• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Центр планирования карьеры "

"Центр планирования карьеры "
Тематика: Автосервис и персонал
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: январь, 2005
Дата публикации: 01.01.2005
Последствия кризиса начала 90-х, когда многие специалисты и большинство выпускников вузов, испытав на себе и своем кошельке тяжесть перехода к рыночной экономике, уходили работать в торговлю и теряли свою профессию, мы ощущаем последние несколько лет все острее и острее. Особенно страдают промышленные производства и технический сектор рынка, в том числе сфера автоиндустрии.

К началу XXI в. большинство профессионалов в этой сфере, которые, несмотря ни на что, все же работали по специальности, сегодня приближаются к пенсионному возрасту, а некоторые уже ушли на заслуженный отдых, так и не передав свой опыт следующему поколению ― тем самым выпускникам 90-х, поэтому настоящих специалистов становится все меньше и меньше.
Также, по данным Правительства РФ, в ближайшие два года прогнозируется сокращение численности трудоспособного населения. Это результат снижения рождаемости в 90-е гг., с одной стороны, и возросшего процента смертности среди трудоспособного населения ― с другой. Таким образом, пика дефицита трудоспособного населения следует ожидать уже в 2006–2007 гг.
Проблема не только в количественном дефиците кадров, но и во все возрастающих требованиях к специалистам. При этом современное бурное развитие авторынка, модернизация и совершенствование оснащенности предприятий, занимающихся продажей, техническим обслуживанием и ремонтом современной автотехники, комплектация автомобилей высокотехнологичными узлами и агрегатами обостряют потребность автобизнеса в высококвалифицированных специалистах самых разных профессий и заставляет руководство сервисов и СТО постоянно требовать от своих сотрудников повышения профессиональной компетенции.

Геннадий Андреевич Андрюшин, руководитель московского автотехцентра:
― Кадры ― тяжелый вопрос для любого сервиса. Лихие 90-е годы отучили целое поколение работать руками. Я постоянно ощущаю нехватку 30–35-летних специалистов, которые сейчас были бы на вершине профессионального расцвета и передавали бы свой опыт молодым.

В декабре 2004 г. в специализированном агентстве «Автоперсонал» начал работу Центр планирования карьеры, ориентированный на выпускников специализированных вузов и колледжей. Центр разработал программу содействия выпускникам учебных заведений в планировании и осуществлении наиболее эффективного пути их профессионального развития в компаниях автомобильного рынка Москвы. Активное участие в программе будут принимать компании «Ауди Центр Москва», «Янта Сервис», «Якомо Авто», «Интерколор» и «Технолак».

Новости Авторемонта:
― Почему возникла необходимость в такой программе? Разве недостаточно человеку иметь диплом автомобильного вуза, чтобы его взяли на работу в автоцентр или сервис?

Татьяна Кузьминова, директор агентства «Автоперсонал»:
― В наше время, в условиях повышенной конкурентоспособности работодателей, на рынке авторемонта все более актуальным становится вопрос о целенаправленном отборе и развитии специалистов в этой области. Теоретическое образование, полученное в вузах и колледжах, не является исчерпывающим для решения тех задач, с которыми сталкивается специалист при выходе на работу. Одной только теоретической базы явно недостаточно для успешного выполнения профессиональных функций. На Западе широко распространена система мультифункциональной подготовки работников и управленцев в сфере авторемонта и техобслуживания ― она включает не только техническую сторону работы, но и такие аспекты, как взаимодействие с клиентом, основы управления, коммуникативные навыки, организация времени. Например, в Германии после окончания основного вуза молодые специалисты еще три года учатся в учебных центрах, осваивая практическую сторону профессии. В России на сегодняшний день подготовка отличается узкоспециальной направленностью, и работодателям приходится затрачивать много усилий на адаптацию молодых специалистов, а также на то, чтобы дать им дополнительные общеделовые навыки.
Если в сфере торговли товарами народного потребления можно быстро изучить наименование продукта, его специфику и приступать к работе, то в автобизнесе все не так просто. Даже для работы менеджером-консультантом торговой компании на авторынке надо долго изучать технические характеристики и специфику товара, будь то оборудование, автохимия или запчасти. Я уже не говорю о таких специалистах авторемонта, как электрик-диагност или автомаляр, которые становятся профессионалами лишь спустя годы и при этом постоянно продолжают учиться.
После окончания вуза молодой человек еще не ориентируется в сфере автобизнеса, не знает, на какие критерии опираться при выборе работы, какие у него права и обязанности, как строятся отношения с коллегами. Поэтому либо он себя чувствует уже большим специалистом и претендует на должность не ниже мастера-приемщика, не имея при этом никакого опыта, либо приходит работать в какой-либо сервис, где им никто не занимается, его используют как мальчика на побегушках, и он, разочаровавшись, уходит работать в другую сферу. Такие истории случаются с половиной, если не с 80 %, выпускников.

Анатолий Егоров, выпускник МАДИ:
― После института я чувствовал себя «крутым специалистом», которому сразу могут предложить руководящую должность, но реальность оказалась другой. Я долго не мог устроиться на работу, потому что везде требовались люди с опытом. Получался замкнутый круг: чтобы набраться опыта, надо работать, а чтобы работать, надо уже иметь опыт. Пришлось забыть об амбициях руководителя и начинать осваивать практическую сторону профессии с нуля. В институте нас этому не учили.

Татьяна Кузьминова:
― Труд в автотехцентрах и торговых компаниях, работающих в сфере автобизнеса, все-таки требует серьезной подготовки и истинного интереса, т. е. мотивации заниматься этим делом и постоянно совершенствоваться. Но при этом студенты после выпуска зачастую не могут попасть в те редкие компании, которые заинтересованы в выращивании кадров «под себя» и где им могут предоставить действительно необходимые для становления стартовые условия: работу под руководством наставника, обучающие программы, подготовленные рабочие места. Именно в связи с этим мы разработали и предложили нашим партнерам комплексную программу по отбору, общеделовой и профессиональной подготовке выпускников, которая поможет, с одной стороны, решать проблему нехватки персонала в компаниях, а с другой ― остаться, найти себя и развиваться на авторынке молодым специалистам.

Андрей Копылов, выпускник МАМИ:
― После института мне пришлось учиться на работе заново. То, чему нас учили, далеко от реальной жизни и требований автосервиса. Нелегко опять становиться первокурсником. Только моя любовь к машинам удержала меня от предложения друзей пойди работать менеджером. Но сейчас я многое умею и рад, что остался верен своему призванию.

Борис Серафимович Филатов, кафедра автотракторного электрооборудования МАМИ:
― Устроиться работать по профессии на производство выпускнику легко ― инженеры электрооборудования требуются на любом заводе, но молодежь не хочет зарабатывать 6 000–8 000 руб., которые им там предлагают. Сервисные предприятия платят больше, однако туда сразу после института не попадешь, поэтому до 50 % выпускников уходят работать в другие сферы бизнеса. Мы поддерживаем связи с центрами Toyota и Volvo, так как там работают наши выпускники. Отправляем туда студентов на практику. Правда, из 15 практикантов остаются потом работать только 1–2 выпускника. В нашем институте, наверное, как и в любом техническом вузе, существует большая проблема с методическим обучением. Чтобы оборудовать специальный класс, нужны деньги и энтузиазм преподавателей, а ни того, ни другого нет. Студенты учатся по учебникам 70–80-х гг., которые не дают возможности, придя в автосервис, сразу приступить к работе.
Усложнение технологий и самого автомобиля, который все больше приближается к компьютеру, повышают требования к профессионализму сотрудников, начиная от обычного автомеханика. Со следующего года наши автозаводы планируют существенно наращивать объем выпускаемых автомобилей, например, ВАЗ рассчитывает в будущем выпускать около миллиона машин, и это уже будут машины другого уровня, поэтому возрастут и требования к специалистам по ремонту электрооборудования, а их надо учить уже сейчас. Хорошо, что некоторые компании понимают это и хотят готовить свои кадры.

Н. А.:
― Как будут отбираться участники программы?

Татьяна Кузьминова:
― В некоторых профильных институтах и колледжах в декабре появились рекламные плакаты этой программы, где указаны телефоны, по которым можно записаться для отбора в Центр планирования карьеры.
Сначала мы пригласим кандидата на собеседование, чтобы определить его способности к развитию и общую мотивацию к работе в какой-либо сфере автобизнеса ― очень важный момент, и, я думаю, это подтвердят многие руководители компаний.

Ярослав Липпих, начальник слесарного цеха «Ауди Центра»:
― Нам нужны ученики, которые в перспективе станут механиками. На защите диплома можно оценить только теоретическую подготовку. На студента надо посмотреть в деле. У нас уже был опыт работы со студентами МАДИ. Потратили на них два года, и в результате из восьми человек у нас остались работать два, один даже стал мастером-приемщиком. Даже если у человека небольшие способности, остальное компенсируется его желанием. Для нас желание работать один из самых главных критериев отбора.

Елена Макарова, консультант по кадровым программам:
― Всем студентам, прошедшим первичный отбор, будут предоставлены рекомендации по личностному развитию и выбору области деятельности. Для некоторых программа закончится на данном этапе: одни сами захотят на этом остановиться, а другие не подойдут по своим показателям, но им может быть предложен другой тип обучения или стажировки.
Для прошедших первый этап отбора планируется еще один, более серьезный, по специально разработанной методике и учитывающий требования компании, в которой будет стажироваться молодой специалист и где после окончания учебного заведения он уже останется работать. Эти студенты продолжат обучение в Центре планирования карьеры и получат после его окончания сертификаты.

Н. А.:
― Как будет происходить обучение в Центре?

Денис Маньшин, менеджер проекта «Центр планирования карьеры»:
― Ребята получат практические профессиональные навыки в процессе стажировки в компаниях партнеров проекта, теоретическую подготовку у ведущих специалистов-практиков в различных областях авторынка, а также будут развивать профессионально важные качества с помощью тренингов и специальных обучающих программ.

Н. А.:
― Но ведь выпускник вуза имеет квалификацию инженера, а в автосервисах требуются чаще всего рабочие специальности?

Денис Маньшин:
― Дело в том, что для того, чтобы стать мастером-приемщиком, надо пройти все этапы работы автосервиса, уметь разбираться в тонкостях ремонта автомобиля, а также обладать особым комплексом профессионально важных качеств. Только при этом условии начинающий специалист станет профессионалом высокого уровня. Как раз наша программа и поможет перспективным начинающим специалистам быстрее стать такими профессионалами.

Н. А.:
― Мультифункциональная подготовка ― это что-то новое для России. Раньше считалось ― лишь бы руки были на месте, а остальное приложится...

Елена Макарова:
― Как правило, работодатели обращают внимание не только на образование соискателя, но и на те качества, которым не учат в институте: коммуникабельность, клиентоориентированость, стрессоустойчивость, и часто эти качества значат больше, чем образование. Мы учли этот момент и предусмотрели получение тех неочевидных навыков и знаний, которые не приобретают в вузе, но которые очень важны в работе. Один из преподавателей МАДИ поделился с нами результатами исследования необходимых качеств потенциального работника, проведенного среди руководителей СТОА. Оказалось, что определяющими качествами при выборе нового сотрудника работодатели считают интеллект, коммуникабельность, способность к обучению, инициативность, ответственность. И это касается не только мастера-приемщика автосервиса или менеджера по продажам, которые постоянно работают с клиентами, но и специалистов рабочих профессий.

Дмитрий Разумовский, выпускник МАМИ:
― Придя работать в сервис, я не ожидал, что мне окажется трудно не только подружится с коллегами, но и найти хоть какой-то контакт с ними. Никто из них не хотел, да и не успевал помогать мне учиться. Промучившись так несколько месяцев, я ушел в другую сферу деятельности.

Н. А.:
― А чем участие в этой программе выгодно для вуза?

Елена Макарова:
― Вуз сможет предложить студентам дополнительно к техническому практическое и общекоммуникативное развитие и обучение с учетом международных стандартов. Появится возможность предложить своим студентам почти 100 %-ное трудоустройство, и, соответственно, в результате повысится рейтинг учебного заведения. К тому же преподаватели вузов заметили, что, работая по индивидуальной программе развития, студенты начинают лучше и ответственнее учиться.

Н. А.:
― Если эта идея заинтересует руководителей автосервисов, они смогут принять участие в вашей программе и начать выращивать с вашей помощью кадры для себя?

Денис Маньшин:
― Конечно, мы всегда очень рады новым партнерам.

Н. А.:
― Вы и в дальнейшем предполагаете работать только со старшекурсниками и выпускниками профильных вузов?

Татьяна Кузьминова:
― Мы только начинаем и пока работаем только с выпускниками, но в дальнейшем, когда программа будет отработана, может быть, начнем помогать людям, которые хотят повысить свой профессиональный уровень или перейти в автобизнес из другой области.

Денис Маньшин:
― Идея такого центра уже давно витает в воздухе. Когда у СТОА есть время, они сами выходят на вузы, но, как правило, берут студентов на работу по наитию или по рекомендации преподавателей, поэтому в дальнейшем получается большой процент отсева. Мы хотим освободить руководителей сервисов от этой нагрузки и применить профессиональный подход для отбора кандидатов. Рассчитываем, что руководители компаний будут рассматривать ЦПК как один из ключевых инструментов, позволяющих решить проблему нехватки персонала, а старшекурсники ― как гарантию становления и развития их в качестве профессионалов на автомобильном рынке.

Анатолий Алексеевич Плохих, гендиректор «Якомо Авто»:
― Я сам выпускник МГУ, поэтому знаю, как сложно после института найти достойную работу. Мне кажется, амбиции современных выпускников ― это неплохо, данные качества говорят мне о том, что человек к чему-то стремится, хочет чего-то добиться в жизни. Сегодня на рынке автосервиса существует явный дефицит квалифицированных работников. С одной стороны, сервисы предпочитают переманивать друг у друга хороших специалистов, а не растить своих, а с другой ― целое поколение выпускников 90-х гг. ушло в торговлю, 40-летние постепенно становятся ригидны, им все труднее учиться и осваивать новое, а где брать кадры? Надо растить свои! Наше дело ― чинить машины, а не заниматься поиском людей, пусть это делают профессионалы, поэтому мы решили принять участие в программе Центра планирования карьеры и готовы принять на практику, а в дальнейшем оставить у себя работать тех ребят, с кем мы найдем общий язык.
 
Rambler's Top100