• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Тема подсказана жизнью "

"Тема подсказана жизнью "
Тематика: Автосервис и страховые компании
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: апрель, 2004
Дата публикации: 01.04.2004

Едва читатель увидит сочетание слов «клиент», «сервис» и «страхование», он решит, что речь пойдет о страховании клиента. Не торопитесь с выводами. На сей раз речь пойдет об автосервисе, пострадавшем от клиента, да еще и с солидными финансовыми потерями. Чем в этом случае ему поможет страховая компания?

Разговор с начальником отдела страхования имущества страхового общества «Геополис» Максимом Захаровым начинается с описания одной истории, хотя и занимательной, но, оказывается, не такой уж исключительной.

В тот день ничто не предвещало потрясений в небольшом автосервисе «Гряда — Авто» (название изменено по просьбе владельцев автосервиса). Среди автомобилистов, пригнавших свои машины, оказалась и постоянная клиентка, захотевшая отрегулировать схождение и развал колес на своем микроавтобусе VW Transporter T4. На сервисе ее отлично знали и даже признавали как водителя со стажем, умеющего управляться с любым автомобилем. Итак, передав машину мастеру, посетительница отправилась в комнату отдыха ожидать окончания работы. Закончив регулировку, мастер сам попросил хозяйку отогнать автобус со стенда. И в этот момент она допускает одну-единственную оплошность, забыв выжать сцепление перед запуском двигателя. Ключ зажигания повернут — и… Сбив предохранительные упоры-ограждения, Volkswagen срывается со стенда и вдребезги разносит измерительный комплекс стоимостью 12 000 евро. А дальше, как водится, — тяжба, поиск виновных, определение ущерба. На восстановление прибора потребовалось $ 6,5 тысяч — деньги немалые, а с кого взыскивать, неизвестно.
С одной стороны, в автосервисе не узаконен запрет на самостоятельный выезд клиентов на своих автомобилях со стендов и подъемников. С другой стороны, мастер САМ попросил клиента отогнать машину. И еще с одной стороны, третьей, — налицо неквалифицированные действия автовладельца, повлекшие столь печальные последствия. Итог истории неожиданный и поучительный. «За столом переговоров» стороны пришли к компромиссу. Мастер не имел права просить клиента забирать машину самостоятельно, а клиент должен был соблюдать элементарные правила управления автомобилем. Ущерб (около $ 7 тысяч) возмещают обе стороны равными долями. И незадачливая автомобилистка добровольно выложила 3,5 тысяч «зелени».

«Случай и в самом деле интересный и неординарный, — комментирует Максим Валерьевич. — Надо сказать, что ни одна страховая компания застраховать от такого риска не взялась бы. Если есть 50 % вероятности такого происшествия, потери страховщика могут оказаться неоправданно большими. Бытует мнение, что мы делаем деньги на ровном месте: «уболтали» клиента, он отсчитал нам свои кровные, и мы можем спать спокойно — денежки у нас в кармане. Но ведь никто из страхователей и понятия не имеет о нашем профессиональном термине «сидеть на риске». Хорошо, если действительно за время действия договора страхования не произойдет тот самый страховой случай, который вынудит клиента обратиться к нам за помощью. А если, не дай бог, что-то случилось? Мы ведь выплатим пострадавшему гораздо больше, чем он передал нам. А наши собственные расходы в этом случае — оформление документов, поездки, вызовы, встречи — все это требует денег. Наших денег. Так что даром нам ничего не достается».

А от чего же в таком случае можно и нужно (а может, и не нужно) страховаться владельцам автосервисов? В самом деле, не каждый же день автобусы со стендов падают… Оказывается, не только можно, но и нужно, и на этот счет даже есть официальный документ. Именуется он так: Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ. В статье 15 перечислены признаки, по которым объект признается опасным. Половина из перечисленного в полной мере относится к автосервисам. Интересно, многие ли руководители автосервисов знают о существовании данного Закона?

«Я думаю, никто, — продолжает М. Захаров. — И причин тому несколько. Во-первых, полное, я бы сказал поголовное, отсутствие страховой культуры как понятия, характеризующего общий уровень культуры. Человек рассуждает не то чтобы просто, примитивно: «Ведь пожар-то недавно был у соседа, не у меня. Полыхнет у меня, тогда и думать будем, а сейчас-то чего волноваться!». Во-вторых, часто сказывается стремление получить сиюминутную прибыль, разовую выгоду. Это потом такой горе-администратор подсчитает, во что ему обошелся простой из-за пустяковой аварии. Ну и в-третьих, отсутствие достаточных средств. Нередко сервис открывают буквально на копейки, сэкономленные на последнем, самом необходимом. Где уж тут думать о гарантиях в случае какого-то риска! Все это иллюзорные доводы, сиюминутные. У грамотного, толкового руководителя должен быть стимул думать о будущем. И этот стимул — стабильность и уверенность».

Интересно, что для большинства владельцев промышленных предприятий, подпадающих под действие упомянутого Закона, вопрос страхования не стоит в принципе. Но вот владельцы автосервисов почему-то прикладывают огромные усилия, чтобы рисковать буквально на ровном месте и во что бы то ни стало. Вероятно, им проще и надежнее, что называется, тянуть до последнего, а потом пойти с шапкой по кругу — авось соседи помогут. Как показывает многолетний опыт «Геополиса», этого правила придерживаются практически все владельцы сервисов, независимо от размаха работ.

«Лично мне пришлось столкнуться со случаем, когда в здании сервиса взорвался баллон с газом. Половины крыши как не бывало, — рассказывает Максим Валерьевич. — Срок простоя составил не одну неделю, и это едва не разорило незадачливых ремонтников. Казалось бы, вот он, тот самый стимул. Куда там: отремонтировались — и вперед, зарабатывать, погашать убытки. Какой ценой? Думаю, и так все ясно.
Куда как проще было бы обратиться к страхователям. В практике большинства страховых компаний есть услуга, называемая «Полный пакет риска». Он включает все основные мыслимые и немыслимые страховые случаи — от травмы работника до падения на крышу летательного аппарата или его обломков. В принципе, можно предусмотреть и ситуацию нанесения автосервису ущерба клиентом. Есть такое понятие: грубая неосторожность клиента. Взаимоотношения сервиса и клиента в любом случае нуждаются в строгой регламентации. Особенно это важно при определении момента передачи ответственности за транспортное средство. Однако если какой-либо страховой случай, вызванный нарушением этих норм, и произойдет, то ущерб от него будет относительно невеликим. Мы же предлагаем страхование от неприятностей куда более крупных. Нами разработаны Правила страхования имущества от огня и других опасностей и Правила страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте, которыми предусмотрены все шаги по обеспечению страхования и выплатам возможных возмещений причиненного вреда. Казалось бы, это очень просто: придите, прочитайте, посчитайте… Но нет, не верят владельцы автосервисов, что помещение, в котором одновременно идет сварка и маляр распыляет грунтовку, относятся к категории прожаро-взрывоопасных».

Так что же получается: люди, занятые в автомобильном бизнесе и сервисе, стараются не встречаться со страхователями и шагать по жизни, надеясь только на авось? Получается, что именно они, дилетанты в определении степени риска и возможных последствий, как раз и «сидят на рисках», а вовсе не те люди, которым это положено делать профессионально. Как это у дедушки Крылова про сапожника и пирожника…

«Вот ведь что интересно, — разводит руками Максим Захаров, — практически все автосалоны стали повально страховать автомобили на время демонстрационных тест-драйвов, хотя ущерб, причиненный в этом случае, несоизмерим с ущербом от аварии или несчастного случая в стенах самого салона или его сервиса. Докопаться до логики практически невозможно. Посудите сами: один автомобиль, ну, может быть, и еще один, помятые незадачливым клиентом, ценятся дороже, чем здания и оборудование на многие миллионы рублей, несколько царапин, полученных во время ДТП, приоритетнее здоровья механика, работающего под вывешенным на подъемнике автомобилем. Абсурд, полный абсурд. Но, как показывает опыт наших взаимоотношений с сервисами, именно им и руководствуются их владельцы. Правда, исключения есть, однако они или единичны, или (чаще) строятся по другой схеме. Еще на стадии проектирования и изыскания финансирования на строительство крупных фирменных комплексов находятся страховые компании, чаще всего близкие владельцам или инвесторам, которые и страхуют будущий комплекс. Но это, повторю, — случаи единичные и абсолютно нетипичные. В повседневной жизни автосервис и страховые компании все еще идут параллельными курсами, которые, как известно, пересекутся не скоро».

Как показывает анализ, более 80 % сервисов и техцентров таковыми только числятся. На самом же деле это небольшие полукустарные мастерские, где в одном боксе варят, регулируют топливные системы, красят, подзаряжают аккумуляторы, прекрасно зная, что они сидят на пороховой бочке. И все это до поры до времени. С другой стороны, их владельцев понять можно: «Где деньги, Зин?» — на цивилизованное ведение этого беспокойного хозяйства. Ох уж эти страховщики, им бы только денежки «снять»…

«Наверное, многие автомобилисты среднего и старшего поколения помнят французский фильм «Плата за страх». Вот где риск возведен в ранг абсолюта. Строить все — свою жизнь, бизнес, развитие — на риске просто неразумно. Я не собираюсь рекламировать страхование, правильно меня поймите. Но есть мировой опыт, масса примеров из жизни, когда дотла выгорают именно такие «сервисы» со всем имуществом, оборудованием, чужими автомобилями. Чтобы избежать неминуемой расплаты, часто приводящей к полному банкротству, всего-то и надо застраховаться. Правда, есть одно НО: страхуются только сервисы и производственные комплексы, отвечающие современным требованиям безопасности. Нет, не той, где секьюрити в униформе с галунами «фейс-контролируют» «своих» и чужих. Речь идет о системах пожаротушения и оповещения, взрыво- и влагозащищенных проводках, соблюдении регламента сварочных и малярных работ и т. д. Если у сервиса с этим нет проблем, если подъемники проверены и зарегистрированы, вряд ли кто-то из страхователей откажет их владельцу. И тогда мы «сядем на риски», а ремонтники «сядут» на свою основную работу. И спокойнее станет всем: клиенту, доверяющему свой автомобиль, слесарю, работающему в сервисе, владельцу сервиса, которому не придется бегать с шапкой по кругу. И нам — не надо будет тратить силы и время на объяснение очевидных истин. Ведь страхование — не только изъятие денег на покрытие возможных рисков. Это еще и тот самый стимул к наведению порядка и исключению всякого риска из повседневной жизни».

Федеральный закон
О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
Принят Государственной Думой 20 июня 1997 г.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Статья 15. Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
2. Минимальный размер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте составляет для:
а) опасного производственного объекта, указанного в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, в случае, если на нем:
получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, равных количествам, указанным в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, или превышающих их, — семьдесят тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования риска ответственности;
получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах меньших, чем количества, указанные в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, — десять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования риска ответственности;
б) иного опасного производственного объекта — одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования риска ответственности.

 
Rambler's Top100