• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Все на сдачу норм ГТО! "

"Все на сдачу норм ГТО! "
Раздел: Пункты инструментального контроля
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: март, 2005
Дата публикации: 01.03.2005
Не за горами 1 июля ― дата, во многом эпохальная для авторемонтного бизнеса нашей страны. Именно с этого числа повсеместно на всей территории Российской Федерации государственный технический осмотр всех категорий транспортных средств будет проходить «только с использованием средств технического диагностирования».

Для тех, кто забыл, напоминаем, что такие условия проведения государственного технического осмотра (ГТО) определило программное и в чем-то историческое постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880. Оно же назначило и озвученную выше дату. Кроме того, это постановление утвердило два положения. Первое устанавливает порядок проведения ГТО, второе ― основные условия проведения конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при обязательном государственном техническом осмотре; функции, права и обязанности организаторов и участников конкурса; основные требования к представляемым участниками документам; процедуре их рассмотрения и оформлению результатов конкурса.
Мы не случайно обращаемся сегодня к этой теме. Не так давно в Москве, в Государственном научно-исследовательском институте автомобильного транспорта состоялось совещание-семинар по вопросам проведения эксперимента в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17 августа 2004 г. № 572 «О дальнейшем развитии и повышении качества технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве», в котором в п. 7.4 говорится следующее:
«…Совместно с префектурами административных округов города Москвы, Управлением ГИБДД ГУВД г. Москвы, Московской транспортной инспекцией, МАПТО, ГУП «Московская городская служба технического контроля» и ГУП «Мострансконтроль» и по согласованию с МВД РФ в 2004 году провести эксперимент с привлечением автосервисов и автотранспортных предприятий к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, предусмотрев организационно-правовое и финансовое разделение деятельности пунктов государственного технического осмотра и привлекаемых организаций. По результатам эксперимента во 2-м квартале 2005 года предоставить соответствующие предложения в Правительство Москвы…».

То есть Москва становится первым субъектом Российской Федерации, в котором начинается полномасштабная реализация постановления № 880, таким, можно сказать, испытательным полигоном, по результатам эксперимента на котором сформируются основные принципы исполнения этого постановления на всей территории России, во всех ее регионах.
Справедливости ради следует отметить, что стремление проводить ГТО в соответствии с международными нормами государственного контроля за техническим состоянием транспортных средств присутствовало у компетентных органов всегда, и этот эксперимент имеет весьма богатую предысторию.
Практика прохождения технического осмотра на станциях технического обслуживания существовала еще в эпоху единого и нерушимого Советского Союза. Правда, в свое время партийные бонзы от нее отказались как от не очень эффективного механизма (машины-то были только советские, а они уже с конвейера сходили, как мы помним, ни на что, кроме ремонта, не годными; о том, что происходит сейчас, вежливо промолчим). Но в период бурных перемен идея не умерла, продолжая будоражить мысли чиновников самых разных ведомств.
В 1994 г. по инициативе тогда еще ГАИ РФ, Министерства транспорта РФ и Госстандарта РФ начался эксперимент по внедрению так называемого инструментального контроля (именно тогда появилась эта сакраментальная формулировка, сегодня знакомая практически каждому) в систему проведения ГТО. Этот эксперимент проходил в 1994–1995 гг. в 13 субъектах Российской Федерации, но столицу он тогда не затронул. И именно по его результатам было подготовлено и издано постановление Правительства РФ № 880, официально узаконившее применение диагностических средств при осуществлении ГТО. В рамках этого постановления был разработан также целый ряд нормативных документов, требований к производственной базе сервисных предприятий, требований к персоналу, соответствующие технические карты и т. д.
Мы не собираемся здесь оспаривать правомочность и целесообразность проведения инструментального контроля. Наоборот, современный уровень развития автомобильной техники, ее усложнение приводит к тому, что простым осмотром автомобиля, какими-то элементарными диагностическими операциями не представляется возможным оценить безопасность его эксплуатации. Это можно сделать только при помощи соответствующего высокотехнологичного оборудования.
Как известно, европейская практика предусматривает два вида государственного технического осмотра. За рубежом ГТО проводится либо путем привлечения на определенных условиях производственных мощностей хозяйствующих субъектов рынка техобслуживания, либо в специализированных центрах инструментального контроля. В Москве уже несколько лет работают несколько подобных специализированных центров, обеспечивающих контроль технического состояния транспортных средств. Но их явно не хватает, к тому же не все они оснащены подобающим образом. Кроме того, существуют определенные периоды времени, когда автовладельцы испытывают, прямо скажем, серьезные трудности с прохождением ГТО.
Подобное положение дел и вызвало к жизни соответствующее постановление Правительства Москвы, направленное в первую очередь на то, чтобы подключить материально-техническую базу коммерческих сервисных центров и автотранспортных предприятий к проведению ГТО и не строить новые специализированные центры инструментального контроля. По сути, московский эксперимент есть логическое продолжение истории, для того чтобы в конечном итоге наша страна смогла безболезненно (что бывает крайне редко) перейти на современные способы техосмотра.
Но вернемся к совещанию-семинару. В его работе приняли участие представители Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, Департамента транспорта и связи г. Москвы, УГИБДД ГУВД г. Москвы, ФГУП НИИАТ, ГУП МГСТК, НПСТ «Трансконсалтинг», ассоциаций МАПТО и РААД, а также руководители предприятий технического сервиса автомототранспортных средств и автопредприятий.
Почему ― совещание-семинар? Потому, что его организаторы хотели узнать, какие вопросы в связи с предстоящим экспериментом интересуют столичных сервисменов, обсудить их и вместе прийти к удовлетворяющим все стороны соглашениям. Поэтому-то сотрудники компетентных организаций, участвовавших в совещании, постарались как можно более подробно рассказать присутствующим обо всех нюансах проведения эксперимента, ответить на всех их вопросы и выработать единую политику проведения ГТО с привлечением средств технического диагностирования.
Надо сказать, это было первое серьезное мероприятие подобного рода, что было отмечено его участниками, посетовавшими, что с момента вступления в силу постановления Правительства Москвы № 572 прошло уже полгода, а никаких серьезных шагов к его реализации предпринято пока не было. В Москве на сегодняшний день имеется порядка трех миллионов автомобилей, и лишь одна треть из них проходит ГТО с использованием средств диагностики. Выходом из сложившейся ситуации как раз и является привлечение коммерческих сервисных центров к проведению государственного технического осмотра.
Но не все так просто. Существует целый ряд проблем, в том числе и законодательного порядка, препятствующих планомерному внедрению новой системы ГТО. Самая главная из них заключается в том, что согласно все тому же постановлению № 880 организация, осуществляющая техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, не имеет права проводить государственный контроль и проверку технического состояния транспортных средств. То есть организации-контролеры, осуществляющие проверку, должны быть независимы от автосервисов.
Чтобы как-то разрешить это противоречие, к участию в эксперименте привлечено ГУП МГСТК, являющееся самостоятельным предприятием, не осуществляющим техобслуживание и ремонт автомобилей. Его сотрудники на первых этапах как раз и будут проводить контроль технического состояния автомобилей граждан.
Но это только на первых этапах, в дальнейшем же руководители сервисных центров будут использовать своих механиков для этих функций. Механиков можно будет обучить в специализированных учебных центрах, одним из которых является НПСТ «Трансконсалтинг». Он определен постановлением Правительства Москвы как учебный центр, обеспечивающий подготовку экспертов для данного эксперимента. Стоимость обучения пока составляет 10 500 руб., но не все сотрудники сервисов могут его пройти. Экспертом может быть только человек, имеющий среднее или средне-специальное образование, отработавший в авторемонтной отрасли более трех лет.
Довольно загадочен статус сотрудника сервисного предприятия ― новоявленного эксперта. На время эксперимента ГУП МГСТК временно (по трудовому соглашению) примет его к себе на работу, хотя фактически он будет оставаться в штате сервиса. По мнению участников совещания, это позволит обеспечить так необходимую независимость контролеров технического состояния, хотя вряд ли можно считать подобное решение адекватным. Долго ли может человек числиться на двух местах работы, устроит ли его такое «подвешенное» состояние? Да и вообще, устроит ли это сервис? Но, как сказали представители компетентных органов, подобное решение временное (хотя в России нет ничего более постоянного, чем что-то временное), в данный момент идут поиски других форм и методов обеспечения независимости в соответствии с буквой закона.
И уж коли мы перешли к юридической подоплеке эксперимента, следует отметить те правовые аспекты, на фундаменте коих и задумано осуществление инструментального контроля посредством привлечения производственной и материально-технической базы автотранспортных предприятий и организаций технического сервиса.
Основой всему служит Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно ст. 17 «находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру».
Порядок проведения государственного технического осмотра во исполнение Федерального закона установлен постановлением Правительства РФ № 880, в котором отмечается: «Контроль за качеством работ по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре, проводимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляют подразделения Государственной инспекции». То есть органы ГИБДД как проводили ГТО, так и будут его проводить, и никаких альтернатив быть не может.
При проведении контроля технического состояния транспортного средства нужно руководствоваться требованиями ГОСТа 51709–2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». При этом следует учитывать, что изменились газоаналитические ГОСТы, взамен устаревших приняты новые, и это может быть не отражено в некоторых изданиях.
Следует не забывать, что в действующем законодательстве существует положение, согласно которому допускается повторное бесплатное прохождение автовладельцем осмотра в течение 20 дней. Это положение должно неукоснительно соблюдаться.
Ну и последнее, опять же согласно постановлению № 880 : «К участию в конкурсе (на проведение ГТО. ― Ред.) допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, прошедшие предварительный квалификационный отбор. Целью квалификационного отбора является проверка финансовых, технических и производственных возможностей претендентов, представивших оформленную в установленном порядке заявку на участие в конкурсе». Из чего можно сделать вывод, что диагностическое оборудование автопредприятий и автосервисных центров для обеспечения ГТО будет использоваться в полном объеме.
Сразу возникает целый ряд вопросов: какое оборудование необходимо, каким требованиям должна соответствовать производственно-техническая база предприятия, какое рабочее место надо подготовить для сотрудника ГИБДД? На все эти вопросы в ходе совещания довольно подробно ответили представители соответствующих инстанций.

Сергей Викторович Шавырин, заместитель генерального директора ГУП МГСТК:
― Все технические требования и все нормативные акты, связанные с проведением эксперимента, есть на нашем сайте. Что же касается оборудования, то в оснащении сервисного центра должны обязательно присутствовать роликовый тормозной стенд, 4-компонентный газоанализатор, дымомер, приборы для проверки и регулировки света фар, измеритель светопропускания стекол, дефектоскоп для проверки подлинности заводской маркировки (да, да, есть такой прибор, и его обязательно надо приобрести всем желающим участвовать в проведении ГТО. ― Ред.), подъемник или смотровая яма, ну и соответствующий инструмент.

Здесь сделаем небольшое отступление, памятуя о не так давно развернувшейся на страницах нашего издания дискуссии по поводу преимуществ и недостатков роликовых и платформенных тормозных стендов. Сергея Викторовича несколько раз спросили: только ли роликовые тормозные стенды можно использовать при проведении гостехосмотра, нельзя ли применять платформенные? На что он со знанием дела категорично ответил: только роликовые. Мы обратились к ГОСТу 51709 ― и действительно в гл. 5 «Методы проверки» прочитали следующее: «Показатели 4.1.1, 4.1.3–4.1.5 (показатели, касающиеся рабочей тормозной системы. ― Ред.) проверяют на роликовом стенде…». Нормативная документация подразумевает проверку и в дорожных условиях (которые имитирует платформенный стенд), но там делается две важных оговорки. Во-первых, начальная скорость торможения транспортного средства во время проверки должна составлять 40 км/ч (п. 4.1.6), во-вторых, «проверки в дорожных условиях проводят на прямой ровной горизонтальной сухой чистой дороге с цементно- или асфальтобетонным покрытием» (п. 5.1.2.6). Увы, обоим этим условиям платформенный стенд не отвечает. Поэтому вопрос о том, какое оборудование использовать при проведении ГТО в автосервисных предприятиях и какой из этих двух типов стендов вообще предпочтительнее, мы думаем, решен.
Но возвращаемся к требованиям. Что касается обеспечения рабочего места инспектора ГИБДД, то здесь каких-то особых взыскательных требований, по крайней мере столичным ГИБДД, не предъявляется. Это должно быть простое офисное помещение, соответствующее всем СНиПам, ГОСТам и т. д. в этой сфере и обеспеченное телефонной связью, поскольку закачивание базы данных по автовладельцам проводится при помощи модема по телефонной линии. Желательно, чтобы это помещение было непосредственно связано с линией инструментального контроля.
Дежурство инспекторов на сервисных станциях будет организовано в соответствии с заранее составленным графиком, согласованным с каждой из сторон, исходя из того, что в среднем в день инспектор ГИБДД способен провести осмотр 20–30 автомобилей. В связи с этим основной задачей сервиса становится обеспечение максимальной загруженности сотрудника государственной инспекции. Если же потребуется, то он станет приезжать в техцентр хоть каждый день; в процессе работы эти графики могут быть откорректированы. Сепцпродукцию, т. е. талоны техосмотра, инспектор будет возить с собой.
Не вполне ясно, как будет решен вопрос с автопарками юридических лиц. Многие из них обслуживаются в сервисных центрах, расположенных в других районах Москвы (т. е. не в тех, где зарегистрировано предприятие юридического лица и его автопарк). Согласно Закону только физические лица могут проходить ГТО в любом месте вне зависимости от места регистрации транспортного средства. Хотя приказ МВД РФ от 15 марта 1999 г. № 190 подразумевает, что «…по решению главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения федеральных (территориальных) органов управления Государственной инспекции или их заместителей допускается назначение конкретного места проведения осмотра транспортных средств без учета места регистрации (временной регистрации) транспортного средства». Так что, как заверили на совещании представители ГИБДД ГУВД г. Москвы, в каждом конкретном случае вопрос будет рассматриваться отдельно, в зависимости от пожеланий руководителей сервисных станций и их клиентов.

Конечно же, всех волновал вопрос денег. Но сказать здесь что-то конкретное никто из собравшихся не смог. Прозвучали различные предложения: 30 % и 70 %, 40 % и 60 %. Сошлись же на том, что окончательно решать, как разделить финансовые поступления, полученные в результате эксперимента (вряд ли их можно будет назвать прибылью, но об этом чуть ниже), станут уже в процессе эксперимента, поскольку надо посмотреть, с какими трудозатратами будет сопряжена работа сотрудников ГУП МГСТК и мастеров сервисных станций, сколько денег потребуется на амортизацию оборудования, сколько уйдет на накладные расходы и т. д.
Главное, на что упирали организаторы совещания-семинара в связи с этим, так это на то, что у авторемонтных предприятий появится отличная возможность предоставить своим клиентам дополнительный вид сервиса в виде прохождения государственного технического осмотра непосредственно в том месте, где они обслуживают свой автомобиль. При этом доходность всего мероприятия для коммерческих предприятий подвергалась серьезным сомнениям со стороны участников совещания-семинара.
Подтверждение этим сомнениям они получили в ходе последовавшей по окончанию совещания экскурсии на пункт инструментального контроля (ПИК) НПСТ «Трансконсалтинг» на территории ФГУП НИИАТ. В распоряжении пункта имеются две диагностические линии. На одной могут одновременно осматриваться 3 легковых автомобиля, на другой (на базе смотровой ямы) ― 2 грузовых. В целом через данный ПИК за 12-часовую смену может проходить до 160 автомобилей.
Но, как рассказали сотрудники ПИКа, «деньги лопатой» они здесь не гребут. Во-первых, порядка 30–40 % составляют бесплатные повторные визиты незадачливых автовладельцев, либо уже устранивших имевшиеся у них неисправности, либо не предъявивших какие-то документы при первом посещении пункта (вспомните о 20-дневном сроке). Дело в том, что, прежде чем попасть непосредственно к инспектору ГИБДД, автовладелец сначала проходит инструментальный контроль и уже потом идет на прием в заветную дверку за долгожданным талоном. Частенько бывает, что за этой дверкой его ждет грандиозное разочарование: в спешке или от волнения перед встречей с Его Высочеством Инспектором он забыл дома паспорт или свидетельство о регистрации, медицинскую справку, водительское удостоверение и т. д. Естественно, сотрудник ГИБДД отсылает его обратно, заставляя сотрудников ПИКа вернуть бедолаге квитанцию об оплате. При этом в свой следующий визит автовладелец опять будет проходить техосмотр по полной программе. Вот такая история. При этом совершенно не учитывается, что услуга, в общем-то, уже оказана, задействовано оборудование, потрачено определенное время, и почему повторная услуга не должна быть оплачена повторно, непонятно (в принципе, можно несколько подкорректировать и схему прохождения: сначала направлять автовладельца к инспектору ГИБДД, а потом уже ― на стенд).
Во-вторых, стоимость инструментального контроля здесь составляет 480 руб., из которых ПИК (за вычетом процентов, идущих в ГИБДД) получает только 361 руб. 60 коп. (потом еще 5 % он отдает Правительству Москвы). Хотя себестоимость всех диагностических операций на данном оборудовании, по оценке специалистов, составляет порядка 900 руб.! О какой прибыли вообще здесь может идти речь?
Услышав все это, экскурсанты призадумались и загрустили. Хотя, как показала наша дальнейшая беседа с некоторыми представителями сервисных станций, убыточность этого эксперимента их не пугает. Единодушно они сошлись во мнении, что колоссальное конкурентное преимущество, которое они получат, проводя во вверенных им авторемонтных центрах государственный технический осмотр, с лихвой компенсирует все затраты и убытки. Но это были руководители лишь крупных предприятий ― действительно авторемонтных центров, по преимуществу дилерских компаний.
Вот, в общем-то, и все, что хотелось бы рассказать о предстоящем эксперименте. Если озвученные выше трудности не испугали наших читателей-москвичей, то у них еще есть шанс подключиться к этому мероприятию. Надлежащую заявку можно направить в Департамент транспорта и связи г. Москвы на имя его руководителя Павла Андреевича Златина. А читателей-немосквичей мы можем уверить, что в скором времени нечто подобное начнет происходить и у вас (если, конечно, еще не происходит). Как мы говорили выше, по результатам столичного опыта будут приняты соответствующие решения с тем, чтобы впоследствии они были внедрены во всех субъектах РФ. Как сказал на совещании генеральный директор ФГУП НИИАТ Игорь Анатольевич Венгеров: «Эксперимент ложится в русло новой общероссийской технической политики на автомобильном транспорте».
Кстати, Игорь Анатольевич в своем выступлении сообщил и о том, что сейчас при непосредственном участии возглавляемого им института в соответствии с Законом «О техническом регулировании» ведется разработка двух новых технических регламентов в автомобильной отрасли. Первый будет касаться безопасности колесных транспортных средств. Второй будет регламентировать все, что касается деятельности сервисных центров, т. е. все процедуры технического обслуживания и ремонта, состав требований, предъявляемых к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, и весь состав регламентных процедур по его обеспечению.
В настоящее время эти регламенты уже, что называется, «шлифуются» специалистами и совсем скоро они будут представлены для всеобщего обсуждения. Напомним, что в соответствии с все тем же Законом «О техническом регулировании» такие специальные технические регламенты принимаются Государственной Думой и имеют статус Федерального закона. Но это уже совершенно другая тема, к которой мы обратимся в одном из следующих наших номеров.
 
Rambler's Top100