• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Завод, который нужен всем"

"Завод, который нужен всем"
Тематика: Управление автосервисом
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: май, 2005
Дата публикации: 01.05.2005
Завод, который нужен всем

По самым скромным подсчетам, в Москве образуется около 70 000 т отработанного масла в год. Что с ним происходит? Часть объема уходит в землю, десятки тонн оседют на фильтрах «Мосводоканала», еще часть сжигается в печах отопителей. Но для будущих и настоящих жителей мегаполиса лучшее, что может случиться с маслом, — это его переработка с целью дальнейшего использования. Несколько лет назад в Москве появился маслоперерабатывающий завод «Пом-Тэк», призванный решить хотя бы часть проблем с отработанным маслом и другими отходами автосервисов и автопредприятий.

Специализированное предприятие «Пом-Тэк» было создано около пяти лет назад, когда Правительство Москвы, озабоченное экологическими проблемами, приняло специальную программу. На льготных условиях был выделен кредит, и в скором времени началось строительство перерабатывающего завода. Чуть более года назад предприятие начало свою работу.

Технология
Для будущего завода выбрали одну из наиболее современных технологий переработки, которая успешно зарекомендовала себя в Канаде, Израиле, Польше и ряде других стран. Действие установки основано на процессах термического крекинга и дистилляции, в результате которых моторные и смазочные масла, а также гидравлические жидкости преобразуются в полноценное печное (либо дизельное) топливо и другие продукты крекинга. Данная установка использует в качестве сырья только отработанные масла и имеет высокую эффективность: готового продукта получается 75–85 % от количества сырья. Установка проста в эксплуатации и безопасна для окружающей среды. Это подтверждается тем фактом, что госкомиссия разрешила строительство завода всего в 7 км от Кремля.

Алексей Курочкин, и. о. генерального директора, коммерческий директор ЗАО «Пом-Тэк»:
— Технология разработана канадской компанией WT & T (West Technology and Trading), и мы — ее официальный дистрибьютор в России. Это единственная экологически обоснованная технология, применяемая в нашей стране. Кроме нас в Москве и Московской области переработкой масла занимаются «ВторНефтеПродукт» в Сергиевом-Посаде и «ЭкоСервисПрим» — древняя компания, не имеющая безопасной технологии. На своем полигоне в Подмосковье они сжигают масло, а вместе с ним — масляные фильтры. Получаемой энергией отапливается целый поселок, однако для экологии эта технология вредна.

Собрать масло
Итак, завод «Пом-Тэк» обладает современной технологией и оборудованием для переработки масла. Однако в настоящий момент загруженность предприятия составляет всего 20–25 %. С чем это связано?

А. К.:
— Основная проблема — собрать масло. В Европе сбором занимаются специальные организации, но не завод. В Германии вся эта сфера, включая расходы на транспортировку и содержание сборных емкостей, существует на госдотации. Мы же вынуждены сами искать масло и сами зарабатывать на продаже конечного продукта.
Кроме того, в цивилизованных странах масло хранится и собирается более чистым, а у нас любая уборщица может вылить воду в бочку с маслом. По технологии масло должно поступать на переработку с содержанием воды не более 2 %. У нас никогда не было меньше 6 %. Наши клиенты зачастую не закрывают люки сборных емкостей, и в масло попадает вода извне. Кроме того, в эти же емкости бросают ветошь, фильтры и т. д. Поэтому нам пришлось дополнительно разработать и внедрить технологию обезвоживания масла, а это сложный и трудоемкий процесс.
На данный период времени рынок сбора отработанных масел и других отходов сформирован. Если 5 лет назад существовала проблема — куда сдать отходы, так как было крайне мало сборщиков, мало у кого имелись лицензии, не было технологий, то в данный момент рынок даже перенасыщен организациями, заинтересованными в сборе отработки. Но, как правило, 80 % этих организаций являются только перевозчиками, и куда они вывозят масло — это большой вопрос.

Нужно со всей ответственностью подходить к вопросу о том, кому отдавать отработанное масло, так как обращение с этим опасным отходом строго регламентировано федеральным и московским законодательством и требует наличия лицензии. Лицензии бывают двух видов: на транспортировку и на утилизацию. У некоторых организаций есть лицензия только на транспортировку. Такие фирмы нередко предлагают деньги за «отработку», чтобы потом продать ее вместо мазута в котельные.

Правовой аспект
Автосервис, сдающий масло тем, у кого есть лицензия только на транспортировку, должен получить также конечный акт об утилизации. Таково требование контролирующих органов. Сдача масла транспортировщикам не является достаточным аргументом для инспектирующей организации МГУП «Промотходы». Автосервис обязан удостовериться, что отходы попали к утилизатору. Предложений на рынке много, но нужно быть очень внимательным при выборе партнера. Ведь неправильная сдача отходов может негативно сказаться не только на экологии, но и на бюджете — грозит штраф.
С 15 мая вступают в силу Новые правила обращения с опасными отходами 1–3-й категории (Распоряжение Правительства Москвы № 399-РП). Этот документ разработан МГУП «Промотходы» и будет рекомендован автосервисам и другим предприятиям, транспортирующим и утилизирующим отходы. В соответствии с новыми правилами будут выпущены и новые талоны для отчета.
Автосервис по-прежнему сможет выбирать, с кем сотрудничать. Однако если, например, СТО решит работать с организацией, имеющей лицензию только на транспортировку, то бюрократии будет больше. Вместо трех актов будут выдаваться пять — два дополнительных акта призваны контролировать перевозчика. При этом ответственность будет все равно ложиться и на автосервис. (см. выдержки из Распоряжения № 399-РП). Иными словами, проще работать с той организацией, у которой есть лицензии на транспортировку и переработку сразу. Такой организацией в московском регионе является «Пом-Тэк».

Услуги
Основным видом услуг, оказываемых заводом «Пом-Тэк» автосервисам, является вывоз и утилизация отработанных масел. В случае если СТО накапливает более тонны масла, то все услуги бесплатны. При этом срок сбора масла не учитывается, будь то неделя или год. После телефонного звонка приезжает специализированная машина, забирает отходы и оставляет все требуемые для отчета документы.

А. К.:
— При сдаче организацией (в пределах МКАД) отработанного масла в объеме 1 т и более вывоз осуществляется бесплатно. Если сдается менее 500 л, мы берем компенсацию транспортных расходов — 800 руб. за вывоз. От 500 л до 1 т — 500 руб. При большом объеме (например, 5 т за один раз или по 2 т каждую неделю) мы готовы покупать масло и платить около 1000 руб. за тонну.
При необходимости мы можем предложить емкости для сбора масла. У нас есть новые и б/у емкости или простые 200-литровые бочки. Как правило, такие бочки есть на любом сервисе, покупающем масло оптом.

Забор масла происходит быстро и не оставляет грязи. Машина с вакуумным насосом выкачивает масло из емкости. Емкость при этом остается на месте, и никаких дополнительных работ производить не требуется, даже если емкость имеет узкую горловину. Единственное техническое условие — машина должна подъехать на расстояние не более 6 м.
Помимо отработанного масла «Пом-Тэк» вывозит и другие отходы: промасленную ветошь, промасленные опилки и песок, фильтрующую загрузку, растворители, масляные фильтры, аккумуляторы, отработанные покрышки, камеры и другие отходы.
Контракт может быть долгосрочным, а может быть и разовым. Договор заключается с правом пролонгации на тех же условиях. Деньги платятся только по факту вывоза и только в том случае, если объем составляет менее тонны.

А. К.:
— Вне Москвы вопрос утилизации отходов пока проработан в недостаточной мере. К нам нередко обращаются интересующиеся нашей технологией специалисты из регионов, но пока мы — единственные, кто ее использует. И это понятно, ведь Москва — мегаполис гигантского размера, и если мы не будем думать об экологии, то вскоре задушим сами себя, а у наших детей не будет повода вспомнить нас добрым словом.

Распоряжение Правительства Москвы от 21 марта 2005 г. № 399-РП «Об организации обращения с опасными отходами в городе Москве» (выдержки)

<…>
3. Управлению по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления города Москвы:
3.1. Организовать с 15 мая 2005 года обращение с отходами 1–3 классов опасности (исключая радиоактивные) на территории города Москвы на основе документов, утвержденных пунктами 1 и 2 настоящего Распоряжения.
3.2. Силами МГУП «Промотходы» организовать прием и рассмотрение заявок физических лиц, юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица на переработку отходов 1–3 классов опасности (исключая радиоактивные) в режиме «одного окна».
3.3. При выявлении в ходе оперативного учета обращения с отходами 1–3 классов опасности (исключая радиоактивные) нарушений действующего законодательства и требований настоящего Распоряжения направлять соответствующие сведения в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами и Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
<…>

Приложение 1 к Распоряжению Правительства Москвы от 21 марта 2005 г. № 399-РП (выдержки)

<…>
1.4. Настоящий Порядок распространяется на всех физических лиц, юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, в результате деятельности которых происходит обращение (образование, транспортирование, обезвреживание, использование) с отходами 1–3 классов опасности (исключая радиоактивные).
<…>
2.1. Оперативный учет образования и движения отходов 1–3 классов опасности (исключая радиоактивные) осуществляет МГУП «Промотходы» на основании Талона учета приема-передачи отходов 1–3 классов опасности (далее — Талон учета) (приложение 1).
2.2. Талон учета является обязательным документом при приеме-передаче партий образовавшегося отхода одного вида от его производителя представителю транспортной организации и от последней специализированному предприятию по обезвреживанию, переработке или использованию отходов. Талон учета сопровождает партию отходов до окончания последней операции по обращению с ними.
2.3. Талон учета выдается производителю (хранителю) отходов в МГУП «Промотходы» при заключении договора на комплексное обслуживание и является неотъемлемой частью этого договора.
2.4. Талон учета содержит 3 части (А, В и С), которые заполняются в соответствии с установленной формой последовательно предприятием, образующим (накапливающим) опасные отходы (далее — производитель), транспортной организацией (далее — транспортировщик) и предприятием, специализирующимся на обращении с отходами (далее — переработчик).
2.5. Талон учета заполняется в 5 экземплярах на каждую транспортную партию. Копия 1 с отметкой транспортировщика остается у производителя. Копия 2 с отметкой транспортировщика высылается производителем в МГУП «Промотходы» для учета в общегородском банке данных «Промышленные отходы». 3, 4 и 5 копии передаются транспортировщиком переработчику.
Переработчик заполняет часть С в 3, 4 и 5 копиях Талона учета. Копия 3 остается у переработчика. Копия 4 с отметкой о переработке передается переработчиком отходов производителю. Копия 5 с отметкой о переработке передается переработчиком в МГУП «Промотходы» для учета в общегородском банке данных «Промышленные отходы».
2.6. Производитель отходов, не получивший в течение 30 дней после отправки груза отходов копию Талона учета с отметками переработчика, направляет уведомление в МГУП «Промотходы».
Уведомление включает:
– копию документов на вывезенные отходы, к которым прилагается копия Талона учета с подписями транспортировщика;
– сопроводительное письмо с объяснением того, какие меры были приняты для выяснения местонахождения отправленного груза.
<…>
3.2. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в:
– частях А и В Талона учета — несет руководитель производителя (хранителя), подписывающий Талон учета;
– части С Талона учета — несет руководитель переработчика, подписывающий Талон учета.
<…>
4.1. Оперативный контроль за образованием и движением отходов 1–3 классов опасности (исключая радиоактивные) осуществляется Управлением по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления города Москвы на основании данных оперативного учета МГУП «Промотходы».
4.2. Проверки в рамках осуществления оперативного контроля за образованием и движением отходов 1–3 классов опасности (исключая радиоактивные) носят целевой характер и проводятся в следующих случаях:
– возникновения сомнений в достоверности информации, содержащейся в Талонах учета;
– при неполучении от переработчика соответствующей копии Талона учета с отметкой переработчика отходов или при получении соответствующего уведомления об этом от производителя (хранителя) отходов;
– при обращении с отходами 1–3 классов опасности без заполнения и представления Талона учета.
 
Rambler's Top100