• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"История обычного сервиса "

"История обычного сервиса "
Тематика: Управление автосервисом
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: январь, 2005
Дата публикации: 01.01.2004
Мы слышим много рассуждений о «гаражном» или «боксовом» сервисе. И почти всегда резюме одно: все это от бедности, ненадолго и, по большому счету, по-нищенски. Но при этом никто почему-то не делает ссылки на людей, в руках которых находится судьба такого небольшого предприятия. А ведь именно от них зависит, во что в будущем выльется гаражный «техцентр»

Александр Ильинский, технический директор Центра по техническому обслуживанию автомобилей «Евротекс-Авто», тоже начинал его с двух железных гаражей. Впрочем, тогда, в 1993 г., и названия-то у мастерской не было.
Вспомним те годы. Количество автомобилей росло с катастрофической быстротой. В Россию десятками тысяч завозили из Европы все, что было способно еще хоть как-то двигаться. Естественно, что все эти самодвижущиеся экипажи, привыкшие к автобанам и хайвеям, на российских проселках рассыпались как горох из лукошка.
Наступил золотой век авторемонта. Каждый свободный клочок земли, каждый свободный бокс в гаражном кооперативе превращались в очаги автосервиса. Палочкой-выручалочкой для «счастливых» владельцев секонд-хэнда стал любой слесарь, способный держать в руках гаечный ключ утром в понедельник.
Вместе с единомышленниками Александр приспособил, точнее, сварил заново два железных гаража под небольшую мастерскую, затем присовокупил к ним капитальное здание, принадлежавшее Московской окружной железной дороге, но пустовавшее за ненадобностью, и возвел солидную эстакаду. Получился классический «дворовый» сервис со всеми присущими ему проблемами взаимоотношения с жильцами ближайших домов, местными властями, пожарными и экологами.
Вот как Александр Ильинский вспоминает то время:

- Мы сами переварили гаражи в некое подобие ремонтных боксов, вырыли и оборудовали смотровые ямы. С этого и начали. В то время ощущался огромный дефицит автосервисов, нам даже не надо было как-то рекламироваться. Ехали к нам все подряд. И вообще, владельцам автомобилей в те времена было не до особого выбора - ехали, как правило, в ближайший сервис.
С чего мы могли начать в таких условиях? По существу, с мелочевки: слесарка, кое-какой агрегатный ремонт, несложная жестянка. Естественно, замена масла, фильтров, тормозов. Одним словом, классический «уличный» сервис. Довольно быстро сложился костяк постоянных клиентов, что вызвало необходимость значительно поднять качество работ. В то время у нас работало всего 10 человек, но это не просто люди с улицы - профессиональный уровень мастеров был достаточно высок.


Согласитесь, картина самая что ни на есть типичная для тех лет. Сколько таких кооперативов было создано и ушло в небытие за это время!.. Упорство, с которым Александр и его коллеги формировали автосервис, достойно уважения. Их настойчивость и стремление к упрочению своего положения приносили результаты. Граница участка проходила по подъездной ветке Московской окружной дороги, которой принадлежало вполне сносное кирпичное здание. После длительных уговоров и переговоров железнодорожники согласились избавиться от него в пользу сервиса. Это был подарок судьбы: в здании имелась солидная электрическая сеть, вода, свет и почти тепло. Пожалуй, именно после этого приобретения сервис окончательно встал на ноги.

- С появлением капитальных боксов мы смогли значительно увеличить объем работ, расширить перечень услуг. У нас появился пост контроля и регулировки схода-развала, немного занимались электрикой. Иногда даже брались за мелкую окраску локальных повреждений. Короче говоря, мы не отказывались ни от каких денег. Прекрасно понимая, что большой маляркой мы никогда не сможем заниматься из-за близости жилых домов, решили сконцентрироваться на слесарно-механических ремонтах. Постепенно у нашего сервиса сложилась репутация недорогого и надежного «дворового», или, лучше сказать, «домашнего».

Одним словом, «новорожденный» окреп довольно быстро. Интересно, что его руководство сразу же четко ограничило круг своих возможностей. Столь же четко были определены шаги по расширению объема и перечня услуг. Оставалось немногое: найти источник финансирования для реализации планов. И здесь примечателен еще один шаг администрации. Она полностью отказывается от услуг возможных инвесторов. С одной стороны, молодому предприятию трудно самостоятельно добывать средства на расширение. Но с другой - инвестор может выдвинуть массу требований, которые окажутся трудновыполнимыми: сроки, проценты, ограничение или, наоборот, расширение предоставляемых услуг, определение подрядчиков и поставщиков оборудования. Вот и выходит - как бы ни было трудно, а экономическая свобода и независимость дороже, да и надежнее.

- Мы не оставляли мечту преобразоваться в «настоящий» автосервис с собственным зданием, хорошим оборудованием, удобными комнатами для работы с клиентами и рабочими кабинетами. Все, что удавалось сэкономить на расходах и заработать собственными руками, откладывали на перспективное строительство. В течение 8 лет мы обходились минимальными текущими затратами на развитие сервиса, формируя фонд строительства и оборудования будущего комплекса. Надо отдать должное основной массе наших мастеров: они прекрасно понимали, что чем-то придется поступиться сейчас ради будущего.

Политика жесткой экономии принесла свои плоды. Естественно, такая политика не всем приходилась по душе. Еще раз вспомним, что начало 90-х гг. - пора первичного накопления капитала, и этот процесс принимал в России странные, деформированные формы. Люди старались накапливать личный капитал, мало заботясь о развитии компаний, которые, в сущности, кормили их семьи. В нашем случае все происходило с точностью до наоборот. Небольшой коллектив практически затянул пояса, отказывая себе во многом, но все же люди сумели собрать деньги и не потерять самостоятельности. В один прекрасный день на счетах автосервиса скопилось некоторое количество средств, которые можно было пускать на проектирование, строительство и оснащение второй очереди комплекса.

- Да, 2001 г. можно считать переломным в нашей истории. Мы заказали проект нашего нового Центра по техническому обслуживанию автомобилей «Евротекс-Авто». Компания «Техно-арт Студия» разработала проект реконструкции обычной АЗС, к которой пристраивались небольшое кафе, магазин запчастей и двухэтажный автосервис. По существу, был создан районный центр по обслуживанию автомобилистов, где можно было отремонтировать машину, купить все необходимое для ремонта и ТО, заправиться любым видом топлива, перекусить на скорую руку или провести вечер с друзьями в небольшом кафе, которое летом дополнялось несколькими столиками на открытой веранде. В отличие от многих коллег-конкурентов мы предусмотрели в проекте и небольшой скверик вокруг комплекса, и стоянку на два десятка машин.

Проект - вещь дорогостоящая, но необходимая. Он разрабатывался совместно с владельцами автозаправочного комплекса, однако все равно стоил немалых денег. Вложив в проект определенные средства, требовалось найти наиболее рациональное решение вопросов, связанных со строительством, как-то: подбор строителей, авторский надзор... Одним словом, экономика строительно-монтажных работ - тема, далекая от сервиса. Это в области автосервиса Александр с коллегами были специалистами, со строительством было несколько сложнее.

- Ну кто еще мог строить в Москве в начале 2000-х? Украинцы, молдаване, белорусы. Сами мы не уходили со стройки даже по выходным - ведь строили для себя! При этом ни на минуту не останавливался наш старый «уличный» сервис. Два с половиной года мы жили в большом напряжении, особенно в сезонные предлетний и предзимний периоды. Многие наши постоянные клиенты специально заезжали посмотреть, скоро ли новоселье. Мы старались приглядеться к их состоянию и поведению - ведь именно постоянные клиенты могли уйти от нас из-за неудобств, связанных со стройкой, - ведь, что греха таить, было и тесновато, и грязновато.

Строительство отнимало огромные силы, оттягивая внимание администрации от основной деятельности. Проблема заключалась в том, что автосервис в начале XXI в. значительно отличался от того, чем он был 10 лет назад. Окрепли самые живучие из «ветеранов», появилось большое количество новых, оборудованных «с иголочки» центров. В автосервис пришла конкуренция, борьба за клиентов, переманивание их в обмен на определенные льготы. Стоило хоть на день притормозить текущую работу по обслуживанию автомобилистов - и перспективы нового центра могли бы стать не столь радужными. И здесь сказался «домашний» характер сервиса. Основная масса постоянной клиентуры пережила пору строительства, была готова к переменам, произошедшим в его внешнем облике, оснащении, формах работы. Они и стали первыми клиентами нового Центра «Евротекс-Авто». И новый сервис встретил их как самых важных клиентов.

- Да, конечно, теперь мы готовы оказать им любую помощь. К тем десяти пионерам нашего Центра прибавилось еще полтора десятка мастеров, и сейчас нас 25 человек. Мы установили компьютерный стенд регулировки схода-развала, три подъемника, оборудовали участок ремонта двигателей, участок монтажа систем спутникового контроля и противоугонных систем. И 1 июня 2004 г. мы приняли первых клиентов.

Казалось бы, сдан в эксплуатацию новый комплекс - тепло, светло, отличная вентиляция. Система отвода выхлопных газов. Одна из новинок, пока еще мало распространенных в аналогичных небольших сервисах, - комплекс сбора и временного хранения вторичного сырья. В «Евротексе» собирают все - от масляных фильтров до перегоревших люминесцентных ламп. И предусмотрено, кажется, все... Есть комната отдыха для клиентов, откуда, с высоты второго этажа, можно наблюдать за тем, что делают с вашим авто. Автомат для продажи горячих напитков установили, хотя с площадями не густо. Организовали продажу самых необходимых запчастей и расходных материалов. Стоит ли цепляться за опустевшие было старые боксы? Не проще ли бросить их, не вкладывать средства в поддержание в рабочем состоянии, в ремонт, отопление?

- Нет, старые стены мы не бросили и пока не планируем. В «железнодорожном» боксе можем выполнять несложный кузовной ремонт и локальную окраску, а эстакада выручает нас, когда надо сменить масло и фильтры. Со старого места перевезли и установили контейнерную «шиномонтажку». Прибыли от нее, надо прямо сказать, немного, работа все-таки сезонная, но и она помогает накапливать средства на вторую очередь строительства.

Сервис пущен на полную мощность, постоянная загрузка обеспечена, клиентура определена, вроде бы можно и передохнуть... Но уже тянет сделать что-то дополнительно, расширить возможности центра, обзавестись собственным магазином автопринадлежностей, запчастей и расходных материалов. Значит, все начинается сначала - проект, стройка, оснащение?

- А как же - конечно, будет вторая очередь. Мы планируем пристроить крыло на шесть боксов, где откроем участки компьютерной диагностики, электрики, расширим участок ремонта двигателей. Конечно, мы мечтаем о собственной малярке, но понимаем стоящие перед нами трудности. Кроме того, что нам надо зарезервировать около $ 60 000, необходимо найти оборудование с минимальными выбросами, работающее по замкнутому циклу, иначе экологи не пропустят никакой проект.
Мы надеемся в течение ближайшего года полностью отказаться от «уличного» сервиса и полностью перейти под крышу.


И опять «Евротекс» рассчитывает только на собственные силы. Его политика остается неизменной: заработать самим. В этом есть большой скрытый смысл: работая на себя, мастера и механики невольно загораются желанием увидеть конечный результат своей работы - введенную в строй вторую очередь. Как следствие - низкая текучесть кадров. После реконструкции центр будет иметь более 10 различных рабочих постов. Стоит ли так расширять комплекс в условиях района со сложившейся застройкой и более или менее стабильным населением? Неужели автомобилисты-индивидуалы - единственный источник доходов? Ведь даже постоянные клиенты - не самый надежный источник гарантированных средств, надо ли надеяться только на них? Расширенные площади и более современное оборудование позволяют изменить и ориентацию центра, искать клиентов среди крупных транспортных и торговых компаний, имеющих значительный парк автомобилей различных классов.

- Наши постоянные клиенты - не только автолюбители. Хотя наш принцип - «Локальный сервис», у нас немало и корпоративных клиентов, и один из важнейших - «Мосавтосантранс». Мы обслуживаем более 400 автомобилей скорой медицинской помощи, большинство из которых - «ГАЗели». Совместно с компанией «МАДИ-Мотор» мы освоили капитальный ремонт сильно изношенных двигателей с большим объемом станочной обработки узлов и агрегатов. Мы, кстати, одними из первых в Москве научились справляться с проблемами 16-клапанных двигателей ЗМЗ-406.

После завершения строительства и оснащения второй очереди комплекса он будет уже относиться к разряду крупных многомарочных центров. На этом можно было бы и успокоиться... Но снова в силу вступают рыночные законы. Стоит тебе притормозить, потерять темп - и твое место займет твой сосед-конкурент. Значит, надо опять набирать силы, темпы, искать что-то новое, что может заинтересовать новых клиентов.

- Очень может быть, что за второй очередью последует третья. Сейчас мы ведем переговоры с компанией Bosch об организации участка по обслуживанию и замене оборудования этой компании на автомобилях всех типов. Организационная работа предстоит немалая, но и перспективы открываются необъятные.
Хотим расширить нашу работу со страховыми компаниями. Сейчас мы по договорам с некоторыми из них устанавливаем противоугонные системы «Цезарь Сателлит» и Black Bug, а в будущем мы предполагаем расширить этот сектор услуг.


За несколько лет Центр «Евротекс-Авто» вырос из гаражной мастерской до крупного автосервиса. Новые стены должны были бы располагать к размышлению о перспективных направлениях развития комплекса. Встав на ноги и окрепнув, можно расширять зону обслуживания, открывать филиалы, думать о новых видах услуг, предоставляемых автомобилистам. В «Евротексе» тоже сформулировали свою техническую и экономическую стратегию, которая показалась неординарной и интересной.

- Мы считаем, что нам в какой-то мере повезло. Ведь 11 лет назад, когда мы начинали, в районе практически не было сервисных центров. За это время мы как бы «приручили» наших постоянных клиентов, а они привыкли доверять нам свои автомобили. По существу, они сделали нас теми, кем мы стали сейчас. Поэтому мы хотим развивать именно этот комплекс, не стараясь продублировать его еще в каком-нибудь районе массовой застройки. Наши клиенты привыкли к тому, что, проезжая по улице Бирюзова или по улице Берзарина, они могут в любой момент завернуть к нам с любым вопросом. Мы пришли сюда раз и навсегда. Наше место здесь, где нас всегда могут найти те, кому нужна наша помощь.

История Центра по техническому обслуживанию автомобилей «Евротекс-Авто» во многом типична для тех «пионеров» автосервиса 90-х, кто сам определял свой путь в рыночной экономике, разрабатывал стратегию, формировал финансовые ресурсы, а потом осваивал их с ювелирной точностью, рассчитывая все до копеек. Зато сейчас такие сервисы уверенно стоят на своих позициях «домашних» сервисов - по аналогии с семейными докторами.
 
Rambler's Top100