• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Профессиональный почерк аэрографиста"

"Профессиональный почерк аэрографиста"
Тематика: Автосервис и персонал
Журнал: "Правильный автосервис" (www.avtoservice.info)
№ журнала: май, 2005
Дата публикации: 01.05.2005
«Как все началось? Прозвучит, наверное, смешно, но началось все с… макулатуры. В далеком 70-м году, когда мне было семь лет, посчастливилось найти в кипе бумаги американский автомобильный журнал. В нем я первый раз увидел разрисованный автомобиль».
С тех пор вплоть до сегодняшнего дня Юрий Колтыгин старается заниматься своим любимым делом. Которое, к тому же, приносит неплохой доход. Он делает автомобильный мир живописным.
Особенностями национальной аэрографии известный художник поделился с нами.
Разрисованные автомобили на российских дорогах сегодня отнюдь не редкость. Каждый из них, однако, остается уникальным произведением кисти, а точнее – аэрографа, того или другого художника. Индивидуальность стоит хороших денег. От аэрографиста же зависит, станет ли она и признаком вкуса. Модную услугу предлагают практически все покрасочные компании. Только искушенный потребитель способен разобраться в пестрой палитре аэрографии.
Как определяется профессиональный стиль?
Юрий: Что скрывать, быть аэрографистом очень выгодно. Особенно сегодня, когда спрос на аэрографию растет как на дрожжах. В принципе любой заметный сервис предлагает эту услугу. Однако количество предложений никак пока не повлияло на качество художественного уровня аэрографии. Иной раз большая возможность выбора играет с потребителем злую шутку.
Любой качественный рисунок начинается с компьютерного эскиза. Я был приятно удивлен, узнав, что нигде, кроме России, не делают компьютерных эскизов для автомобильной живописи. На Западе, как правило, предлагают либо уже готовый набор картинок, либо эскизы, выполненные от руки. Надо ли говорить о приблизительности рисунка? Совсем другое дело, на мой взгляд, когда на предварительной стадии клиент может видеть компьютерную копию будущей аэрографии. Это исключает возможные претензии клиента. И делает наглядной некачественную работу аэрографиста. В России профессиональные художники работают именно так.
У каждого аэрографиста свой стиль работы. Свой почерк. Кто-то работает так называемым «freehand»-ом, то есть только рукой. Без каких-то дополнительных масок или трафаретов. Кто-то может наносить только трафаретные изображения, не рискуя творить самостоятельно.
Выбор способа во многом зависит от того, что вы хотите изобразить. Если рисунок требует четких граней - без трафарета не обойтись. Причем трафаретная маска изготавливается по технологии, которая больше нравится аэрографисту. Это может быть и обклейка скотчем, и специальная клейкая пленка, и обыкновенный бумажный трафарет.
Что касается моего почерка, в этом смысле он универсален. Я работаю как «freehand»-ом, так и трафаретным способом. Зачастую совмещение стилей просто необходимо. Иной раз, рисуя от руки, я прихожу к выводу, что глаза, «взгляд», можно передать только трафаретом. Поэтому если ко мне придет человек и попросит «Сикстинскую мадонну», я, конечно, буду копировать весь рисунок. Ибо надо быть Рафаэлем, чтобы воспроизвести шедевр от руки.
То же и со спортивным стилем. Так называемые «а-ля наклейки». Контур  воспроизводится исключительно при помощи самоклеющейся пленки. По ней художник работает плотерным ножом, вырезая нужный профиль согласно компьютерной программе. Затем, уже по готовому профилю, наносится рисунок.
Понятно, что художник должен знать тему будущего рисунка, размер и расположение на кузове автомобиля. Важно учесть модель автомобиля, его цвет, чтобы рисунок не выглядел дисгармонично. Наконец, определить  долговременный интерес потребителя.
Возникают ли какие-то трудности с выбором рисунка?
Юрий: В 90 из 100 случаев клиент не представляет, что ему нужно. Задача художника, аэрографиста - выявить отправную точку. Не столько рисунка, сколько желаний клиента. Вот, например, не так давно приезжала девушка. Среди ее главных интересов оказались горные лыжи. Как следствие, обнаружилась страсть к горным пейзажам. При этом она оказалась еще и ярко выраженной «совой». И эта природная черта была у нее доведена до абсолютного фетишизма. В ее офисе «собралась» беспримерная коллекция различных сов. Начиная от сувенирных и заканчивая чучелами в натуральную величину. Понятно, что в такой ситуации особенных проблем с темой не возникло. Полярная сова на фоне альпийских склонов повергла девушку в экстаз. Оставалось только сделать макет.
Значительно труднее, когда малообщительный человек приходит с просьбой – я тут купил жене авто, осталось  4 тысячи долларов, сделайте чего-нибудь. Таких большинство. И дознаться, что нравится супруге, практически невозможно. В таком случае спасает собственная библиотека. Как правило, через час рассматривания разных рисунков, клиент останавливает свой выбор на наиболее вычурном.
Другая проблема – размер аэрографии. Выясняется, что соразмерность рисунка габаритам автомобиля – большая проблема для потребительского глазомера. Приезжает, например, человек с просьбой нарисовать сокола где-то в половину двери. Спрашивает, можно? Конечно, почему нет. Идем смотреть автомобиль, а там – Navigator! В итоге приходится объяснять, что метров с десяти этот соколик будет смотреться наклейкой, а с двадцати –  просто кляксой.
Далеко не все сразу адекватно воспринимают предложение «растянуть» рисунок. Думают, что тянут не столько изображение, сколько деньги из кошелька. Однако, в конечном счете, когда видят получившуюся «наклейку», сами же настаивают на переделке. Выходит, действительно, себе дороже.
Как и у любого другого специалиста, у аэрографиста есть свой инструмент. Во многом его качество и количество определяются стилем и профессиональным уровнем художника. Однако, как существуют обязательные компоненты для работы с аэрографией, так должны быть и технологические константы.
Есть ли какие-нибудь безусловные требования для профессионального аэрографиста?
Юрий: Рабочий инструмент аэрографиста – эмали и аэрограф. Эмали могут быть любые. Я, например, предпочитаю работать с Sikens. Последнее время, ради эксперимента, использую водные художественные краски. Есть художники, работающие со Schpies Hecer, Dupont или PPG. Разницы никакой. Все зависит от личных предпочтений. Ну и, конечно, от предпочтений компании, где вы работаете. Технологических противоречий здесь нет.
То же самое и с аэрографами. Цены на них колеблются от 50 до 700 долларов. Но разницу сможет почувствовать только профессионал. По сути, это миниатюрный краскопульт. Соответственно и его предназначение. Используя качественный аэрограф, можно в паспорте расписаться. Автограф выйдет не хуже, чем шариковой ручкой. Все остальное зависит исключительно от того, как хорошо вы умеете рисовать.
Технология проста, а рисунок долговечен. Настолько, насколько вообще долговечно лакокрасочное покрытие автомобиля. Нужная художнику деталь зачищается нулевым абразивом. С нее удаляется слой лака. Затем, уже на матовую поверхность, наносится рисунок. Независимо от размеров аэрографии, вся деталь вновь покрывается лаком. Можно сказать, ваша дверь и крыло прошли через косметический ремонт, приобретя рисунок и обновив глянец.
Иногда, впрочем, технология нарушается. Когда компания предпочитает зачистить, а потом «залачить» только поверхность рисунка. В таком случае образуется стык лаковых кромок. Достаточно двух месяцев температурных воздействий, и кромки начнут разрушаться. Еще через неделю, понятно, работу придется переделывать. Иногда ошибка случается по вине излишне бережливого клиента. Весьма популярен, например, рисунок на двери с небольшим захватом крыла. Полная подготовка основной поверхности – двери - вопросов не вызывает. Проблемы начинаются с крылом. И если аэрографист соглашается на зачистку и лакировку только части крыла, ему вскоре приходится работать по гарантии.
 Допустим, аэрографист сумел подобрать потребителю рисунок. Он – профессиональный художник, знаком с технологией и разными стилями работы. Кроме того, обеспечен всем необходимым инструментом. Для того чтобы приступить к работе, остается уточнить только одну деталь. Весьма принципиальную.
Сколько стоят услуги аэрографиста?
Юрий: Элементарный пример. Приезжает как-то девушка. Привозит «на разукраску» шлем. Цена работы в 650 условных единиц  вроде бы вполне ее устроила. А вечером звонит и заявляет, что друзья, мол, говорят, вы меня «разводите». Такая работа стоит раза в два дешевле. Ну и как тут быть, спрашивается? Объяснять что-либо, по меньшей мере, бессмысленно. С пожеланиями всяческих успехов просто отдал ей шлем. Слава Богу, к работе не приступал! Предчувствовал такую развязку…
На самом деле, достаточно зайти на любой интернет-сайт профессиональной компании или профессионального же аэрографиста, чтобы узнать – только покраска шлема «в монотон» стоит 200 долларов. Что же касается западных расценок, просто для сравнения могу сказать, что в США цена работы со шлемом может доходить до 3000 долларов.   
Можно, конечно, покрасить и весь автомобиль за тысячу. Но даже для не специалиста будет заметно качество, а точнее «некачество» такой работы. 
Впрочем, действительно, говорить о расценках аэрографиста очень сложно. Попробуйте оценить работу художника в нормочасах. Или оплачивать его труд в расчете на каждый квадратный сантиметр. То есть точно просчитать, во сколько обойдется клиенту подготовка той или иной поверхности под рисунок можно. Сумма заложена в смету лакокрасочных работ компании. Однако стоимость самого рисунка каждый раз своя и варьируется как от индивидуальных пожеланий клиента, так и от качества работы.
Иной раз потребитель идет на хитрость. У одного аэрографиста его устраивает цена, у другого – качество. Ориентируясь на цену, он обращается к качеству. А в результате – неподдельное удивление и попытка доказать, что такая работа стоит значительно дешевле.
Могу сказать по секрету, что моя ценовая планка никогда не опускается ниже 1000 долларов за одну «живописную деталь». Что накладывает на меня вполне определенные обязательства перед потребителем.
Если аэрографист владеет всеми необходимыми знаниями и оборудованием, если у него есть опыт работы и своя клиентская база, то он, очевидно, может работать независимо от автосервиса. Тем не менее, Вы и сегодня сотрудничаете с компанией «Автолак».
Какие преимущества в таком альянсе?
Юрий: Профессионально аэрографией я занимаюсь 15 лет. Начинать приходилось в кустарных условиях – гараж да советский аэрограф. Особенного выбора тогда не было. Выяснилось, что хорошо нарисовать можно и в гараже. По сей день существует довольно большое количество мастерских, и не только в России, предоставляющих услуги аэрографии прямо на улице. Ничего страшного в этом нет.
Однако чтобы хорошо «залачить», а главное – высушить лак, покрасочная камера просто необходима. Лично я занимаюсь только аэрографией. Это, в первую очередь, работа художника. Подготовительные и постхудожественные процессы - не мое дело.
Но при этом я знаю, что качество лакировки напрямую влияет на долговечность аэрографии. То есть на мою работу. А клиенту все равно, кто виноват в халтурном рисунке. Приедет он ко мне. Думаю, поэтому профессиональные аэрографисты стараются работать с качественными автосервисами.
«На моей совести» порядка 40 автомобилей, 20 мотоциклов и 50 шлемов. Личный опыт показывает: чтобы сделать аэрографию на бортах автомобиля, необходимо от двух до трех недель. Работа, понятно, не поточная. И все же ясно, что разрисовка кузова целиком занимает не меньше месяца. А зачастую – и больше. Откровенно признаться, в году у меня получается два-три месяца простойных. Когда я сижу без работы. Причем просчитать, когда именно можно организовать себе отпуск, невозможно. Каждый год двухмесячная безработица случается в разное время. В такие периоды работа в коллективе автосервиса – большое подспорье!
При этом сервис не может и не должен ставить аэрографию на поток. Сегодня компаний, предлагающих услугу автомобильной живописи, не перечесть. Большинство из них формируются по принципу: раз это модно и дорого, мы понизим цену, и люди пойдут к нам. Но ни один профессиональный аэрографист не может работать в поточном ритме, как на конвейере. В итоге компания, предлагающая аэрографию по такому принципу, теряет и художника, и, что главное, клиента.
 
Rambler's Top100