• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Вопросы и ответы "

"Вопросы и ответы "
Тематика: Автосервис и клиент
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: апрель, 2004
Дата публикации: 01.04.2004

От редакции
Мы часто получаем от читателей вопросы: а что? А как? На некоторые из них отвечаем сами. Но диапазон настолько широк, что абсолютно на все ответить невозможно, и тогда мы переадресуем их профессионалам. Наиболее часто встречающиеся мы планируем в будущем публиковать на страницах журнала.

Сегодня на вопрос отвечает вице-президент Общества потребителей автотехники России, юрист
Антон Евгеньевич НЕДЗВЕЦКИЙ


Вопрос
Чем регулируются договорные отношения при ремонте автомобилей, принадлежащих юридическим лицам?

Ответ
Небольшие автосервисные компании, не имеющие собственных юристов, иногда сталкиваются с проблемой: как правильно построить взаимоотношения при обслуживании автопарка юридических лиц — фирм, использующих автотранспорт для хозяйственной деятельности? В первую очередь нужно знать, какие нормы законодательства подлежат применению в случае, когда владельцем обслуживаемого автомобиля является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, какие имеются требования к оформлению заказ-наряда, приемо-сдаточной документации, какова ответственность исполнителя работ при нарушении сроков их выполнения или ненадлежащем качестве.
Нормативное регулирование договорных отношений, если заказчиком выступает юридическое лицо либо частный предприниматель, существенно отличается от случаев, когда работы выполняются для граждан-потребителей. Поэтому при приемке автомобиля и оформлении документации следует обратить внимание на правовой статус заказчика, т. е. кем и для каких целей эксплуатируется автомобиль, и, исходя из этого, использовать стандартные бланки договоров (заказ-нарядов), которые можно разработать для всех случаев.
Законодательство о защите прав потребителей предоставляет заказчику гораздо больше преимуществ перед исполнителем, чем общегражданское, где применяется принцип равноправия сторон в договоре. Поэтому естественно желание некоторых владельцев авто апеллировать к этому закону при возникновении конфликтной ситуации. Известен случай, когда частный предприниматель, владелец «газели», используемой для грузоперевозок, долгое время донимал станцию технического обслуживания претензиями, основанными на Законе РФ «О защите прав потребителей». Что примечательно, автосервис был вынужден удовлетворить требования клиента и выплатить компенсацию, не зная, что в данной ситуации имеет полное право отказать. И такие случаи нередко бывают в практике автосервисных предприятий, причем по большей части именно с владельцами «Газелей», которые в основном используются в предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов. Статус клиента не проверяется и не учитывается, что может привести к неправильному пониманию прав и обязанностей сторон и, соответственно, к убыткам предприятия. К примеру, в другой аналогичной ситуации дело дошло до суда. Представитель автосервиса, проконсультировавшись с юристом, попросил суд направить запрос в налоговую инспекцию. Когда выяснилось, что истец — частный предприниматель и занимается на этой машине грузоперевозками, во взыскании требуемых сумм было отказано.
Необходимо помнить, что, согласно определению, данному в Законе РФ «О защите прав потребителей», потребителем является только тот гражданин, который приобретает товары, работы (услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. То есть потребитель — только гражданин (частное лицо), а никак не организация или предприниматель без образования юридического лица, использующий данный автомобиль в своем деле. Потребителем будет только тот, кто сдает в ремонт автомобиль, используемый как личное средство транспорта. К отношениям с потребителями должны применяться соответствующие Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290.
Если же заказчиком работ является организация либо ПБОЮЛ (при этом автомобиль может находиться как в собственности, так и быть взятым в аренду, в том числе у частного лица, и используется в хозяйственной деятельности), то вышеуказанные Правила и Закон РФ «О защите прав потребителей» применению не подлежат. Отношения регулируются Гражданским Кодексом РФ, в частности общими положениями о договоре подряда и возмездного оказания услуг. В таких случаях можно использовать другой вариант договора (заказ-наряда), нежели предусмотренный Правилами, и включить в него более выгодные для себя условия, допустим о неустойке. ГК РФ, например, не предусматривает обязанности выплачивать неустойку за нарушение сроков выполнения работ, хотя у заказчика все равно остается право требовать возмещения причиненных просрочкой убытков. Гораздо меньшая ответственность установлена за утрату либо повреждение принятого автомобиля: если потребитель вправе требовать возмещения его двукратной стоимости, то юридическое лицо либо ПБОЮЛ — только причиненного ущерба. Менее жесткие требования — к предоставляемой заказчику информации и ответственности за ее непредоставление. Хотя надо отметить, что в отношениях с организациями больше забот создает их надлежащее оформление: соблюдение письменной формы сделки, скрепление печатями, проверка полномочий (доверенности) и проведение расчетов.
Конечно, верно определить статус заказчика и правила поведения для неспециалиста может оказаться затруднительным. Тем не менее руководству небольших предприятий автосервиса стоит обратить внимание на эти моменты и провести соответствующий инструктаж среди сотрудников, занимающихся приемкой.

 
Rambler's Top100