• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Сродни следователю"

"Сродни следователю"
Тематика: Автосервис и персонал
Журнал: "Правильный автосервис" (www.avtoservice.info)
№ журнала: апрель, 2005
Дата публикации: 01.04.2005
К этому человеку материал попадает, когда все уже произошло.   Картина  случившегося обычно искажена путаными показаниями участников и свидетелей. Установить истину в таких условиях непросто, но необходимо – и только он может с этим справиться. Конечно, если это настоящий специалист, знаток своего дела, профессионал в полном смысле слова.

Сегодня речь именно о нем – о диагносте.
Характер - нордический
Работа диагноста сегодня действительно сродни работе следователя. Судите сами. Вот автомобиль – он неисправен. Но не факт, что неисправность однозначно покажет себя «на приеме» и столь же однозначно проявит свою связь с первопричиной.
Вот владелец – и у него, представьте себе, есть собственная версия происходящего. А нередко – и готовый диагноз. Но опыт показывает, что ни первому, ни второму доверяться нельзя. Ибо современный автомобиль – это  «черный ящик», в котором существует огромное число сложных и нелинейных связей. Одни и те же симптомы могут иметь совершенно разное происхождение . А одни те же первопричины в состоянии по-разному отразиться на картине происходящего.
Вот лишь один пример.
Представьте себе – в автосервис обратился владелец иномарки, на которой было установлено газовое оборудование.  С некоторых пор  инжекторный двигатель этого автомобиля стал вести себя более чем странно:  он ни с того ни  с сего вдруг переставал работать на бензине, но при этом исправно работал на газе.  При этом неисправность как внезапно проявлялась, так внезапно и исчезала, порой  на целые недели.  По известному закону «визит-эффекта» именно в момент обращения на сервис неисправность исчезла – машина работала без малейших сбоев.
В этих условиях ни о каком определении неисправности не могло быть и речи  и диагност попросил оставить машину в сервисе.  Но уже на следующий день позвонил хозяину и  с удовлетворением сообщил, что всему виной был плохой контакт в электрической системе управления впрыском. Чтобы дефект проявил себя, машину около двух часов нещадно трясли и раскачивали, пока злосчастный провод не отключился. А уж потом осталось только найти место плохого контакта. Сам же ремонт уже не представлял трудностей.
Описанная выше картина дает основание говорить о некоторых общих особенностях характера и  строя мыслей специалиста, именуемого диагностом.
 * Диагност – личность безусловно творческая,  с хорошо работающими «серыми клеточками» и развитым воображением. Очевидно, его никогда не должна подводить память, в которой, как  в хорошей  кладовой, в определенном порядке, на своих полочках, располагаются все аналогичные случаи. Со всеми их нюансами и сопутствующими признаками. Такая память – настоящее сокровище, способное в несколько раз сократить время поиска неисправности.
Но при этом диагност не имеет права и на стереотипы. Ведь каждый новый случай не повторение предыдущего, он уникален и не терпит шаблонов.
 * Диагност – аналитик. Он умеет работать с массивами данных, выстраивать факты, проверять их и создавать из фрагментов цельную картину случая.
 * Диагност – прилежный ученик. Он всю жизнь – «за партой». Он не может позволить себе прекратить обучение и счесть, что новое знание уже не способно улучшить его работу. Изменения в конструкции автомобиля происходят так стремительно, что только очень динамичный и увлеченный человек в состоянии  уследить за ними, не отстать, взять новые знания на вооружение, ввести их повседневную практику.
 * Диагност  «на ты» с компьютером. Он непременно знает хотя бы технический английский язык.  А нередко – еще и немецкий, поскольку  основная масса автомобильной технической информации публикуется именно на этих языках.
 Перечисление можно продолжать. Но и сказанного вполне достаточно, чтобы как-то представить себе нашего героя.
Очень часто это человек со сложным характером, с высокой самооценкой и выраженным индивидуализмом.  Для него непросто разработать адекватную систему вознаграждения за труд. Трудные случаи нередко являются для такого человека сами собой «наградой». А за пустяки он принципиально не хочет браться, даже если за них обещают хорошо заплатить.
Как правило, хороший специалист – диагност  за время работы приобретает известность в среде автовладельцев, накапливает собственную клиентскую базу. И сервисы среднего уровня  хорошо знакомы с печальной картиной  «бунта» диагноста, когда обиженный специалист  уходит. И «уводит» с собой клиентов. А также портит репутацию сервиса.
Оценить работу диагноста непросто еще и потому, что в ней крайне затруднено нормирование.  «Ребус», особенно сложный, нельзя решать на время.  И приведенный выше пример -  тому подтверждение.
Обычно диагност охотно «прирастает» к определенному оборудованию. Особенно, если проходил обучение на чем-то аналогичном и если имеет решающий голос  при решении вопроса о замене устаревших приборов новыми.
Вот мы все говорим  диагност, диагност… Но не пора ли определиться и самим понятием?
Диагност – это…
Если бы мы  захотели продолжить фразу, но попросили это сделать руководителей сервисов разных размеров и ценовых групп,  могло бы возникнуть ощущение, что речь идет о совершенно разных специалистах.
Наиболее близкие к уровню «дяди Васи» представители мира ремонта обычно путают диагноста с …электриком.  Просто потому, что и тот и другой в их системе «стационарно» не работают. Обычно их либо приглашают на некоторое время, либо к ним отсылают клиентов, когда поиск дефекта не дает результата.
Итак, определение №1 – «хороший электрик».
Крупный центр ремонта на наше предложение может  ответить столь же неожиданно. Например, что это …оператор диагностической станции. Вот так. Подключился к разъему, считал информацию о неисправностях и  красиво распечатал на цветном принтере.  Тут все просто и  с учетом времени и с нормированием трудозатрат. Вот только с результатом…
Нам рассказывали, что к молодому диагносту такого типа как-то  пришла машина.  По описанной выше схеме он подключился, все считал и выдал диагноз: требуется замена генератора. Опытный мастер усомнился – на его памяти не было случая отказа генератора на машинах этой фирмы и этого возраста. Он не поленился,  открыл капот еще раз – и убедился, что был прав: всего-навсего порвался ремень привода генератора.
Тем не менее, определение №2 – «оператор ПК». Когда же мы попробовали узнать, что думают об этом на крупных специализированных ремонтных центрах, то окончательно растерялись. Самой неожиданной формулировкой было: диагност АКПП – хороший гидравлик!
 Тем не менее, для каждого, кто давал определение, оно, надо признать, в целом было верным.
Где же истина?
 В поисках ее мы отправились к истокам -  в учебные центры, которые готовят специалистов по профилю «диагност».
 Фундамент
Из целого ряда учебных центров, занимающихся подготовкой специалистов для авторемонта, мы выделили два: «Московский учебный центр» и «Формула Моторс».  Мы выбрали их не только потому, что они независимы и не продвигают интересы какого-то одного производителя определенного оборудования. На наш взгляд, эти центры – как два полюса в нормальной  грамотной системе обучения. Их подходы и возможности различны, а потому у учащихся есть право выбора. И хорошо, что этот выбор есть.
Оборудование безупречно
Московский  учебный центр -  название привычное, хотя и слегка устаревшее. Недавно центр, входящий в городскую структуру образования, был переименован в  «Техникум профессионального обучения незанятого населения». Обучение по специальности «диагностика и ремонт электронных систем автомобиля»может быт бесплатным – для безработных, направляемых службой занятости города. Все остальные учатся вдвое «быстрее» - 2 месяца вместо четырех и платят около 20 тысяч рублей.
Гордость центра – уникальное импортное оборудование, закупленное для специальности «диагност». Здесь можно вживую увидеть и детально изучить принципиальные схемы практически всех основных систем впрыска от самых первых до современных. Причем, понять работу всех узлов схем в их взаимосвязи.
А вот беда центра – это бедность и ученики, присылаемые «по разнарядке». Ну, мыслимо ли начинать все с азов  курса электротехники? А приходится. И это сильно утомляет и расхолаживает  более опытных практиков, воспринимающих курс, как способ пополнения знаний, а не повторения азов.
Но главное – подход к специальности, заложенный в полном ее названии. Здесь готовят не универсала, а узкого специалиста в электрике и электронике. Что хорошо для сформировавшегося практика. И мало полезно для новичка.
Главное – база знаний
В «Формуле Моторс» курс обучения очень короткий – буквально две недели. И цена сопоставимая, если учесть фактор времени – порядка 5-6 тысяч рублей.
Уникальных иностранных тренажеров здесь нет, а само обучение построено по модульной схеме.  Будущий  диагност должен прослушать курсы у двигателистов, топливщиков, электриков и специалистов по АКПП. В результате две недели теории дают ученику базис знаний о конструкции, принципах действия и взаимосвязях основных систем современного автомобиля. А уж применять знания в условиях сервиса позволяет практика, на которую отводятся следующие две недели обучения.
Вот такая это специальность – диагност!
 
Rambler's Top100