• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Дозу надо знать"

"Дозу надо знать"
Тематика: Проектирование и создание автосервиса
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: октябрь, 2002
Дата публикации: 01.10.2002

Для меня давно уже не секрет тот факт, что основным источником доходов автопроизводителей и всех вовлеченных в эту цепочку структур является не продажа автомобилей, а их последующий ремонт и обслуживание. А если задуматься над источниками основных доходов непосредственно автосервисного предприятия, какой из них будет приоритетным - ремонт или обслуживание? Я думаю, что обслуживание. Регламентное ТО, так сказать. Ведь ремонт, по сути дела, в большой степени зависит от фактора случайности. А вот в ТО (мы не говорим о тех автовладельцах, которые ездят от поломки до поломки) автомобиль нуждается регулярно. Виды работ и их цена, соответственно, разнятся от случая к случаю, но неизменным остается одно - автомобиль при любом состоянии двигателя, тормозов или ходовой части всегда нуждается в замене масла. Другие эксплуатационные жидкости тоже не стоит забывать, но масло - это та “пища”, которая нужна мотору постоянно.

Магистральное снабжение
Можно, конечно, продолжать действовать по принципу “как деды делали”. А можно, вспомнив, что мы все-таки живем уже в XXI веке, обратить внимание на более цивилизованные способы работы. Механик, который бегает с некоей емкостью от автомобиля к отдельно стоящей бочке с маслом на склад или обратно, - это, простите, картина прошлого века. Особенно когда мы говорим не о «гараже-однодневке», а о предприятии, претендующем на то, чтобы его считали цивилизованным. Не говоря уже о том, что эксплуатационные жидкости как ни что иное нуждаются в «учете и контроле».
Одним из современных способов решения проблемы является оборудование системы маслораздачи. Базовым компонентом системы является маслохранилище (отдельное помещение или склад, место, куда имеют доступ только ответственные лица). Из маслохранилища в цеха разводятся магистрали под каждый сорт жидкости (будь то масло любого типа, антифриз, жидкость для стеклоомывателя и т.д.). Соответственно, сколько сортов, столько и магистралей. Каждая из этих магистралей разветвляется на посты раздачи (постов в ремзоне может быть несколько). Подачу жидкостей в магистрали осуществляют пневматические насосы.
Каждая магистраль заканчивается катушкой с шлангом соответствующей длины. На выходе катушки находится раздаточный пистолет либо с расходомером масла, либо без оного (пистолет с расходомером на выходе - это только информационное табло для механика). Перед каждой катушкой устанавливается пульсметр с соленоидным клапаном, которые непосредственно отсчитывают и отсекают расход и подачу жидкости соответственно. Все пульсметры соединяются блоком ввода-вывода, блоком питания, клавиатурой и компьютером кладовщика либо человека, ответственного за жидкости, и увязываются в сеть.
При необходимости залить масло в автомобиль механик подходит к клавиатуре, набирает свой личный пин-код, сорт масла, количество, номер заказ-наряда или номер автомобиля (в зависимости от того, каким образом на данном предприятии осуществляется контроль за тем, чтобы масло попало по назначению).
После ввода необходимой информации управляющий блок открывает соленоидный клапан, и механик получает масло. Пульсметр отсчитывает его объем и передает информацию на блок ввода-вывода. После прохождения заданного количества масла через пульсметр блок ввода-вывода перекрывает соленоидный клапан, и процедура тем самым завершается.
Информация об израсходованном количестве масла незамедлительно поступает на компьютер, где сразу же фиксируется, кто именно, в какое время, какой сорт, количество масло и в какой автомобиль залил. Отчеты по каждому из этих параметров можно просматривать в базе данных программы за день, неделю, месяц.
Также эта программа отслеживает количество остатков масла в хранилище. При поступлении масла на склад в программу заносится количество прихода. При каждой раздаче программа автоматически вычитает из прихода запрашиваемое и розлитое количество масла. В программе устанавливается критерий минимума и критерий остановки системы, то есть при достижении минимального уровня система при каждой раздаче напоминает о небходимости пополнить складские запасы, а при достижении остановочного уровня перестает раздавать во избежание попадания воздуха в магистраль.
Немного экономики
Выдать точную дозу масла и отследить его путь - безусловно важно. Но польза от компьютеризированной централизованной системы раздачи масла одним лишь этим аспектом не исчерпывается. Дело в том, что в каждой 208-литровой бочке с маслом реально нахордится 212-213 литров масел. При опорожнении полной бочки всегда играют роль следующие факторы:
при моментальном (быстром) сливе масел из бочки в действительности получается 208 литров, так как всегда на стенках остается 4-5 литров масла(точное количество зависит от его свойств и температуры окружающей среды);
при постепенном (медленном) опустошении бочки с помощью насосов из нее также можно «добыть» 208 литров. Это связано с тем, что маслозаборные трубки насосов (при креплении насоса на бочке) или шлангов (при креплении насоса на стене) имеют специальные прорези в нижней части трубы для предотвращения «присасывания» маслозаборника к дну бочки.
Следовательно, образуются потери. Их легко подсчитать. Например, при годовом потреблении синтетических масел в объеме 6000 литров, что условно составляет 30 бочек (208-литровых), остаются «неучтенными» 120-150 литров масел. Предположив, что средняя цена «синтетики» составляет $10 за литр, путем несложных арифметических действий получим цену своих потерь -$1200-1500 в год.
Но это еще не все. Все существующие на сегодняшний момент механические счетчики расхода масел оттарированы под масла класса SAE 15W-40. Раздача масел с любыми другими классами вязкости приводит к возникновению ошибок по реальному расходу масел. Например, при раздаче синтетического масла класса SAE 5W-50 (через механический счетчик) с каждой 208-литровой бочки, в зависимости от состояния окружающей среды, «теряется» 8-10 литров. Если вернуться к вышеприведенному примеру годового расхода в 6000 литров в год, то мы выясним, что за год где-то «в пространстве» затерялось 240-300 литров масла. Умножив полученные цифры все на те же $10, выясним, что в «усушка и утруска» в денежном выражении составит $2400-3000 в год.
Казалось бы, электронные счетчики расхода масел, позволяющие вводить тарировочный коэффициент, могли бы избавить нас от таких потерь. Однако, тарировку счетчиков в данном случае необходимо проводить минимум два раза в год, зимой и летом, так как изменяется температурный режим работы. А вот здесь как раз и таится еще один подводный камень. Данная операция заключается в минимум 3-4 раздачах масла на каждом счетчике для установления необходимого тарировочного коэффициента и последующих 10 контрольных раздачах на каждом счетчике. Если у вас таких счетчиков, например, 50, то это означает, что не меньше 2 раз в год необходимо проводить 650-700 проверочных операций. Даже при затрате минимум 5 минут на каждую проверочную операцию это приведет к потери рабочего времени. При существующем 8-часовом рабочем дне это выльется в потерю 12-13 рабочих дней в год.
Взаимовыгодная основа
При существующей на сегодняшний момент практике по проведению ТО в России при расчете стоимости работ для клиента используется стоимость нормо-часа и цена расходных материалов. В условиях жесточайшей конкуренции клиент очень чувствителен к малейшей разнице цен на ТО.
При расчете стоимости ТО на большинстве СТОА используют каталожные данные по заправке картера двигателя, КПП, дифференциалов и систем охлаждения. Однако данные цифры не всегда соответствуют реальности.
Например, по каталогу в картер двигателя автомобиля должно быть залито 5,5 литра масла. В действительности заливается 5,08-5,23 литра масла (зависит от температуры, времени слива, размера фильтра и т.д.), и клиент «переплачивает» за 0,42-0,27 литра моторного масла при каждом ТО. При среднем пробеге в 30 000 км/год и интервале замены в 10 000 км клиент «переплачивает» за 1,36-0,81 литра. Если данное масло синтетическое, то система позволит клиенту сэкономить в год $13,6-8,1. И так далее: трансмиссия, дифференциал и прочее… В целом хоть немного, но набегает. И если клиент об этом будет знать, то скорее всего он предпочтет то место, где переплачивать не придется.
Другим положительным аспектом применения централизованной компьютеризированной системы раздачи масел можно назвать увеличение скорости обслуживания автомобиля по замене эксплуатационных жидкостей и, следовательно, увеличение оперативности по всем операциям ТО, по продаже запчастей, оформлению заказ-нарядов.
Кроме того, при заправке емкостей эксплуатационными жидкостями только раз в месяц освобождается дополнительное время, уменьшаются затраты на доставку и высвобождается персонал, занятый на регулярной доставке и погрузке-разгрузке. Одновременно ужесточается контроль за проведением всех операций по работе с эксплуатационными жидкостями.
Да, разумеется, инсталляция такой системы требует определенных и не маленьких вложений. Впрочем, считайте сами: если вам приходится проводить процедуру замены масла хотя бы на 5 автомобилях в день (а в сервисе средней руки эта цифра, как правило, больше), то в месяц вы получите 150 автомобилей. Если исходить из того, что масляная система современного автомобиля вмещает в среднем 4,5-5 л масла, то вам потребуется около 750 л этого масла, то есть три с половиной стандартных бочки.
Иными словами, есть над чем подумать. Особенно если ваш сервисцентр имет высокую проходимость или вы планируете организовать что-то вроде становящейся все более и более модной и популярной сегодня «точки экспресс-замены масла».

 
Rambler's Top100