• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"ВОЗДУХ ПО КАРМАНУ. КОМПРЕССОРЫ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО АВТОСЕРВИСА"

"ВОЗДУХ ПО КАРМАНУ. КОМПРЕССОРЫ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО АВТОСЕРВИСА"
Раздел: Компрессора поршневые
Журнал: "За рулем" (www.zr.ru/)
№ журнала: март, 2003
Дата публикации: 01.03.2003
Обдуть, продуть, накачать - да мало ли что поручают сжатому воздуху. Автолюбитель при профилактике и мелком карбюраторном ремонте довольствуется ножным насосом, "Мустанг" - уже роскошь.
   Другое дело автосервис, пусть даже небольшой. Или дружная автостоянка, где в общем пользовании имеется кое-какой серьезный инструмент. Здесь уже без воздуха, извините, как без рук. Пневматический инструмент компактнее электрического (отсутствует электромотор), безопасней (по той же причине), а возможностей у него не меньше - гайковерты, дрели, ножницы, зубила и тому подобное (фото 1-3). Окрасочное оборудование без сжатого воздуха и представить трудно. Все это хозяйство работает при давлении воздуха атмосфер восемь, не меньше, - без компрессора не обойтись.
   КАЖДОМУ ПО ПОТРЕБНОСТЯМ
   Вопрос - каким он должен быть? Если компрессор не будет работать по нескольку часов кряду, то тратиться на профессиональный, дорогой агрегат нет смысла. Для этого выпускают так называемые бытовые и полупрофессиональные серии с близкими техническими характеристиками, но меньшим ресурсом. Его вполне достаточно, если компрессор использовать умеренно, при ограниченных нагрузках. Бытовые дешевле своих собратьев-трудоголиков процентов на 20, так как материалы, из которых изготовлены ответственные детали - клапаны, поршни и тому подобное, у них дешевле. Задача - разобраться, как правильно выбрать компрессор, отвечающий нашим запросам, и не переплатить.
   Важнейшая характеристика компрессора - производительность. От нее и надо плясать. Прочие параметры в основном определяются ею - это мощность, рабочее напряжение и, конечно, техническое совершенство, которое и отражается в цене.
   Допустим, вы нацелились на высокопроизводительный профессиональный инструмент. Сверхнадежность позволяет работать им чуть не круглые сутки в течение многих лет. Как правило, такой инструмент требует большого расхода воздуха. Например, пневматический ударный гайковерт для жестких условий эксплуатации с крутящим моментом 1200 Н.м потребляет 450 л воздуха в минуту. Чуть меньше - 435 л/мин - расходует профессиональная дрель. Трещоточные гайковерты, в зависимости от крутящего момента, потребляют от 85 до 220 л/мин. Так что, выложив очень приличную сумму за такой инструмент, придется раскошелиться и на соответствующий компрессор.
   На самом деле все это необходимо крупным производствам. Для более приземленных задач небольших автосервисов дорогое оборудование окажется нерентабельным. Полупрофессионального инструмента, как правило, хватает за глаза на многие годы службы, пусть и работает он не так быстро. А запросов у такого пневмоинструмента значительно меньше. Так, подобный ударный гайковерт расходует воздуха около 200 л/мин. Поэтому для небольших сервисов вполне достаточно компрессора производительностью до 300 л/мин. Такие, как правило, приводятся электромотором мощностью до 2 кВт, питаемым однофазным напряжением 220 В (фото 4).
   Цена - в пределах 5-10 тыс. рублей. Подешевле те, у которых поршневая головка не имеет системы смазки с картером, расход воздуха поменьше, ресивер компактней. Если у компрессора есть система смазки с масляным картером, то обязательно предусмотрен контроль уровня - прозрачное окошко в картере или обычный щуп. Обкатку компрессора завершаем, по инструкции, сменой масла. После этого, по нашему опыту, компрессор можно эксплуатировать годами: уровень стабилен и масло в выходящий из ресивера воздух не попадает. Практически все компрессоры этой ценовой категории имеют одинаковую конструкцию - компактная головка совмещена с электродвигателем. Но ничто не дается даром - компактность затрудняет охлаждение. Впрочем, для неинтенсивного использования это не страшно. Редко когда компрессор удается довести до "горячки". А если и ухитритесь, это неопасно: он просто отключится. Все компрессоры оснащены предохранителем, отключающим электромотор при перегреве установки. Правда, тогда понадобится незапланированный "перекур" - пусть остынет. Конечно, в случае авральной работы, когда важна каждая минута, с этим придется считаться. Делу помогает то, что у всех компрессоров предусмотрены отключение электропитания при наборе ресивером определенного давления - 8-10 атм и повторное включение, когда давление снизится.
   В ТУМАНЕ...
   Исходя из этого, можно прикинуть, какого объема ресивер нужен. Они бывают на 25, 50, 100, 150 л и более. Каждые 50 л объема ресивера увеличивают вес установки на 10-15 кг, зато упомянутый выше цикл включения-выключения заметно удлиняется. Кстати, работающий компрессор издает шум около 80 дБ, соперничая с двигателем без глушителя. Если он будет часто включаться, радости не доставит.
   Подавляющее большинство компрессоров оснащено редуктором, который отвечает за давление на выходе системы. Вращая маховичок, можно отрегулировать его величину в пределах от нуля до максимального в ресивере. Поэтому здесь всегда два манометра - один показывает давление в ресивере, другой - на выходе. Все компрессоры имеют клапан сброса аварийного давления.
   Теперь напомним: сжатый компрессором воздух, попав в ресивер, расширяется и температура его, в соответствии с незыблемыми законами, резко падает. В результате содержащиеся в воздухе водяные пары конденсируются и выпадают в виде "росы" на стенках. За день-другой влаги накапливается столько, что на выходе (например, продувочного пистолета) появляется водяной туман. Избежать этого можно, своевременно сливая конденсат через дренажный клапан (фото 5). Но это не избавляет от самого процесса конденсации: в воздухе, отбираемом из ресивера, все равно присутствует влага. Работая с пневмоинструментом, на это еще можно закрыть глаза (он внутри всегда хорошо смазан), а вот для малярных дел такой воздух непригоден - мельчайшие капли воды испортят краску!
   Для осушения сжатого компрессором воздуха придется прикупить специальный фильтр, устанавливаемый на выходе. В зависимости от конструкции, производительности, тонкости очистки его цена - от 150 до 3000 рублей и выше (фото 6).
   Большие компрессоры - стационарные, а все прочие - мобильные. Они снабжены парой колес и скобой-рукояткой (иногда съемной), что облегчает транспортировку. Лучше обрезиненные большие колеса - на них катать компрессор легче.
   ДЛЯ СТАРШЕГО БРАТА
   Компрессоры, выдающие более 300 л/мин, по конструкции существенно отличаются от младших собратьев. Высокая производительность диктует не только увеличение мощности электродвигателя (переход на 380 В, три фазы), но и повышенные требования к охлаждению. Площадь оребрения алюминиевой головки у них гораздо больше, но и этого мало. Для улучшения охлаждения электромотор отнесли в сторону от головки - ее вал приводится ремнем, спрятанным под кожух из металлической сетки, а саму головку обдувают вентилятором (фото 7).
   Мощные электромоторы, головки, большие ресиверы существенно повышают цену. Стартовая - не меньше 15 000 рублей и зависит, при прочих равных условиях, от фирмы-производителя и, конечно, продавцов. Фирм, производящих компрессоры, немало. Но в основном это "немцы", "итальянцы" и "белорусские итальянцы" (белорусский - ресивер, остальное - Италия). Самый солидный компрессор (в пределах разумного) обойдется автосервису примерно в 30 000 рублей.
 
Rambler's Top100