• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"С миру по нитке: Диагностика малыми силами "

"С миру по нитке: Диагностика малыми силами "
Раздел: Оборудование для диагностики и обслуживания инжекторных двигателей
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: январь, 2005
Дата публикации: 01.01.2005
Автомобильный мир стремительно переходит на впрыск. Для устранения неисправности силового агрегата уже недостаточно подогнуть электроды свечи или проверить искру «на массу» с помощью отвертки. Диагностика современных двигателей требует нового приборного оформления. С чего начать малому бизнесу автосервиса?

Прежде всего начинающие сервисмены должны определиться с тем, чего они хотят, предполагаемый марочный состав, периодичность обращения, а самое главное - свою подготовленность к тому, чтобы пользоваться методами приборной диагностики.
Стоит иметь в виду, что переход к приборной диагностике совершенно не исключает применение таких традиционных средств, как искровые пробники, стробоскопы, компрессометры. Имеет смысл также обзавестись измерителем давления подачи топлива и вакуумметром. Назначение первого очевидно из его названия, а назначение второго стоит объяснить подробнее. Он измеряет степень разряжения во впускном тракте или давление противотока в системе выхлопа. Эти измерения в сочетании с использованием сканеров и мотор-тестеров значительно повышают уровень достоверности диагностики.
Азы диагностики можно постигать, прибегая к малогабаритным сканерам. Из отечественных приборов наибольшее распространение в последнее время получил «АСКАН-8». С его помощью диагностируются все отечественные двигатели легковых и легкогрузовых автомобилей Волжского, Нижегородского и Ижевского автозаводов. Невысокая стоимость прибора (около $ 350), возможность оперативного обновления программного обеспечения через сеть Интернет - все это делает его доступным для освоения на небольших сервисах с начальной подготовкой в области диагностики.
Еще более функционален флэш-сканер AutoAce - его выпускают в Ростове-на-Дону. При цене в 320 евро он имеет 16 блоков памяти, способных хранить данные о 16 типах автомобилей отечественного и зарубежного производства. Простота в эксплуатации и доступное обновление баз данных через Интернет позволяет использовать его в небольших сервисах для первичной диагностики кодов отказа.
По-прежнему очень популярны сканеры семейства ДСТ, особенно «шестая» и «десятая» модели, работающие не только как сканеры, но и как мотор-тестеры. Для большинства иномарок подойдут аналогичные по характеристикам сканеры серии Carman Scan.
Но сканеры сами по себе не могут обеспечить качественного выполнения всего комплекса диагностических работ. Их предназначение - считывание кодов ошибок и последующее стирание их из ОЗУ ЭСУД. Они не могут отслеживать процессы управления двигателем и происходящие в них сбои в реальном масштабе времени. Важный конструктивный недостаток простых сканеров - ограниченные возможности считывания данных расходомеров: топлива, воздуха и т. п.
В принципе, используя сканер, можно выяснить общую закономерность сбоя или неисправности, но точно определить их без проведения дополнительных измерений способен только высококвалифицированный специалист.
Более конкретно установить неисправность, определенную с применением сканера, можно с помощью многофункционального автомобильного тестера. Большинство таких приборов позволяют проводить так называемые параллельные измерения, что значительно повышает качество диагностики двигателя. Но работать с традиционными стрелочными или цифровыми приборами чаще всего нужно вдвоем, особенно при измерениях в длинных цепях.
Следующий уровень диагностики, доступный небольшим сервисам, - использование автомобильного осциллографа: становится возможным контролировать формирование и прохождение сигнала от датчика к контроллеру ЭСУД и от него к исполнительному механизму. На экране осциллографа наглядно видны изменения, происходящие в системах управления впрыском. При определении неисправностей высоковольтных цепей осциллограф просто неоценим. С ним легко определять высоковольтные пробои и обрывы высоковольтных проводов в реальном масштабе времени.
Осциллограф - один из важнейших блоков мотор-тестеров, но не в качестве самостоятельного прибора, а в качестве средства формирования и вывода на экран графических образов управляющих сигналов.
Среди сервисменов, давно и успешно работающих в области диагностики силовых агрегатов, существует практически единственный критерий оценки экономической эффективности при определении типа и стоимости закупаемого оборудования. Он определяется как соотношение объемов вложенных средств и возможных финансовых результатов.
Держать диагностическое оборудование, даже самое простое, просто так, впрок - себе в убыток. Вместе с тем его активное использование - неизбежная реальность, с учетом количества автомобилей с наличием ЭСУД. Иметь диагностические комплексы надо - все равно рано или поздно их придется осваивать. Так почему бы не начать с простейших систем, постепенно наращивая функциональные возможности и приборную базу службы диагностики?
Диагностику в малых сервисах можно рассматривать и как самостоятельную службу, и как дополнительный источник заработка за счет проведения экспресс-диагностики, например при смене масла, фильтров, при регулировочных работах.
Сейчас на рынке диагностических средств и оборудования присутствуют десятки моделей доступных мультитестеров, сканеров и мотор-тестеров производства различных фирм и стран, в том числе России. Стоит отметить, что последние модели российских сканеров и мотор-тестеров практически ни в чем не уступают западным, но гораздо дешевле их и доступнее в освоении.
Рассмотрим несколько моделей недорогих сканеров и мотор-тестеров с расширенными функциями, представленных на российском рынке.

Бескартриджный малогабаритный сканер «АСКАН-8» предназначен для контроля работы, а также для поиска неисправностей в блоках управления автомобилей ВАЗ, ИЖ и ГАЗ, включая дизельную версию нижегородской «полуторки». Он оснащен программой автоматического распознавания (идентификации) блоков, имеет функцию управления исполнительными механизмами и системами. Работает со всеми блоками управления двигателями отечественных автомобилей, включая системы Bosch MP-7.0 (Euro III). Сканер может читать и стирать диагностические коды, выводить текущие параметры в цифровом и графическом режимах. Обновление базы данных проводится через Интернет.
Ориентировочная цена: 15 500–16 500 руб.

Мультимарочный системный сканер Carman Scan I поставляется на рынок в нескольких комплектациях. Прибор позволяет работать с автомобилями американского, корейского, японского и немецкого производства по протоколу OBD-II. Он является дилерским сканером компаний Kia, Daewoo. В сканер встроен двухканальный осциллограф, позволяющий сканеру выполнять функции мотор-тестера, мультиметра и симулятора. Такой прибор может применяться на станциях любого уровня. Имеет стандартный порт для присоединения к компьютерам. Обновление базы данных - через Интернет или софт.
Цена в зависимости от комплектации: от $ 3700 до $ 4700.

Мультимарочный системный сканер Carman Scan II представляет собой упрощенный вариант сканера Carman Scan I. Он считывает как сохраненные коды ошибок, так и текущие. Сканер выводит текущие данные в цифровом и графическом виде на жидкокристаллический встроенный монитор. Все параметры могут записываться в собственную память. Прибор позволяет управлять исполнительными механизмами, дублируя сигнал, формируемый контроллером ЭСУД. Связь с компьютером и регулярное обновление базы данных - через сеть Интернет.
Цена - в зависимости от комплектации: от $ 2400 до $ 4000.

TECH 2 - системный сканер дилерского уровня и возможностей концерна GM. Одна из версий комплектации позволяет проводить более углубленную работу с автомобилями марок Opel и SAAB. Сканер обладает широкими возможностями, присущими как обычным, так и дилерским приборам. Среди них - сброс сервисных индикаторов, «прокачка» системы АBС, кодирование ключей иммобилайзеров и т. п.

Дилерский системный сканер NGS, используемый на станциях обслуживания автомобилей марок Ford и Mazda благодаря своим обширным возможностям, имеет встроенную библиотеку по кодам неисправностей. Кроме функций обычного сканера, может выполнять функции цифрового мультиметра и имитатора сигналов, передаваемых компонентами системы управления исполнительным механизмам. Дополнительные возможности - кодирование иммобилайзера и библиотека сервисных материалов.

Дилерский сканер MTS3100 нашел применение в фирменных технических центрах, обслуживающих автомобили Toyota/Lexus. Кроме этого исполнения возможна поставка в комплектации Toyota, Honda. Отдельная версия сканера предназначена для работы с автомобилями концернов GM, Ford, Chrysler. Также сканер обладает функциями мультиметра и двухканального осциллоскопа. Особенность прибора - возможность работы по протоколу OBD-II с автомобилями любых марок.

Программный системный сканер Uniscan/(Euroscan) Scantronic устанавливается на стационарный персональный компьютер или ноутбук. Поставляется в русифицированной версии с кейсом-футляром, адаптером, CD с программным обеспечением и комплектом кабелей-адаптеров для подключения к диагностическим разъемам автомобилей 16 марок. Работает с протоколом OBD-II. Читает и стирает коды ошибок, текущие параметры, осуществляет управление исполнительными механизмами и обеспечивает вывод данных на печать. Расширенная версия позволяет работать с осциллоскопом и газоанализатором.
Ориентировочная цена: 1000 евро.

Шведская компания Autocom Diagnostic Partner AB предлагает серию мотор-тестеров ADP, представляющих собой инструмент на базе микрокомпьютера и предназначенных для поиска неисправностей в автомобильных электронных системах. Наиболее мощный из них ADP 168 позволяет замерять и отображать в графическом или цифровом виде параметры работы 168 контрольных точек. Прибор позволяет обнаруживать неисправности методами активного параллельного измерения, проверки «массы» с помощью нагрузки, поиска неисправности с помощью встроенной функции Break-Out-Box, поиска неисправностей с помощью измерительного зонда, сканирования кодов ошибок и OBD, может гасить сервисные индикаторы. Мотор-тестер выполнен в виде блока, подключаемого к любому стационарному компьютеру или ноутбуку. Благодаря мощному программному обеспечению этот сравнительно недорогой комплекс обеспечивает работу практически со всеми известными моделями автомобилей.
Ориентировочная цена: менее $ 3500.

Автомобильный многофункциональный тестер МТ 5868К американской компании Snap-on обеспечивает измерение основных параметров работы двигателя внутреннего сгорания, определяет угол замкнутого состояния контактов, количество оборотов (как от свечи зажигания, так и от катушки), ширину импульса форсунок, частоту и температуру.
Ориентировочная цена: $ 350.

Сканер МТ2500 компании Snap-on - для квалифицированных диагностов. Универсальный прибор предназначен для вывода кодов ошибок и их краткого описания, стирания проверенных кодов, вывода данных о работе штатной ЭСУД и датчиков, а также для проведения функциональных тестов. Сканер может комплектоваться сменными картриджами для работы с автомобилями американского (GMC, Ford, Jeep, Chrysler), азиатского (Mazda, Toyota, Subaru) или европейского (Ford, Opel, Rover, BMW, VAG/VW + Audi, Mercedes) производства.
Стоимость прибора: около $ 3500.
Стоимость программных картриджей: от $ 300 до $ 1200.
 
Rambler's Top100