• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Специальное решение "

"Специальное решение "
Тематика: Управление автосервисом
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: ноябрь, 2004
Дата публикации: 01.11.2004
Сегодня мы хотим познакомить наших читателей с программным комплексом «Автосервис для платформы 7.7», представляющим собой конфигурацию для компоненты «Оперативный учет» системы программ «1С: Предприятие 7.7».

Конфигурация данного программного продукта предназначена специально для предприятий, занимающихся продажей запчастей и оказанием услуг по ремонту автомобилей различных марок (в том числе и грузовых). Она может использоваться как в небольшой организации, так и в крупном техцентре, состоящем из нескольких подразделений, каждое из которых ведет учет в своей информационной базе. (И это доказывает то, что программа с одинаковым успехом применяется как в огромном дилерском центре «Яхрома-Лада», рассчитанном на 50 постов, так и на сравнительно небольшой станции «3А-сервис», в распоряжении которой имеется 5 постов общеслесарных работ, пост промывки инжектора, моторной диагностики и сход-развал.)
В системе реализован учет ремонтных работ и выработки по мастерам и исполнителям, причем можно фиксировать процент участия каждого конкретного исполнителя во всем комплексе работ (для того, чтобы в дальнейшем учесть его выработку при начислении заработной платы), учет выполнения ремонтных работ и реализации запасных частей через ремонтную зону, торгово-складской учет и учет взаиморасчетов с партнерами и клиентами. Помимо этого, в «Автосервисе 7.7» присутствуют инструменты, предоставляющие возможность производить анализ оперативных данных для принятия управленческих решений, и, конечно же, все необходимые механизмы для ведения документооборота предприятия.
Однако следует сразу оговориться, что данная конфигурация не является самостоятельным программным продуктом, и с ней можно работать только при наличии компоненты «1С: Оперативный учет». Режим функционирования системы «Автосервис 7.7» (локальный, сетевой или клиент-серверный) определяется версией компоненты «1С: Оперативный учет», которая используется в качестве системной платформы конфигурации.
Программа осуществляет работу посредством имеющихся в ее распоряжении справочников: каталога работ, неисправностей и каталога номенклатуры запчастей. Существует возможность связки каталогов работ и запчастей, т. е. можно указывать для каждой работы запчасти, требующиеся при выполнении этой технологической операции. Кроме того, имеется механизм, учитывающий взаимозаменяемость запчастей.
С помощью этих каталогов через справочник «Автомобили» (где содержится вся необходимая информация об автомобиле клиента, как-то: государственный номер, VIN, технические характеристики и т. д.), связанный со справочником «Контрагенты», можно, как утверждают разработчики, учитывать во всех нюансах прохождение ремонтного заказа от приема автомобиля на обслуживание до выдачи его обратно владельцу. При этом в случае обработки больших объемов информации конфигурация предоставляет возможность расширенного поиска по различным параметрам.
Что очень полезно в справочнике «Автомобили» – так это то, что помимо набора необходимых стандартных реквизитов он содержит отдельный блок: «История обслуживания» автомашины с указанием всех связанных с ней заказ-нарядов, накладных, счетов-фактур и пр. Это позволяет быстро проанализировать текущую неисправность и выбрать правильную стратегию проведения ремонтных работ.
Также «Автосервис 7.7» может быть интегрирован с оригинальным софтом автопроизводителя, что весьма удобно для дилерских техцентров. Эта интеграция происходит в момент внедрения программы на предприятии. Хотя она не всегда бывает необходима.

Сергей, менеджер техцентра «3А-сервис»:
«Мы не задавались целью обеспечить коммутацию оригинального софта автопроизводителей с «Автосервисом 7.7». Эти программы работают на нашем предприятии параллельно, и нас это вполне устраивает».

Но самое главное достоинство программы состоит в том, что она позволяет во всем объеме вести документооборот автосервисного предприятия, опираясь на, пожалуй, наиболее распространенные бухгалтерские и учетные программы «1С». «Автосервис 7.7» включает ряд видов первичных документов, используемых при ремонте автомобиля: заказ-наряд, талон на обслуживание, диагностическая карта и заявка на ремонт. Интересно, что предусмотрена даже возможность фиксации отказов от обслуживания, рекламации от клиентов и срыв выполнения работ по внутриорганизационным причинам.
Основным документом, регламентирующим прохождение заказа по инстанциям и подразделениям сервисного центра, конечно же, является заказ-наряд, в котором фиксируются данные заказчика, выполняемые работы, конкретные исполнители этих работ, используемые запчасти (можно указать, какие это запчасти – либо клиентские, либо со склада предприятия), скидки (если имеются), срок исполнения заказа и приблизительная стоимость. При этом для одного вида работ можно указать от 1 до 5 исполнителей.
Если объем выполняемых работ не слишком велик, то можно воспользоваться упрощенной схемой оформления и прохождения заказ-наряда, составив его в так называемом однопользовательском режиме, – функция «Быстрый наряд-заказ». Этот режим оптимально подходит для небольших автосервисов, где весь цикл от открытия заказ-наряда до его оплаты оформляется одним лицом.
В «полном» режиме, подразумевающем прохождение документа через несколько этапов (открытие, пребывание в ремзоне, обработка на складе и т. д.) с заказ-нарядом могут работать несколько человек: кассир, мастер-приемщик, кладовщик, бухгалтер и пр. При этом система предоставляет механизмы разграниченного доступа нескольких пользователей: авторизация через электронные подписи, возможность открытия документа только тем лицом, которое отвечает за прохождение заказ-наряда через данный этап технологического цикла, ограничение прав доступа различным категориям пользователей и протоколирование действий пользователей.
Учет ремонтных работ и выработки по исполнителям осуществляется посредством нескольких групп отчетов. Среди них – бухгалтерские отчеты, отчеты по производству, по выработке и аналитические отчеты. Но для того, чтобы «Автосервис 7.7» максимально полно отражал деятельность каждого конкретного автопредприятия, в нем заложена возможность создания оригинальных отчетов – функция «1000 и 1 отчет», реализующая новый подход к получению отчетности для системы программ «1С: Предприятие».
С помощью этой функции можно быстро конструировать отчеты, проводить анализ хранящейся в базах данных информации в произвольных разрезах. При этом в отчете не ограничивается число строк и столбцов, в него могут быть включены простые и сложные показатели, он может отражать динамику изменения различных величин во времени по различным параметрам и сохранять сконструированные настройки в базе данных.
Правда, некоторые пользователи указывают на то, что, не имея специальных навыков, составлять такие отчеты довольно трудно.

Александр Николаевич Кудимов, руководитель СТО МАЗ «Великан Рустрактро»:
«Знаете, у наших системщиков не всегда есть время помогать мне при составлении необходимых мне произвольных отчетов, а сам их составить я не всегда в состоянии. Ведь я же не программист, а автотехник. Профессионалам-компьютерщикам, я понимаю, довольно легко создавать в блоке «1000 и 1 отчет» новые отчеты, но для нас, автомастеров, это не так просто, поскольку мы не имеем специальных навыков для углубленной работы с программными продуктами».

На это же указывает и Сергей:
«Конечно, блок «1000 и 1 отчет» очень полезен, поскольку позволяет делать те отчеты, которые мне как менеджеру станции необходимы. Но вот составлять их мне довольно тяжело, поскольку программа эта для нас новая, достаточно сложная и с первого раза понять ее не так просто. На это нужно определенное время, а его у меня нет, ведь я должен выполнять свою основную работу, а не рыться в конфигурации. Нам приходилось несколько раз созваниваться с разработчиками, уточнять, что к чему, и самостоятельно вносить в программу некоторые коррективы».

Отдельно следует сказать об учете движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Складской учет ведется по каждой из фирм, составляющих организацию-автосервис. Списание себестоимости по каждому складу производится по одному из выбранных методов: FIFO, по средневзвешенной, LIFO. Существует возможность расчета учетных цен с включением в них таможенных расходов, а также расхода ТМЦ по учетным ценам (эта возможность предназначена для внутренних перемещений между складами и подразделениями автосервиса).
Торгово-складские отчеты предоставляют информацию о наличии и движении ТМЦ в разрезе видов расхода (торговля, ремонт), величине прибыли и коэффициентах оборачиваемости запчастей. При этом конфигурация позволяет следить за неснижаемым запасом товаров на складе и автоматически делать заказ поставщику, если по какому-то из видов товара этот запас исчерпан или снижен.
Очень удобно то, что в «Автосервисе 7.7» предусмотрены автоматические коэффициенты пересчета единиц измерения товаров, настраиваемые самим пользователем (чем может похвастаться не каждая программа), ведь многие товары поступают на склад автосервиса в одних единицах измерения, а списываются с него в других. То есть при необходимости пользователь может вести учет в мерах как, например, веса, так и объема (при учете лакокрасочных материалов), а краску, поступившую в литрах, списывать в граммах или килограммах по заранее настроенным коэффициентам автоматически, а не вручную, прибегая каждый раз к помощи таблиц плотности.
Так что, как видим, в общем и целом программа довольно интересная, но вот по отдельному пункту ее функциональных возможностей мнения пользователей «Автосервиса 7.7» разделились. Причем разделились диаметрально.
Так, Николай Петрович Галахов, главный инженер техцентра «Яхрома-Лада» – дилера Волжского автозавода, считает, что в конфигурации недостаточно четко прописаны возможности ведения и учета гарантийного ремонта.
«В целом хочу сказать, что программа довольно хорошая, но вот чтобы довести ее до ума и максимально полно адаптировать под потребности именно нашего автотехцентра, потребовался почти целый год.
Дело в том, что поскольку мы являемся дилерами Волжского автозавода, то должны выполнять гарантийные обязательства автопроизводителя. А в изначальной версии «Автосервиса 7.7» многие нюансы, связанные с работой по гарантии, учтены не были. Как я уже сказал, нам потребовался почти целый год, чтобы усовершенствовать программу, чтобы она смогла во всем объеме учитывать специфику нашего предприятия, и именно в части гарантийного ремонта.
Например, нам надо было считать стоимость нормо-часа по двум ценам, потому что стоимость гарантийного и коммерческого, т. е. постгарантийного обслуживания у нас различна. Это не было предусмотрено».

С ним не согласен Александр Николаевич Кудимов:
«На мой взгляд, программа очень хорошо отслеживает коммерческий и гарантийный ремонты. У меня есть возможность посмотреть, сколько машин мы обслужили по коммерческой линии, а сколько – по гарантийной. При этом я вижу не только объемы проведенных работ, но и объемы израсходованных запчастей».

В свою очередь, он указывает на то, что содержащийся в базовой конфигурации каталог деталей недостаточно полон, и ему приходится попутно пользоваться екатеринбургской программой-каталогом. Да и все нормы трудоемкости, и выполняемые работы пришлось вручную вводить сотрудникам техцентра (на это, кстати, указали и все остальные представители технических центров, с которыми нам удалось пообщаться во время подготовки материала).
А вот что говорит по поводу трудности внедрения программы на сервисной станции «Яхрома-Лада», Павел Немович Баскир, генеральный директор компании «ПиБи», разработчика комплекса «Автосервис 7.7»:
«Любая программа не может подойти предприятию сразу на все 100%. В этом плане надо сравнивать программу с другими предложениями на рынке – по цене, функционалу, гибкости настройки под конкретные нужды.
Нужно заметить, что «Яхрома-Лада» занималась внедрением своими силами. По тому, что они делали доработки целый год, нельзя делать однозначный вывод от том, что под их специфику программа однозначно полностью не подходила. Все зависит от квалификации внедренца и четкости понимания, какие доработки необходимы. Возможно, что у них было перманентное внедрение, т.е. постоянно возникали мелкие доработки (изменить печатную форму документа, сделать немного другим интерфейс)».

Но и Александр Николаевич, и Николай Петрович дают сходную оценку общей эффективности «Автосервиса 7.7».

Николай Петрович Галахов:
«Для сервиса, не связанного напрямую с автозаводом, эта программа подходит просто идеально. Во-первых, она великолепно коммутируется с «1С», с которой работают большинство предприятий, и не только в нашей области. А во-вторых, она очень гибкая, учитывает практически все нюансы организации производства современного автотехцентра и дает возможность любому программисту самостоятельно менять ее конфигурацию в зависимости от того, что от программы требуется в данный конкретный момент».
 
Rambler's Top100