• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Бесконтактная – беспроблемная?"

"Бесконтактная – беспроблемная?"
Раздел: Мойки высокого давления
Журнал: "Правильный автосервис" (www.avtoservice.info)
№ журнала: ноябрь, 2005
Дата публикации: 01.11.2005

Уже второй год бесконтактная мойка считается модной и позиционируется дороже контактной ручной.
Однако среди мойщиков бродят неприятные слухи о вредности и даже опасности этой процедуры для лакокрасочного покрытия.
Редакция обратилась за комментариями к одному из экспертов в области профессиональной автохимии, Глазунова Дмитрия Георгиевича.
 
Технология
Прежде, чем хвалить или ругать бесконтактную мойку, давайте разберемся в технологии. Мойщики могут этот раздел пропустить, поскольку чтение инструкций в России у многих считается дурным тоном. Кстати, о них мы, продолжающее читать, и поговорим чуть ниже. Итак, поэтапно и в меру подробно, процедура бесконтактной мойки.

 
Пеногенератор Пенокомплект


- Смесь для распыления готовится в точном соответствии с рецептом на основе холодной воды. Метод дозировки «на глаз» хорош лишь для тех, кто уже не с нами и пропустил этот раздел. В основе средства для бесконтактной мойки – щелочь, а ее передозировка может стать причиной помутнения верхнего тончайшего слоя лака или даже эффекта «облезания» краски, характерного для окрашенных по голому металлу отечественных моделей.
Винить в последнем жесткие реагенты едва ли стоит. В доказательство опробуйте на подозрительно плохо окрашенном образце автопрома простой тест. Влажную белую губку запеньте мылом и хорошенько пройдитесь по кромкам краски возле стекол. Губка белой не останется, потому что краска на подобных «шедеврах» линяет непрерывно. А под воздействием щелочи процесс заметно активизируется.
- На сухой автомобиль, не обдавая его струей воды, наносится пена. Наносят ее в направлении сверху вниз. Предварительно смачивать автомобиль нельзя категорически. Это не только снижает концентрацию химиката, но и ускоряет его стекание, особенно с наклонных поверхностей, резко снижая эффективность всего процесса.
Нанести пену можно с помощью пенораспылителя аппарата высокого давления либо пеногенератора. Первый расходует в 2 раза больше средства и не допускает тонкой настройки струи, потому и стоит намного дешевле второго. Пеногенератор обойдется дороже, но позволит настраивать факел распыла и плотность пены – от консистенции «геля для бритья» до консистенции пены того же назначения.
Обработке не следует подвергать ощутимо нагретые поверхности – например, горизонтальные элементы кузова автомобиля, стоявшего в очереди под очень жарким солнцем. Желательно дать остыть или оборудовать навес для ближнего в очереди автомобиля. За те 10 минут, что требуются по минимуму на мойку предыдущего, его кузов немного остынет.
- Пена выдерживается на автомобиле 3-4 минуты. Это максимум. Допускать высыхания нельзя ни в коем случае, поскольку состав полимеризуется в пленку, которую придется оттирать…
Опять же по причине химического состава контакт с прямым солнечным светом и другими источниками УФ-лучей нежелателен.
- Смыв производится холодной чистой водой под давлением. Рекомендуется плоская  широкая струя. Смывать состав следует в направлении, обратном нанесению: снизу вверх. Это позволяет получить эффект от повторной мойки стекающим составом.
- Остатки воды сгоняются, после чего желательно распылить на поверхность воск. Это позволит при следующей мойке избежать всех потенциально вредных воздействий щелочи, поскольку «работать» она будет с тонким, но достаточно надежным, слоем воска.
- Подсушенная поверхность протирается тканью: натуральной или искусственной замшей, микрофиброй. То есть материалами, не оставляющими следов и волокон.
- Дополнительно для лучшего результата можно колесные диски и стекла обработать другим составом – на основе кислоты. Это даст лучший результат. Правда, надо помнить, что для колес Ferrari и Porsche средства на основе кислот недопустимы – они могут вызвать помутнение лака.

Вот, собственно, и все. Автомобиль может покинуть мойку. Теперь терпеливые читатели имеют право требовать комментариев по поводу «плюсов» и «минусов» бесконтактной мойки. Коротко можно ответить, что для бизнеса, определенно, плюсов больше, при соблюдении ряда ограничений.
Первейшее преимущество этого метода – его себестоимость, которая при грамотной организации процесса на треть ниже, чем для контактной ручной мойки. По подсчетам, которые мы постараемся ниже привести, для самого процесса порядка 7-12 рублей на автомобиль в зависимости от реагента и оборудования. Аналогичным образом рассчитанная сумма для контактного метода не будет ниже 20 рублей.
Не менее значимое преимущество – скорость, которая опять же на треть выше, чем у «контакта». Добавим, что при четком соблюдении технологии на бесконтактной мойке меньшее значение имеет «человеческий фактор». Пена активно проникает в труднодоступные зоны, снимает грязь из щелей, с недосягаемых для губки складок колесных дисков сложных конфигураций, из-под порогов.
Еще одно приятное свойство «бесконтакта» - возможность использовать то же оборудование, сменив состав, для чистки салона. Или, без смены состава, промывать моторный отсек.
Наконец, если ваш персонал вам не безразличен, здоровая кожа рук мойщика – тоже достижение бесконтактного способа мойки. При контактном методе «левый» шампунь за один день может привести к химическим ожогам, даже при использовании перчаток.

А теперь о «минусах» 

Это, прежде всего, большая, чем при контактном способе, агрессивность химии. Пена каждый раз окисляет верхний слой лакокрасочного покрытия. Это не опасно, однако при системном использовании такого типа мойки может привести к постепенной потере глянца. Последний легко восстанавливается простейшей неабразивной полировкой, однако у клиента потенциально может остаться «осадок» в душе. Именно поэтому рекомендуется использовать воск после мойки.
Второй недостаток метода, опять же из-за специфических свойств реагента на основе щелочи, это возможность помутнения металлической хромировки. Пластики, имитирующие хром, переносят пену великолепно, а вот сам хром мутнеет, требует восстановительной полировки. Так что дорогое «ретро» лучше мыть самым щадящим шампунем, губкой – контактно.
Наконец, если химия очень «жесткая», потому что вы решили экономить на материалах как можно активнее, при распылении в воздухе окажется достаточно взвеси, вдыхать которую систематически совсем не полезно. Раздражение слизистых вполне реально, и клиент-асматик спасибо не скажет…

Эффективность

Помните, в начале прозвучали две цифры – 7 и 12 рублей? Расчет мы приведем ниже, а пока хочется несколько слов сказать о факторах, влияющих на качество, скорость и цену работы. Их три: организация процесса, оборудование, химические препараты. Порядок перечисления никак не определяет значимость факторов, поскольку все они очень существенны. Первый обсуждать в этой статье мы не станем. Хотя бы потому, что его значение одинаково для любого способа мойки.
Второй – оборудование – заслуживает отдельных комментариев.
Говорить о преимущества того или иного производителя из Европы едва ли правильно. Скорее надо помнить о значении профессионализма, опыта и специализации изготовителя. Италия или Германия – одинаково хорошо. Если продукт является профилирующим для компании, а не побочным, производимым «за одно». Поскольку в последнем случае говорить об эффективности трудно.
Часто экономия на стартовых затратах оборачивается заметным ростом текущих. Например, пеногенератор заметно дороже насадки-распылителя. Однако он позволяет регулировать подачу пены, частично нивелируя проблемы дозировки и даже качества химии. Но главное – он позволяет экономно расходовать состав, снижая издержки минимум в 2 раза. Наконец, пена формируется с момента распыления и продолжает «расти» на поверхности, активно снимая и вбирая загрязнения и не демонстрирует активных потеков. При использовании простейшего распылителя все наоборот: расход пены велик, как и вероятность быстрого ее стекания.
Наконец, огромное значение имеют насадки, используемые при смыве пены. Давление при этом не должно превышать 130 бар, хотя у нас нередко подают и 200. Принцип «чем больше – тем лучше» в этом случае никак не применим. Насадка должна формировать широкую плоскую струю с углом распыла не менее 25 градусов и сечением не менее 14 литров в минуту.
Однако лучшее даже оборудование не сможет работать долговечно и эффективно, если мойка экономит на химии. Пример последствий использования продукции случайных производителей лучше всего иллюстрируют случаи с химией. Например, в Санкт-Петербурге в последнее время популярна дешевая химия от одного из изготовителей бытовых стиральных порошков. Хороших, кстати. Одна беда, она так экологична, что полностью разлагается в течение короткого времени. Если емкость не успели опустошить до этого момента, поскольку поток клиентов не плотный, химия разлагается до того, как ее успеют нанести на автомобиль.

Экономика

Давайте попробуем «в чернее» рассчитать эффективность использования двух вариантов мойки – контактной и бесконтактной аппаратом высокого давления.
Вариант первый, контактная мойка.
Обычно мойщик выливает 150 г на 10-ти литровое ведро воды, которое хватает на мойку одной автомашины.
Время мойки этой автомашины считаем как: предварительное замачивание (1 мин.) + время нанесения авто шампуня (7-10 мин.) + смывка авто шампуня (1 мин.). Итого 9-10 мин.
Канистра 25 кг хорошего итальянского шампуня стоит 953,88 руб. Следовательно стоимость мойки 1 автомашины составляет 5,72 руб.

Вариант второй, бесконтактная мойка.
            На 50-ти литровый пеногенератор заливается 1 л средства на 49 литров воды. Этого объема хватает на мойку 20 автомобилей.
            Стоимость 25 кг хорошего итальянского средства на день расчета по выбранному нами прайс-листу (тому же, из которого берутся цифры для «контакта») 1822,57 руб.
            1 литр = 72,90 руб. Следовательно, стоимость одной мойки автомобиля равна 72,9/20 = 3,65 руб.
             При этом время мойки одного автомобиля считаем исходя из времени на: нанесение пены (1мин) + время работы пены (3-4 мин) + время смывки пены (1 мин). Итого 5-6 мин.

 

 
Rambler's Top100