• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"«Скорая помощь» аккумулятору "

"«Скорая помощь» аккумулятору "
Раздел: Оборудование для обслуживания и зарядки АКБ
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: август, 2004
Дата публикации: 01.08.2004
Роль аккумулятора в автомобиле — не только важная, она в каком-то смысле героическая и благородная. Еще бы — за доли секунды отдать собственную энергию двигателю, чтобы он потом, когда раскрутится, вернул ее обратно. А каково приходится бедной батарее, когда на улице под – 30 оС? Зачастую выдохшийся аккумулятор, не ожививший двигатель при такой температуре, бессильно замолкает, рассчитывая на помощь.

И тогда действительно впору оказывать бедолаге эту самую скорую помощь. Для данной цели существуют зарядные (ЗУ) и пускозарядные устройства (ПЗУ). Их конструкция не так уж и сложна: понижающий трансформатор, выпрямитель (диодный или тиристорный) для получения постоянного напряжения. Большинство ЗУ и практически все современные ПЗУ имеют электронную защиту от включения с измененной полярностью и перегрузки, системы автоматического отключения при полном заряде батареи, термовыключатели, блокирующие устройство при повышении температуры. В последнее время большое значение приобретает отсутствие в выходном напряжении помех и пиков, что позволяет использовать ЗУ для подзарядки аккумуляторов непосредственно на автомобиле, без их отключения от бортовой сети. Стандарт DIN 40839 предусматривает такую операцию при отсутствии помех и перегрузок, способных нарушить работу электронных систем управления двигателем (ЭСУД), тормозами, подушками безопасности и аудиокомплексами.
Интересную разработку предложила компания Bosch. В зарядном устройстве BML 2415, пускозарядных SL 2470E, SL 24 100 E и некоторых других установлен переключатель температурных режимов зарядки «зима/лето». С его помощью можно избежать резкого теплового удара в холодном аккумуляторе. Классические ЗУ «выдают» стандартные напряжения 6, 12 или 24 V при зарядных токах от 3–5 до 25–30 А. Небольшие «зарядники» рассчитаны, как правило, на одно или два напряжения в комбинации 6/12 V или 12/24 V. Большинство стационарных («гаражных») ЗУ и ПЗУ имеют функции быстрой и стандартной зарядки, зарядки аккумуляторов с глубоким разрядом.
ПЗУ отличаются от ЗУ способностью выдавать мощный ток для запуска двигателя при разряженном аккумуляторе. Его величина может достигать 700 А. Однако здесь надо сделать небольшое уточнение. В этом случае речь идет о токах, развиваемых при пониженном напряжении, рассчитанном исходя из значения 1–1,5 V на одну секцию («банку») аккумулятора. Другими словами, напряжение запуска 12-вольтовой шестисекционной АКБ составит 6–9 V, а 24-вольтовой с 12 секциями — соответственно 12–18 V.
Многие гаражные ПЗУ, такие как Bosch SL 2470E и SL 24 100 E, оснащены системой «пуск одним человеком». По сути это выносной блок управления ПЗУ с четырехметровым кабелем. Пользуясь им, водитель может сам завести автомобиль, сначала подключив провода к клеммам, а потом включив ПЗУ.
Профессиональное ПЗУ — серьезный прибор весом до 65 кг, установленный на специальной тележке. Он смонтирован в небольшой тумбочке, где есть отделения для хранения пусковых кабелей длиной до 3 м, кабеля дистанционного управления, силового кабеля для подключения к сети 220/230 V.
ЗУ чаще все конструктивно выполняются в виде переносных приборов, однако есть и необычные решения. Так, компания Bosch может комплектовать ЗУ BML 2415 специальным кронштейном для крепления его к потолку в рабочей зоне и более длинными (5 м) стартерными проводами. Одна из самых интересных конструкций — предлагаемый компанией «Валго-А» пускозарядный комплекс Start Master компании Absaar. Он рассчитан на одновременное обслуживание до пяти аккумуляторных батарей с раздельным контролем процессов зарядки каждого из них.
О компании Absaar стоит сказать несколько слов отдельно. Она известна своими компактными ЗУ и ПЗУ, рассчитанными на работу в автосервисах и гаражах. Неприхотливые приборы обладают вместе с тем хорошей надежностью и универсальностью. Среди их преимуществ — наличие автоматической защиты от перегрева электрической схемы при длительных зарядных циклах или при работе в стесненных помещениях. Почти все ЗУ имеют режимы нормального и ускоренного заряда.


В последнее время получили распространение нетрадиционные ПЗУ бустерного типа. Чаще всего заряд накапливается в конденсаторах большой емкости, а разряд может происходить в режимах длительного питания потребителей энергии или в стартовом для запуска двигателя. Бустеры позволяют, например, питать бортовую сеть автомобиля при отключенном аккумуляторе, их удобно применять при диагностике ЭСУД или аудиокомплексов. Вместе с тем некоторые бустеры, например чешской компании Autotech, способны развивать пусковой ток до 700–800 А, однако широкого применения такие ПЗУ не нашли ни у автолюбителей, ни в автосервисах.
 
Rambler's Top100