих правил сертификации, входящих в Систему ДС АТ, в том числе и по показателям безопасности. В дальнейшем в рамках Системы ДС АТ планируется расширить перечень объектов, подлежащих добровольной сертификации (гаражное оборудование)» ― и т. д.
То есть сертификация станет вообще добровольной! Получается, кто угодно сможет открывать авторемонтные мастерские и делать в них все что ему заблагорассудится, на самом непотребном оборудовании, не неся никакой ответственности. Да и уже функционирующие станции смогут пренебречь техническими требованиями, причем ничем не рискуя в плане потери клиентов. Ведь многие клиенты накрепко привязаны к ним гарантийными обязательствами, и следовательно, о безупречном качестве ремонта можно, в общем-то, не беспокоиться.

Что ж, опасения руководителей серьезных сервисных станций понятны. Но так ли они объективны? Ведь упрощение системы вхождения в рынок совсем не свидетельствует о том, что на него обвалится поток, простите за грубость, аферистов, дискредитирующих профессиональный сервис.
Да, небольшие сервисные станции подчас не имеют самых необходимых средств на приобретение дорогостоящего оборудования, но разве это может быть однозначной и безоговорочной причиной халтурного выполнения работы? Им же надо как-то закрепиться на рынке, сформировать свою клиентскую базу, а с плохим качеством услуг этого не сделать. Наоборот, если рассуждать логически, от них потребуется гораздо большее усердие при обслуживании клиентов, чтобы зарекомендовать себя ― новичка в этой сфере ― с наилучшей стороны и получить весомое конкурентное преимущество. Так, может, именно обострения конкуренции боятся автосервисы «со стажем»?

В целях расширения рынка

Для того чтобы расставить все точки над i и понять, чем была вызвана отмена лицензирования, тем более что число сторонников этого решения ничуть не меньше (а может быть, даже и больше), чем количество противников, мы обратились за разъяснениями к депутату Государственной Думы, члену Комитета по бюджету и налогам Андрею Анатольевичу Самошину:
― Анализ законодательства, регулирующего лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности в России, а также практика его применения показали, что многие из видов деятельности (в том числе оказание автосервисных услуг) подпадают под процедуру лицензирования необоснованно, поскольку они наравне с лицензированием регулируются и другими методами. Как-то: государственный контроль и надзор, системы государственной регистрации, сертификации, аккредитации, обязательное страхование ответственности и т. д. Поэтому, чтобы облегчить возможность предпринимательской реализации людей, стремящихся ступить на стезю частной коммерции, решено было облегчить процедуру организации нового бизнеса. И отмена лицензирования ― один из шагов в этом направлении.
Тем более что ни для кого не секрет, с какими мучениями и бюрократической волокитой связан сам процесс обретения заветной бумажки. Я уже не говорю о царящих в некоторых надзорных органах коррупции и взяточничестве. И почему добросовестный предприниматель, желающий получить лицензию, должен от этого страдать, всеми правдами и неправдами (по большей части) в буквальном смысле слова выбивая себе необходимое разрешение на право осуществления того или иного вида деятельности? Мне думается, что подобная политика государства, направленная на сокращение административных препонов, будет только во благо частному бизнесу.
Конечно, существуют устоявшиеся серьезные компании, оснащенные самым современным оборудованием, наработавшие за время своей долгой деятельности обширную клиентскую базу, которой им не хочется ни с кем делиться, и эти компании, естественно, говорят сегодня: как это так, мы, можно сказать, прошли все круги ада, чтобы уговорить чиновников и получить лицензию, а теперь на наш рынок может приходить неизвестно кто. Да еще этот «неизвестно кто» будет выполнять ту же самую работу (и никто не знает, с каким качеством) по значительно более низким расценкам и обрушит рынок.
Этих людей можно понять. Они вложили немалые средства, прошли серьезный путь, чтобы поставить свой бизнес на ноги. Но, с другой стороны, мы должны осознавать и то, что есть огромное количество людей, которые могли бы заниматься этим видом деятельности и готовы так же, шаг за шагом, строить высокотехнологичный бизнес, организовав со временем красивые современные автотехцентры, но административные преграды им просто мешают это сделать.
Мало того, именно авторемонт как один из самых технологичных видов бизнеса нуждается не просто в административном регулировании, но в регулировании посредством технических регламентных норм, обязательных для исполнения как крупными, так и небольшими сервисными предприятиями. Ведь нарушить технологию ремонта в равной степени могут как на крупном, так и на малом предприятии. И застраховаться от такого нарушения лицензией невозможно. А если это нарушение связано с системами безопасности автотранспортного средства? Это уже нарушение закона, которое должно повлечь уголовную ответственность.
Вот в связи с этим законодатель и пошел по пути облегчения процедуры получения разрешения на ведение коммерческой деятельности в авторемонтной отрасли. Тем самым упростился приход новых людей, приток новых капиталов в эту сферу, что создало предпосылки для обострения конкуренции. У автовладельцев появляется возможность выбора ― чрезвычайно широкого выбора, и уже именно клиент начнет регулировать рынок своими деньгами, отдавая их тем сервисменам, кому посчитает нужным.

Новости Авторемонта:
― Но все-таки опасность прихода недобросовестных «игроков» существует?

А. С.:
― Думаю, что, безусловно, мы стоим перед опасностью появления некоторого числа недобросовестных участников рынка. Однако это уже сфера других законов ― законов, с помощью которых эти участники будут выводиться с рынка, но не при помощи отзыва лицензий, как раньше, а с опорой исключительно на строгие технологические регламенты, несоблюдение которых послужит поводом к прекращению их коммерческой деятельности.
С другой стороны, сам рынок как саморегулирующаяся структура легко их выкинет. Ведь, как я уже сказал, упрощенный механизм вхождения в него позволяет автовладельцу выбрать из более широкого круга участников, создает более широкое предложение. Человек в зависимости от его материальных возможностей, от его представлений о том, каким должно быть качество технического обслуживания, будет выбирать из большего числа предприятий то, с которым ему удобнее работать.
При этом, я уверен, какие-то особые, эксклюзивные виды работ смогут проводить только в серьезных автотехцентрах, из числа давно присутствующих на рынке, поскольку новообразованным будет просто не по силам справиться с такими работами. Малые компании возьмут на себя нагрузку по обслуживанию менее сложных узлов и агрегатов, по проведению менее сложных видов работ, и это заставит эффективнее работать тех, кто уже занял на рынке ведущие позиции.
Я уверен, крупные компании найдут возможности конкурировать с малыми, а малые, в свою очередь, будут учиться бизнесу у крупных. Поэтому я считаю, что Закон ― правильный. Как любое нововведение, он будет иметь как сторонников, так и противников, но только время покажет, кто из них прав. В любом случае, либерализация Закона дает еще большую возможность рынку саморегулироваться.

Н. А.:
― Вы сказали, что одной из задач отмены лицензирования было снижение коррумпированности в надзорных органах. Каким образом это осуществится?

А. С.:
― А очень просто: теперь все решения может принимать только суд. Поясню. Если раньше приостановить деятельность предприятия мог лицензирующий орган, который, основываясь на одному ему известных мотивах, отзывал лицензию у хозяйствующего субъекта, то теперь приостановить работу предприятия может только суд.
Конечно, и до принятия изменений в Законе о лицензировании подтвердить объективность лицензирующего органа в этом вопросе мог только суд, но по старым правилам процесс шел следующим образом: лицензия отзывалась, предприятие простаивало, несло убытки, а суд мог длиться неделями и месяцами. Естественно, это создавало предпосылки для коррупции. Теперь же даже после вынесения соответствующего предписания приостановить деятельность автотехцентра может только судебное решение.
То есть, проще говоря, вчера все решали чиновники, которые руководствовались исключительно презумпцией виновности, а не наоборот, как принято во всем цивилизованном мире. Отмена лицензирования автосервисных услуг и сопутствующие нормативные акты поставили все с головы на ноги ― так, как и должно быть.

Наверное, более убедительные аргументы в пользу отмены лицензирования привести невозможно. Как видим, государство ответственно отнеслось к совершению этого серьезного шага, который, на его взгляд, должен послужить еще большему и активнейшему развитию рынка автосервисных услуг.
 
Rambler's Top100