• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Барабан или платформа"

"Барабан или платформа"
Раздел: Пункты инструментального контроля
Журнал: "Правильный автосервис" (www.avtoservice.info)
№ журнала: август, 2005
Дата публикации: 01.08.2005

Ссылки на бренды и производителей, упоминаемых в данной статье:
Компания "Новгородский Завод ГАРО" Представитель "ГАРО" Группа компаний
MAHA Maschinenbau Haldenwang GmbH & Co. KG.

Для автомобилистов, успевших повидать всякого на своем веку, становится непререкаемой истина: в автомобиле может не работать все, что угодно, кроме тормозов. Добавим, что тормоза должны не просто работать, а работать идеально.
При техническом осмотре и на  станциях автосервиса для проверки исправности тормозных систем используют два вида диагностических стендов: барабанный (роликовый) или платформенный. Какой из них лучше подходит для станций технического обслуживания или пункта технического осмотра? У тех и других есть свои приверженцы и оппоненты.
Редакция журнала предложила специалистам двух «противоборствующих» сторон высказать свое аргументированное мнение.

Александр Волошин, специалист фирмы Avanti, поставляющей оборудование для автосервиса:
- Наша фирма предлагает станциям технического обслуживания разное оборудование, среди которого важное место занимают стенды для проверки тормозов. Avanti специализируется на барабанных (их еще называют роликовыми) стендах. Это традиционное оборудование, созданное задолго до появления электронных тензометрических  систем, которые лежат в основе конструкции платформенных стендов для тестирования тормозов.
Но главное, конечно, не в историческом прошлом, а в функциональных возможностях оборудования. Фактор времени сейчас является главным показателем эффективности работы автосервиса  и его привлекательности для клиентов. По быстроте определения неисправности тормозов платформенный стенд, безусловно, опережает роликовый. Но ведь важно не просто получить ответ: есть неисправность или ее нет, а иметь в итоге картину неисправности, знать характер дефекта. И в этом роликовый стенд уверенно обходит «платформу».
Но точность диагностики нужна не только клиенту и автосервису.
Ходовая часть современных автомобилей – это не просто колеса с тормозными барабанами, а тормоза – не просто рабочий тормозной цилиндр и колодки с фрикционными накладками. Современные автомобили оснащены системами ABS, Brake-Assist, системой курсовой устойчивости и стабилизации, антипробуксовочной системой. Все они так или иначе взаимодействуют с тормозами и исключить их влияние при кратковременном  торможении на платформенном стенде на скорости от 5 до 15 км/ч невозможно.
Колесо при торможении на платформенном стенде совершает только часть оборота, то есть эффективность тормоза определяется на небольшом участке вращения тормозного диска или барабана, что уже может исказить объективность результата при изношенном барабане или диске (овальном тормозном барабане или неплоском диске).
На роликовом стенде можно продолжать вращение колеса сколь угодно долго, плавно нажимать на педаль, отслеживая усилие на каждом колесе, что дает возможность определять «зависание» колодки, наличие воздуха в системе, замасливание или увлажнение колодок и т.д. На барабане можно «прогреть» тормоза и шины, что также позволяет более глубоко диагностировать состояние тормозов. При разных режимах нажатия педали можно определить эффективность работы и наличие неисправностей усилителя тормозов.
К этому нужно добавить, что непосредственно на роликовом стенде можно выполнить при необходимости регулировки, после чего повторно проверить автомобиль.
Роликовые тормозные стенды позволяют оценить сопротивление качению колеса в расторможенном состоянии – провести диагностику подклинивания. На нейтральной передаче колеса автомобиля раскручиваются самим стендом, и если суппорт «залипает» на одном колесе или на обоих, определить этот дефект не составляет труда. Особенно важно еще и то, что «ролики» четко фиксируют возрастание тормозных усилий при проверке системы Brake-Assist – системы безопасности, позволяющей автоматически усилить торможение при несильном, но резком нажатии на педаль.
Словом, роликовый стенд дает стопроцентную диагностику тормозной системы на разных стадиях ее срабатывания и максимальную точность показаний оценки тормозного механизма при полном отсутствии влияния со стороны системы ABS и паразитных моментов от полного привода. Как уже было сказано, на современном автомобиле тормозная система используется не только для замедления и остановки машины, но и для активизации антизаносных, противобуксовочных и других систем активной безопасности. Поэтому безупречная работа пары «тормозной диск – колодка» и ее диагностика при отсутствии посторонних влияний являются основными параметрами при диагностировании тормозов.
К плюсам роликового (барабанного) стенда можно отнести высокую повторяемость и достоверность результатов по серии тестов и соответствие российскому и международному стандартам.
Есть у барабанного стенда «минусы»? Обычно «барабанщикам» пеняют на то, что они не могут тестировать полноприводные автомобили. А таких становится все больше. И связано это отнюдь не с необходимостью преодолевать бездорожье. Полный привод избавляет от «закапывания» на рыхлом грунте, облегчает трогание с места на обледеневшем асфальте, улучшает курсовую устойчивость.
При проверке тормозов у автомобилей с полным приводом, если не отключить межосевой дифференциал (там, где он есть) или не разъединить мосты, блокирующиеся фрикционными муфтами с электронным управлением, автомобиль может спонтанно съехать с роликов, потому что колеса обеих осей в заблокированном состоянии будут вращаться синхронно.
Во всех конструкциях отключение одного моста предусматривается. Надо лишь быть внимательным и не забывать выполнять рекомендации инструкций. Особой предосторожности требуют автомобили, имеющие вискомуфту между ведущими мостами. Тут прежде всего необходимо убедиться в наличии обгонных муфт в приводе колес. Если таких муфт нет, машину лучше не ставить на «барабан».
Правда, вискомуфты, имевшие значительное распространение лет 10-15 назад, теперь почти во всех моделях уступили место фрикционным межосевым дифференциалам.
Кстати, простейшее дополнение в конструкцию роликовых стендов снимает проблему их «взаимоотношений» с полноприводными автомобилями. Отыщите среди публикуемых фотографий стенд для проверки тормозов грузовых автомобилей, имеющих два ведущих задних моста, и вам сразу все станет ясно. Пока колеса одного из мостов крутятся на барабанах, другие свободно перекатываются на «бегунках» - простых вращающихся цилиндрах.
Есть разные версии роликовых стендов для тестирования полноприводных автомобилей без отключения мостов. Фирма MAXA производит стенды с дополнительными роликами, имеющими изменяемую колесную базу по длине. Естественно, это делает стенд дороже. Но с успехом снимает проблему тестирования полноприводных автомобилей.
На другой версии конструкторы использовали так называемый реверсивный принцип замера тормозных усилий на колесах полноприводного автомобиля. Его суть состоит в следующем. Машина наезжает, как обычно, на ролики, и они начинают медленно (до 5 км/час) вращаться в разные стороны. Аналогичная операция производится со вторым ведущим мостом. А чтобы при этом усилия нажатия на тормозную педаль были абсолютно одинаковыми, используется датчик, который набрасывается на тормозную педаль, под ногу оператора.
Хотелось бы обратить внимание и на такой штрих: как, например, ведут себя на платформенных стендах шипованные колеса? Не искажает ли картину торможение металлом по металлу? Изготовители роликовых стендов, обратив внимание на быстрый износ роликов шипованными колесами, стали выпускать ролики со специальным противоизносным рифлением.
Объективности ради надо сказать, что барабанные стенды более капиталоемки, они сложнее по конструкции, чем платформенные. Для их монтажа требуются фундаментные работы. Но все это перекрывается преимуществами, перечисленными выше.
Кстати, хотелось бы чуть больше сказать подробнее о фундаментных работах, которыми обычно пугают приобретателей роликовых стендов наши оппоненты. Вот говорят: нужен котлован. Но какой это котлован, если речь идет о создании углубления в 50 сантиметров, чего вполне достаточно для размещения электродвигателя, редуктора и самих роликов? Тут не требуется экскаватор или иная землеройная техника.
Какие из роликовых стендов есть на российском рынке? Для примера могу назвать стенды некоторых производителей, отличающихся определенным набором функций и, соответственно, ценой. Комплект диагностического оборудования фирмы Hofmann (без установки), обеспечивающий проверку тормозных систем, в том числе и у полноприводных машин, работоспособность амортизаторов и экспресс-диагностику развала-схождения колес, обойдется автосервису в 19 тысяч евро.
Стоимость четырехплатформенного стенда фирмы Heka – 12.5 тысяч евро. «Маховские» стенды стоят несколько дороже (от 21 тысячи евро), но, опять-таки, все зависит от комплектации.
 На российском рынке автогаражного оборудования присутствуют также роликовые тормозные стенды фирмы Мюллер-Бэм. Их дилеры фирмы «Колумб» поставляют для пунктов инструментального контроля.
Уменьшается ли в связи с появлением платформенных стендов число продаж роликовых стендов? Нет, этого сказать нельзя. А в связи с намерением правительства развивать сеть пунктов технического осмотра за счет частных станций технического обслуживания, надо думать, продажи возрастут. Ведь не случайно в некоторых зарубежных странах использование платформенных стендов на пунктах технического осмотра запрещено.
Некоторые солидные автомобильные фирмы (как например, Mercedes) на своих дилерских центрах устанавливают только роликовые стенды.
Есть и отечественная аналогичная техника. Это роликовые тормозные стенды Новгородского завода «ГАРО».

 
Rambler's Top100