• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Место сборки изменить нельзя"

"Место сборки изменить нельзя"
Раздел: Оборудование для правки кузова
Журнал: "Правильный автосервис" (www.avtoservice.info)
№ журнала: июль, 2005
Дата публикации: 01.07.2005

Шаблонные системы для ремонта кузовов дают сервису реальную возможность почувствовать себя немного заводом-изготовителем. Ведь практически все элитные автомобили – даже правительственные ЗИЛы – собираются на стапелях. Но надо ли сервису становиться заводом, и если да, то каким?

Celette  Globaljig
Шаблон есть шаблон
Кондукторные системы хорошо знакомы всем специалистам. Их, по большому счету, две – Celette и Globaljig, жестко специализированные и гибкие, универсальные. Если говорить об основных качествах кондуктора, как такового, они так же общеизвестны. Попробуем привести некоторые, не стремясь разделить их на положительные и отрицательные.
– Измерительная система «встроена» в стапель и является механической, так что для распечатки результатов под требования ряда страховых компаний надо иметь вторую систему, электронную.
– Поскольку кондуктор исходно реализует логику производства, он основан на создании идеальной геометрии «низа», чтобы обеспечить полное сохранение и восстановление ходовых качеств. А вот геометрия «верха» в шаблоне не выставляется по кондукторам, хотя успешно замеряется с помощью дополнительных линеек – то есть не сложнее и не хуже, чем на стандартном стапеле с любой механической измерительной системой. В условиях завода геометрия «верха» просто неинтересна, поскольку все детали новые. В условиях фирменного дилерского центра – основного потребителя шаблонных систем – так же практикуется рекомендованная заводом-изготовителем замена поврежденных элементов на новые с идеальной геометрией.
– На ранних системах существовала проблема промера кузова без демонтажа, однако она давным-давно решена. В комплекте Celette, например, имеется два набора кондукторов – для ремонта и промера. А любая технологическая карта производителя состоит из двух разделов: «машина на колесах» и «голый кузов».
– Кондуктор формирует в процессе ремонта очень жесткий костяк, позволяя точно дозировать усилия и прикладывать их локально. Кроме того, полностью исключена вероятность смещения кузова при ремонте.
– Шаблон не дает возможности схитрить и не довести ремонт до полного соответствия контрольных точек заводским картам. Массивные силовые элементы системы ничуть не похожи на тонкие стержни механической измерительной системы, которые можно слегка «подтянуть» до нужного положения.
– Наконец, никто не решится назвать кондукторную систему дешевой и, в случае Celette, компактной. Каждой модификации нужен свой комплект кондукторов, и стоит он отдельных, совсем не скромных, денег.
Шаблон шаблону рознь
Действительно, о шаблонах знают все. А вот об особенностях, различиях и специфике работы Celette и Globaljig известно гораздо меньше. Круг сервисов, имеющих на вооружении обе системы, невелик. Именно поэтому мы решили обратиться к одному из старейших центров, уже на протяжении ряда лет эксплуатирующих и Celette, и Globaljig. Это – «Ауди центр на Таганке» и эксперт в теме шаблонных (и не только) стапелей, мастер кузовного цеха Губанов Игорь Анатольевич.
– На вашем центре в параллели две системы – Celette и Globaljig. Можно ли их сравнить?
– Стоит начать с того, что каждый производитель имеет свой круг рекомендованных на технологической линии оборудования, материалов. Очевидно, союз можно объяснить многими причинами – и технологическими, и «политическими». В свою очередь, дилер «пролоббирован» своей компанией. В нашем случае это «Ауди» и Celette.
На мой взгляд, ставить вопрос о том, какой стапель лучший, некорректно по определению. Слишком много дополнительных факторов влияет на результат. И, прежде всего – человеческий фактор. Возможно, не всем покажется соответствующим логике мое утверждение о том, что грамотно «спроектированный» специалист будет успешно работать на любом современном оборудовании. Однако повторю: со времен Сталина актуальность утверждения «кадры решают все» ничуть не снизилась. Скорее, наоборот.
Приведу пример. Было бы совершенно некорректно ставить вопрос: чем лучше красить – Du Pont, Glasurit или Sikkens? Каждая система грамотно построена и сама по себе оптимальна, она успешно работает. Так что проблемы могут возникать или не возникать – это зависит от квалификации персонала, качества обучения, практики. Технологии развиваются, и надо отслеживать эти тенденции и стремиться к самосовершенствованию.
– Хорошо, давайте начнем разговор с рекомендованного – Celette.
– По моему мнению, это наиболее совершенная система данного типа. Однако ее слабое место – следствие совершенства. Celette требуется индивидуальный набор джигов для каждой модификации. Когда наш центр только начинал работу, шла наладка технологических процессов, в организации кузовного цеха активную помощь оказывал Лев Максимович Калитной, технический директор фирмы «Звезда Руси». Помню, он всегда восторженно отзывался о Celette. А проблемы у нас были. Сразу надо было работать на множество модификаций, так что цена вопроса по Celette и проблемность привязки к каждой модификации своего комплекта джигов быстро стала очевидна.
Однако тут есть еще одна тонкость. Я ни на миг не ставлю под сомнение компетентность Льва Михайловича. Просто его опыт – опыт работы в паре Celette плюс Mercedes. Каждый производитель автомобилей по-своему решает вопросы технической и технологической поддержки новых моделей. Mercedes – образец классной работы на опережение. Новая модель еще не пришла в салоны  Германии, а технологические цепочки и схемы ремонта уже отслежены, обновления по оборудованию и оснастке готовы. Более того, компания заранее «проиграла» различные, в том числе сложные, операции по работе на стапеле с новым кузовом. И оптимизировала технологию и оснастку под эти работы. Потому сам ремонт занимает минимум времени и требует минимальных трудозатрат. Если же технологию приходится отстраивать по ходу ремонта, то его затянутость и сложность – не вина Celette. Скорее, это некоторое отставание по обеспечению оснасткой или недоработка производителя на этапе подготовки ремонтного сценария.
– А можно пример?
– Конечно. На А8, скажем, заднее крыло состоит из двух деталей, и только под основную имеется «посадка» на шаблон. А вот второй, дополнительный, приходится выставлять на глаз, по собственному опыту. Если же таких шероховатостей в технологии нет, после фиксации в кондукторе не требуются ни подгонка, ни повторные обмеры или приладки. Вот и получается: на некоторых работах мне приходится делать контрольные сборки, а для Mercedes этого не требуется. Сейчас на Globaljig стоит А6 с уникальным ремонтом – мы консультировались и с представительством, и с коллегами. Это первый такой случай, приходится подходить творчески. Ведь при поиске информации теряется время, приходится импровизировать – делать ремонт и в параллели учиться и готовить базу для возможного повторного аналогичного случая. Вот тогда в нашем распоряжении будут все технологические рекомендации и карты. А пока – увы, бывает некое запоздание и по информации, и по оснастке. Очевидно, приходится в подобных случаях искать обходные пути.
– Какие, если не секрет?
– А вот как раз Globaljig. Он универсален, и в этом его сила. Правда, к основному комплекту требуется докупить два дополнительных набора зажимов – для BMW и как раз упомянутого Mercedes. Добавим и вопрос цены. Честно говоря, под некоторые последние модификации даже мы, фирма достаточно успешная и крупная, еще не закупили комплекты для Celette. Спасибо, Бог пока уносит, владельцы ездят очень аккуратно.
К тому же Globaljig более мобилен и, по моему мнению, оптимален для мелких и средних по тяжести ремонтов. На нем проще установить автомобиль и можно работать и как на шаблонном, и как на «классическом» стапеле, захватив кузов только за отбортовки. Впрочем, все наоборот при тяжелом ремонте. В Globaljig каждый джиг сборный, и при полной установке время требуется серьезное.
Кроме того, многие модели Celette изготовлены как мобильные площадки на колесиках. Под большой ремонт собирать систему очень просто: вывесил машину на двухстоечном подъемнике, подкатил площадку Celette, опустил кузов, зафиксировал – и перемещай его по цеху на здоровье, никаких проблем.
– А Globaljig фиксируется на анкерах. То есть привязка по месту полная.
– На нашем центре Globaljig установлен в отдельном боксе. Кстати, один из минусов Globaljig – именно требования по занимаемому месту. У нас зона в целом оборудована как стапельная. Все для нормальной работы – вентиляция, вытяжка, обогрев, вытяжка под сварочные работы…
Вот сейчас у нас стоит А6, фиксация «на губки». Джиги, в том числе силовые, не стоят. Очевидно, установить таким образом кузов очень просто и быстро. Работа простая – надо подтащить заднюю полку крышки багажника. Для серьезной работы все ставится иначе – джиги у Globaljig наборные и работать с ними достаточно сложно. Точнее, требуются сноровка и постоянная практика. Карты сложные – на пяти листах.
Недавно мы консультировали жестянщика по Globaljig. Так он едва начал изучать технологические карты – и просто испугался. Мол, я с этим никогда не справлюсь, слишком сложно. Впрочем, вопрос спорный – привыкаешь и понимаешь плюсы.
– Всегда не менее существенным, чем покупка оборудования, является его поддержка…
– Да, конечно. Та же постоянная закупка комплектов новых джигов под свежие модификации. Ну, дорого, одно слово. По моей информации, очень многие серьезные дилеры приходят к каким-то компромиссам – таким, как организация взаимообмена комплектами, например. Нельзя не упомянуть и организованный года три назад «Барклай-холдингом» прокат джигов. Однако помнится, было довольно дорого, мы отказались от такой услуги со временем. Я знаю фирмы, пришедшие к отказу от Celette из-за финансовой нагрузки по докупке комплектов.
Впрочем, не все так безоблачно и с поддержкой Globaljig. Бренд перекупили американцы, и начались мелкие шероховатости. В первую очередь, по обновлению баз, карт и оснастки. Однако они решаемы, было бы желание.
– А тема отсутствия базы по верхним точкам?
– Да, проблема есть. Хотя я много раз слышал про некие сопрягаемые базы данных для верхних точек, но вот живьем не видел. Впрочем, тема сложная. По сути, кондуктор, исходя из нашего опыта, не создает проблем по верхним точкам.
Например, надо восстановить «перед», в том числе отконтролировать положение чашек «МакФерсон» – это уже верхние размеры. Но при сборке на кондукторе проблем тут возникнуть не может. Зато хорошо экономится время. На стандартных, не шаблонных, стапелях после выправки приходится заново примерять и пригонять «оперение». Здесь же все настолько жестко, что подгонки не требуется в принципе. Приварил – и в окраску.
– Ну, классический вопрос: кондуктор и алюминиевый кузов.
– Возможности по правке алюминиевых сплавов вытяжкой ничтожны. Почти всегда рецепт один: срезка и замена. А в этом случае, сами понимаете, кондуктор почти незаменим, поскольку точность и фиксация приоритетны. Так что пара кондуктор – алюминий очень плотная, их нет смысла разделять, да часто это и невозможно. Могу сказать, что комплект джигов на А8 поставляется только с завода-изготовителя. Это о многом говорит. Конечно, тут присутствует и элемент привязки, в том числе по контролю за технологиями. Надо признать, ремонты на А8 качественно сделать в условиях гаражного сервиса просто невозможно.
– Резюмируя: ваш набор из двух систем оптимален?
– Думаю, да. По крайней мере, я знаю, что на многих крупных центрах Celette работает в паре с другой, универсальной, системой, часто предназначенной именно для мелкого и среднего ремонта.

 
Rambler's Top100