• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Что в имени тебе моем…"

"Что в имени тебе моем…"
Тематика: Проектирование и создание автосервиса
Журнал: "Правильный автосервис" (www.avtoservice.info)
№ журнала: сентябрь, 2005
Дата публикации: 01.08.2005

Оно есть у всех, но у каждого свое. Специалисты, профессионально изучающие его, уверены, что оно влияет на характер человека. Можно верить или нет, несомненным останется то, что оно играет огромную роль не только в жизни человека, но и в судьбе любого делового предприятия. Конечно же, это ИМЯ.
Представьте, Вы собираетесь открыть свой автосервис. Выбрано место, собраны все необходимые документы, разработан бизнес-план. Тут как раз и наступает время задуматься о названии, которое ваш сервисный центр будет носить. Причем, выбирать его нужно в расчете на возможные изменения политики или размера предприятия в будущем. На первый взгляд, изобрести «заманчивое» для клиента слово (или словосочетание) не составит труда. Но только на первый…

К ВОПРОСУ О НЕЙМИНГЕ
Оказывается, придумывание имени – длинный и довольно трудоемкий процесс. Он даже имеет свое название. Нейминг, или бренднейминг (от англ. name – называть) -  комплекс действий по разработке коммерческого имени. Нейминг считается важной частью работы по созданию бренда. Чуть позже появился и ренейминг, или  "переименование", - необходимая операция, например, при  выходе на новый рынок, где старое имя уже "не звучит".
Многие называют нейминг искусством, плоды которого способны эффективно продавать товар и двигать бизнес. Ведь не секрет, что в условиях повышенной конкуренции продают уже не столько товар или услугу, сколько их имиджи.
Поэтому важность выбора имени связана, прежде всего, с его рекламными возможностями. По тому, удобно ли использовать название в рекламе и насколько оно само по себе способно привлекать внимание к товару или фирме, можно судить, удачно ли был сделан выбор. «Правильное» имя существенно экономит финансы, ведь оно всегда является бесплатной рекламой.
Мало того, «правильное» имя, кроме того, что должно содержать в себе концепцию предприятия, обязано в то же время быть доступным для регистрации. Ни для кого не секрет, что подчас пришедшееся по вкусу название приходится доделывать «на коленках» за несколько минут до его регистрации. Тогда и получаются Автомастер-14, Автомастер-7 или Автомастер-К.  

УСЛУГИ
Известная фраза: «Сначала Вы работаете на имя, а потом оно работает на Вас» для специалистов по неймингу не актуальна. Они считают, что имя всегда, с самого первого момента появления «в обществе», может (а главное, должно) работать на своего хозяина.
В мире существуют два различных подхода к неймингу. Первый считает такую работу – строго аналитической деятельностью, основанной на знаниях из области лингвистики. Приверженцы второго убеждены, что при выборе «победителей» необходимо внимательно прислушиваться к себе и принимать решение на интуитивном уровне. Например, специалист по неймингу Брайан Мэттимор говорит так: «Иногда хорошее имя можно распознать по тому, насколько оно вас раздражает"
Сегодня услуги по неймингу предлагает много агентств. Однако есть и такие, кто специализируется исключительно на этом сервисе. Как, например, существующее с 2000 года агентство «Нейминг.Ру», заявляющее о себе как о «команде, способной создавать коммерческие названия мирового уровня, отвечающие самым высоким требованиям рынка».
Создание примерно десяти окончательных вариантов имени для фирмы в среднем занимает по времени две-три недели и обходится заказчику в 11 000 рублей. Если Вы захотите проверить один вариант названия на «новизну и тождественность» среди зарегистрированных названий с 1991 года до сего дня, а также среди заявок, рассматриваемых в ФИПС, то за восемь рабочих дней с Вас возьмут примерно пять тысяч рублей.

 В ПРОЦЕССЕ
Как действует специалист, цель которого «сгенерировать» привлекательное имя не столько для заказчика (хотя выбирает именно он), сколько для его клиентов? Ведь именно на них  это имя призвано производить впечатление. Как говорится: «Червяк должен нравиться рыбе, а не рыбаку».
Итак, сначала выясняются детали о клиенте: специфика его бизнеса, рабочая обстановка на предприятии,  демография будущих потребителей и, самое главное, идея, которую должно нести в себе название.
Далее вся собранная информация передаётся менеджерам, которые в свою очередь привлекают к работе до четырех команд. Каждая из них в среднем представляет порядка ста вариантов.
Следующий этап – настоящий кастинг для «новоиспеченных»: их проверяют на благозвучность и по смысловой нагрузке. Наконец, последнее слово остается за клиентом.
После того, как отобрано несколько подходящих названий, юристы проверяют их на так называемую  охраноспособность, то есть узнают, не было ли ранее зарегистрировано подобных имен.
Пожалуй, последний этап сегодня самый трудный. Ведь фирм с каждым днем появляется больше и больше, и каждый руководитель желает найти «свое» уникальное имя. Как следствие, создавать новое, хорошее, а главное, еще никем не занятое имя становится всё труднее.
А новая, но пока не очень популярная в России, деятельность и вовсе сделает «мозговые штурмы» бессмысленными. Речь идет о неймсквоттинге - регистрации названий с целью их последующей продажи. Зачем ломать голову, когда все уже давно придумано?  Были бы деньги…
 Вопреки всем убеждениям сотрудников нейминговых агентств абсолютно надежных критериев для «хороших» имен не существует. Однако, несмотря на то, что,  окончательное решение, как правило, принимает наше внутреннее «я», кое-какие нюансы все же есть. Итак…

РЕКОМЕНДАЦИИ
Нюансов успешности марки с точки зрения нейминга не так уж много и почти все они находятся на уровне обыкновенного здравого смысла.  Как правило, это краткость, образность, благозвучность, отсутствие негативных ассоциаций, четкое ударение и т.д.
Каждый, кто занимается изобретением новых коммерческих имен, преследует главные четыре цели. Название должно быть:
1. броским и запоминающимся;
2. образно-позитивным, то есть вызывать только положительные ассоциации и эмоции;
3. уместным (то есть было как можно более связано с тем, что называет);
4. оригинально (не похоже на другие названия). Конечно, последнему пункту часто не следуют в надежде сделать имя похожим на известный бренд. Это уже сродни натуральному обману.
Однако значение - это лишь одна, пусть и достаточно весомая,  часть словесного каркаса. Огромную роль в восприятии названия играет фонетика: словарные ударения и ритмы. Например, почему в магазине Вы спрашиваете Super Shell, а не Shell Super.
Дальше больше. Только недавно на научном уровне было доказано, что каждый звук действует на наше подсознание по-особенному, очень сильно влияя на наши решения и поступки. Известно, что звук «Р» вызывает тревожность и беспокойство, а звук «А» любят, прежде всего, за его порядковый №1 в алфавите, оказывается, создает на подсознательном уровне впечатление волевого и энергичного старта  (особенно  в начале слова). Подобные характеристики есть у каждого звука. Однако все они носят общий характер и могут значительно меняться в зависимости от сочетания с другими звуками и своего места в слове.
Модный сейчас фэншуй, изучающий как на нашу жизнь воздействуют различные энергии, тоже рвется в помощники при выборе названия  для фирмы. Он настоятельно  рекомендует выбирать звучное имя, в котором сбалансированы элементы инь и ян. Прежде всего, он советует анализировать каждый символ (иероглиф), чтобы определить его принадлежность к одному из двух начал. Так, иероглиф с четным количеством штрихов относится к элементу инь, с нечетным  - к ян. Допускается лишь небольшое количественное преобладание янских (мужских) иероглифов, поскольку мужское начало соответствует самой природе бизнеса.

Доверить ли поиск названия специализированному агентству или взять всю работу на себя – решать Вам. Если Вы все-таки выбрали второй вариант - следующие советы для Вас:
• Обсудите предстоящий выбор с людьми, мнение которых для Вас важно. Это могут быть ваши коллеги, друзья и родные.
 • Всегда имейте перед глазами список признаков "удачного" названия. 
 • Идеально, если число вариантов названий не превышает пяти. Смело отбрасывайте названия, в точности которых сомневаетесь, сокращая список вариантов до минимума.
 • Также следует поступать со списком людей, с которыми Вы собираетесь обсуждать варианты. Их не должно быть много: три-четыре человека. Ведь, как известно, чем больше людей, тем больше мнений и споров. Поэтому не стоит обсуждать название «всем миром». В желании учесть мнение каждого есть большая вероятность потерять «яркое» имя.

И НАПОСЛЕДОК
От того, насколько привлекательным и уникальным будет название вашей фирмы, во многом зависит ее дальнейшая судьба. Не уделять внимания имени нельзя, как и нельзя во всем на него полагаться. Выбрав название с нужной вам эмоциональной окраской, вы, без сомнения, проложите тропинку к сердцу потребителя. Но, как бы нас ни убеждали специалисты в области нейминга, «правильное» имя недостаточно просто придумать или выбрать, его надо завоевать. Завоевать кропотливым трудом и высоким качеством обслуживания.  

ПОПУЛЯРНЫЕ НАЗВАНИЯ МОСКОВСКИХ АВТОСЕРВИСОВ
Как правило, директора автосервисов выбирают имя для своего «детища» сами.
На первом месте по численности (и этого следовало ожидать) находятся названия на букву А. Это различные вариации слов с АВТО:  АВТО-ПРЕСТУС, АВТО-С-88, АВТО-СМАЙЛ, АВТО-ШИКК, АВТОАДМИРАЛ, АВТОБЫТ, АВТОВАЛ, АВТОВЕК, АВТОДРУГ, АВТОДУЭТ, АВТОЛАБ, АВТОМАСТЕР, АВТОПОМОЩЬ 911, АВТОРОЛЛ, АВТОЭЛЕКТРОПУСК. Очень популярна тема врачевания: АВТОДОКТОР-XXI ВЕК, АВТО-ЭСКУЛАП, 4X4 ДОКТОР, МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР АВТО-ТЕРАПИИ  и т.д.
Не ища себе лишних трудностей, многие оставляют слово АВТОСЕРВИС: АВТОСЕРВИС 777, АВТОСЕРВИС 95, АВТОСЕРВИС В БАЛАШИХЕ, АВТОСЕРВИС ПЛЮС, АВТОСЕРВИС А-7.
Чуть реже используется ИНТЕР: ИНТЕРАВТОСЕРВИС, ИНТЕРВАЛ, ИНТЕРГАЗ, ИНТЕРГРУНТ, ИНТЕРСЕРВИС.
Многим руководителям оказалась близкой тема греческой мифологии: АИДА, ГАЛАТЕЯ, СЕЛЕНА, ТЕСЕЙ, ТРИТОН-СЕРВИС и даже АМУР. Есть еще ДИОГЕН-СЕРВИС, ЛИКУРГ-АВТОСЕРВИС и ЭЛЛАДА. Несомненно, очень поэтично, но о том ли?
В наследство от советских времен перешли также и названия некоторых  техцентров:  АВТОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД №1, АВТОКОМБИНАТ №14, ТАКСОМОТОРНЫЙ ПАРК №16, АВТОМАСТЕРСКАЯ №18 и т.д.
На владельцев определенных автомобильных марок и на жителей районов нацелены такие названия, как MITSUBISHI В КРЫЛАТСКОМ, SAAB-СЕРВИС, TOYOTA СОЛНЦЕВО-СЕРВИС. Производные от названия местности, где находится сервис: КАМУШКИ (исторический район Москвы), УГРЕШКА (Угрешский проезд),  СМОЛЬНЫЙ АВТОТЕХЦЕНТР (Смольная улица) и др.
Большой спрос на нейминговом рынке имеют имена и фамилии: самого директора, его родных и друзей: АМЕРОВ Д.А., АНДРЕЙ, АЛЕКС-АВТО, АННА-ГРУП, АРТЕМИЙ, ВИКТОРИЯ, ВЛАДИМИР И Ко., ДЕНИС Лтд, ДЖУЛИЯ, КРИСТИНА И ИРИНА, МОРИС, НАДЕЖДА-11, НОРМА, ОЛЬГА-СЕРВИС, РОЗА, ФРОЛ, ШКЛЮДОВ, ЭЛА, ELVIS-AUTO.  АРМАНИ-ПТК - известные фамилии тоже в деле.
Особняком стоят географические названия: АБАКАН, БОСФОР,  ЛИВЕРПУЛЬ, СЕЛИГЕР+, ДЕЙТРОЙТ-СЕРВИС. Животные, птицы и деревья тоже не остались без внимания:  КОНДОР-ИНТЕР, КРАСНАЯ СОСНА, 
Стремительное вхождение в нашу жизнь новых информационных технологий отразилось и на названиях. Пример тому AUTOCRASH.RU (фирма занимается покупкой автомобилей в аварийном состоянии).
Нашлось место и двум мотелям: ВАРШАВСКИЙ МОТЕЛЬ и МИНСКИЙ МОТЕЛЬ.
Отдельно следует назвать АВТОРАЙ У ВИТАЛИЯ, АВТО100П и АЛЛО, ГАРАЖ. Также, АВТОЦЕНТР ПИТСТОП,  ДИНАМИТ, ИНЕЙ, СКАЗКА.
В перечисленных примерах редакция не стремилась к всеохватности и не  ставила перед собой цель оценить названия с точки зрения критериев «правильности». Мы хотели лишь выявить определенные тенденции и, может быть, помочь Вам выйти в размышлениях о коммерческом имени на нужную дорогу. Фантазируйте – любопытное или даже эпатажное название всегда «цепляет» потенциального клиента. Но помните, что даже самый высокий полет мысли часто требует «земной» корректировки!  

 
Rambler's Top100