• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Ильнур Мансуров. Школа художественного мастерства"

"Ильнур Мансуров. Школа художественного мастерства"
Раздел: Окрасочные пистолеты
Журнал: "Правильный автосервис" (www.avtoservice.info)
№ журнала: июль, 2005
Дата публикации: 01.07.2005

«Моя первая работа?.. Когда-то мой лучший друг попросил меня раскрасить автомобиль к свадьбе. Что я и сделал. На кузове авто были полная биография жениха и невесты, название нашего родного института, аист с ребенком… Да много чего. С помощью нарисованных лент и колец объединил рисунок в одну композицию. И все – гуашью! Ну не портить же «копейку». Хоть и старенький, но автомобиль!»
С тех пор из-под кисти Мансурова вышло около сотни автомобилей, покрашенных отнюдь не гуашью, и совсем не испорченных. Сегодня Ильнур Мансуров один из лучших автомобильных аэрографистов. Более того, дизайнер-конструктор по образованию, художник по призванию, Ильнур, оказывается, еще и преподаватель.
Что такое школа автомобильной аэрографии? Об этом мы решили побеседовать с организатором первой в России подобной школы, Ильнуром Мансуровым.
- Скажите, как получилось, что Вы стали преподавателем аэрографического искусства?
- Аэрография была моим хобби, по сути, с самого детства. Начиналось все, понятно, с обычного рисования. Дело в том, что мой отец – профессиональный художник, преподаватель педагогического училища изобразительных искусств. Дома у нас собрана богатейшая художественная библиотека, к которой я мог обращаться хоть каждый день. Я самостоятельно изучал пластическую анатомию, композицию, основы рисунка… Не потому, что это нужно было преподавателям, а потому, что это было мне интересно. Словом, все истоки художественного мастерства оттуда.

Потом, когда учился в институте, я постоянно рисовал. Так сказать, в урочное и не урочное время. По иронии судьбы, рисовал я на лекциях технического автомобильного ВУЗа, в то время еще и не думая, что буду рисовать на автомобилях. Однако потом все как-то связалось. Несколько лет спустя, один мой хороший знакомый, организуя автосервис, предложил мне работу автомобильного аэрографиста. Естественно, получалось не сразу. Нужно было вникнуть в технологию, проникнуться идеей аэрографии, что ли. Работал сначала колористом. Потом появились первые действительно художественные работы на автомобилях. Поскольку они нравились, мы стали развивать аэрографию как нашу услугу. Даже в выставках участвовали, и не безуспешно.
От родителей, наверно, и желание преподавать. Мама, так же, как и отец, занималась педагогической деятельностью. Еще со школы она объясняла мне, как систематизировать свои деятельность, структурировать ее в определенные методики.

В конце концов, когда стало поступать много вопросов, как научиться аэрографии,  я организовал свои курсы.
- И в чем же они заключаются?
- Курсы коммерческие, трехдневные. Они включают занятия по теории и практике. Это – полный объем информации, необходимой для того, чтобы заниматься именно автомобильной аэрографией. Дело в том, что аэрография – довольно широкое понятие в искусстве. Есть аэрография на холстах, одежде, стенах… Смысл в том, что рисунок выполняется специальным инструментом – аэрографом. Соответственно и техника выполнения рисунка, и его характер несут на себе своеобразную печать.
Многие  до сих пор рассматривают аэрографию как один из вариантов автомобильного тюнинга. Конечно, в определенных проектах, художественные работы могут выполняться в рамках тюнинга. По сути же, это – совершенно отдельный вид деятельности, обладающий своей спецификой и требующий своего мастерства. Ну и, конечно, искусства.
В этом смысле мои уроки узко направлены. То есть именно аэрография на автомобилях. Исходя из этого, на первом месте стоит работа с аэрографом, как основным инструментом автомобильного аэрографиста. Плюс к этому, естественно, различные технологические аспекты работы. Объяснив теоретические основы будущему аэрографисту, важно дать ему возможность развиться самостоятельно. На практике сформировать и почувствовать свой стиль работы. Здесь необходимы навыки, на приобретение которых требуется и время, и усилия. А это, в свою очередь, требует устойчивого желания стать аэрографистом. Моя задача – дать людям ту информацию, которая поможет им осуществить свое желание, так сказать, в полном объеме. На сегодняшний день занятия организуются именно по такому принципу.

Хочется верить, что в недалеком будущем появятся специализированные школы, которые введут аэрографию в качестве специализированного предмета. Пока, к сожалению, таких школ нет. Есть, конечно, частные предложения по обучению автомобильной аэрографии. В силу хотя бы того, что есть спрос и есть рынок. Однако мне не доводилось слышать, чтобы кто-то сделал попытку систематизировать обучение, предложить методический курс. Максимум, что предлагается, это посмотреть, как работает художник, и попробовать нарисовать что-либо вслед за ним. Согласитесь, такие уроки трудно назвать школой.
- То есть школа художественного мастерства Ильнура Мансурова имеет свою, характерную, специфику?
- Конечно. Мои занятия четко структурированы. Первое – это теоретическая часть. Сначала  ученики знакомятся с особенностями технологии автомобильной аэрографии, спецификой работы. Скажем, есть трафаретная техника, с использованием лекал. Есть ручная, так называемый «freehand». Я, например, предпочитаю работать «от руки». При этом обе техники предполагают определенный уровень знаний, мастерства.
Первичный же критерий один – качественный  рисунок должен быть столь же долговечен, сколь долговечно лакокрасочное покрытие автомобиля.
Затем во всех подробностях объясняется устройство и классификация аэрографов. При всем объеме предложений инструмента нужно уметь выбрать действительно нужный. Крайне важную роль играет объяснение организационной стороны заказа, специфики работы в автосервисах. Необходимо ясно понимать особенности сотрудничества с тем или иным сервисом, его внутреннюю политику. Также здесь важна и собственная организованность аэрографиста, а точнее – его грамотность. Зачастую художник, работающий в автосервисе, выступает не только как мастер-аэрографист, но и как менеджер по работе со своими клиентами. Понятно, что эту работу также необходимо уметь планировать.
Ну и наконец, компьютерное эскизирование. Аэрографист должен уметь показать клиенту электронный макет будущего рисунка, утвердив сам рисунок, его расположение и размер. Ведь очень часто желания клиента довольно абстрактны.

Сразу за теорией следует практическая часть. Вместе с учеником выбирается та или иная деталь автомобиля и делается, как говорится, от начала до конца. То есть деталь подготавливается к аэрографии, готовится композиция, выбирается рисунок. Затем готовятся и подбираются краски. Тоже самостоятельно. Далее я наношу, так называемый, показательный рисунок, затем над аналогичной деталью работает непосредственно ученик. Либо производится совместная работа, в ходе которой разъясняются практические нюансы. Причем ученикам предоставляется возможность попробовать разные аэрографы.  А такую возможность, поверьте, не предоставляют даже в магазине. Зная, какой инструмент лучше «лежит в руке», будущий аэрографист не ошибется при выборе инструмента. Выбор же сегодня, повторюсь, более чем богатый.
На все про все, теория плюс практика, уходит три дня активной работы. Так что желательно к процессу обучения подходить со свежей головой. Ибо, понятно, информации много, а времени – нет.
Ну и, наконец, выпускник получает профессиональный сертификат и… фото на память рядом с первой выполненной работой! Это уже стало нашей доброй традицией.
- А как давно существует эта традиция? Как много аэрографистов удалось Вам подготовить?
- Да вот, собственно, уже четырнадцатую группу набираем. Тем не менее, я считаю, что мы переживаем только первый этап создания правильно организованного учебного семинара по автомобильной аэрографии. И не только в России. Мне приходится довольно много ездить, и нигде в мире я, по крайней мере, не видел ни кассет, ни книг. Именно тематических. То, что доводилось держать в руках, на мой взгляд, нельзя рассматривать как учебные пособия. 
Более чем приятно, что многие из моих учеников занимаются аэрографией профессионально. И могу сказать, что достигают очень хороших результатов, как с точки зрения качества работы, так и с точки зрения бизнеса.
Подчеркну, наша школа – действительно уникальна. На сегодняшний день аэрографию не преподают даже в Строгановском училище. Преподаватели знают об этом направлении, однако специализированного обучения нет. И поэтому основная масса аэрографистов на рынке, по большому счету, кустари. Объясняется это тем, что аэрография все же молодое направление. При этом активно развивающееся и привлекающее к себе все большее внимание.
Любопытно, что последнее время ко мне на занятия стали приходить работники руководящего звена автосервисов. Были случаи, когда вместе с художником приходили менеджеры, заранее готовые к совместной работе. Поэтому, думаю, дефицит школ и, как следствие, профессиональных автомобильных аэрографистов на рынке автосервисных услуг – явление временное.

 
Rambler's Top100