• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"ГДЕ ВПРЫСК, ТАМ И КОНТРОЛЬ"

"ГДЕ ВПРЫСК, ТАМ И КОНТРОЛЬ"
Раздел: Оборудование для диагностики и обслуживания инжекторных двигателей
Журнал: "За рулем" (www.zr.ru/)
№ журнала: январь, 2000
Дата публикации: 01.01.2000

Ссылки на оборудование, упоминаемое в данной статье:
Тестер диагностический для отечественных (преимущественно) и импортных автомобилей , ДСТ-2М
   Недолгая история внедрения электронного управления двигателем на ВАЗе началась в 80-е годы: первые системы поставляла "Дженерал моторс". Но для российского рынка цена автомобиля с импортными комплектующими оказалась слишком высокой. Поставили цель - создать собственную конструкцию, не уступающую "джи-эмовской" и полностью с ней взаимозаменяемую. К вазовским разработчикам присоединилась инициативная группа из оборонки во главе с Василием Цатуровым. Плодом совместных усилий стала система "Январь". Но работоспособность электроники "на ощупь" не проверишь, а значит, нужны средства контроля и диагностики. Для решения этой, не менее сложной задачи на базе инициативной группы в марте 1994 года в Самаре родилось ТОО "Новые технологические системы".

 

   Первое его детище - стенд для проверки характеристик системы управления двигателем в условиях производства, способный в считанные минуты "переварить" несколько сотен параметров. Один из них по сей день используют на ВАЗе для входного контроля, второй - в ОТК завода - изготовителя блоков. А как же ремонтники? Ведь на базе дорогущих импортных тестеров сервисную сеть не создать. Нужен многофункциональный, надежный и при этом недорогой прибор. На средства двух заинтересованных предприятий - ВАЗа и ГАЗа в Самаре разработали и освоили тестер ДСТ-2.

 

   Состоит прибор из трех основных частей: собственно аппарата, сменных картриджей и соединительного кабеля. Каждый картридж - для работы со "своим" типом контроллера ("Январь", "Джи-Эм", "Бош" и т.д.). Кабелей два варианта - для автомобилей Волжского и Горьковского автозаводов. Возможности небольшого прибора впечатляют. "Разговаривать" с пользователем он может на двух языках - английском и, что особенно приятно, русском. В режиме "Ошибки" на экране высвечиваются цифровые коды той или иной неисправности, хранящиеся в памяти контроллера машины. К примеру, перестал поступать сигнал от датчика скорости автомобиля. Сей дефект зашифрован под цифрой 24. Но бежать за переводной таблицей не надо - она в памяти тестера. Кроме прошлых, можно видеть и текущие неполадки.

 

   Режим "Параметры" позволяет оценить работу двигателя и при движении автомобиля - напряжение в бортовой сети, детонацию, обороты, состав смеси, скорость движения и многое другое. Поскольку одновременно все параметры на экране не умещаются, они объединены в группы, которые можно просматривать поочередно.

 

   Порой для выявления плавающего дефекта нужно "ловить" его в динамике. Для этого предусмотрен режим "Сбор данных". Фактически прибор составляет таблицу изменения "криминального" параметра во времени. Например, по скачкам напряжения легко вычислить дефектный реле-регулятор.

 

   Тестер годится не только для поиска неисправностей. С его помощью можно настроить контроллер, изменив, например, угол опережения зажигания, "покрутить" электронный октан-корректор, выставить обороты холостого хода, подрегулировать СО и т.д.

 

   Собирают прибор здесь же, в "Новых технологических системах". Причем весь процесс организован как следует. Тестер сертифицирован в Росстандарте и имеет годовую гарантию, обеспеченную технологией изготовления и импортной элементной базой с индустриальным (от -40 до +100оС) диапазоном рабочих температур. Отечественные комплектующие, к сожалению, не подошли - уж очень нестабильно вели себя в жару и на морозе, а экрана нужного размера и вовсе не нашлось.

 

   Все готовые приборы подвергают выходному контролю. Сначала около четырех часов выдерживают при -25о С, тут же нагревают до +60о С и оставляют "жариться" три часа. Выдержавшие термоудар восемь часов трудятся в режиме обмена информацией с контроллером. Условия жесткие. Но если приглядеться - чем не "климат" холодного гаража, отапливаемого "змеем горынычем" лишь во время работы?

 

   Последний этап - демонстрация возможностей купленного прибора заказчику и упаковка комплекта в симпатичную сумку, которая сама по себе могла бы пользоваться неплохим спросом.

 

   Кстати, изделие по достоинству оценили за рубежом. Тестер поставляют в восемь стран, включая ЮАР, Бельгию и Италию. К сожалению, дилерская сеть фирмы только формируется, и пока потенциальным покупателям приходится обращаться к производителю. Цена комплекта - около тысячи долларов.

 

   Но есть и значительно более дешевая версия прибора - ДСТ-4. Предназначенная для работы с одним типом контроллера (например, только с "Январем"), она не имеет сменных картриджей. На ее базе сделан маршрутный компьютер. Получая информацию непосредственно от контроллера, он проинформирует водителя о времени в пути, среднем и мгновенном расходе топлива, средней скорости и т.д. Если перед поездкой в него заложить расписание движения, он подскажет, насколько нужно уменьшить или увеличить скорость, чтобы приехать вовремя. В качестве штурманского прибора он уже прижился у спортсменов. Стоит эта полезная вещь около 250 долларов.

 

   Есть и другие интересные разработки. Тестер периферийных устройств ДСТ-6 проходит сейчас испытания на станциях технического обслуживания в Самаре. Он не использует данные контроллера, а подключается непосредственно к датчикам и исполнительным механизмам автомобиля. Можно, например, проверить исправность регулятора холостого хода, датчиков положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха и других. Для контроля работы форсунок в комплект входит специальный манометр.

 

   Недавно выпущена компьютерная программа "Мотор-тестер". Подключив обычный персональный компьютер через согласующее устройство к диагностическому разъему автомобиля и "загрузив" программу, специалист получает исследовательский комплекс с огромными возможностями.

 

   Кроме этого, здесь спроектирован стенд для отладки программы управления двигателем и диагностических программ. А по заказу самарской ГИБДД сделали даже блок управления светофорами. Он не только управляет сменой сигналов и "зеленой волной", но и... прогревает лампы перед включением - так они дольше служат.

 

   В ближайших планах - приборы технологического контроля: тестер для автоматического управления отопителем на автомобилях "десятого" семейства, стенд для пуска и проверки двигателя перед установкой его на машину, стенд для испытаний электроусилителя руля. Последние две работы ведутся по заказу ВАЗа.

 

 
Rambler's Top100