• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Хорошая подготовка"

"Хорошая подготовка"
Раздел: Окрасочно-сушильное оборудование
Журнал: "Правильный автосервис" (www.avtoservice.info)
№ журнала: декабрь, 2005
Дата публикации: 01.12.2005

Окраска – последний, финишный этап ремонтного цикла.  Этап, который не терпит ошибок и небрежностей,  способных перечеркнуть всю ранее сделанную работу.  Однако, как это ни странно, очень часто, заботясь о качестве окраски и создавая все условия для технологически точного подбора цвета, очистки воздуха, сушки и полировки, руководители сервисов, в том числе и весьма опытные и грамотные, почти забывают о зоне подготовки к окраске. Между тем с  точки зрения эффективности  труда  этот объект заслуживает самого пристального внимания. Более того – он способен существенно улучшить  эту самую эффективность и повысить качество финишной операции.


Хорошо известно, что времени на подготовку поверхности к ремонтной окраске требуется в три-четыре раза больше, чем на сам процесс. Едва ли стоит подробно вспоминать технологию - она достаточно известна. И точно так же известно, что на этапах нанесения порозаполнителя, грунта, шпатлевки создается база, которая обеспечит как итоговый внешний вид, так и долговечность и прочность покрытия. То есть позволит гарантировать качество ремонтной окраски.
Каждый знает эти прописные истины, однако организация процесса подготовки на сервисах куда менее унифицирована, чем сама окраска. Видимо, причин тому несколько. Попробуем озвучить некоторые.
Начнем с банального и понятного стремления к экономии - как финансов, так и площадей. Если сервис не готов просчитать или просто не может обеспечить стабильную загрузку участков подготовки и окраски, то определить точное число постов подготовки становится почти невозможно. Теоретически их должно приходиться по 3 - 4 на одну камеру, если она загружена на все 100%. Практически же  такая полная и равномерная загрузка едва ли по силам какому бы то ни было сервису, как в силу нестабильности потока клиентов, так и по внутренним причинам. Например, цепочка от приемки автомобиля в ремонт до окраски может оказаться не просто очень длинной, но еще и   содержать огромную неопределенность. Это и финансовые неувязки, и задержки при поставке запчастей, и скрытые дефекты, и сложные работы по исправлению геометрии, и многое другое.
Еще одна  причина может крыться, например, в «старой закалке» персонала,  который  рассуждает  так: раньше, мол,  прекрасно готовили в цеху – и теперь справимся. Поставим систему пылеудаления – вот и вся тебе зона подготовки. Мобильно, недорого, быстро.
Существует, правда, и противоположное   мнение: и подготовка, и окраска должны проходить в одной камере. Загрузка у нас, дескать, небольшая, а рисковать результатом на последнем этапе не стоит.
В итоге  нередко даже грамотные и стабильно загруженные центры  ограничиваются приобретением лишь одной полноценной зоны подготовки на камеру. Некорректность такого решения не всегда очевидна. А потому – давайте вместе порассуждаем на тему,  что считать полноценной зоной подготовки, какими вообще эти зоны бывают, и стоит ли принимать решение по их приобретению разово – при организации или расширении кузовного направления.

Что она дает


Прежде всего - увеличивает срок эксплуатации камеры, поскольку разгружает ее, принимает на себя все «грязные» работы (то есть экономит ресурс фильтров камеры), сокращает число запусков камеры при неполной загрузке, обеспечивает поступление на покраску чистой, с высоким качеством подготовки к покраске, автомобиля.
Правильно организованная зона подготовки позволит загрузить камеру без потерь в качестве работы, если обеспечит, по крайней мере, два базовых условия: удаление пыли и достаточную освещенность.
Первое условие не кажется очевидным только тем, кто помнит о технологии работы «по мокрому». Во всех остальных случаях, даже при наличии индивидуальных систем пылеудаления, работающих в комплекте с каждым электро-  или пневмоинструментом, без зоны подготовки запыленность цеха будет значительной. Особенно при работе по изогнутым поверхностям и кромкам, когда отвод пыли наименее эффективен. Последствия понятны – худшая видимость в рабочей зоне, необходимость постоянного использования защитных масок и комбинезонов, накопление пыли на полу, автомобилях, оборудовании.
Вентиляция зон подготовки осуществляется так же как в окрасочной камере – с помощью группы вытяжки и фильтров очистки. В простейших зонах организована только циркуляция воздуха, в наиболее «продвинутых» осуществляется и его нагрев. Это позволяет значительно ускорить сушку наносимых материалов. Кроме того, в такой зоне подготовки можно осуществлять локальную или частичную окраску без нарушения технологии. То есть, опять таки – разгрузить камеру.
Наиболее простые и компактные зоны подготовки, в свою очередь, практически не занимают места и не требуют сложного монтажа, что дает возможность  использовать площади, где они располагаются, без каких-либо ограничений. Из сказанного следует, что грамотно подобрать зоны подготовки по числу и оснащенности не всегда можно и нужно сразу, при организации цеха. Каждый тип зон подготовки имеет свои плюсы и свою сферу эффективного использования. Мы решили условно разбить возможные варианты комплектации зон на три типа, каждый из которых обладает  своей спецификой.

Минимум
В самом дешевом и компактном исполнении зона  подготовки состоит из  двух  решеток  длиной  около 6 метров или сплошного решетчатого основания, напольных фильтров и группы вытяжки. Цена такого бюджетного варианта для камер производства Турции стартует с 2,9 тыс. евро.
Тут решается только проблема пылеудаления. Установка света и даже организация потока воздуха для просушки фактически вне возможностей этого варианта. Упомянуть стоит и такой минус, как постоянный выброс отфильтрованного воздуха на улицу. В зимнее время это создает серьезные проблемы с поддержанием температуры в помещении. Так что установка будет хороша лишь при наличии мягкого климата и хорошей приточной вентиляции в цехе.

Нечто среднее
В более серьезных вариантах комплектации всегда предусматривается система рециркуляции воздуха. Абсолютный минимум в этой категории – мобильный пленум, о котором мы писали в одном из ранних номеров журнала.
Стандартный же комплект включает, помимо уже указанного в минимальном наборе, группу потолочных фильтров, пленум – подвесной или на опорах. В последнем случае как правило, с освещением и пластиковыми шторками по периметру зоны.
Система обычно организует поток воздуха одним из двух возможных вариантов – диагонально (без напольных фильтров и основания) или вертикально. В первом случае система более компактна и выигрывает в цене и монтаже, однако  подходит, главным образом,  для работы с ограниченными зонами повреждений. В противном случае надо постепенно перемещать автомобиль, чтобы работать в непосредственной близости от вытяжки, расположенной в основании пленума.
Системы данного типа организуют рециркуляцию воздуха, полностью решают проблему его очистки, имеют необходимое освещение. Однако производить окраску в них крайне нежелательно, поскольку фильтр прекрасно справляется с пылью, но не улавливает, например, пары растворителя.  И если воздух с этими парами выбрасывается в цех, то нетрудно себе представить, что будет в цехе к концу смены -  лучше не прикуривать от открытого пламени. Если локальная подкраска предполагается, стоит предусмотреть шибер для частичного обновления воздуха в зоне. Обычно имеется возможность удалять до 30% воздуха. Однако в этом случае высказанные ранее замечания о температуре в помещении и приточной вентиляции в цехе снова станут актуальными.

Камера без стен
Верхний вариант комплектации зоны подготовки включает все перечисленное ранее и систему подогрева воздуха. Фактически это камера, но стены и двери в ней заменены пластиковыми шторками. Цена комплекта, опять же, для достаточно бюджетных камер может достигать 12 тыс. евро.  Стоит отметить, что затраты на зону подготовки оправданы и окупаются достаточно быстро, поскольку ликвидируют «узкое» место в технологической цепочке.
Каждый автосервис имеет возможность выбрать тип поста подготовки в зависимости от требований, к нему предъявляемых.
Мы изучили рынок постов подготовки и выяснили, что наиболее полная гамма постов предлагается брендом ColorTech. Мы их насчитали 14 штук.
Ну, а выбирать, нужен ли пост, и если Да, то какой - вам, уважаемые читатели.  

 

 
Rambler's Top100