• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"«АС: Смета» — обсчитываем ВАЗы "

"«АС: Смета» — обсчитываем ВАЗы "
Тематика: Управление автосервисом
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: май, 2005
Дата публикации: 01.05.2005
Сегодня мы хотим рассказать о программе «АС: Смета» ― сугубо российской разработке для сугубо российских автомобилей, выпускаемых Волжским автогигантом.

Данная программа предназначена для проведения расчетов и формирования выходных документов в соответствии с рекомендациями РД 37.009.015-98 «Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления» при проведении автотехнической экспертизы автомобилей ВАЗ и оценки стоимости восстановительного ремонта. То есть она в равной степени может быть полезна представителям как сервисных центров, так и страховых и экспертных организаций.
Расчет дополнительной утраты товарной стоимости может выполнятся по РД 37.009.015-98 и по инструкции И 3100.25100.00005 (взамен ИД 37.101.027-94) «Определение остаточной стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомобилей ВАЗ». Информация по моделям в базе данных соответствует последним изменениям документации для автомобилей ВАЗ. Цены на запчасти и детали соответствуют заводскому ценнику запчастей на момент продажи данной программы.

Автора, автора…
ОАО «Инженерно-технический центр АвтоВАЗтехобслуживание» («ИТЦ АВТО») начиная с момента создания является официальным разработчиком нормативно-технической документации для выполнения технического обслуживания и ремонта автомобилей. Сегодня на основе этих разработок «ИТЦ АВТО» проектирует и внедряет информационные системы управления процессами контроля качества и обслуживания автомобилей. Один из новейших продуктов этой деятельности ― программа «АС: Смета», разработанная с целью автоматического определения остаточной стоимости, утраты товарной стоимости и объема затрат на восстановление поврежденного автомобиля. В программе заложена база данных по моделям автомобилей ВАЗ (ВАЗ-2104–2107; ВАЗ-2108–21099, -2115; ВАЗ-2110–2112; ВАЗ-21213, -21214; ВАЗ-2120; ВАЗ-2123; ЗАО «Джи-Эм-АвтоВАЗ»; ОАО «Ижмаш-Авто»).
Попытка разработать автоматизированную систему калькуляции стоимости поврежденных автотранспортных средств и сумм возмещения ущерба сегодня не нова. Каждая последующая программа, как правило, лучше предыдущей. Что касается программного обеспечения «АС: Смета», то здесь имеется ряд интересных преимуществ. Во-первых, программа действует на базе официальной документации (действующих трудоемкостей работ), разработанной специалистами «ИТЦ АВТО» по заказам заводов-изготовителей АвтоВАЗ и «Ижмаш-Авто». Во-вторых, пакет выходных документов формируется в соответствии с регламентирующими документами: РД 37.009.015-98 с изменениями 1,2,3 и И 3100.25100.00005, 2003 г. В-третьих, при урегулировании страхового случая программа позволяет учитывать страховую стоимость и страховую сумму. Кроме того, существует сетевая версия программы, поддерживающая работу до пяти пользователей.
Главный принцип работы «АС: Смета» заключается в том, что первоначально пользователь формирует смету на ремонт, при этом учитываются «сопутствующие» и повторяющиеся работы, ведется контроль на максимально допустимое количество операций. Далее список деталей, материалов, утрата товарной стоимости, заключение эксперта и др. автоматически формируются на базе сметы по аварийному ремонту. Пользователю остается внести требуемые изменения. Ценник запчастей соответствует заводской номенклатуре и доступен для ручной корректировки. Существует быстрый поиск для деталей, работ и актов осмотра. При создании новых актов осмотра выявляются попытки повторного осмотра транспортного средства по ранее зафиксированным повреждениям.

Возможности программы
Работу программы обеспечивает ряд модулей, осуществляющих составление калькуляции ремонта автотранспортных средств на базе действующих нормативов по трудоемкостям работ как в автоматическом, так и в ручном режиме. При этом программа автоматически контролирует допустимое количество работ, т. е. учитывает повторяющиеся операции. К тому же можно вводить различные стоимости нормо-часов для агрегатных, арматурных, кузовных, окрасочных и антикоррозионных работ.
Отдельный модуль «АС: Сметы» отвечает за формирование списка деталей и узлов, используя встроенный перечень для поиска требуемой детали по ее названию или коду. Можно корректировать прейскурант моделей автомобилей и запчастей.
Обновление программы происходит в режиме «он-лайн» через Интернет.
Вся информация, полученная во время работы программы, заносится в базу данных по актам осмотра с возможностью быстрого поиска.
Вот, в двух словах, те возможности, которые предоставляет программа в распоряжение пользователя. Как видим, их спектр довольно стандартен, и предоставление подобных возможностей реализовано в целом ряде других программных комплексов. Единственным неоспоримым преимуществом «АС» является то, что она работает исключительно с данными завода-изготовителя, причем лишь по одному бренду, т. е. в некотором роде является аналогом таких иностранных программ, как ELSA для VW, KSD для BMW и пр., естественно, только в российском варианте.
Но именно в ее узкой направленности заключается, наряду с ее положительными моментами, и некоторый отрицательный фактор. Учитывая то, что достаточно большому количеству сервисных центров приходится обслуживать довольно широкий круг марок, эффективность применения этой программы может быть существенно снижена. Об этом, в частности, говорит Валерий Юрьевич Титавнин, начальник отдела экспертиз и выплат страховой компании «Асоль»:

― В нашем регионе в основном представлены автомобили Волжского автозавода, поэтому сервисные станции преимущественно имеют дело с весьма широкой гаммой ВАЗовских моделей. Конечно, в такой ситуации использование «АС: Сметы» более чем объективно. Но вот в других регионах, где популярность ВАЗа заметно меньше, покупать программу, чтобы рассчитывать на ней только незначительную часть потока, на мой взгляд, не совсем целесообразно. Программа узконаправленная и, следовательно, эффективно может быть использована только там, где преобладают ВАЗы ― у дилеров или в специализирующихся на ВАЗовской тематике сервисах. Для этого в ней предусмотрены все необходимые опции.

Каталог запчастей с ценами… Конечно, это неоспоримый плюс, но насколько эффективно его применение в российских условиях? Ведь существующий на рынке разброс цен может запросто свести на нет все попытки как-то систематизировать имеющуюся по ним информацию. Подобная ситуация заставляет пользователя самостоятельно отслеживать изменения стоимости запчастей и самостоятельно же вводить новые цифры, поскольку никакое своевременное и оперативное обновление не позволит их учесть. Кстати, к достоинствам программы можно отнести и тот факт, что она дает возможность редактировать буквально каждый параметр, используемый при расчете стоимости восстановительного ремонта (в том числе изменившиеся цены).
Введенная стоимость той или иной детали сохранится в памяти компьютера до следующего изменения цены, которое придется, опять же, отслеживать самостоятельно. А какой это объем информации? Как в нем сориентироваться пользователю?

Андрей Андреевич Горышев, директор ООО «Фондэкс»:
― В программу заложена огромная номенклатура запасных частей. Она охватывает полностью все, что есть на ВАЗе, ― это я считаю несомненным плюсом программы. Но такое изобилие требует высокой квалификации от пользователя, поскольку отследить все изменения цен довольно трудно. А это уже минус.

Мы сравнили «АС» с импортными аналогами. Действительно, она, пожалуй, ни в чем не уступает им по своим функциональным возможностям, но хаотичность российского рынка делает невозможным эффективное применение отдельных ее функций. И это уже недостаток не самой программы, а общей экономической ситуации. Ведь взять хотя бы ту же самую Европу, где применение монобрендовых программных продуктов чрезвычайно распространено в силу жесткой регламентированности рыночных отношений. Завод диктует цены на запчасти, и каждый автопредприниматель абсолютно точно знает, сколько стоит та или иная запчасть в данный конкретный промежуток времени в любом уголке Старого Света.
В России же такого нет, поэтому пользователям «АС: Сметы» придется поднапрячься, размять пальцы и вплотную засесть за клавиатуру, корректируя заложенные в программе цены в соответствии с имеющими на данный момент.

Кузовной ремонт
Отдельно хочется рассказать о блоке кузовного ремонта. Вернее, даже не о самом ремонте как таковом, а об учете расходных материалов, используемых в процессе работ. Для этих целей в программе предусмотрено два механизма. Во-первых, расход материалов можно рассчитать исходя из площади обрабатываемой поверхности, но тогда необходимо знать нормы расхода тех лакокрасочных материалов, которые применяются на вашем предприятии, или использовать рекомендованные АвтоВАЗом (учтены в программе). Во-вторых, то же самое можно сделать, отталкиваясь от трудоемкости, с помощью условного коэффициента.
В этом случае для составления калькуляции берется информация по окрасочным работам из списка ремонтных работ. Все детали, попадающие под окраску, заносятся в список новых материалов с пометкой: «Эмаль и сопутствующие материалы». При этом единицей измерения указывается «комплект», количество берется равным 1. Стоимость рассчитывается по формуле:

Т * К * Кпр. = С,
где: Т ― трудоемкость, К ― количество, Кпр. ― коэффициент приведения стоимости лакокрасочных материалов, С ― стоимость лакокрасочных материалов.

Коэффициенты приведения стоимости лакокрасочных материалов выводятся эмпирически специалистом по оценке, т. е. опытным путем, и задаются в соответствующем пункте меню. Стоит ли говорить, что выведенный коэффициент может быть подвергнут серьезным сомнениям со стороны страховых организаций…
Но и первый способ, несмотря на всю свою универсальность и, в общем-то, адекватность, не может быть безоговорочно принят, поскольку, как говорит Валерий Титавнин, нормы расхода основных и вспомогательных материалов взяты из брошюры 2002 г. При этом они абсолютно не соответствуют сегодняшнему дню.

Валерий Титавнин:
― Рекомендации АвтоВАЗа в отношении материалов настолько отстали от жизни, что руководствоваться ими ― гиблый номер. Принимая нормы расхода материалов, рекомендуемые заводом-изготовителем, станции обрекают себя на лишнюю головную боль. По одним из них идет явное и необоснованное завышение расхода, по другим материалов просто не хватит.

В этой ситуации разработчиками предусмотрена хорошая возможность ― опять же самостоятельное редактирование параметров. Можно ввести марку используемых материалов, нормы их расхода, площади обрабатываемых поверхностей и т. д. В сложившихся условиях это полезно, но получается, что программный комплекс, как и в случае с запчастями, мы используем исключительно как некую записную книжку, в которую постоянно вносим изменяющиеся параметры. Точнее ― записную книжку, совмещенную с калькулятором, который потом все быстренько посчитает и суммирует. Этого ли ждут сервисмены от программы? Нам кажется, нет.
Понятно желание разработчиков выдать продукт, целиком и полностью опирающийся на данные завода-изготовителя, но если эти данные так далеки от жизни, зачем их использовать? Может, целесообразнее было бы взять не устаревшую информацию из исследовательских лабораторий АвтоВАЗа, а современную ― у тех же производителей ЛКМ? Это позволило бы создать действительно полезный и актуальный программный комплекс, в котором не нужно было бы постоянно обновлять и корректировать параметры. Тем более что сами алгоритмы вычисления расхода материалов в «АС: Смете» используются «правильные».

Андрей Горышев:
― Я, наверное, не смогу назвать ни одной программы, где проблематика учета материалов рассматривалась бы так подробно и на таком хорошем уровне. Мне кажется, это первая программа, где так объективно происходит подсчет материалов, хотя, конечно, есть некоторые замечания. Но в первом приближении это именно то, что надо.

Что же это за замечания, о которых говорит Андрей? Например, при формировании перечня окрасочных работ программа допускает дублирование работ (т. е. не устраняет ошибку оператора при наборе). Это значит, что в смете могут присутствовать одновременно комплексная работа по окраске передка и работы по окраске отдельных элементов передка (крыло, передняя панель и т. д.).
В остальном решение по малярно-кузовным работам, предлагаемое в «АС: Смете», довольно интересно.

О чем забыли
Однозначным минусом программы является то, что в ней практически нет данных по автомобилям, выпускаемым партнерскими производствами АвтоВАЗа. Довольно скудна информация по «Ижмаш-Авто», по удлиненной версии «Нивы», по тем машинам, что собираются на «Росладе» и на заводе «СеАЗ». И это несмотря на то, что программа ориентирована исключительно на линейку ВАЗовских моделей, что, как нам кажется, должно подразумевать предоставление исчерпывающей информации по всей гамме машин. Вы можете себе представить, чтобы, например, в ELSA не было информации по мексиканским или американским заводам?
Разработчики обещают в ближайшее время включить всю необходимую информацию в базу данных, но как скоро это произойдет, остается только догадываться. Пока же, как говорит Андрей Горышев, при расчете стоимости проведенного ремонта приходится ориентироваться на аналоги ВАЗовских моделей:

― Автомобили специальных, как их называли раньше, производств хоть редко, но все-таки встречаются. Как их обсчитывать ― одному богу известно. В программе не хватает многих необходимых данных, в частности норм времени по разборке и сборке. Ничего не остается, кроме как брать за аналог похожие машины, например «короткую» «Ниву», и исходить из информации по ней. По ВАЗовскому мини-вэну вообще приходится пользоваться печатным каталогом-справочником, поскольку компьютерной программы пока не существует.

Другим минусом (не сказать, чтобы очень серьезным, в сравнении с приведенным выше он просто ничто) является отсутствие иллюстраций в каталоге запчастей. Картинки, на которых расписано строение подвески или коробки передач, ― это удобное дополнение; конечно, без них тоже можно работать, но, согласитесь, это не так комфортно. Тем более что зачастую обсчетом занимаются люди, довольно поверхностно знакомые с устройством автомобиля, которым понять, что такое опорный подшипник и на кого он «опирается», весьма трудно. А в некоторых случаях это и крайне необходимо. (Хотя бы в случае, когда приходится объяснять клиенту, что сотворили с его «ласточкой». Представьте себе картину: с разных сторон стойки ресепшена стоят два прилично одетых молодых человека и пытаются найти взаимопонимание, абсолютно не понимая сути дела. Они общаются при этом совершенно диким образом: «Эта загогулина стоит в этой финтифлюшке или в этой?» ― «Да нет, это не загогулина, это хреновина, и стоит она не в финтифлюшке, а в….». В общем, сами догадались, где она стоит и к чему может привести такое общение).

Дмитрий Викторович Деев, заместитель директора филиала ОАО «Межотраслевой страховой центр»:
― Очень хотелось бы, чтобы в программе присутствовал иллюстрированный каталог деталей. Работать с ним просто, и работа идет гораздо быстрее. Сами понимаете, уровень пользователей неодинаков, и многим представить, где находится такой-то усилитель или такая-то балка, очень трудно. Особенно трудно показать это «на пальцах» клиентам, малосведущим в устройстве автомобиля. А это зачастую крайне необходимо ― для того, чтобы обосновать необходимость проведения тех или иных работ.
Вообще, было бы здорово, если бы в обзоре просто показывался автомобиль; ты нажимаешь на деталь ― высвечивается предложение по ремонтной технологии (1, или 2, или 3, или 4, или «замена»), выбираешь нужную ― и сразу получаешь готовую смету.

Надеемся, разработчики программы учтут эти замечания и внесут в последующие версии соответствующие изменения.

Технические характеристики
– Программа создана на базе пакета Delphi 5.
– В качестве базы данных ― InterBase 6.
– Минимальная конфигурация аппаратного обеспечения:
процессор Pentium 166 МГц;
память оперативная 32 Мб;
видеопамять 1 Mб;
программа требует на диске 20 Мб;
сервер баз данных InterBase фирмы Borland требует на диске 20 Мб;
разрешение экрана 800 х 600.

В заключение мы считаем нужным отметить следующее. Нам не хотелось бы, чтобы рассказ о программе был как-то превратно истолкован. Мы не ставили себе целью дать однозначно отрицательную или положительную оценку «АС: Смете». Просто мы постарались по возможности объективно обрисовать ее возможности и как-то проанализировать их востребованность и эффективность, учитывая специфику российского рынка автотехобслуживания.
 
Rambler's Top100