• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Диагностику провели, что дальше?"

"Диагностику провели, что дальше?"
Раздел: Оборудование для ремонта ходовой части
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: февраль, 2005
Дата публикации: 01.02.2005

Ссылки на бренды и производителей, упоминаемых в данной статье:
Sata

Сегодняшний день и будущее зарождающего автосервиса во многом зависят от разумного выбора комплекса услуг, которые «новичок» может и готов предоставить автомобилистам. Вряд ли стоит сразу гнаться за организацией сложных участков кузовного ремонта и «малярки». Не надежнее ли заработать начальный капитал, а потом уже наращивать производственные мощности? А на чем можно заработать?

Естественно, что без диагностики, даже с привлечением недорогого оборудования, не может обойтись ни один современный сервис. Поэтому наше исследование первых шагов молодых автосервисов мы начали именно с нее («Новости авторемонта», No 32, январь 2005 г.)
Следующим этапом можно считать организацию слесарно-ремонтных участков. В практике сервиса это могут быть участки ремонта двигателей, подвески, коробок передач. И вот что выясняется в разговоре с опытными «сервисниками». Ремонт двигателей требует сложного станочного оборудования для расточки блоков и шлифовки коленчатых валов, а также испытательных стендов. Такие затраты многим начинающим не по карману. Это удел специализированных центров и лабораторий.
Ремонт узлов подвески ― не самая сложная, но и не самая прибыльная работа. В принципе, это все же, скорее, вспомогательный доход, когда есть что-то более основательное.
И оказывается, что при небольших, вполне доступных затратах можно организовать участок ремонта механических коробок передач. На автоматические замахиваться на первых порах рановато.
Следом приходит второе открытие: такие работы чаще всего выпадают из поля зрения небольших «квартальных» или «домашних» сервисов. Что же получается? Рынок услуг явно не переполнен, на нем масса свободного экономического пространства, а сама услуга остается востребованной. Коробка передач – один из самых нагруженных агрегатов автомобиля, требующий повышенного внимания.
Изначальные капиталовложения невелики. Работа ― квалифицированная и неплохо оплачиваемая. Любое «вмешательство» в КПП тянет за собой целую цепочку работ. Невозможно обойтись заменой только одной шестерни, скажем, третьей передачи. По сути, в практике автосервиса существует только один вид работ с КПП ― капитальный ремонт коробки передач с соответствующими расценками. Ведь квалифицированно выявить неисправность коробки, провести дефектацию узлов и агрегатов, определить степень их повреждения и необходимость замены можно только после полной или почти полной разборки КПП. И еще один немаловажный фактор для начинающих: с точки зрения охраны окружающей среды работа абсолютно экологически безвредная. Никаких согласований, утверждений. Итак, вперед!..
С чего начнем? С верстака. Собственно, обычный слесарный верстак и монтажная стойка-трансформер для фиксации коробки ― единственное крупногабаритное оборудование на рабочем месте ремонтника. Так что с площадями никаких проблем: 3–4 м2 ― и все. О равномерном и мощном освещении стоит позаботиться заранее. Работа по дефектации, замерам зазоров требует хорошей освещенности.
Закончив с рабочим местом, приступаем к комплектованию инструмента. Внешне его перечень выглядит довольно просто: ключи, съемники, щупы, ударные отвертки ― казалось бы, все как у всех. Но есть и свои «изюминки» в этом «хозяйстве».
Прежде всего, речь идет о «разжимках» для снятия стопорных колец. А в коробке передач, пожалуй, самая высокая «плотность» различных стопоров. Стопорными кольцами фиксируются муфты включения передач. При ремонте коробок в ход идут разжимающие клещи для работы с кольцами, имеющими прямые, обратные, изогнутые «усики». Лучше всего брать сразу комплект инструмента, состоящий из 4–6 клещей различной конфигурации. Такие комплекты предлагают, например, компании Facom, Jhonesway, Sata и др. Кто-то метко назвал инструмент «продолжением рук» ― выбирая его, лучше не скупиться и отдавать предпочтение уже известным и зарекомендовавшим себя маркам.
В немалой степени это касается гаечных ключей. При их выборе нет особого смысла гнаться за брендами «первого ряда», потому что вначале могут возникать любые непредвиденные ситуации, способные «сократить жизнь» головки или ключа стоимостью несколько десятков долларов. Лучше все же начинать с не самого дорогого, но надежного инструмента. У каждого механика свои привязанности: выбирая ключи «по руке», он долго приноравливается к нему, прикидывает, как будет управляться с ключом в переплетении валов, муфт и шестерен. На российском рынке ручного инструмента есть немало торговых марок «бюджетных» наборов гаечных ключей. К ним можно отнести Jhonesway, Facom, Tona. Ремонтнику достаточно иметь два мощных комплекта ключей: обычных рожковых в комбинации с накидными и торцовых с набором сменных головок, карданов и удлинителей. В работе будут гораздо удобнее торцовые ключи с большим количеством граней для фиксации гаек. А вот динамометрический ключ ― не самый необходимый инструмент. Ведь, по существу, в коробке всего два-три соединения (такие, как стяжка вторичного вала), которые требуют определенных усилий в пределах 13–17 кг/с.
При ремонте коробок чаще, чем при других механо-сборочных работах, приходится использовать различные съемники. Так, например, для снятия шарикового подшипника задней опоры первичного вала требуются специальные трехточечные (трехопорные) съемники с небольшой площадью опоры (учитывая сложность формы корпуса коробки и насыщенность деталями и узлами) и со значительным усилием отрыва. Одним из самых крупных поставщиков таких съемников является компания «Прайд», в программе которой более двух десятков моделей. Среди них – съемники с увеличенным усилием отрыва, дополняемые различными удлинителями.
Следующими в иерархии инструмента «коробочника» стоят различные оправки для запрессовки сальников и втулок. Они просто необходимы, например, при сложном ремонте корпуса коробки, когда нужно заменять части корпуса и заново запрессовывать опоры, втулки, гнезда крепления шпилек.
Есть еще одна группа довольно экзотических инструментов, без которых, по мнению знатоков и ветеранов автосервиса, никак не обойтись при ремонте коробок передач. Речь идет об ударных (или инерционных) съемниках и отвертках. В коробках есть такие узлы и детали (например, опорные шайбы вторичного вала), которые без «инерционников» разобрать будет очень и очень непросто. В таких случаях классические съемники могут оказаться просто бесполезными.
Большое значение в оборудовании участка ремонта механических коробок передач придается комплектам щупов, регулировочных шайб и измерительного инструмента. По существу, ремонт коробки – грамотный подбор и обеспечение тепловых зазоров и зазоров рабочих сопряжений. Под рукой слесаря всегда должен быть классический комплект щупов с шагом 0,01 мм, индикаторы и призмы для проверки на биение вторичных валов. Если с щупами все понятно, то поговорить о призмах стоит отдельно. Их основное предназначение ― определение наличия биения валов. Опытный сервисмен, говорят, может определить его величину на слух, причем с довольно большой точностью. Но это профессионал с многолетним стажем, а начинающим механикам все же лучше положиться на призму и индикатор биения. Причем начинать стоит не с цифровых приборов ― они более дорогие, а с традиционных стрелочных. Они обеспечивают практически ту же точность измерения, но на первом этапе позволят сэкономить несколько сотен совсем не лишних рублей.
Что еще? По дорогам бегает немало автомобилей, где коробка передач выполнена в одном блоке с главной парой (например, «Москвич-2141»). При ремонте КПП таких автомобилей требуется специальная оснастка, позволяющая выставлять и контролировать перекосы и несоосность валов и пар шестерен и величины основных зазоров.
Без чего еще не обойтись при ремонтах КПП? Специфика конструкции алюминиевого корпуса в сочетании со стальными крепежными шпильками или болтами предопределяет неизбежное появление электролитических пар, особенно там, где соединения частей корпуса совмещены с местами подвода «массы». За пару лет здесь образуется своеобразный алюминиево-стальной сплав, да еще и корродированный, и разборка резьбовых соединений в этих местах становится почти невозможной. На этот случай хорошо иметь под рукой небольшую газовую горелку. При этом не обязательно бегать к сварщику. Достаточно обзавестись небольшим комплектом, состоящим из газового баллона и насадки.
И последнее, на что стоит выделить средства при организации участка ремонта КПП, ― небольшой набор технических жидкостей и средств автохимии для ремонтных работ. Здесь едва ли не лидером выступает WD-40 (и ее аналоги). Проникающие смазки помогут значительно облегчить разборку, а пастообразные фиксаторы резьбовых соединений ― облегчить сборку. Несколько типов жидких силиконовых прокладок и герметиков ― и оснащение участка закончено. Дело остается за малым: найти квалифицированного механика, и дело можно открывать.
Как показывает опыт работы многих автосервисов, начинавших когда-то с азов, участки ремонта коробок передач оказывались зачастую своеобразными финансовыми «палочками-выручалочками». Опытный квалифицированный слесарь при наличии хорошего, грамотно подобранного инструмента и оборудования в состоянии за день полностью привести в порядок две механические коробки. В среднем такая работа оценивается в 3700 руб. за каждую, итого ― около 7500 руб. в день. Для сравнения отметим, что капитальный ремонт двигателя требует затрат не менее 3 человеко-дней при усредненной стоимости работ 4500 руб. К тому же такая работа обладает и немаловажным обучающим свойством: каждый год конструкция и технология изготовления механических коробок передач усложняется, и постоянное «общение» со все более сложными агрегатами позволяет постоянно повышать уровень мастерства ремонтников, поддерживать форму.
 
Rambler's Top100