• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"К быстрому ремонту… – готов?"

"К быстрому ремонту… – готов?"
Раздел: Оборудование для правки кузова
Журнал: "Правильный автосервис" (www.avtoservice.info)
№ журнала: август, 2005
Дата публикации: 01.08.2005

Представим себе довольно традиционную для России ситуацию. Водитель с небольшим опытом вождения держал зимой свой автомобиль (допустим, это новая иномарка гольф-класса) в гараже. Весной он, паркуясь, задел бампером высокий бордюр, в результате чего на бампере появилась небольшая вмятина и было повреждено лакокрасочное покрытие.
Итак, имеется локальный дефект, который «на скорость не влияет», но портит настроение.
Первая, и самая логичная, реакция потенциального клиента – обратиться в автосервис. Там организуют косметический ремонт, ведь он очевидно, пользуется спросом. Подправить, подшпаклевать и подкрасить ту или иную поцарапанную деталь. На первый взгляд, казалось бы, дело быстрое и не особенно дорогое. Но выгодно ли оно сервису? Мы взялись устроить телефонный опрос, дабы узнать, насколько легко решить эту маленькую проблему…
Увы! Оказалось, что на рынке российских автосервисных услуг есть очередная большая проблема. Вернее, пустая ниша.

Почем сколы для народа?
Охватить все классы легковых автомобилей по вполне понятным причинам мы не могли. Много их, да и бюджеты у автовладельцев разные. Выбрали самые распространенные и популярные у российского потребителя автомобили группы «С»,  или «гольф-класса». Популярность «цешек» среди россиян отнюдь не случайна. Судите сами, примерно за 20 тысяч долларов вы получаете автомобиль на все случаи жизни. Причем иногда с гидроусилителем, ABS, подушкой безопасности и полным электропакетом.  А главное - вполне умеренным аппетитом.
За последние пять лет гольф-класс буквально пустил корни на российском авторынке. Количество итальянских, американских и, конечно, японских и корейских качественных «цешек» в России растет. В ключевом соотношении «цена – начинка – качество» восточные производители зачастую выигрывают у западных.
«Слегка поцарапать бампер» мы решили у представителей группы «С» разных автомобильных стран.  И на день «стали владельцами» Opel Astra, VF Golf, Fiat Bravo, Toyota Corolla, Ford Focus, Skoda Fabia и Hyndai Gets.
Проблемы, куда позвонить, чтобы подлатали легкораненного друга, не возникло. Количество автосервисов, готовых принять любого «иностранца» в свои объятия, в  Москве исчисляется сотнями. Гарантийный возраст нашего гипотетического автомобиля обязывал обращаться к официальным дилерам. Мы не стали привередничать. Опрашивать – так уж всех! Всем сервисным станциям были заданы одни и те же четыре вопроса.

1. Является ли авторемонтная фирма официальным дилером?
2. Какова стоимость  ремонта и покраски?
3. Сохраняется ли гарантия после ремонта?
4. Сколько времени придется потратить на сервисную очередь?

Откровенно говоря, мы рассчитывали в результате получить среднюю сумму сервисной услуги, и набор технологий по восстановлению бампера. Кустарные мастерские в расчет не брались. Все сервисные компании были поделены на два статусных лагеря – «недилерские» и «дилерские».  Начнем со вторых.
Беседы с дилерами оказались фирменно однозначны. Сводились они к короткому ответу только на первый вопрос. «Да, мы являемся дилерами». Дальше следовало почти непререкаемое – замена бампера. Который, кстати сказать, на Skoda Fabia стоит от 300 долларов. А на годовалый Opel Astra – от 400.  Плюс, конечно, покраска и работа в нормо-часах или, если вам срочно, половина от цены детали. То есть более пятисот условных единиц. Сама возможность ремонта показалась дилерам призрачной. Словом, все дилерские центры, до которых удалось дозвониться, были единодушны. Посмотреть? – Конечно, посмотрим. Ремонтировать? – Это вряд ли.  Впрочем, если учесть, что например, для Toyota  стоимость снятия, подготовки, покраски и установки детали «потянет» на 400 долларов, очевидность решения о замене станет экономически безусловной. Да и очередь, знаете ли, имеет место. Так что большого интереса к маленькой проблеме мы не встретили.
Вариант дилерской пересадки органа понятен.
Ответят «нефирменные» практики?
Самым популярным ответом недилерских сервисменов была фраза в сослагательном наклонении. «Вы приезжайте, мы посмотрим, а там будет понятно, какая очередь и цена». Усиленные попытки добиться ответа на вопрос, какими же все-таки купюрами наполнять кошелек, разбивались о непререкаемое – «надо смотреть». Зачастую интонация голоса в трубке становилась теплее и заинтересованней, если мы заговаривали о бампере Focus или «пятого» Golf. Оно и понятно. На американский Ford Focus бампер стоит около 700 долларов на заказ, прибавьте 350 за покраску и работу.
Хотя бы какой-то ремонтной конкретики удалось добиться два раза. Первый был по-капиталистически  тверд и лаконичен. Еще не дослушав, в чем дело, и не приняв во внимание, что у нас всего-то Hyndai, стальной голос как отрезал: - «Очередь  - 3 дня, цена работы – на месте, краска – 300 долларов(!)». Помилуйте, взмолились мы, не надо перекрашивать всю машину! Только маленький кусочек бампера… Поздно. Наши доводы выслушивали безразличные гудки.
Второй раз конкретика больше напоминала бизнес по-российски. «Ну, конечно, очередь есть, куда ж без нее, но вы подъезжайте, сегодня у нас как раз свободно». Свободная очередь вместе с ремонтом обошлась бы нам всего в пять с половиной тысяч отечественных рублей.  Вопрос, как быть потом с гарантийным сервисом, тоже не вызвал замешательства. Пообещали сделать так, что «комар носу не подточит». Если хотите, чтоб все честь по чести, пожалуйте в дилерский сервис. Ну и деньжат на новый бампер прихватите. «Поверьте, ремонтировать там его никто не возьмется», - авторитетно заявил голос в трубке.
Круг телефонного путешествия по двум лагерям автосервисов замкнулся. Выводы весьма не утешительны. Рынок мелкого кузовного ремонта и локальной подкраски просто не существует. Традиционные технологии не дают в этом сегменте ни гарантии качества, ни заметной целевой эффективности. А специальные технологии локального ремонта практически не применяются сервисами.

Продаю хороший бизнес. Дорого!
Если речь идет о небольшом повреждении, то у клиента возникает резонный  вопрос: «Почему я должен платить такую сумму? Автомобиль на вид - новее нового. Неужели нет возможности отремонтировать бампер, а не менять его?»  Технологии ремонта, которыми располагают сервисы, не дают возможности понизить ценовую планку. А клиент часто не осознает – и не хочет осознавать – озвученные цифры затрат. Для него проблема ничуть не больше, чем размер скола. Конфликт налицо.
Как выяснилось, компромисс все же существует. В 1987 году Дэниэлем Пикуром была запатентована созданная им технология ChipsAway, что в переводе с английского означает «долой сколы», и организована одноименная компания, которая заняла на рынке авторемонта совершенно новую нишу. В 1999 году технологии локального ремонта ChipsAway, DentAway и Trim-Fix были впервые представлены на российском рынке. Как нам рассказали в компании «ChipsAway Россия», они позволяют выправлять небольшие вмятины на пластиковых и металлических панелях автомобиля, а также проводить покраску поврежденного участка, не прибегая к перекраске всей детали.
Метод беспокрасочного ремонта вмятин, лежащий в основе DentsAway, зародился в Америке. Он широко распространился по всему миру благодаря тому, что позволяет быстро и без следа удалять дефекты, те, которые возникают при закрывании капота и багажника, на крыльях и дверях из-за незначительных столкновений с другими автомобилями, следы от града на кузове. К ним же относится и «наша» вмятина на бампере. Конечно, если краска цела. 
Мастер проводит ремонтные работы с использованием специального ручного инструмента, внешне похожего на, извините, кочергу. Через технологические полости и отверстия в кузове он получает доступ к «изнанке» вмятины, а затем при помощи не очень сложных манипуляций выправляет повреждение.
Достоинство этого метода кузовного ремонта – сохранность лакокрасочного  покрытия. Плюс к этому методика  DentsAway позволяет успешно ремонтировать вмятины как на пластиковых или стальных, так и на алюминиевых деталях. А сегодня последних становится все больше и больше.
Предположим, что повреждение на «нашем» VW Golf из разряда легких. Вмятин на кузове не осталось, а есть только незначительные сколы и царапины на том же бампере. В данном случае оптимальным решением проблемы становится технология ChipsAway.
В первую очередь специалисты технического центра подбирают необходимую краску: определяется код заводского цвета поврежденного места, составляется рецепт и смешивается краска. Технические возможности позволяют предельно точно подобрать нужный цвет и изготовить краски свыше 58 000 оттенков, включая металлики и эксклюзив типа «хамелеон» и «перламутр». В основе подбираемой краски лежат пигментные пасты, связующие составы (биндеры) и особые химикаты-добавки, придающие краске такие качества, как адгезивность - хорошую прилипаемость к любой поверхности без дополнительной обработки, стойкость к отслаиванию, пластичность при нанесении, высокую скорость сушки и механическую прочность.
Чтобы провести локальный ремонт «нашего» бампера по технологии ChipsAway, потребуется смешать всего 30 граммов краски, которых хватит для ремонта 5 - 6 типичных повреждений. Краска взвешивается на электронных весах с точностью до одной сотой грамма.
Сначала делается пробная выкраска. В том случае, если заметна разнотонность, смешанная краска колеруется, то есть подгоняется к цвету автомобиля. Обычно на подбор, смешивание и колеровку краски уходит не больше 20 минут.
Затем повреждение, -  например, царапина, потертость, очаг ржавчины, неглубокая вмятина или скол краски, -  готовится к ремонту. Краска и шпатлевка, отслоившиеся при ударе, удаляются механическим путем. До металла снимается ржавчина, при необходимости применяется химический преобразователь ржавчины. Кроме того, поверхность тщательно обезжиривается специальным составом, очищающим повреждения от силиконов, тефлона, восков, масел и других загрязнений. Процесс подготовки детали занимает 15 - 20 минут. Если нужно, поверхность выравнивается шпатлевкой, затем шлифуется и сушится.
При подготовке к ремонту обрабатывается только само место повреждения и небольшая область вокруг, в отличие от традиционных методов ремонта, когда в работе вся поверхность детали. Во время подготовки локального участка поверхности к окраске он  маскируется и обеспыливается.
Ремонтное покрытие включает несколько слоев краски и лака, наносимых аэрографом на область ремонта. Лак наносится на область, немного превышающую область окраски. Проводится сушка каждого слоя краски и лака при помощи фена или инфракрасной лампы. На покраску обычно уходит не больше 30 - 40 минут. 
На заводском лакокрасочном покрытии всегда присутствует шагрень. Текстура может быть почти незаметна - и тогда деталь сияет как зеркало. Основная задача маляра - получить на отремонтированном участке текстуру, аналогичную заводской. Выполнение этой задачи обычно занимает около 10 - 20 минут.
Принципиальным отличием от традиционных методик ремонтных работ является то, что в основе компонентов ChipsAway лежит синтетическая химическая композиция. Она обеспечивает максимальную совместимость ремонтных материалов с различными автомобильными покрытиями, как заводскими, так и ремонтными. Эта композиция уникальна, запатентована и входит во все химические материалы ChipsAway. Все компоненты, используемые в технологической цепочке, взаимодействуют между собой на уровне каталитической реакции и позволяют получить прочное покрытие.
И самое главное, ремонт пресловутой вмятины на бампере отнимет у клиента полтора-два часа времени и более чем приемлемую сумму денег. В компании нам рассказали, что ремонт одного скола стоит от 300 до 500 рублей. На практике, правда, в конкретном сервисе, стоимость ремонта нашей многострадальной вмятины на бампере с учетом покраски несколько «подросла». А взглянув мельком на пару сколов на предъявленной нами колесной арке, специалист мгновенно (!) скалькулировал: «Три тысячи сто семнадцать рублей». Вот это глазомер!

Входите, открыто
Предложить клиенту востребованную услугу по хорошей цене, притом без «зависания» автомобиля в ремонте - это великое дело. Особенно когда речь идет о покраске и «кузовщине». В локальном ремонте идеология строится на том, что автомобиль восстанавливается и уходит с сервиса в день обращения. Разница в себестоимости и цене тоже очень приятная – на первый взгляд.
К тому же ChipsAway – громкий бренд, сервису предлагают не «голую» услугу, а целый пакет.
В рамках франчайзинга сервис получает готовую технологию, техническую поддержку, снабжение материалами, рекламную поддержку и поток клиентов с единого диспетчерского центра. Однако «рай на земле» стоит денег. По неофициальным каналам нам после ряда заминок и оговорок огласили стоимость пакета в 70 000 долларов США!   
Конечно, речь идет о «покупке» известного бренда раскрученной компании. После заключения сделки на вашем боксе с полным правом будет красоваться табличка «Chips Away». Крупная фирма без обмана обеспечит необходимую поддержку, корпоративную рекламу и т.п.
Как  быть, однако, когда денег хватает только на создание пусть и скромного, но зато своего автосервиса по осуществлению мелкого ремонта? Ведь на указанную сумму можно обустроить куда более многофункциональный и независимый кузовной участок.

От технологий к идеологии
Разобраться в непростой ценовой ситуации нам помог Владимир Орехов, менеджер по технической поддержке компании «Глазурит».
По его мнению, на сегодняшний день есть два развивающихся направления по организации сервисов так называемого «локального» ремонта. Во-первых, это создание сети самостоятельных компаний, таких, как автосервисы Chips Away, - то есть через продажу бизнеса, или франчайзинг. Во-вторых, организация предприятий мелкого ремонта «внутри» лакокрасочных компаний, - то есть продажа технологии и, впоследствии, своих расходных материалов. Так, если компания Chips Away предлагает своим клиентам вместе с бизнесом смесительное оборудование для подбора любой краски, то «Глазурит» вместе с «локальной» технологией RATIO-SPOT-Repair – готовые лакокрасочные материалы от поставщика.  С точки зрения технологии, Chips Away – это косметический ремонт, тогда как  RATIO-SPOT-Repair – ремонт вполне традиционный, только в миниатюре; соответственно и позиционирование на рынке. Chips Away утверждает, что их технологии доступны любому, тогда как технологии  RATIO-SPOT-Repair требуют специальной квалификации. Поэтому обучение – обязательная часть технологического пакета от компании «Глазурит».
Ну и, конечно, концептуальные и идеологические различия между двумя направлениями.
В целом продукт RATIO-SPOT-Repair – это попытка создания на российском рынке сервисных станций локального ремонта в системе работы конкретного производителя лакокрасочных материалов. Если дословно, SPOT-Repair переводится как «локальный ремонт». Не частичный, а именно локальный, ограниченный зоной дефекта. Примером локального ремонта может быть устранение вмятины на крыле. Ремонт же крыла целиком будет уже частичным.
На практике представитель любой сервисной станции может прийти в компанию «Глазурит» и приобрести все необходимое оборудование. Пакет RATIO-SPOT-Repair включает в себя шлифовальную машинку фирм Hamach или National Detroits с диаметром шлифовальной подошвы 78 мм и ходом 2,5 мм, два пистолета Mini Jet – миниатюрные разновидности большого краскопульта с головкой 0,8 мм, а также специальную жидкость для размывания лакового слоя Spot Blander. На месте сотрудник компании объяснит, как с этим оборудованием работать и какие расходники следует использовать. А при необходимости проведет и краткий практический курс.
Все вместе, включая технологический пакет, инструментарий и обучение, обойдется вам в 2000 евро. При условии, конечно, что на вашей станции уже стоит «полка» лакокрасочных материалов от компании «Глазурит», и сам малярный участок в наличии. Если нет, будет дороже, но все ж не 70 000 долларов.
Локальный ремонт хорошо прижился в Европе. Как правило, за услугу локального ремонта берутся или небольшие частные мастерские, или компании по аренде автомобилей – Rent-A-Car. Большие сервисы не предлагают такую услугу. Во-первых, им это невыгодно с экономической точки зрения. Во-вторых, не так уж она на Западе и популярна среди частных владельцев. В силу хотя бы того, что локальный ремонт имеет свои границы возможного и свой уровень качества.
Горизонтальные поверхности кузова, такие как капот, крыша и крышка багажника, с точки зрения специалиста по локальному ремонту считаются сложными участками. Что же касается вертикальных поверхностей, то и здесь не все просто. Вероятность того, что ожидания клиента будут удовлетворены на 100 процентов, уменьшается прямо пропорционально высоте зоны повреждения. То есть, чем выше расположена на автомобиле вмятина, тем сложнее произвести ремонт, в силу пресловутого визуального эффекта. Поэтому специалисты по локальному ремонту не слишком охотно берутся за повреждения на горизонтальных поверхностях. 
Еще одно ограничение – количество повреждений на детали. Если на крыле автомобиля более двух вмятин, то редкий специалист по локальному ремонту за него возьмется. Не будет он делать и два повреждения, если расстояние между ними менее 15 сантиметров, ибо тогда ремонты, перекрыв друг друга, образуют на детали одно сплошное пятно.
При этом на российских дорогах достаточно автомобилей, «мечтающих» именно о локальном ремонте, с учетом всех его особенностей и ограничений. Чем же объяснить тот факт, что компании «Глазурит» удалось реализовать только небольшое  количество «чемоданов» - технологических пакетов, необходимых для проведения в рамках сервисной станции локального ремонта? Да и те используются только для внутренних станционных нужд, а не как рыночная услуга автосервисов.
Выясняется, что мало продать технологию, проблема заключается во внедрении новой идеологии. Особенно тяжело такие новинки входят в жизнь, когда речь идет о сервисной станции. В первую очередь на сервис приезжает человек, и только потом – его автомобиль. Если с последним работники качественных российских автосервисов худо-бедно разобрались, то клиент для многих по-прежнему остается «загадкой природы». А точнее, не сам клиент, а его ожидания. Что он хочет получить по результату ремонта, на что он рассчитывает. А рассчитывает он часто на идеальное качество за мизерные деньги.
Здесь-то на рынке и образуется «черная дыра». Реализация той или иной «локальной» ремонтной системы, будь то Chips Away или RATIO-SPOT-Repair, решает только технологическую проблему. Подготовка же сознания и ожиданий клиента к иному, не традиционному, пакету «цена-качество», пока не произошла. В локальном ремонте деньги должны платиться за скорость, и именно она – важнейший критерий.
И в Европе, и в Америке проблема организации сервисных станций мелкого ремонта изначально решалась идеологически. Уяснив для себя интересы потребителя такой услуги, компании предложили западному сервисному рынку концепцию Smart Repair Shop, или – идеологию организации мастерских быстрого ремонта автомобилей. Акценты явно иные. Если Chips Away или RATIO-SPOT-Repair – это мелкий ремонт, то Smart Repair Shop – ремонт быстрый. Хотите заниматься мелким кузовным ремонтом? Пожалуйста, приобретайте любые удобные технологии. Главное то, что клиент знает: заехав к вам в сервис, он потеряет не более четырех часов, успеет пообедать и вернуться в офис. И, конечно, он прекрасно понимает, с какими вопросами можно обращаться в такой сервис, а с какими - нет.
Пока клиент пьет кофе, работник быстрой мастерской Smart Repair Shop занимается, например, вмятиной на бампере его автомобиля. Выправив и загрунтовав поврежденное место, он высушивает грунт инфракрасной лампой. Затем берет картотеку эмалей «Глазурит», прикладывает к детали и определяет  нужный оттенок, даже не колеруя краску. Этого просто не нужно: краска разгоняется «переходом». После этого, оклеив сопрягающиеся детали и разведя около 50 граммов краски, мастер из обычного пистолета наносит ее на некогда поврежденный участок детали. А спустя еще несколько минут, уже по всей детали – слой специального прозрачного лака Racing Clear, или, как называют его специалисты, «лак Шумахер». Он высыхает за 20 минут в обычной сушильной камере при температуре 60 градусов или за 7, если пользоваться ИК-сушкой.
Все. В общей сложности через три-четыре часа авто можно полировать и отдавать клиенту. Конечно, есть риск, что с течением времени адгезия прозрачного лака может ослабнуть в некоторых местах ремонта. Однако клиент это прекрасно понимает и готов к такому развитию ситуации. Ибо через год-полтора он или продаст свое авто, или заедет еще раз в мастерскую, зная, что потратит минимум времени и денег. Ни один американец, воспользовавшись услугами быстрой мастерской, не воскликнет – «крыло не выглядит как новое!». И потому быстрый ремонт как рыночная услуга там прижилась и активно развивается.
Идеология, концепция Smart Repair Shop заключается не в том, чтобы минимизировать объем ремонта, а в том, чтобы максимально сократить затраты времени и денег на ремонт. До минимума сокращаются объемы используемых материалов, сборно-разборочные и арматурные работы.
Есть еще одно объяснение того, почему крупные российские автосервисные станции не берутся за локальный ремонт. Дело в том, что сегодня дилерский центр обязан использовать заводские технологические карты ремонта лакокрасочных покрытий. Их требования жесткие и, так сказать, не подлежат обсуждению. Отсюда и нежелание сервисменов браться за мелкий ремонт, и трудности в реализации технологий такого ремонта. Так что руководство крупных автосервисов вполне можно понять: для них «локалка» - не хлеб. Но вот отсутствие в России развитой сети мастерских быстрого ремонта автомобилей понять довольно сложно.
 Главный же вопрос, наверное, в том, готов ли к быстрому ремонту российский потребитель. И если нет, как его грамотно подготовить? 

 

 
Rambler's Top100