• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Люди стоят денег"

"Люди стоят денег"
Тематика: Автосервис и персонал
Журнал: "Правильный автосервис" (www.avtoservice.info)
№ журнала: январь, 2006
Дата публикации: 01.01.2006
Размер заработной платы – без сомнения, один из важнейших мотивов выбора того или иного места работы. Кроме того, именно грамотный подход к системе оплаты труда работников позволяет свести к минимуму отток кадров и привлечь в компанию квалифицированных специалистов.
Однако первое, что нужно учитывать при выборе конкретной суммы зарплаты для конкретного специалиста, – это запросы потенциальных работников и предложения работодателей, существующие на рынке  в данный момент времени.     

Редакция журнала совместно со специализированным агентством «АвтоПерсонал» провели мониторинг среднего размера заработной платы, которую хотели бы получать работники автосервиса и оплаты труда, на которой настаивают большинство работодателей. Рассматривались специалисты в возрасте от 21 до 45 лет, с опытом работы от двух лет по специальности. Очевидно, выбор данной целевой группы был не случайным. Говорить об обоснованности запросов специалиста со стажем менее двух лет едва ли возможно. Прежде всего потому, что фактически это еще не специалист в полном смысле слова. Он не обладает необходимыми навыками и достаточным практическим опытом.
С другой стороны, сами сервисы не сформировали сколько-нибудь определенного мнения о «цене» стажера. Так что попытки получить среднее значение их ожиданий сродни выявлению средней температуры пациента больницы – с учетом «самых горячих» и морга будет всегда 36,6… Только цифра эта никому ни о чем не говорит.
Вообще отношение к молодым специалистам, как мы успели заметить – тема, достойная отдельного пристального внимания. Хотя бы потому, что их подготовка и воспитание для очень многих фирм – «дело внешнее». Подавляющая часть рынка Москвы хочет без проблем и затрат получить готового профессионала. А где и кто обеспечит ему первые полтора-два года практики – дело последнее. Если учесть, что кадровые проблемы становятся, по мнению многих специалистов по подбору персонала, все острее, такой простой подход к обучению стажеров стоит считать сильно устаревшим. Но об этом – в другой раз.

В целом картина по основным  работникам автосервиса выглядит следующим образом.

Специальность    

Запрос специалиста, долл США 

Предложение работодателя, долл США 

Автомеханик

 675 

788

Арматурщик 

900 

740

Жестянщик 

983 

782

Автомаляр 

977 

754

Автоколорист 

977 

669

Любопытно, что больше всего людей с высшим образованием среди автомаляров и автоколористов – примерно 10% (среди других специалистов всего 3-4%), а их средний возраст 34 года. В то же время и зарплата, запрашиваемая ими, почти одинакова и выше запросов специалистов других направлений. Скорее всего, это связано с особой, очень ответственной ролью, которую играют в ремонтном цехе маляры и колористы: ведь атомобиль попадает к ним в последнюю очередь, и от того, как профессионально будет сделана их работа, зависит впечатление автовладельца от всего проделанного на автосервисе ремонта.
Несомненно, на размер зарплаты влияет и тот факт, что работа автомаляра и автоколориста вредна для здоровья. Что, скорее всего, не учитывается работодателем, предлагающим таким специалистам оплату ниже   автомехаников. При этом работа автоколориста менее ценна, как мы видим из приведенной выше таблицы, для работодателя. В то время как по трудоемкости она занимает чуть ли не первое место: подобрать цвет таким образом, чтобы  добиться совпадения одновременно под несколькими углами к поверхности да еще с учетом всех типов источников освещения, под силу только очень внимательному и кропотливому человеку. Как говорится, за хорошую работу нужно и платить соответственно.
Единственным специалистом, который оценивает свою работу ниже работодателя, оказался автомеханик. Вероятно, это связано с тем, что механик – самая массовая специальность на сервисе и найти такого специалиста сегодня нетрудно – достаточно посмотреть, что все учебные заведения, работающие в автомобильной отрасли, обязательно готовят автомехаников/автослесарей. Другое дело, что обыкновенный механик уже вряд ли устроит большинство станций технического обслуживания. Им нужен специалист, который знает, как правильно работать на высокотехнологичном оборудовании, умеет «ладить» с компьютером и обслуживать современный автомобиль, буквально напичканный разнообразной электроникой. За весь представленный выше набор достоинств работодатель, видимо, готов хорошо платить. Кстати, средний возраст автомехаников 27 лет.
Что касается арматурщиков, ситуация выглядит абсолютно иной. Запрос специалистов в этих областях намного выше предлагаемой заработной платы. Скорее всего, такая ситуация связана с тем, что разобрать/собрать хотя бы салонные панели, сиденья, потолки (и другие пластиковые детали) в современном автомобиле совсем не то же самое, что сделать это лет десять назад. Необходимость рассоединить невероятное число проводков, а потом вернуть их на свои места само по себе требует от человека отличных технических знаний, опыта работы с конкретными автомобильными марками, аккуратности и точности. Наверняка поэтому средний возраст арматурщиков выше, чем в других группах - 30 лет. 
Похожая ситуация складывается и с жестянщиком. Он, как мы видим, запрашивает самую большую заработную плату. Это, скорее всего, связано с большим спросом среди автовладельцев на ремонтно-восстановительные работы.
Возрастной «ценз» мы так же ввели не случайно. Предложенный нами отрезок рабочей биографии – наиболее стабильный по доходу и  максимально востребованный среди работодателей Москвы. Впрочем, есть сервисы-экстремалы, желающие получить мастеров топ-класса с верхним возрастным ограничением в 30-35 лет. Объяснений по поводу столь жестких рамок они выдвигают немало. И фактически все очень далеки от чисто экономических критериев. Например:
- «средний возраст команды у нас 30»;
- «способность к обучению теряется к 35»;
- «на пацана мне легче накричать (!)»;
- «это лучший возраст» и т.п.
Наслушавшись столь глубоких и, главное, полезных для организации ремонта высокого качества, аргументов, мы перестали удивляться многим странным условиям, присутствующим в запросах.
Впрочем, и это тема отдельного разговора. А пока – вернемся к нашим специалистам самого «товарного» возраста и опыта.
Отметим и то, что понятие «жестянщик» избыточно широкое. К таковым себя может отнести работающий только руками, вооружившись простейшим механическим инструментом. С одной стороны, работа с металлом – сродни искусству. С другой – зачастую – это незнание более современных методов работы и соответствующего оборудования. Такого, как споттеры или система типа Miracle.
В целом ситуация, которая вырисовывается из приведенной статистики, достаточно типична: запросы специалистов по зарплате выше тех сумм, которые хотят платить работодатели. Однако в большинстве автосервисов в основном действует система оплаты труда, при которой заработная плата складывается из оклада и процентов от выработки. Вероятно, при таком подходе легче всего прийти к компромиссу.

 
Rambler's Top100