• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Кузов после аварии. Вторая жизнь"

"Кузов после аварии. Вторая жизнь"
Раздел: Оборудование для правки кузова
Журнал: "Правильный автосервис" (www.avtoservice.info)
№ журнала: июнь, 2005
Дата публикации: 01.06.2005

Ссылки на оборудование, упоминаемое в данной статье:
Механическая система измерения геометрии кузовов, P-188

Ссылки на бренды и производителей, упоминаемых в данной статье:
BlackHawk
CHIEF AUTOMOTIVE SYSTEMS

Будет ли эта жизнь такой же полноценной, как у нового автомобиля, или аварийной машине возвратят только внешний лоск, не залечив скрытые дефекты?
Особую роль во «второй жизни» кузова после аварии играет точность восстановленной геометрии. Отклонения, не устраненные при ремонте, как минимум, приведут к резкому ускорению износа шин, но главное – могут послужить причиной новой аварии, ухудшив управляемость и устойчивость автомобиля.
Рынок авторемонтного оборудования представляет сейчас большой выбор стапелей для правки кузовов, начиная с легких конструкций и кончая тяжелыми стендами, способными развивать тянущее усилие в десятки тонн и пригодные для правки рамных вседорожников, грузовиков и автобусов.
Но каким бы ни был выправочный стапель, качество произведенного на нем ремонта всецело зависит от точности измерительной системы. Этих систем тоже множество. О них наш сегодняшний разговор.
Экскурс в историю
У России, как всегда своя специфика – в кузовном ремонте тоже. У нас делаются очень сложные и, соответственно, дорогие ремонты, которые в Европе считаются нерентабельными. Там в подобных случаях от восстановления отказываются. В частности, не ремонтируются сильный боковой удар или «перевертыш».
Серьезный ремонт также находится в зависимости от возраста автомобиля. В странах с высоким уровнем автомобилизации «возрастной ценз» ограничивается тремя-пятью годами (что в большинстве случаев совпадает со сроками заводской гарантии) и очень часть определяется страховыми компаниями.
В России до наступления эры массовой автомобилизации основными инструментами для правки кузова считались молотки, а измерения базировались главным образом на зорком глазе опытного мастера. Первые стапели иностранного производства появились в привилегированных автохозяйствах, обслуживавших правительственные и  партийные структуры.
Пуск Волжского автозавода и открытие отечественного рынка для иномарок резко усилили спрос на серьезный кузовной ремонт. Стенды для правки кузовов в заметном для потребителя количестве появились в системе «АвтоВАЗтехобслуживание», монополизировавшей по существу в 70-80 годы ремонт индивидуальных автомобилей в стране. Отметим: в качестве поставщика стапелей тогда была избрана финская компания Autorobot. Так она стала едва ли не первой среди пришедших на российский сервисный рынок. Вместе с тем, это один из самых молодых мировых брендов в данном сегменте оборудования.
Сейчас стапель для кузовного ремонта не редкость даже в автомастерской средней руки. На Российском рынке оборудования для ремонта кузовов представлена продукция итальянских, шведских, финских и американских фирм с достаточно известными именами: Car-o-liner, Spanesi, Celette, Autorobot, Blackhawk, Chieff. Прежде чем приступить к нашей  теме, подчеркнем, что основная идея кузовного ремонта, конечно ж, состоит в том, чтобы вернуть автомобилю первоначальный товарный вид.
Одними из первых разработчиков индустриальной технологии ремонта кузовов были французская фирма Celette и американская Blackhawk.  Что предлагал Blackhawk?
 В бетонный пол вровень с поверхностью замоноличивались две двутавровые балки, между которыми оставлялась продольная щель. Ремонтируемый автомобиль устанавливался над щелью, а сама она служила для закрепления в нужной точке  тяговой стойки с гидроцилиндром.  Это – напольная система для выправки кузовов. Такая система до сих пор жива. Более того, многие считают ее очень рациональной, поскольку она не отнимает полезное место.
Окунувшись в рыночную стихию, мы не на словах, а на деле ощутили смысл расхожего выражения «время – деньги». Применительно к мастерской автосервиса это означает, что надо уметь быстро ремонтировать автомобили. Возьмем для наглядности такое сравнение. Скажем, цена кузовного ремонта пять тысяч долларов. «Дядя Вася» с товарищем, не имеющие современного оборудования для правки кузовов, будут делать этот ремонт в течение двух месяцев. Для них такая норма времени  обычна. Однако для мастерской этот темп совершенно не приемлем. Он не интересен и для клиента.  Станция, оснащенная современным роботизированным и компьютеризированным  стапелем,   может сделать такой ремонт за три дня.
Вторая, уже названная нами фирма, Celette, взяла старт в середине 50-х годов прошлого века, когда массовая автомобилизация в Европе потребовала и массового кузовного ремонта. Изюминкой ее конструкции стала рама, на которой крепится ремонтируемый автомобиль. Это был революционный шаг. Но слабым местом конструкции стал принцип крепления кузова к раме. Для каждой модели автомобиля требовался персональный набор кронштейнов (джигов). В те времена, когда  число моделей автомобилей было невелико, эта система устраивала авторемонтников. Но время шло, и количество моделей росло лавинообразно…
Одним из способов решения проблемы стали фирменные (дилерские) станции, принимавшие в ремонт сравнительно узкий модельный ряд машин. Второй способ был подсказан самой жизнью – организация проката джигов.
Стапели фирмы Celette с системой джигов обеспечивали установку кузова по базовым точкам. И там, где эти точки в результате аварии были смещены и  не совпадали с первоначальным положением, ремонтируемую часть кузова следовало потянуть  в нужном направлении до полного совпадения точек. Нет слов – иметь такой кондуктор, который позволяет без сложных измерений найти необходимые точки и восстановить нарушенную геометрию кузова очень привлекательно.
И все же перечисленные преимущества заметно убывают, если положить на весы все проблемные стороны такой схемы. Прежде всего смущает необходимость иметь (или заказывать) огромный ассортимент джигов. Даже в том случае, когда машины одной марки отличаются лишь длиной (например, Audi А8 и Audi Long), необходим оригинальный комплект кронштейнов.
В первой половине 80-х годов итальянская фирма «Глобалджи» разработала универсальные кондукторы для правки кузовов. Это повысило рейтинг джиговых конструкций, но не настолько, чтобы считать их подходящими для всех случаев жизни.
Семь раз отмерь…
Роботизированные гидравлические монстры, развивающие многотонные усилия, немыслимы без четко действующих и точных измерительных систем, создающих картину состояния кузова и задающих вектор приложения усилия. Увы, в том, что касается современных измерительных систем, наиболее сильны старомодные представления и заблуждения.  «Линейками» обзаводятся, приобретая стапели, не все предприятия автосервиса. Так, широко распространенные в России выправочные стапели фирмы Car-o-liner, по мнению специалистов, лишь немногим более, чем на 90% оснащены измерительными системами. То есть каждый десятый стапель работает вслепую.
Сэкономив на «зрении», хозяева таких сервисов по существу экономят на качестве кузовного ремонта, а в итоге обкрадывают самих себя, формируя у обслуживающего персонала безответственное отношение к точности выполняемых работ, и создавая предприятию нелестный имидж.
Вместе с тем, компании, реализующие на рынке России оборудование для правки кузовов, зачастую воспринимают продажу измерительной системы как «приятный десерт». Предложение систем исходит не из насущных потребностей и специфики предстоящей работы – марок автомобилей, тяжести повреждений, частоты взаимодействия со страховщиками – а из предполагаемой толщины кошелька клиента. Как иначе можно объяснить тот факт, что практически в каждом проспекте присутствуют превосходные степени – и отсутствуют мелкие, но существенные особенности работы оборудования.
В качестве иллюстрации можно обратиться к требованиям к точности размеров кузова самих производителей, формирующих необходимый класс точности измерительной системы. Очевидно, все конкретные кузова имеют отклонения в размерах от идеального, чертежного кузова. Самые точные геометрические размеры кузовов у японских автомобилей. Американские модели, особенно крупные дорожные монстры класса SUV, совсем не так точны. Например, тяжеловесы от GM допускают отклонения в базе до 10 мм. Но если для крупных и тяжелых американцев такие отклонения не выглядят неожиданными или чрезмерными, то что можно сказать в оправдание отечественных автомобилестроителей. Кузова ВАЗ при промерах далеко превышают разброс по точности в 10 мм…
Добавим еще одну пикантную подробность – теперь уже со стороны производителей измерительных систем. Далеко не все базы построены на основе заводских карт. Часть данных поступает именно по результатам натурных промеров кузовов с последующим осреднением результатов. Хорошо это или плохо – решайте сами, еще раз прочитав предыдущий абзац по возможным отклонениям.
Мы предлагаем читателям краткий обзор измерительных систем, базирующихся лишь на некоторых конкретных примерах, не отдавая при этом, по возможности, предпочтения ни одному из производителей. Для себя мы условно разделили эти системы на механические и электронные.
Только линейка
Механические системы имеют традиционную конфигурацию и базируются на градуированных металлических линейках. К этому типу можно причислить и шаблоны, которые калибруются по технологической ремонтной карте и в процессе ремонта служат стационарным измерительным инструментом.
Отметим, что часто приводимый продавцами нешаблонных систем довод об отсутствии у «кондукторных» верхней измерительной системы и невозможности промера кузова без его полного или частичного демонтажа, мягко говоря, устарели. В наборах имеется комплект для тестовых промеров.
Однако вернемся к теме. Качественного ремонта кузова можно добиться только при наличии надежной трехмерной измерительной системы. Тогда вполне по силам работа с «бананами» в которые, образно говоря, превращаются автомобили при сильных боковых ударах, «винтами», в которые скручивают машину переворот или комбинация ударов. Работа под контролем измерительной системы позволяет добиться такой точности восстановления, например, дверного проема, что новая дверь входит в проем с одинаковыми до миллиметра зазорами по всему периметру проема.
Системы линеек, выпускаемые разными производителями – в России хорошо известны Blackhawk, Car-o-liner, Autorobot - позволяют вести точные измерения, как на нижней, так и на верхней части ремонтируемого автомобиля. В натуре механическая измерительная система представляет собой огромную металлическую линейку, градуированную в миллиметрах на длине в 5 метров. Такова же, в принципе, и вертикальная линейка, предназначенная для измерений в высоту, но, разумеется, значительно короче.
Из конкретных механических измерительных систем заслуживает внимания Car-o-Mech фирмы Car-o-liner. Хотя бы потому, что именно Car-o-liner первым предложил универсальную механическую измерительную систему для всех типов автомобилей. Система Car-o-Mech и ее компоненты выполнены с высочайшей точностью. Все карты данных на автомобили изготовляются по рекомендациям заводов изготовителей по всему миру. Измерительная система состоит из измерительной линейки, измерительных салазок, адаптеров и переходников, базы данных с размерами кузовов. Верхняя измерительная система позволяет замерять верхние точки кузова автомобиля, точки подкапотного пространства, точки стоек McPherson, крепления петель дверей, точки крепления крыши, крыльев и т.д. С помощью верхней измерительной системы можно проводить сравнительные измерения любых верхних точек кузова.
Имеет свою интересную изюминку и механическая система измерения геометрии кузова P-188 фирмы Blackhawk. Система оснащена тремя воздушными подушками. Они прижимают балку с измерительными каретками к днищу автомобиля, образовывая плоскость, параллельную днищу. Поэтому не требуется устанавливать автомобиль параллельно стапелю. Процесс измерения значительно ускоряется.
Телескопические каретки передвигаются по центральной балке. Четыре из них подводятся под базовые (неповрежденные точки). Так образуется плоскость, всегда параллельная днищу автомобиля. Остальные каретки служат для измерения контрольных точек на поврежденной части кузова. При помощи системы P-188 можно измерять геометрию кузова без стапеля, на двухстоечном подъемнике.
Рассказывая о механических системах, нельзя обойти вниманием Pivot Measuring System – PMS – от WEDGE CLAMP. Это разработка одного из самых молодых производителей оборудования для кузовного ремонта, в которой учтен опыт более «старых» собратьев. Система объединяет все преимущества трехмерности с простотой и доступностью. К тому же система с недавнего времени получила набор адаптеров, облегчающих ее использование вне стапеля для диагностики состояния кузова. Кстати, поэтому PMS хорошо совмещается с простыми напольными правочными системами. Основа системы – подвижная рамка, которая может оставаться смонтированной в процессе проведения восстановительных работ, что ускоряет измерения и повышает их точность.
Электронные технологии
 
Говорить о каждом из предлагаемых на рынке образцов измерительных систем, наделенных «интеллектом» можно почти бесконечно. Поэтому мы решили ограничить тему рассказом о некоторых базовых технологиях, применяемых в таких системах. А теорию проиллюстрировать рядом конкретных примеров.
Ультразвуковая измерительная система основана на построении трехмерной геометрической модели. Данные считываются излучателями и направляются на микрофоны, установленные по всей поверхности балки. Каждый излучатель связан с шестью микрофонами. Приемник определяет нахождение излучателя с точностью до десятой доли миллиметра. Для измерения автомобиля компьютер на основе минимум трех неповрежденных точек определяет плоскость, параллельную днищу. Все последующие измерения производятся относительно этой плоскости.
К измеряемым точкам автомобиля крепятся ультразвуковые датчики-излучатели. Датчики соединяются проводами с приемной балкой, расположенной под автомобилем. Звук воспринимается микрофонами, находящимися на балке. Время прохождения звука от датчика до микрофона позволяет определить координаты точки на кузове в трех измерениях относительно найденной плоскости. Все точки, как базовые, так и измеряемые, отображаются на экране компьютера в графическом и цифровом виде. Данные измерения сравниваются с заводскими параметрами. И вычисляется расхождение. Информация по каждому «измеренному» автомобилю сохраняется в памяти компьютера.
Ультразвуковая система имеет два технологических минуса. Первый – турбулентность. Из-за направленного потока воздуха, например сквозняка, микрофон может потерять сигнал. Понятно, что в таком случае пропадают данные на мониторе. Это влияет на время работы. Но не на качество. Рано или поздно форточку прикроют, и вектора снова появятся на экране. Для того чтобы избежать турбулентности, достаточно обычной загородки. Например, из брезента. Она рассеивает воздушный поток, не позволяя  изменить направление ультразвука. При этом система «глушит» показания на мониторе. Тем самым исключая возможность ошибки.
Второй минус относится больше к конструктивным особенностям. Излучатели, прикрепляемые к днищу, связаны с балкой проводами, которые подключены к источнику питания. Аппетит же у излучателей, надо сказать, хороший. Сигнал представляет собой высокочастотную вспышку, вполне определенной силы и яркости. Жестянщики, особенно впервые столкнувшиеся с ультразвуковой системой, запутываются в зарослях проводов, то выдергивая их, то срывая излучатели.
Лазерные измерительные системы, в отличие от ультразвуковых,  - беспроводные. А точнее, в конструкции предусмотрен только один провод, связывающий систему с компьютером. Снизу к днищу прикрепляется лазерный излучатель. А к каждой технологической точке крепятся специальные мишени, соответствующие заводским параметрам измеряемого автомобиля. После запуска системы вы можете стать свидетелем настоящего лазерного шоу. Излучатель, вращаясь с огромной частотой, считывает информацию о геометрии кузова, о состоянии 46-ти кузовных точек, одновременно выводя результаты на монитор компьютера. Визуально процедура, действительно, напоминает дорогое лазерное шоу.
Например, лазерная система  американской фирмы Kargrabber позволяет быстро, качественно и «красиво» производить обмер и кузовной ремонт автомобиля любой марки. Стенд представляет собой стапель, на котором закреплены две стрелы, создающие усилие в 10 тонн. Именно столько нужно для того, чтобы вытянуть раму. Стрелы свободно перемещаются по всему периметру.
 
Rambler's Top100