• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Сварка с итальянским акцентом"

"Сварка с итальянским акцентом"
Раздел: Сварочное оборудование
Журнал: "Правильный автосервис" (www.avtoservice.info)
№ журнала: декабрь, 2005
Дата публикации: 01.12.2005

Ссылки на бренды и производителей, упоминаемых в данной статье:
TELWIN S.P.A.
DECA


Ссылки на поставщиков и дистрибьютеров, упоминаемых в данной статье:
Компания "Дюкон"

«Сварка – процесс получения неразъемного соединения деталей машин, конструкций и сооружений при их местном или общем нагреве, пластическом деформировании или совместном действии того и другого в результате установления  межатомных связей в месте их соединения…»
Конечно же, это определение можно было и не приводить – ну кто  сегодня не знает, что такое сварка. Однако по   ходу разговора мы так или иначе будем возвращаться к  различным особенностям сварочного процесса  - а потому лучше уж иметь формулу перед глазами, чтобы  на нее опираться.
Начнем с нагрева 
Общий нагрев  используется при газовой или кузнечной сварке. Эти процессы в практике авторемонта  уже  не используются. Главным образом потому, что  кузовные  тонкостенные детали при нагреве пламенем  газовой горелки сильно деформируются. А это недопустимо.  Таких же деталей, которые когда-то можно было сваривать кузнечным способом, в теперешнем автомобиле уже не осталось. Кстати, кузнечный способ сварки – это как раз пример  совместного воздействия общего нагрева и пластического деформирования - он  для нас  неинтересен.
А вот так называемая контактная сварка, при которой  детали  соединяются не сплошным швом, а отдельными точками (это тоже пример совместного воздействия -  но уже давления и электрического нагрева) нашла широчайшее применение - по этой технологии изготавливаются кузова всех автомобилей. Иногда ее используют и в авторемонте – но лишь на крупных дилерских  сервисах, где аварийный автомобиль стремятся вернуть в состояние нового, применяя заводские методы и оборудование. Поскольку  на такого рода центрах список оборудования жестко диктуется производителем, владельцем бренда, то и он для нас интереса не представляет.
Стало быть, в распоряжении  основной массы авторемонтных предприятий остается только местный нагрев, который осуществляется за счет получения  на малой площади большого количества тепла от электрической дуги. Такая сварка называется электрической и применяется повсеместно.
Однако и тут все непросто. За время эволюции  появились  и развились различные технологии  электросварки, отвечающие конкретным условиям и требованиям.  Чтобы удовлетворять  потребности этих технологий,  создано множество  сварочных аппаратов.

Классификация

 Чтобы ориентироваться в этом оборудовании, понадобилась собственная классификация. На ней мы и остановимся чуть подробнее.
  1. По роду используемого тока  различают сварку на постоянном или переменном токе.
  2. По виду полярности (если ток постоянный)  различают сварку на прямой («минус»  на свариваемой детали) и обратной («минус» на электроде) полярности.
  3. По типу электродов  различают сварку  плавящимися (металлическими) и неплавящимися (вольфрамовыми или угольными) электродами.
  4. По степени механизации сварка может быть ручной, полуавтоматической и автоматической.
  5. В зависимости от способа защиты зоны сварки от кислорода воздуха  выделяют сварку электродами  с покрытием, под флюсом, в среде защитных газов и самозащитными порошковыми проволоками.
Поскольку эти определения слишком длинны, неудобны и неединообразны, в технической литературе используются более короткие аббревиатуры. Например:
STICK – ручная электродуговая сварка штучными электродами с покрытием;
TIG (Tungsten Inert Gas) - аргонодуговая сварка;
MIG-MAG (Mechanical Inert Gas/Mechanical Active Gas) – полуавтоматическая сварка в среде защитных инертных или активных газов.

Источники питания
К какому бы типу ни относился сварочный аппарат, основной его частью является  источник питания. 
Для сварки на переменном токе используются трансформаторы, для сварки на постоянном – выпрямители, инверторы и генераторы. Поскольку сварка на постоянном токе обеспечивает гораздо более высокое качество соединения  деталей (значение тока остается постоянным, ток не прерывается – это улучшает  стабильность горения дуги и повышает  глубину проплавления), она постепенно отвоевывает все большую часть рынка.  К тому же многие высоколегированные и прочные сплавы свариваются только на постоянном токе, – а их в автомобилестроении используют все чаще. Например, сварочные аппараты, работающие  в технологии MIG-MAG (привычные всем полуавтоматы),  используют именно выпрямленный ток.
Впрочем, и он бывает разным. В аппаратах низкого класса, более дешевых, выпрямление осуществляется выпрямительным блоком, собранным по простой мостовой схеме, и частота тока практически не меняется. В аппаратах  более высокого уровня, соответственно - более дорогих, используются выпрямительные блоки, собранные  по более сложным схемам  (например – по шестифазной мостовой схеме), при  которых частота выпрямленного тока в шесть раз выше, чем в сети - то есть составляет 300 Гц.  Это значит, что пики напряжения уже почти неразличимы. Отсюда – и качество дуги, и качество сварки.
В последние годы все большее распространение получают сварочные аппараты инверторного типа, в   которых нет силового трансформатора, а  изменение напряжения происходит за счет микропроцессорной схемы.  Это делает оборудование очень легким и компактным, а кривую тока – сверхгладкой. Понятно, что и качество шва существенно повышается. Как, впрочем, и цена аппарата.

Характеристики
Как правило, в обозначении любого сварочного аппарата имеются цифры, показывающие наибольшую величину сварочного тока, которую способен обеспечить этот аппарат. Это важнейшая характеристика, определяющая его возможности.  И если  на сервисе, скажем, собираются варить только листовые материалы толщиной 0,8…1,0 мм, то вполне достаточно приобрести автомат с характеристикой по току 80…100 А. Если же не исключаются работы с деталями толщиной около 4 мм, то понадобится уже аппарат, способный обеспечить   180…200А. Поскольку возможности аппарата обеспечиваются мощностью (и массой!) силового трансформатора, а надежность и долговечность – еще и качеством выпрямительного блока, то чем мощнее оборудование – тем оно дороже. И цена не всегда растет  прямо пропорционально.
Нужно еще иметь в виду и такую характеристику, как  продолжительность включения ПВ (или процент работы ПР, что одно и то же), которая обозначается в процентах и показывает, какую часть рабочего времени аппарат способен  работать непрерывно. При этом следует учитывать и то, что чем больше ток – тем скорее произойдет перегрев. Поэтому  показатель  ПВ для разных режимов  будет разным.  И если  в характеристике указано, допустим, что ПВ=60%,  на предельных значениях он может быть раза в два меньше!
Впрочем, не стоит и сильно пугаться. Как известно, работа сварщика как раз и состоит из последовательных включений и отключений, необходимых для приладки деталей, очистки шва, его осмотра, коррекции тока, смены электрода и т.д. Поэтому показатель 60% можно считать очень хорошим, обеспечивающим практически непрерывную работу.

Производители
Сейчас нет, пожалуй,  такой страны, которая не производила бы собственные сварочные аппараты – слишком велика потребность в этом оборудовании, без которого не может существовать ни одна отрасль. Делает такие аппараты и Россия. И, надо сказать, иногда очень неплохие. Хотя, чаще всего, уступающие по весовым показателям лучшим зарубежным образцам. Впрочем, если сервис не очень богат и  требования к качеству сварки не выходят за обычные рамки, этим  оборудованием вполне можно пользоваться.
Есть на отечественном рынке шведские и немецкие аппараты, есть американские. Хорошо известна продукция финской фирмы Kemppi, вышедшей еще на советский рынок, одной из первых. Название ее полуавтомата у нас стало даже нарицательным: спросите на любом сервисе, есть ли у них «кемпи» - и вам покажут  свеженький полуавтомат …итальянского производства.
Почему итальянского? Да потому, что именно итальянские фирмы стали на этом рынке законодателями моды. Судите сами – у нас можно приобрести сварочные аппараты итальянских марок  Telwin, Deca, Sol Welding, Cebora, Helvi и так далее.  И среди них для обозначения ценового и модельного многообразия можно рассмотреть ряд предложений Esseti,  входящая в   Sol Welding. Почему? Хотя бы потому, что именно для автосервиса предложение очень широкое и разнообразное. И сделает это по нашей  просьбе  эксперт, технический директор компании «Русавтотех»  Сергей Забелин.
- Наша компания присутствует на российском рынке уже больше 10 лет. И это дает нам основания утверждать, что итальянские сварочные аппараты – одни из лучших по сочетанию таких общепринятых параметров, как  цена качество. Мы начали сотрудничать с итальянским бизнесменом Антонио Беллини еще в 1993 году и ни разу не разочаровались.  Антонио интересен тем, что  периодически находит и предлагает для нашего рынка такие товары, которые на нем до того не встречались – и при этом товары высокого уровня.  Именно таким образом он  познакомил нас с продукцией компании  Esseti  и двух других компаний, - E-robоt  и  Overweld,  также входящих в Sol Welding.  Первая из названных компаний занимается разработкой и изготовлением сварочного оборудования, вторая, - как, наверное, понятно из названия, выпускает сварочные роботы, а третья - дополняет их, выпуская всевозможные аксессуары  и комплектующие для сварки.

Гамма 
Итак, попробуем рассмотреть гамму предложений на базе ассортимента
одной из старейших в Италии фирм, занимающихся сварочным оборудованием. Кстати, вторая причина выбора этого производителя - выпуск оборудования, предназначенного не для «ширпотреба», как у нас раньше говорили, а для использования на промышленных предприятиях. Таких, как кораблестроение, автомобилестроение, стройиндустрия, где сварка – один из главных технологических процессов. Там требования к оборудованию очень высокие.  И это качество фирма перенесла и на продукцию для автосервисов.
Собственно, на этом представление фирмы можно, видимо,  и закончить. И  теперь мы  просто возьмем прайс-лист и посмотрим, что же конкретно можно купить и сколько это стоит.
Линейку аппаратов типа STICK, предназначенных для электро-дуговой сварки, открывает  компактный аппаратик   Esseti 140 Light,  работающий от однофазной сети напряжением 230 В. Как понятно из обозначения, он способен выдать сварочный ток 140 А, что вполне достаточно для большинства потребностей небольшой автомастерской. Диаметр электродов – 3,25 мм, масса аппарата – всего 4,2 кг.  Подстать весу и цена – 390 евро.  Если добавить сюда все комплектующие – потребуется еще почти столько же, 440 евро.
Модель  Esseti 150 C Safe тяжелее всего на 200 граммов, чуть мощнее, дороже (570 евро) и имеет уже некоторые дополнительные  опции.  Одна из них называется anti stick - она не позволяет электроду «прилипать» к изделию. Другая,  lift arc,  автоматически поддерживает дугу, а третья, lift force , ее поджигает. Из личного опыта могу сказать, что этот аппарат совершенно незаменим. Я часто выезжаю на сервисы – и всегда вожу его с собой. Потому что он варит любыми электродами.  Буквально можно взять электрод, провалявшийся в гараже несколько лет, потерявший половину обмазки, сырой – и тут же им варить. Это производит впечатление! Стоимость этой машины – 570 евро, стоимость комплектующих – 620 евро.
На базе этой простой машины был создан 154-й аппарат, который умеет все то же самое, но плюс  к этому позволяет варить аргонно-дуговой сваркой. Это уже совершенно универсальный аппарат, способный варить все, что угодно: обычную сталь, нержавейку, алюминий и т.п. Весит аппарат всего 5,4 кг.  Его цена – 660 евро.
 В развитие простейших аппаратов была разработана серия Thor - более тяжелая (6 - 9 кг), более мощная (ток сварки  175 - 240 А), более устойчивая к нагрузкам (ОВ 35 - 45%). И, конечно, более дорогая - от 821 до 1523 евро.  Все дополнительные опции, о которых мы раньше говорили, здесь сохранены.  Что же касается  аппарата Thor 240 C, то в него внедрена еще так называемая система Synergy.
Что это такое? Чтобы ответить на этот вопрос, чуть отвлечемся и вспомним азы сварки.
Как известно, успех дела тут зависит от того, насколько точно толщине свариваемых деталей и их материалу соответствует сварочный ток.  Чем опытнее сварщик, тем точнее он определяет это соответствие, тем лучше шов. Этим, собственно, и определяется квалификация сварщика. Новичок будет делать десятки проб, испортит кучу электродов или другого материала. А сварщик «от Бога» с одного взгляда скажет, какой нужен ток – и сделает шов, как по ниточке.
Так вот, система Synergy  замечательна тем, что она практически устраняет пропасть между новичком и опытным специалистом.   На аппарате с этой системой имеется дисплей, на котором сварщик может выставить все условия сварки, включая ее вид, тип материала и  его толщину – и аппарат сам точно определит величину сварочного тока. Иными словами, во все  «умные»  синергетические аппараты встроены специальные программы, в которых имеются все возможные варианты в различных сочетаниях.  И если сварщик правильно введет исходные данные – машина выберет тот единственный вариант, который только и обеспечит идеальную сварку.
 Отметим  сразу, что системами Synergy комплектуются не только аппараты ряда STICK, но также и аппараты  высшего класса других рядов – TIG и MIG-MAG.
 Ряд аппаратов TIG начинается со 154-й машинки, которая весит всего 5,4 кг и стоит 1000 евро.  Сразу за этим скромным экземпляром идет серия Thor, в которую входят аппараты  с обозначениями от 160 до 240 А. Это уже «артиллерия среднего калибра», вес аппаратов колеблется от 9,8 до 12,5 кг. А цена – от 1400 до 2300 евро без комплектующих. А дальше – только мощные сварочные  устройства на колесах, способные выдавать ток от 350 до 450 А.
Традиционно на автосервисах пользуются наибольшей популярностью полуавтоматы MIG-MAG.  Естественно, есть они и в ассортименте компании Esseti. Один из самых простых аппаратов этого типа SM 180 Light стоит всего 790 евро. Здесь вручную выставляются величина тока и скорость подачи проволоки. Аппараты очень просты – и очень надежны. По опыту могу сказать, что они без проблем трудятся по 5 - 7 лет. В линейку SM входят  три модификации. Последняя – со сварочным током 250 А.
Более мощные полуавтоматы с синергетической «начинкой» - это уже, по сути, мини-сварочные заводы. Они  универсальны, они могут все. В том числе на металле толщиной до 5 мм. Но и стоят они, понятно, уже хороших денег – от 2 до 5 тысяч евро.
Понятно, что весь прайс-лист мы озвучить не можем. Но даже то, что показали, дает представление о широте ассортимента и о вариантах выбора…  

Кроме Италии
Но  не единой же Италией заполнен рынок сварочного оборудования. Просто итальянцы давно и прочно удерживают на нем лидерство – и лишь по этой причине мы  остановились на их представительстве столь подробно, как на примере, достойном подражания.
Как раз  в  те дни, когда готовился к выходу этот материал,  в Москве состоялась очередная выставка, которая прежде именовалась просто как «Интертул», а в этом году  стала тройственной, и в ее полное название входит  и слово «Exposvarka».  Отчет о выставке - это отдельный разговор. Но пройти мимо темы сварки мы, конечно, не могли.
Никаких открытий выставка нам не преподнесла.  Она лишь еще раз подтвердила, что итальянцы по-прежнему доминируют на сварочном поле. Но они  не так одиноки, как может показаться.
Самое отрадное то, что неожиданно сильно показали себя российские производители сварочного оборудования.
 Например,  Государственный Рязанский приборный завод  представил  практически всю гамму продукции,  включая сварочные трансформаторы,  выпрямители, полуавтоматы для дуговой сварки, установки для аргоно-дуговой сварки, автономные сварочные агрегаты с собственным источником тока и даже  установки  воздушно-плазменной  резки.
 Отдельно стоит сказать о серии  инверторных сварочных аппаратов «Форсаж»., включающую  тщательно продуманную линейку. Она начинается с  модели «Форсаж-125» стоимостью 10 900 (рублей!) и кончается моделью «Форсаж-500» по цене 50 000 руб. Несмотря на столь низкие цены, аппараты серии «Форсаж»  обеспечивают  сварку постоянным током прямой и обратной полярности, легкий поджиг и устойчивое горение дуги, плавную регулировку тока для подбора оптимального режима сварки, сварку электродами любого типа, сварку любых металлов и многое другое.   Даже по массовым характеристикам эти аппараты почти не отличаются от импортных: модель  «Форсаж-125» весит всего 6,7 кг.
Столь же успешным нужно признать и  показ продукции Оренбургского  ООО «Инвертор-плюс».  Особенно  интересны для использования  при ремонте автомобилей  устройства для сварки  по технологии MIG-MAG – полуавтоматы серий «Вега» и «Скат».
Из других участников выставки можно, пожалуй, выделить немецкие фирмы  EWM  и  MERKLE, представившие  широкий ассортимент сварочных аппаратов  всех типов и, что называется, на все случаи жизни.
Отдельно стоит, пожалуй, упомянуть об аппаратах плазменной резки и сварки, которых было  на выставке немало.  Их демонстрировали многие компании, как очень известные, так и новички.  Перечислять все не имеет смысла. Но для примера назовем несколько. Скажем, ООО «Сваркатехника» показало одни из самых портативных и дешевых аппаратов.  Ручная установка  SAXOZIP  для плазменной резки позиционировалась по цене всего 1280 у.е., а ее еще более портативный родственник (8 кг)   PRESTOZIP 1.0  предлагался и вовсе за 1150 условных единиц. Промышленная группа «Дюкон» в числе прочего сварочного оборудования  из Италии и Германии также представила широкую гамму устройств по ценам от 836 до 28 000 евро. Наконец,  ООО «АСТ-Техно»  представило серию отечественных установок для плазменно-воздушной резки. Однако даже самый «младший» из них  способен резать лист толщиной до 12 мм – и потому практически выходит за пределы того, что может  использоваться на сервисе.
На этом можно и поставить точку. Но точка в материале вовсе не значит точки в журнале. Тема сварочного оборудования почти неисчерпаема. И мы будем к ней возвращаться снова и снова.

 

 
Rambler's Top100