• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"ОСК системы Колодца, или Некоторые размышления о том, где в Самаре брать оборудование "

"ОСК системы Колодца, или Некоторые размышления о том, где в Самаре брать оборудование "
Раздел: Окрасочно-сушильное оборудование
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: май, 2004
Дата публикации: 01.05.2004

Диапазон представленного сегодня на рынке гаражного оборудования весьма широк, но, несмотря на кажущуюся его доступность, обусловленную возможностью выбора, его приобретение по-прежнему доставляет массу хлопот сервисменам. И в первую очередь — из-за его высокой стоимости.

В сложившейся ситуации каждый пытается найти свой, наиболее оптимальный для него выход. Кто-то влезает в долги, беря кредит в банке, кто-то заключает договоры лизинга, кто-то покупает подержанное оснащение.
Во время моего визита в Самару мне довелось познакомиться с интереснейшим человеком — директором автомастерской «Икар» Владимиром Николаевичем Колодцом, отставным военным, решившим эту проблему очень оригинальным, даже можно сказать, уникальным способом: он самостоятельно изготовил окрасочно-сушильную камеру для малярно-кузовного участка своего автосервиса.
Наше издание, как вы знаете, придерживается довольно консервативных, строгих взглядов и подобную самодеятельность не одобряет, пропагандируя исключительно профессиональный подход к процессу авторемонта, подход, возможный только при использовании сертифицированного оборудования, изготовленного в заводских условиях. Это в первую очередь гарантирует безопасность работ, проводимых на таком сложном, травмоопасном производстве, каковым является современная автосервисная станция. Но созданная Владимиром Николаевичем ОСК выбивается из широкого круга недоброкачественного гаражного оборудования — продукта кустарного творчества российских Кулибиных. И главным образом — в силу своей надежности и, что немаловажно, эстетичного внешнего вида. Этим как раз и объясняется оригинальность и уникальность ОСК Колодца.

Камера Колодца
К идее собственноручно собрать окрасочно-сушильную камеру Владимира Николаевича, как и большинство российских сервисменов, подтолкнуло банальное отсутствие денег. От сервиса требовалось расширение спектра предлагаемых услуг, востребованными становились малярные работы, а возможности проводить их не было, поскольку не было ни камеры, ни средств на приобретение нового или хотя бы подержанного оборудования.
Поэтому, перелопатив всю имеющуюся в наличии специальную литературу (рекламные проспекты, брошюры и буклеты компаний, торгующих гаражным оборудованием) и поняв принцип функционирования современной ОСК (как подается, протекает и очищается воздух), Владимир Николаевич приступил к воплощению своего замысла в жизнь. За основу были взяты схемы из рекламного журнала столичной фирмы с подробным описанием технических характеристик и параметров (объем проходящего воздуха, размеры, температуры, режимы сушки, освещение и т. д.) некой итальянской камеры, размером 4х7 м, с высотой потолка 3 метра, прогоняющей через себя 18 000 м3 воздуха.
Первым шагом явилась коренная переработка этих схем, поскольку в них размещение агрегатной части ОСК подразумевалось вдоль боковой стены камеры. Этого Владимир Николаевич никак не мог себе позволить. Имеющаяся в его распоряжении свободная площадь, на которой он собирался поставить ОСК, ограничивалась оврагом, расположенным в непосредственной близости от мастерской. Поэтому агрегатную часть надо было монтировать сзади камеры, при этом укрепляя овраг, чтобы вся конструкция в конечном итоге в него не сползла.
Для этого в землю на 2 метра забили железобетонные сваи, в последствии связанные с бетонным основанием возводимого малярного участка (16 х 6 м). Сослуживцы Владимира Николаевича, в прошлом строители, будучи вызванными в качестве независимых экспертов, дали лаконичную и многообещающую оценку проведенной работе: по их словам, здесь можно было бы поставить водонапорную башню.
Труднее обстояли дела с поиском теплообменника — самого, пожалуй, главного элемента камеры, от которого зависит не только ее производительность, но и надежность и безопасность. От нового пришлось отказаться по той же причине, что и от новой камеры: объявленные за теплообменник 10 000–12 000 долларов надо было где-то изыскивать, а вырывать единовременно из оборота мастерской такую сумму — это буквально подписывать ей смертный приговор.
Помогли старые связи. В одной из расформированных военных частей оказался невостребованным стоящий на консервации тепловой генератор (ТГ-1) необходимой мощности, изготовленный еще в 1990 г. в теперь уже заграничном городе Луцке.
Для управления генератором предусмотрен специальный пульт, простой и функциональный, и что самое главное — все процессы регулируются не электроникой (ее минимум), а электрикой, т. е. контроль за рабочими режимами осуществляется всевозможными электрическими реле и датчиками. Это значительно упрощает эксплуатацию генератора и его ремонт. В случае поломки все необходимые запасные части и вышедшие из строя детали можно купить на любом радиорынке города.
Принцип же работы ТГ чрезвычайно прост. Воздух нагревается в камере сгорания, где установлены форсунки, в которые подается дизельное топливо. По достижении определенной температуры поступает сигнал от датчика, расположенного в ОСК, и клапан подачи топлива перекрывается. Начинается обдув и охлаждение камеры сгорания теплообменника.
При помощи термостата можно выставить дельту температур, что обеспечивает более экономичную работу ОСК. Когда температура опускается ниже выставленной дельты, на форсунку снова начинает подаваться топливо, она загорается и ТГ запускается. Единственное, что пришлось доработать, — поставив сопротивление, «обмануть» градусник, который не позволял ТГ, предназначенному для обогрева больших помещений, нагревать воздух свыше 40 0С. Небольшое «усовершенствование» конструкции позволило добиться необходимой, в соответствии с современной технологией сушки автомобиля после покраски, рабочей температуры в камере — 60 0С.
Несколько слов надо сказать и о безопасности ТГ. В целях ее обеспечения внутри генератора стоят светокатоды, следящие за тем, чтобы форсунки работали слаженно. Если пламя не горит, а топливо при этом поступает, сразу срабатывает аварийная сирена. То же происходит и в обратном случае — если прерывается подача топлива.
Вытяжные вентиляторы и короба заказали на одном из предприятий Самары, переживающем сегодня не лучшие дни и поэтому готовом браться за любые заказы. Сама окрасочно-сушильная камера собрана из 80-миллиметровых сэндвич-панелей, достаточно хорошо держащих температуру. Более толстые «сотки», по мнению Владимира Николаевича, обладают избыточной теплоизоляцией, поэтому он решил их не использовать — ведь не стоит забывать, что ОСК установлена в обогреваемом помещении мастерской.
Очистка прогоняемого воздуха осуществляется напольными и потолочными фильтрами, причем в вытяжной трубе под полом камеры вырезаны специальные вытяжные окна. Их размер рассчитан таким образом, чтобы воздух в начале и в конце ОСК забирался равномерно. В этих окнах как раз и устанавливаются стандартные фильтры, которые очищают отводимый из камеры воздух, еще раз очищаемый шибером на вытяжной трубе снаружи камеры.
ОСК Колодца, как и любая другая современная окрасочно-сушильная камера, во время сушки окрашенного автомобиля функционирует в режиме рециркуляции нагретого воздуха, что обеспечивается посредством хитрой системы рычагов, приводящих в действие заглушки на приточно-вытяжных трубах. Надо сказать, что агрегатная группа мало того что стоит позади камеры — она еще и располагается в отдельном помещении, благодаря чему упрощается ее обслуживание, а в рабочей зоне снижается уровень шума от работающего теплогенератора. Так вот, каким-то замысловатым способом Владимиру Николаевичу удалось вывести механическое управление заглушками (осуществляемое посредством хитрой системы рычагов, принцип взаимодействия которых так и остался для меня загадкой) в основное помещение малярного участка.

Вопросы эксплуатации
Камера, пущенная в эксплуатацию в феврале этого года, сразу раскрыла свои возможности. Проведенная с ее помощью покраска была выполнена на высоком качественном уровне, и Владимир Николаевич своим детищем остался доволен. Его не устраивает только большой расход топлива — 12 литров в час, но он объясняет это тем, что камера все время функционировала в жестких условиях холодной русской зимы. Наверняка летом потребление будет существенно ниже.
Определенные усовершенствования можно провести еще и в устройстве теплообменника, где сейчас стоят форсунки 1,8 мм. Колодец собирается проконсультироваться с опытными дизелистами и, вероятно, сменить жиклеры на 1,5 или 1,3-миллиметровые. Что, конечно же, приведет к ощутимому снижению расхода солярки, по его подсчетам — до 8–9 л. Как он сам говорит, в настоящий момент ОСК работает в режиме изучения, и вполне возможно, что в ее конструкцию в дальнейшем будут внесены значительные доработки. Но главное — камера работает и приносит своему хозяину деньги.
Меня сразу же заинтересовала цена вопроса. Видя довольно-таки внушительное и капитальное сооружение, я что-то засомневался в том, что оно обошлось своему создателю дешево. И действительно, размер приблизительных капиталовложений составил где-то 20 000 долларов (цена средней импортной камеры), но это с учетом возведенного для ОСК помещения. Так что какая-никакая, а экономия налицо. Правда, эксплуатационные затраты, согласитесь, высоки: 12 литров солярки в час — это неоправданная роскошь, которая сведет к нулю рентабельность создания и использования подобного оборудования. И пока данный показатель не станет оптимальным, в процессе «режима изучения» денег в трубу вылетит, я уверен, немало.
Но Владимира Николаевича это не пугает:
— Гораздо больше денег я отдал бы при выплате процентов за кредит в банке плюс техническое обслуживание приобретенной камеры бригадой специалистов из столицы, которым надо оплатить не только работу (баксов 30 за нормо-час), но и их проезд, проживание, питание и т. д.
При этом люди они занятые и на поезде к нам вряд ли поедут, почти 20 часов в дороге для них слишком много, поэтому наверняка разговор будет идти о самолете. А вдруг они не смогут устранить неполадку сразу? Если окажется, что деталь нужно везти из Москвы или заказывать за границей — в какие растраты мне выльется такой ремонт, даже если не учитывать простой оборудования? Здесь же у меня все под рукой, все комплектующие и пульта управления, и агрегатной установки я могу купить в Самаре. Я сам собирал ПСК, сам монтировал, я знаю ее досконально.

Проблемы города
Вот так в беседе с Владимиром Николаевичем мы подошли к щекотливой проблеме, стоящей сегодня перед сервисменами Самары. Со слов Колодца я узнал, что в городе и регионе практически отсутствуют компании, занимающиеся поставками гаражного оборудования и имеющие под рукой свою материально-техническую базу. Как правило, это представительства или филиалы московских организаций, деятельность которых неразрывно связана с головным офисом. Там заказываются запасные части, оттуда приезжают монтажники и ремонтники. Есть, конечно, и местные фирмы, но и их работа обусловлена тесным сотрудничеством со столичным регионом. И это в одном из самых крупных городов России, где рынок «гаражки» огромен и его потенциал исчисляется, по оценкам некоторых специалистов, миллионами долларов.
Конечно, сегодня дорогое импортное оснащение еще не востребовано в полной мере, и тому есть множество причин. Главная из них — недостаточно большой парк иностранных автомобилей (приблизительно 10 % всего парка легковых автомобилей самарского региона). Поднимать «Жигули» или «Волги» на иностранных подъемниках — слишком дорогое удовольствие, в этом случае вложенные в оборудование деньги будут окупаться десятилетиями.
Отсюда и объясняемое экономической нецелесообразностью подобных мер нежелание крупных поставщиков создавать в регионе полноценные подразделения для ремонта и обслуживания приобретенного у них оборудования. Формирование штата технических специалистов, насыщение склада запчастей — все это требует серьезных инвестиций, а в них продавцы «гаражки» пока не видят необходимости.

В нашу дискуссию вступает Евгений Андреев, директор «Интерколор-Самара» и мой надежный гид по городу:
— Что касается рынка оборудования, то понятно, что на Самару огромное влияние оказывают Тольятти и рынок «Жигулей». Я думаю, что эта тенденция сохранится еще достаточно продолжительное время, несмотря на то что парк иномарок в нашем городе неуклонно растет. Но пока еще он не достиг тех масштабов, которые были бы однозначно интересны крупным поставщикам гаражного оборудования. Хотя люди покупают больше машин, потому что для этого создается больше предпосылок в виде сопутствующих услуг и различных условий, стимулирующих процесс продажи (лизинг, кредит, страхование и оформление на месте и т. д.). А это, в свою очередь, ведет к увеличению спроса на услуги автосервисных предприятий.
Поэтому в конкуренции сервисов победит тот, кто сможет предложить своим клиентам наилучшее качество обслуживания, что невозможно на морально устаревшем оборудовании.

Я не мог однозначно согласиться с Евгением, и мое возражение сводилось к следующему:
— Евгений, но ведь Владимир Николаевич, когда задумал построить свою ОСК, руководствовался тем, что спрос на его услуги у клиентов есть, люди к нему идут и им надо предложить полный цикл кузовного ремонта, включая и малярку. Именно поэтому он и собрал камеру.

— Да, несомненно, определенный контингент — и достаточно внушительный — обращается за помощью к Колодцу. Это люди определенного возраста, определенного психотипа, сформировавшего еще в далекие советские времена, — для них в первую очередь важна цена услуги. Я не говорю, что специалисты сервиса «Икар» плохо выполняют свою работу, наоборот, они выполняют ее отлично, мне очень импонирует сам Владимир Николаевич, то, что у него есть голова на плечах, что он смог создать свою камеру (кстати, своими руками он сделал еще и стапель) — это достойно всяческих похвал. У нас немного осталось таких действительно достойных мастеров своего дела. Но все это хорошо на определенном этапе.
С иномаркой к Колодцу уже не поедешь — не те условия. Приходит новое время, и это необходимо учитывать. Стоимость ремонта постепенно теряет свое первостепенное значение при выборе человеком сервиса. Ему нужен комфорт, он обращает внимание на имидж мастерской. Клиенты смотрят на уровень оборудования, на то, в каких условиях оно содержится, поэтому дорогие стапели, подъемники и т. д. — это еще и определенные инвестиции в положительный имидж предприятия, что немаловажно для привлечения клиентов.
Такое оборудование еще не очень сильно востребовано, но люди, его покупающие, — это люди, работающие на перспективу. Оно им нужно для долгой и плодотворной работы. Поэтому сервисмены, считающие деньги и умеющие грамотно планировать свой бизнес с прицелом на будущее, понимают, что такое оснащение пригодится им и для ремонта иномарок, парк которых неуклонно расширяется. Что тут говорить — все прекрасно знают, что уровень оборудования не должен быть ниже уровня ремонтируемого на нем автомобиля.
Постепенно сервисы типа «Икара» будут вытесняться с рынка высокотехнологичными автотехцентрами, и это необратимый процесс. В связи с этим у Владимира Николаевича есть два пути: быть вытесненным с большого рынка и довольствоваться малым спектром владельцев «классики» или же развивать и совершенствовать материально-техническую базу своего сервиса. Я знаю его как человека неглупого и уверен, что он пойдет по второму пути.

Владимир Николаевич:
— Я с удовольствием купил бы хорошую современную камеру и не мучался бы с постройкой собственной, но где мне взять столько денег, чтобы обеспечить ее функционирование? Я уже говорил, что ее обслуживание для меня достаточно дорого, но гораздо дороже — ее покупка. Где взять на это деньги? Да, конечно, сегодня работают многие финансовые инструменты, делающие кредитные линии более доступными, взять тот же лизинг. Но все равно стоимость этих механизмов достаточно велика. Государство хотя и делает отдельные шаги, способствующие развитию частного предпринимательства, но это пока еще маленькие шажочки, в недостаточной степени стимулирующие представителей малого и среднего бизнеса, к которым по большей степени относятся мои коллеги.
Думаю, должна существовать стройная программа поддержки малого предпринимательства, гарантирующая получение льготных кредитов, регламентирующая форс-мажорные обстоятельства на случай задержек с выплатами и т. д. Чтобы к тебе банкиры не приходили с ножом к горлу — мол, вынь да положь, забирая твой с таким трудом налаженный бизнес, чтобы все взаимодействия становились прозрачными, облегчилось налоговое бремя… А то ты сначала должен заплатить за лицензию на проведение кузовного ремонта — и только потом можешь начать им заниматься. Получается, как в известном произведении классиков жанра: «Утром деньги, вечером стулья».

В завершение темы я не мог не задать Владимиру Николаевичу следующий вопрос:
— Владимир Николаевич, каким компаниям-поставщикам гаражного оборудования Вы отдали бы предпочтение, если бы располагали достаточными средствами, чтобы приобрести у них дорогостоящее оснащение?
— Конечно, тем, кто присутствует непосредственно в регионе. Причем мне неважно, московская ли это компания или ее филиал либо местная. Главное чтобы она могла предоставить все сервисные услуги согласно договору, в кратчайшие сроки. Внутри- и межсменные простои по причине поломок оборудования мне не нужны.
Я хочу сотрудничать с теми, кто ближе, чтобы не мотаться за каждой деталью в Москву и не ждать оттуда технической поддержки в виде сервисной службы с квалифицированными мастерами. А это возможно, только если такая компания имеет в регионе хорошую материально-техническую базу с необходимым штатом сервисного персонала. Я уже говорил, что оплачивать визиты столичных ремонтников у меня ни желания, ни возможностей нет.

Если говорить о том, что мы сегодня имеем на рынке «гаражки» Самары, то можно сказать следующее. На нем присутствуют и московские фирмы, и местные самарские предприниматели, старающиеся напрямую выходить на иностранных поставщиков и сотрудничать с ними. Позволить себе это могут не все, для этого нужна серьезная финансовая поддержка, поэтому и у тех, и у других на данном этапе имеются равные вполне серьезные шансы для продвижения своей продукции. Ну а в дальнейшем, несомненно, более слабые будут вытеснены с рынка теми, кто сильнее, кто соответствует всем условиям, мною озвученным, т. е. в первую очередь теми, кто реально и полноценно присутствует в регионе.

Что можно сказать в дополнение ко всему вышеизложенному? Да пожалуй, и нечего. И Евгений, и Владимир Николаевич вполне ясно и четко изложили свои позиции, и оба они, как мы понимаем, правы. Время течет, ситуация изменяется — и изменяется не в пользу последнего. Но как быть, если денег и вправду нет и ждать поддержки неоткуда? А что вы думаете по этому поводу, уважаемые читатели, как вы поступаете в сложных обстоятельствах, не всегда благоприятствующих развитию вашего бизнеса? Пример Колодца, конечно, весьма показателен, но это далеко не панацея и не способ к плодотворному разруливанию ситуации.

Евгений Андреев, директор «Интерколор-Самара»
— Что касается рынка оборудования, то понятно, что на Самару огромное влияние оказывают Тольятти и рынок «Жигулей». Я думаю, что эта тенденция сохранится еще достаточно продолжительное время, несмотря на то что парк иномарок в нашем городе неуклонно растет.

Владимир Колодец, директором автомастерской «Икар»
Я хочу сотрудничать с теми, кто ближе, чтобы не мотаться за каждой деталью в Москву и не ждать оттуда технической поддержки в виде сервисной службы с квалифицированными мастерами.

 
Rambler's Top100