• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Большая стирка"

"Большая стирка"
Раздел: Пылесосы, химчистки, поломоечные машины
Журнал: "Правильный автосервис" (www.avtoservice.info)
№ журнала: январь, 2006
Дата публикации: 01.01.2006

Сегодня практически любая автомойка в перечне услуг предлагает и химчистку салона. При этом цена такой операции в Москве может колебаться от 2 до 9 тысяч рублей. Впрочем, профессионалов больше интересуют себестоимость и качество. Мы определили их через технику, метод и затраты времени.
Что такое химчистка в современном понимании?  По сути, это тщательная серьезная стирка салона автомобиля – правда, без использования стиральной машины. Но всегда с применением других  механических помощников: пылеводососов, пылесосов - экстракторов, пенных станций, парогенераторов и даже пенных генераторов. Применение каждого из этих устройств диктует свою технологию чистки – и определяет  продолжительность процедуры и, в конечном счете, ее качество и цену.
Экстрактор – значит распылитель

 
Начнем с пылесоса-экстрактора. По сути, это не что иное, как хорошо известный  в домашнем хозяйстве моющий пылесос - только гораздо мощнее. А определение «экстрактор» переводится как «распылитель». Агрегат объединяет в одном корпусе  бак-утилизатор, емкость для химического чистящего состава, нагнетающие и отсасывающие насосы. Химический  чистящий состав подается  под давлением  в распылитель – и из него непосредственно на обрабатываемую поверхность. В момент соприкосновения с этой поверхностью состав активно вспенивается. Пена проникает в волокна материала, вступает в реакцию с загрязнениями и, поскольку в основе химического состава лежат ПАВы, поверхностно-активные вещества, действительно активно очищает материал, «вытаскивая» на поверхность и разлагая грязь.
Как правило, форсунка распылителя  конструктивно объединена в одной насадке с вакуумным отсосом – и потому буквально  тут же грязь с пеной отсасывается из материала в бак-утилизатор.
С точки зрения теории все выглядит просто безупречно. Но практика, как всегда, вносит свои коррективы.
Дело в том, что  материал материалу рознь. Одно дело – сравнительно  тонкая обивка  двери. И совсем другое – сиденье. В первом случае почти все, что «закачано» распылителем в структуру обивки, тут же из нее и вытягивается.  А во втором, учитывая толщину сиденья и  способность наполнителя впитывать влагу,  значительная часть того, что мы «впрыснули», остается внутри.  (Этому процессу способствуем и мы сами, активно прижимая насадку к обрабатываемой поверхности).  Значит, после обработки машину нужно просушить – не садиться же водителю на мокрое сиденье!  Обычно для этого используют так называемые тепловые пушки: их подкатывают к автомобилю, и через распахнутые двери в салон  подается горячий воздух. Сушка занимает примерно 3 часа, однако может растянуться и на пять, на обработку требуется не меньше полутора часов. Итого – весь процесс занимает до семи часов с просушкой, поэтому обычно это делают ночью, а утром выдают готовый автомобиль клиенту.
Если салон был очень грязным, не исключено, что после первой чистки на материале останутся заметные разводы. Чтобы их удалить, обычно требуется повторная промывка материала водой. Значит – удлинение срока обработки и более долгая сушка.
Вы не заметили, что в  процедуре сушки скрыт еще один «подводный камень»? Тогда обратите внимание на слова «горячий воздух». Они таят серьезную опасность. Поскольку в отделке многих автомобилей используются материалы,  главным образом содержащие винил,  которые уже при температуре за 60 градусов  могут плавиться, пузыриться терять форму. Представляете радость потребителя, который  получит  после химчистки сухой,  идеально отстиранный автомобиль… с причудливо изогнувшимися подлокотниками? 
Но и это не все.  Мы ведь помним, что  принцип работы чистящего состава строится на его способности вспениваться.  И в то же время знаем, что, во-первых,  ни один насос не может перекачивать пену, а, во-вторых,  пена занимает очень большой  объем.  Значит,  в данной технологии можно использовать только такие химические  составы, в которых уже есть пеногасители. Продавцы химических препаратов об этом знают и помогут выбрать то, что нужно. Кстати, приобретая  химический состав,  старайтесь не брать такой, в котором содержатся хлор или его соединения: они способны разрушать клеевую основу обивки, например, на потолках или отделке дверей.
И последнее замечание. Данный способ чистки способен дать хороший результат – но применим, пожалуй, только к материалу сидений и дверей. Приборная панель и потолки ему практически не подвластны.  Для этого существуют иные  технологии.
Пылесос-экстрактор самого низкого уровня может стоить около 300 евро. Но без особого труда можно найти и прибор за 1500 евро – все зависит от имени производителя и «навороченности» прибора.

Пылесос без распылителя
Пылеводососы обеспечивают едва не самую  добротную очистку салона. Вы сами поймете это, ознакомившись с технологией чистки. Суть ее в том, что с помощью любого распылителя на материал наносится чистящий состав. Иногда даже используются аэрозольные баллончики. Поскольку помпа отсутствует, требования по наличию пеногасителя в химии нет. Однако разделение этапов нанесения, чистки и сбора влаги, очевидно, удлинит процедуру. Но вот пена получится отменная, и работать она будет дольше и эффективнее. Поскольку, в отличие от  предыдущего варианта, ее не стремятся  немедленно удалить, а  трут щеткой. При этом наиболее загрязненные места можно потереть тщательно и пройти дважды. Словом,  можно корректировать чистку, добиваясь наилучшего результата. Тут, как говорил герой кинофильма, «торопиться не надо, да»,  средству  следует дать поработать минут 10, не меньше. Пена вытягивает на себя грязь – и сама очень быстро разлагается до химически нейтральных соединений, которые удаляются  влажной губкой. Весь процесс может занять 3 – 4 часа, учитывая необходимость сушки, а это еще часа четыре - имеем общее время на работу порядка 8 часов.  Но результат  вы получите сверх ожиданий.
Пожалуй, главным недостатком этого способа следует признать длительность процесса. Но это в какой-то мере компенсируется низкой ценой пылеводососов. Она колеблется от 100 до 350 евро.

Пенные станции – новые технологии 
Эта любопытная технология родилась в области, далекой от автосервиса.
Работники кинотеатров во многих странах Запада  долго мучились с казалось бы неразрешимой проблемой: за короткий перерыв между киносеансами  нужно было убрать зал и сиденья.  А  на сиденьях  в силу объективно более низкого уровня культуры  западных зрителей (которых мы, впрочем,  по этому параметру начинаем ускоренно догонять), можно было увидеть  лужи кока-колы и пива,  мороженое, жвачку и многое другое.  Вот тогда в кинотеатрах и появились  первые пенные станции. В узком корпусе такой машины (узком – чтобы проходить между рядами сидений)  есть бак-утилизатор, емкость для  чистящего состава, иногда – компрессор. Если компрессора нет, станция через редуктор подключается к стационарной пневматической линии. Влага удаляется практически полностью. То есть к следующему сеансу (через 10 - 15 минут) сидения будут чистыми и сухими. Через насадку в виде щетки состав подается на очищаемую поверхность и, как обычно, тут же образует пену. Этой же щеткой пена растирается  и уже через 30 секунд  разлагается, а загрязнения  собираются в  утилизатор.
По этой технологии можно чистить любые поверхности. Это - самый быстрый процесс. Нам рассказывали, что на одной станции  почистили салон «девятки», засекая время – потребовалось всего 23 минуты!
Интересной и очень полезной особенностью пенных станций следует считать возможность их использования не только для очистки салонов автомобилей, но и для уборки таких мест, как ванные комнаты и туалеты, душевые, бассейны, кухонные помещения предприятий общепита, рыбные цеха, цеха предприятий мясной и молочной промышленности.
Пена в виде широкого факела наносится распылителем на все подряд: стены, зеркала, краны, раковины, унитазы. Через 3 – 4 минуты она, уничтожив грязь,  начинает разлагаться и сползать. Тем же распылителем на те же поверхности подается вода (ее расходуется ничтожно мало, буквально 1,5 - 2 литра в минуту) и тут же собирается. Остаются идеально чистые блестящие  поверхности, в том числе хромированные. При этом грязь удаляется даже из таких мелких щелей, куда никакими щетками не добраться.
Единственным, пожалуй, недостатком данного способа можно считать  высокую цену пенных станций, которая стартует с 1200 евро.

Паровая экзотика
На очистке с помощью пара  народ в последнее время просто помешался. И немудрено: никакой химии, гигиена на высшем уровне, экология вне критики. И сравнительно неплохие результаты.
Многие фирмы давно уже выпускают парогенераторы серийно, в том числе  для очистки салонов автомобилей.
Такой прибор представляет собой  бойлер, в котором  «приготавливается» перегретый пар с температурой около 150 0С давлением  не менее 5 атмосфер. Естественно, бойлер снабжен всеми мыслимыми системами безопасности и блокировками, полностью исключающими травматизм. И это правильно: температура, давление и электрическое напряжение даже по отдельности  заслуживают уважения,  тут они присутствуют одновременно. В некоторых случаях к пару еще добавляется химический чистящий состав. Всякие бактерии и клещи - гибнут сразу. Грязь удаляется эффективно. Но не всякая: по наблюдениям специалистов  самыми стойкими оказались химические загрязнения, например, чернила и кока-кола. Винил и клеевые соединения с паром не дружат. А вот кожа сидений к нему благосклонна.
Интересно отметить, что обработанный паром салон практически не нуждается в сушке.
Поскольку аппараты довольно сложны, стоимость их  близка к самому верхнему уровню: от 700 до 2700 евро.

Материалы
Текстильные  и велюровые обивки сидений  практически безразличны ко всем   чистящим   средствам и технологиям. Тут противопоказания неизвестны. И дефекты очистки в виде пятен и разводов на таких материалах менее заметны.
Элементы, где текстиль наклеен на основу, как мы чувствительны к хлору и его соединениям, боятся нагрева. Это относится и к формованным потолкам.
Панели приборов требуют бережного и аккуратного обращения, их не следует царапать. И после окончания чистки желательно обрабатывать регенерирующими составами, восстанавливающими матовость  поверхности.
Кожа – наиболее капризный материал.  Соответственно, и чистка кожи требует особой осторожности, и особых очистителей, в состав которых входят увлажняющие, восстанавливающие добавки. Это понятно: если кожа пересохнет, она начнет трескаться. Кстати, «слишком хорошо – тоже нехорошо», избыток средства сделает кожу отменно блестящей и скользкой – на сиденьях станет невозможно усидеть. Щетки нужно использовать самые мягкие.  Протирать следует только губкой или натуральной замшей. Хочется добавить: и не дышать на нее. Но это, пожалуй, лишнее.Очистка нубука и замши больше напоминает  очистку ткани. И тут главная задача – как раз убрать глянец и «засаленность». К счастью, эти материалы используются сравнительно редко.

Чистящие средства
Их выпускают все страны с развитой химической промышленностью.  И перечислять эти страны нет никакой надобности. Скажем только, что на рынке наиболее заметны, пожалуй,  Германия, США, Италия и  Голландия. Итальянские  средства несколько дешевле – видимо, из-за огромных объемов выпускаемой продукции.  Профессиональные составы от бытовых отличаются как составом, так и размерами упаковки. Уж, конечно, аэрозольные баллончики никто не примет за профессиональные.
Чтобы не ошибиться в применимости, следует внимательно читать инструкции к соответствующим приборам – и консультироваться у продавцов. Они обычно знают о своих товарах все необходимое.

 
Rambler's Top100