• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

""Воздух" в автомастерской: семь советов, как организовать пневмосеть"

""Воздух" в автомастерской: семь советов, как организовать пневмосеть"
Тематика: Проектирование и создание автосервиса
Журнал: "Автомобиль и Сервис" (www.abs.msk.ru)
№ журнала: март, 1997
Дата публикации: 01.03.1997
Совет первый: забудьте о кустарщине. Качество всего дополнительного оборудования, а также запорной и регулирующей арматуры обязано быть безупречным. Только так можно обеспечить работоспособность и долговечность пневмоинструмента и компрессора. Самодельные фильтры-влагоотделители, водопроводные краны на магистралях, а также «времянки» из шлангов здесь неуместны. Не следует ставить проволочные бандажи в местах стыковки и вообще проявлять мелочную экономию. Она неминуемо оборачивается лишними расходами и потерями. Проверено жизнью.

Совет второй. Сжатый воздух для инструментов-потребителей надо очищать от твердых частиц, масла и атмосферной влаги. Соответствующее оборудование сегодня продается в достатке.
Когда объемный расход всех потребителей воздуха не превосходит 1,6 куб.м/мин, подойдут самые простые очищающие устройства - механические фильтры-влагоотделители. Обычно они представляют собой металлические цилиндры со вставленными в них фильтрующими элементами. Сменные делают из материалов, улавливающих твердые частицы размером от 3 мкм. Последовательное размещение нескольких фильтров непосредственно за ресивером позволяет добиться практически 100-процентной очистки воздуха от твердых частиц, влаги и масла. Фильтры такого типа снабжены цветовым индикатором состояния, подающим сигнал о замене элемента при его загрязнении.
На крупных станциях технического обслуживания с большим числом потребителей сжатого воздуха применяют более серьезные аппараты, например охлаждающие сушилки. Здесь воздух подвергается предварительному охлаждению до температуры ниже "точки росы" (при неизменном давлении в пневмолинии). Затем он поступает в сепаратор циклонного типа, где очищается от влаги, масла и твердых частиц. Охладителем служит фреоновая установка с автоматической системой поддержания параметров среды. Пропускная способность сушилок этого типа от 0,5 до 16,5 куб.м/мин при максимальном давлении в системе 1,6 МПа.
Качественную очистку воздуха от атмосферной влаги обеспечивают и промышленные абсорбционные сушилки, где в качестве абсорбента используют окись алюминия. Хотя такие аппараты и называют промышленными, их пропускная способность не очень велика - всего до 2,2 куб.м/мин. Впрочем, для автомастерской этого вполне достаточно. Из-за довольно высокой стоимости подобные сушилки применяют главным образом при окраске кузовов.

Совет третий. Окончательная подготовка воздуха должна производиться как можно ближе к потребителю. Известно, что долговечность и работоспособность пневмоинструмента зависят от того, насколько хорошо и регулярно смазываются его рабочие части. Для этой цели используют довольно простое устройство, называемое лубрикатором. Дозирующее устройство создает внутри него мелкодисперсное облако специального масла, которое смешивается с потоком сжатого воздуха ("подмасливает" его). Воздух равномерно обтекает детали пневмоинструмента и смазывает их во время работы. Естественно, что лубрикатор должен находиться близко к потребителю, иначе распыленное масло станет оседать на стенках магистрали, не доходя до механизма.
При проведении малярных работ, напротив, воздух должен быть полностью избавлен не только от влаги, но и от масла. Оптимальное решение - небольшой фильтр-влагоотделитель, закрепляемый на поясе маляра. Даже если в магистрали каким-то образом и образуется конденсат (а это возможно, например, при изменении температуры в помещении), он будет полностью задержан этим портативным устройством. Иногда такие фильтры-влагоотделители комбинируются с редуктором, что позволяет маляру регулировать давление непосредственно в процессе работы.

Совет четвертый. Все элементы, составляющие пневмолинию, должны быть сделаны из материалов, стойких к коррозии. Так, для прокладки магистралей лучше всего использовать оцинкованные водопроводные трубы, а для их соединения - специальные муфты, сгоны, тройники, запорную и регулировочную арматуру, которые выпускаются фирмами - изготовителями компрессорного оборудования. Все резьбовые соединения желательно обработать специальными герметиками, содержащими тефлон, либо обматывать при сборке тефлоновой лентой. Можно порекомендовать и жидкие уплотнители фирмы "Локтайт".
Совет пятый. В магистралях пневмолинии не рекомендуется устанавливать оборудование с большим гидравлическим сопротивлением. Да и сами магистрали по возможности надо избавлять от помех для потока воздуха.
В частности, лучше не врезать угольники, а гнуть трубы с радиусом изгиба не менее 10 диаметров трубы. Кроме того, не следует использовать в пневмосети сантехнические элементы (например, водопроводные вентили), имеющие огромное гидравлическое сопротивление. Это утверждение наглядно иллюстрируется представленным здесь графиком.

Совет шестой. Пневмомагистрали, проложенные к потребителям, должны по возможности образовать общий замкнутый контур. Выводы для потребителей распределяют согласно их рабочему давлению: чем оно выше - тем ближе к компрессору. Каждое потребительское ответвление следует оборудовать редуктором с манометром (в продаже можно встретить редукторы, совмещенные с фильтром-влагоотделителем и лубрикатором), а также запорным вентилем.
Кроме того, запорные вентили должны быть и на отдельных отрезках пневмомагистрали с тем, чтобы иметь возможность производить местный ремонт без отключения всех потребителей.
Обязательны в пневмосети и места для удаления конденсата. Желательно объединить их общей дренажной линией, подключенной к аппарату разделения смеси (такие устройства продаются).
Совет седьмой. Для удобства работы следует пользоваться быстросъемными штуцерами и переходниками, в изобилии выпускаемыми фирмами - изготовителями компрессорного оборудования. Несомненный интерес представляют и пневмошланги: легкие, прочные, они нередко продаются вместе со специальной катушкой, позволяющей регулировать их свободную длину.
На этом тема "Воздух в гараже" завершена в том смысле, что закончен разговор о базовом оснащении. Но дальше предстоит перейти к вопросам о пневмоинструментах, оборудовании для окрасочных работ и шиномонтажа, подъемных пневмомеханизмах и другом оборудовании, где источником энергии и рабочим телом является сжатый воздух. Они - в ближайших номерах.
 
Rambler's Top100