• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Метеопрогноз продаж"

"Метеопрогноз продаж"
Раздел: Оборудование для обслуживания автокондиционеров
Журнал: "Правильный автосервис" (www.avtoservice.info)
№ журнала: май, 2005
Дата публикации: 01.05.2005

Ссылки на бренды и производителей, упоминаемых в данной статье:
SUN Electric

Кондиционер – очень сезонная опция. Пик обращений по поводу его неполадок или перезаправки вполне предсказуем – это весна и начало лета. А активность бизнеса полностью зависит от погоды. Чем выше температура – тем жарче работа.
В связи с ярко выраженной сезонностью перед любым руководителем сервиса непременно встает вопрос: «А стоит ли браться за такой бизнес? Многие специалисты уверенно говорят: стоит. Услуга эта не только востребована, но и высоко прибыльна. Оборудование компактное и не очень дорогое. Затраты времени, труда и материалов невелики, требуемая квалификация персонала – тоже. Хотя, если чуть внимательнее посмотреть на все эти вопросы, то можно, например,  выяснить, что требования к квалификации персонала обратно пропорциональны «продвинутости» оборудования:  чем проще сам прибор, тем большая часть работы ложится на  оператора. И наоборот. Опять же  расход материала зависит только от емкости системы – приезжают-то практически всегда с «пустой».
 Между тем, кондиционер уже не редкость, а элемент штатной комплектации любого, хоть сколько-нибудь приличного автомобиля.
Картинку современного российского рынка можно «срисовать» с чуть более раннего периода рынка американского. Например с 1996 по 1998 годы там число сервисов, предлагающих диагностику и заправку системы кондиционирования, выросло с 16% до 46%! Добавим еще одну цифру из сервисной статистики США: ремонтные работы на кондиционерах в 55% случаев приходятся на автомобили старше 9 лет. По частоте выхода из строя лидирует радиатор кондиционера (на него приходится до 70% дефектов), далее следует с большим отрывом компрессор (15%), а замыкают список совсем редкие поломки конденсатора или вентилятора и его реле/датчиков.
Ремонт
В эту тему углубляться, наверное, не стоит. Отметим лишь, что потеря фреона и масла плюс срок эксплуатации – вот основные причины выхода из строя системы. В условиях привычных каждому жителю городов средней полосы России зим с нестабильной погодой и концентрированным «рассолом» из реагентов на дорогах чаще всего выходит из строя радиатор: его никто не ремонтирует.
А вот неизбежные при негерметичности потери фреона и масла могут «убить» самую дорогую деталь: компрессор. В любом случае следует перед заполнением системы проверить ее герметичность.
При герметичной системе и незначительном сроке службы «гибель» компрессора практически всегда является следствием ошибки при заправке фреона -  R12 используют вместо R134 или наоборот. Менее распространенная причина – использование несоответствующего сорта масла. Последнее может быть как универсальным, так и предназначенным для работы только с одним из хладагентов – на это следует обращать внимание.
При выходе из строя компрессора в системе может оказаться незначительное, но от этого не менее опасное количество металлических стружек и пыли. Многие эксперты в связи с этим рекомендуют не только полную смену фреона, но и установку в системе полнопоточного фильтра. Эта мера вряд ли может считаться кардинальной – скорее, она носит профилактический характер.  По-хорошему  же  необходима тщательная промывка всей системы с последующим заполнением ее  хладагентом и маслом в необходимых пропорциях.
Тюнинг
Такую услугу в России практически не встретишь. А потенциально она возможна. В первую очередь она актуальна для автомобилей малого и среднего классов, чьи системы имеют низкую эффективность на малых оборотах двигателя. То есть – в стандартном «пробочном» городском цикле.
Для ряда моделей имеются тюнинг-пакеты для игольчатого клапана. Нестандартный клапан «умнее» штатного и позволяет изменять проходное сечение в зависимости от режима движения.
Другой допустимый вариант тюнинга системы – замена радиатора-испарителя. Однако этот вид работ у нас не может быть востребован. Обычно существенно улучшить характеристики он может только для систем, переведенных с R12 на R134a. Сама процедура перевода в России неактуальна.
Диагностика и сервис
Базовая операция при диагностике системы кондиционирования – поиск течи. Если для старого R12 прекрасно подходили электронные течеискатели, то ввиду ряда особенностей R134a многие специалисты предпочитают присадки, флюоресцирующие в ультрафиолете. Более того: некоторые автопроизводители еще на сборке вводят такие присадки в фреон. Оба варианта имеют право на жизнь. И у того, и у другого есть свои преимущества и свои недостатки: описание  их могло бы  занять целую. И к этой теме мы, вероятно, еще вернемся. А пока лишь отметим, что при использовании  электронных приборов обязательна отсечка фона. В этом случае приборы позволяют локализовать место утечки с точностью до  нескольких миллиметров. Без отсечки фона  прибор может реагировать даже на … воду. Сунули под капот - и запищал.
 Если говорить о необходимом оборудовании любого сервиса, оказывающего услуги по заправке систем кондиционирования, можно предложить такой комплект:
- течеискатель и присадки плюс источник ультрафиолетового света;
- стенды для утилизации и зарядки хладагентов, отдельно под R12 и R134a;
- детектор типа фреона; К сожалению, лишь единицы предприятий у нас имеют такой прибор.  Между тем  его значимость трудно переоценить. Достаточно, чтобы на автосервисе побывал один  автомобиль с «неправильно» заправленным кондиционером - и все последующие «заражаются» от него. В результате все болезни, связанные с несовместимостью масел и газов следуют друг с другом.
- термометр (или несколько) для определения эффективности работы системы;
- запас фреона R12 и R134a, масла.
Подешевле купить?
Как и любое другое оборудование, стенды для обслуживания систем кондиционирования постоянно совершенствуются. Как обычно, свежие модели  обладают большими возможностями, расширяют  число опций. И если в начальный момент они стоят чуть дороже – то по мере увеличения выпуска  цена их, естественно, падает. Значит ли это, что нужно покупать оборудование предыдущих поколений, которое сейчас чуть дешевле? Попробуем понять,  стоит ли экономить.
Простая и прибыльная операция по обслуживанию может, увы, создать немало проблем. Почти все они связаны с используемым оборудованием:
Первое поколение наиболее простых устройств имеет довольно грубую шкалу измерения давления. Это было не критично для ранних моделей кондиционеров. В современных климатических установках используется меньший объем фреона, поэтому при «ручном» режиме заправки существует серьезный риск создания в системе неверного давления. Недостаточное приведет к шуму в работе компрессора, а избыточное ускорит износ и спровоцирует течи. Кроме того, система станет заметно менее эффективной в работе.
Вторая проблема – ошибка в выборе хладагента. Некоторые, пусть даже более дорогие,  автоматизированные системы имеют встроенный детектор типа фреона.  Они позволяют сразу определить, с чем приехал автомобиль и исключить неправильную заправку системы.  А это уже серьезное улучшение качества обслуживания и повышение авторитета предприятия.
Добавьте к перечисленному прочие типичные ошибки неопытного оператора. Такие, как разгерматизация, наверное определение необходимого объема масла, неаккуратное соединение с системой, порча резьбы штуцеров – и т.д.
По большинству перечисленных неприятностей производители уже сделали свою часть работы над ошибками, обеспечив надежную защиту процесса от некомпетентности исполнителя.
Хорошая иллюстрация к сказанному свежие рекомендации по оборудованию от автопроизводителей. Например, GM предписывает дилерам использовать системы с такими качествами:
- автоматическая отсечка поступления воздуха;
- встроенный детектор типа фреона;
- необслуживаемый вакуумный насос;
- автоматическая система дозирования и введения компрессорного масла;
- высокоточная шкала манометра;
- способность обеспечивать информацию о системе и протекании процесса заправки (min и max давление в системе, температура хладагена и т.п) и генерировать отчеты, в том числе в печатной форме;
- более быстрая работа.
Задача оборудования последнего поколения – сделать сервис климатических систем штатной услугой, такой же примитивной, как подкачка шин. Системы практически не требуют от персонала специальных навыков и обеспечивают мастера пошаговыми инструкциями.
В принципе от момента подключения к системе и до завершения процесса мастер свободен, процесс протекает полностью автоматически.
Выбор
Несколько простых и достаточно очевидных требований к оборудованию, которые обеспечат правильный его выбор:
- гарантия. Убедитесь, что она есть и реальна. Хорошо, если есть и техническая поддержка. Без нее оборудование умирает. Есть несколько примеров: компании покупают оборудование брэндов, для которых данный вид продукции нетипичен. По прошествии одного - двух лет продавец меняет поставщика, а крайним оказывается потребитель – ни запчастей, ни  расходников, ни квалифицированной технической помощи.
И еще: не разделяйте гарантию и техническую поддержку. Никого из «буржуев» не интересуют проблемы конечного потребителя. Если нет поддержки от компании-продавца –  значит, нет и никакой гарантии!
- Длинные шланги. Различные производители комплектуют установки шлангами разной длины (но каждый  - своей). У SUN, например, длина шлангов 2,5 метра. Ни короче, ни длиннее. Длинные шланги позволят вам совмещать заправку кондиционера с другими видами работ, особенно если оборудование автоматизирует процесс полностью. Например, с осмотром подвески на подъемнике или «переобуванием».
- И последнее.  Попробуйте найти специалистов, которые знают проблемы заправки кондиционеров и посоветуйтесь с ними. Дело это не простое, специалистов мало.  А уж тем более таких, которые не откажутся поговорить.  В крайнем случае обследуйте Интернет – там иногда публикуются дельные вещи.
 
Rambler's Top100