• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Автокондиционер"

"Автокондиционер"
Раздел: Оборудование для обслуживания автокондиционеров
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: май, 2005
Дата публикации: 01.05.2005
Предложение дополнительных услуг остается одним из эффективных способов выделиться среди конкурентов. Некоторые дополнительные услуги могут лишь обратить внимание клиента на автосервис, другие же в состоянии принести ощутимую прибыль. Вместе с наступающим летом многие автовладельцы вспоминают о пользе кондиционера, который почему-то перестал работать. И с первой жарой спрос на ремонт, заправку и установку кондиционеров начинает расти. Что может принести оказание таких услуг СТО? Насколько сложно организовать такое направление? В этих вопросах мы постарались разобраться в данной статье.

Устройство
Современный автокондиционер регулирует температуру, а также следит за чистотой и циркуляцией воздуха внутри автомобиля. Большинство систем устроены примерно одинаково и являются «родственниками» бытовых холодильников. Это парокомпрессорная холодильная установка, в которой по замкнутой системе прокачивается специальная жидкость (хладагент), за счет испарения которого и происходит поглощение тепла.
При этом автокондиционер — достаточно сложная система, состоящая из дорогостоящих компонентов. В нее входят:
– компрессор, заставляющий хладагент циркулировать в системе, причем привод компрессора осуществляется ремнем от шкива коленвала;
– конденсатор (его еще называют радиатором кондиционера);
– испаритель-теплосборник, где испаряется хладагент и происходит охлаждение воздуха;
– ресивер-осушитель, который выравнивает давление и осушает хладагент;
– блок управления, трубки, датчики, клапана и пр.;
– сам хладагент — газ фреон R12 или R134a (последний используется в автомобилях после 1993 года выпуска).

Большинство комплектующих — иностранного производства. В России производятся лишь блоки управления и привязки к автомобилю (крепежные кронштейны, детали корпуса и пр.), а также некрупные партии конденсаторов. На отечественном рынке представлено не так много производителей кондиционеров. Как правило, установщики используют продукцию японских, израильских или западноевропейских фирм. С недавних пор компрессоры стали делать и в Китае. Однако, как говорят профессионалы, даже низкая цена не окупит его замены.

Установка
Еще несколько лет назад рынок кондиционеров для установки в уже эксплуатируемые автомобили зарубежного производства был весьма обширным. Ряд фирм из Италии, Израиля и других стран предлагали каталоги производимых кондиционеров для самых разных марок и моделей. В последние годы этот бизнес пошел на спад во всем мире, и Россия не стала исключением. Кондиционеры в иностранные машины теперь в большинстве случаев устанавливают сразу на конвейере.

Константин Гиряндин, технический директор ООО «ТДБ-1»:
— Случается устанавливать кондиционер и в иномарки последних лет выпуска. Например, недавно к нам приехала Audi A6 с мотором 2,8 л, в которой, как ни странно, не было кондиционера. В этом случае устанавливается полный комплект по схеме, подробно описывающей все детали. Это относительно несложная операция, так как есть полностью подогнанные готовые комплекты. В любой иномарке последних 10 лет выпуска предусмотрена возможность установки кондиционера.

Подавляющее большинство отечественных автомобилей по-прежнему доходят до покупателя без системы охлаждения воздуха. Более того, не в любое отечественное авто можно установить кондиционер. Например, «Москвич» и кондиционер — две несовместимые (практически) вещи. Не все гладко и с другими марками.

К. Г.:
— «Десятка» изначально задумывалась как автомобиль с кондиционером, но последующее шаги конструкторов кондиционеров приводили к тому, что установка становилась все более сложной.

Лучше дело обстоит с продукцией Горьковского автозавода, считает Анатолий Гречухин, старший менеджер специализированного центра «Алькор»:
— Среди отечественных автомобилей наилучшим образом для установки кондиционера подходят «Волги», где подкапотная и подторпедная компоновка позволяет установить необходимое оборудование и блок кондиционера-отопителя.

При установке кондиционера в отечественный автомобиль рассматривать можно два варианта. Первый (более дешевый) подразумевает лишь привнесение в автомобиль кондиционера без изменения других узлов. Второй (более надежный и эффективный) требует замены существующей «печки» новым совмещенным блоком отопителя-кондиционера. Обычно вместе с такой установкой меняются воздуховоды и добавляется блок управления. Это позволяет избежать проблем с несоответствием агрегатов старой и новой систем, а также дает больший комфорт.
Отметим, что для многих (но не для всех) автомобилей существуют готовые комплекты кондиционеров. Их использование упрощает жизнь установщиков.
Установка кондиционера в среднем занимает один-два рабочих дня. Время работы зависит от марки машины, количества сотрудников и уровня их квалификации. Прибыль, которую получает СТО за установку одного кондиционера, составляет около $ 300–400. Приведенные данные являются приблизительными и собраны в Москве весной 2005 г.

Ремонт
Любой сервис, занимающийся кондиционерами, чаще выполняет ремонт, диагностику и заправку, нежели установку. Практика показывает, что машина, проездившая сезон в Москве, на 80 % нуждается в замене конденсатора из-за механических и коррозийных повреждений.
Вот примерный список ремонтных операций, которые производятся с кондиционером: переборка компрессора, замена подшипников шкива компрессора, замена уплотнительных колец, изготовление и замена шлангов, ремонт фреонопроводов, восстановление и ремонт алюминиевых деталей кондиционера, ремонт радиаторов кондиционеров.

О наиболее часто встречающихся неисправностях, с которыми приходится сталкиваться, рассказывает Сергей Мещеряков, ООО «Автоматика»:
— Наиболее часто приходится заменять конденсатор, подшипник компрессора и уплотнители. Конденсатор располагается впереди и подвержен коррозии и механическим повреждениям. Неправильная эксплуатация или неквалифицированный ремонт порой приводят к выходу из строя компрессора — наиболее дорогостоящей части системы охлаждения.

Как правило, такие детали, как ресивер и терморегулирующий вентиль, ремонту не подлежат. Ремонт конденсатора возможен не во всех случаях, но гораздо выгоднее для клиента, чем его замена. Однако если место повреждения находится в труднодоступном месте или есть много очагов коррозии, то ремонт просто невозможен.
При производстве автомобильных кондиционеров наиболее широко применяется алюминий. Он используется в конденсаторе, испарителе, фреонопроводах. Большинство механических повреждений поддаются ремонту при помощи аргоновой сварки. Но поскольку алюминий – тонкий металл и быстро прогорает при сварке, необходим специалист высокого уровня и специальное оборудование. Кроме того, при неправильном выполнении сварки (даже если удастся заварить место утечки) такой ремонт, скорее всего, перекроет какие-либо внутренние каналы, что сильно отразится на КПД.
Несколько проще обстоит дело с ремонтом алюминиевых элементов фреонопроводов. Как правило, фреонопроводы в системе автомобильных кондиционеров изготавливаются из фреоностойких резиновых шлангов и алюминиевых частей или целиком из алюминиевых трубок, которые зачастую в случае поломки дешевле заварить, чем изготавливать новый фреонопровод. Эти части конструкции нередко выходят из строя, так как расположены под днищем автомобиля. А еще они часто приходят в негодность во время буксировки автомобиля.
Пожалуй, только специализированный сервис может выбрать марку автомобиля, с которой будет работать. Всем остальным СТО приходится работать с любой приехавшей машиной. В редких случаях возможна специализация и в отношении кондиционеров.

Анатолий Гречухин:
— Разработчики иностранных фирм отличаются тем, что у различных модификаций автомобиля разные детали системы кондиционера. Автопроизводитель хочет сам зарабатывать деньги на запчастях к выпускаемой модели.

В связи с этим остро встает вопрос комплектующих. Если заниматься всеми марками, то нужен большой склад или надежный поставщик. Ведь никто не может прогнозировать, какая машина приедет к вам сегодня.

Диагностика и заправка
Диагностика исправности кондиционера включает ряд операций. При визуальном контроле проверяется:
– изношенность и степень натяжения приводного ремня компрессора, соосность и целостность шкивов, биение в подшипниках и т. д.;
– состояние шлангов и фреонопроводов, наличие перегибов, препятствующих циркуляции фреона в системе, наличие масляных подтеков в местах соединений;
– чистота теплообменных поверхностей испарителя (по интенсивности воздухопотока вентилятора отопителя) и конденсатора;
– работоспособность вентиляторов испарителя и конденсатора;
– чистота фильтра салона;
– целостность корпусных деталей, приводов заслонок, работоспособность системы распределения воздуха;
– целостность электрических разъемов, электропроводки и предохранителей;
– состояние заправки системы через смотровое окошко на ресивере-осушителе.

При диагностике необходима проверка системы на герметичность. Наиболее часто утечки появляются: в местах соединений частей автомобильной системы кондиционирования воздуха; в местах, подверженных коррозии, где соприкасаются поверхности из разных металлов; в местах, подверженных вибрациям. Чтобы обнаружить место утечки хладагента, есть несколько способов:
– при помощи галоидного или электронного течеискателя;
– с использованием флуоресцентного красителя, который заливается в систему и обнаруживает место утечки в ультрафиолетовом свете;
– путем обмыливания.

Необходима проверка исправности электрической цепи автокондиционера, работоспособности компрессора и элементов системы по показаниям манометров. Также проверяется наличие посторонних шумов при работе автокондиционера и наличие посторонних запахов. В корпусе испарителя зачастую развиваются бактерии и грибки, которые являются причиной возникновения простудных заболеваний. Избавиться от них можно лишь после обработки испарителя специальным антибактериальным раствором.
За год может теряется до 20 % объема хладагента из-за диффузии. Заправка кондиционера является одной из простейших операций. Однако и здесь необходимо определенное оборудование и внимательность. Есть два вида хладагента (R12 и R134a) — их нельзя смешивать или взаимозаменять. Кроме того, неправильная заправка автокондиционера может привести к выходу из строя компрессора. Поэтому необходимо использовать точные (электронные) весы или специальное заправочное оборудование.

Оборудование
Для того, чтобы осуществлять весь спектр ремонтных операций с кондиционерами, необходимо много дорогостоящего оборудования. Это течеискатели, заправочные станции, электронные весы, приборы ультрафиолетовой диагностики и специнструмент для ремонта и восстановления компрессоров. Цена всего вышеперечисленного составляет несколько десятков тысяч долларов.

Сергей Мещеряков:
— Автосервис может начинать с заправки. Надо, чтобы были в наличии хладагенты, компрессорные масла и минимальный набор инструментов (заправочную станцию или весы и течеискатель). Трудно иметь весь ассортимент деталей на складе — это требует немалых капиталовложений. Поэтому необходима проработанная система доставки. Знание того, что нужно иметь под руками, приходит с опытом.

Для осуществления серьезного ремонта кондиционеров на СТО понадобится отдельный пост, а для заправки — нет.

Константин Гиряндин:
— Начинать лучше с азов: диагностика, заправка, мелкий ремонт и замена агрегатов. Сразу вкладываться в аргоновые сварки, аппараты напыления и пр. — очень дорого и может не окупиться. Для начала потребуется оборудование на сумму от $ 2000 до $ 5000. Это заправочное и диагностическое оборудование (течеискатели), а также расходные материалы.

Персонал
Многие автосервисы, предлагающие ремонт кондиционеров в качестве дополнительной услуги, не могут позволить себе держать отдельного сотрудника для ремонта кондиционеров. Поэтому кондиционерщик, как правило, совмещает несколько должностей.

Сергей Мещеряков:
— Главное — это высококвалифицированный специалист. Оборудование без профессионала не дает результата. Ведь для того, чтобы производить обслуживание и ремонт кондиционеров на высоком профессиональном уровне, недостаточно только практических навыков, — необходима серьезная теоретическая подготовка, глубокое понимание физических процессов, происходящих в автомобильной системе кондиционирования воздуха, знание современной номенклатуры запасных частей, новейших технических разработок в этой сфере. Лучший способ найти специалиста — вырастить профессионала внутри коллектива и создать ему такие условия, чтобы он не ушел к конкурентам.

Константин Гиряндин:
— Ни в одном вузе не было факультетов или групп по кондиционерам. У нас в стране никто никогда не готовил специально кондиционерщиков. В нашей фирме собрались люди (кондиционерщики и электрики) с высшим техническим образованием. Те, кто знают физику и теплотехнику, смогут с этим разобраться. Также можно достаточно быстро переподготовить механика. Чаще всего учат тех, кто занимается диагностикой электроники.

Большинство фирм, занимающихся не только установкой и ремонтом, но и продажей комплектов кондиционеров и запчастей, предлагают услугу обучения. Как правило, такое обучение осуществляется в процессе работы, совмещая теорию и практику.

Сергей Мещеряков:
— Мы предлагаем оборудование и консультации для автосервиса, который решил организовать у себя эту услугу. Мы можем помочь выбрать и приобрести оборудование, проводим обучение.

Дополнительная услуга — опыт СТО
Как работают СТО, предлагающие дополнительно обслуживание кондиционеров? Об этом мы решили спросить сотрудников двух автосервисов.

Дмитрий Селезнев, «VDV Сервис»:
— Мы занимаемся только обслуживанием кондиционеров. Сейчас ведем переговоры о поставке нового оборудования, а пока пользуемся старым. У нас нет отдельного поста для кондиционеров. Мы используем подкатную установку, которую можно использовать на любом посту.
Зимой ремонтируются те автомобили, у которых при аварии разбита передняя часть. Остальные приходят летом. Большой подготовки к сезону мы не проводим: закупаем салонные фильтры, уплотнители и другие расходные материалы. Приходится держать разные хладагенты. Новая установка, которую мы хотим сейчас приобрести, даст возможность очищать и осушать хладагент для повторного использования.

Андрей Насонов, «Янта Сервис»:
— Кондиционеры для нас — не профильная работа, а дополнительная услуга, расширяющая наше предложение. Мы не акцентируем на ней внимание и много не зарабатываем. Наше основное направление — это кузовной ремонт, и кондиционеры мы обычно чиним в том случае, если разбит передок машины и идет замена радиатора и других частей. Мы меняем радиатор, выкачиваем оставшийся хладагент, меняем радиатор и (или) патрубки, закачиваем хладагент и проверяем герметичность — это все, что мы делаем в 98 % случаев. Остальные пара процентов «приезжают» к нам с улицы в сезон: весной и осенью. Процедура въезда на станцию ради этой услуги у нас редкость, ведь сначала надо мыть машину и т. п.
Мы не готовимся к сезону, а всегда держим минимальный запас хладагентов и по мере необходимости пополняем его. Эту услугу трудно рассматривать как основную. Ее можно оказывать сезонно — как разносчики летом продают мороженое, так же и на рынках, на трассах летом появляются заправщики кондиционеров. Хотя непонятно, что и сколько они заливают.
На нашем сервисе выделенного специалиста нет. Этим занимается арматурщик — он обучен работать с диагностическим оборудованием по кондиционеру.

«За» и «против»
Работа с кондиционерами подвержена сезонности. С первой жарой число клиентов сильно увеличивается. Но даже в июле, если две недели идет дождь, сезон может закончиться. Автолюбителей, которые чинят кондиционер сразу в случае его неисправности, очень мало.

Константин Гиряндин:
— Пойдет дело или нет — это нельзя определить за один сезон. У нас есть знакомые, занимающиеся кондиционерами в самых разных (и не только южных) регионах: в Челябинске, Мурманске, Иркутске и даже в Якутске.

В связи с сезонностью специализированные сервисы, как правило, помимо ремонта и обслуживания кондиционеров занимаются и ремонтом обогревателей. Хотя эти два вида работ не имеют между собой практически ничего общего. Роднит кондиционер и обогреватель лишь то, что они призваны обеспечить комфорт в салоне автомобиля. Кстати, комфортные условия означают и большую внимательность и безопасность водителя.
Поэтому с уверенностью можно говорить, что число автомашин с кондиционерами на дорогах России будет увеличиваться год от года.
 
Rambler's Top100