• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Автомойка. Очистные сооружения"

"Автомойка. Очистные сооружения"
Раздел: Очистные сооружения
Журнал: "Автомобиль и Сервис" (www.abs.msk.ru)
№ журнала: октябрь, 2002
Дата публикации: 01.10.2002

Ссылки на поставщиков и дистрибьютеров, упоминаемых в данной статье:
ЗАО "Сфера-Сервис"

Лето уже закончилось, еще небольшой «кусочек» золотой осени, и мы плавно вкатываемся в грязь и солевую слякоть зимнего сезона. На кузове любого автомобиля, особенно в крупных городах, начнет образовываться противная, липкая пленка, состав которой не сумеет определить ни один химик. Да и не надо нам его знать, зачем расстраиваться. Машину надо чаще мыть, тогда и лакокрасочное покрытие кузова прослужит дольше, и с эстетикой все в порядке будет. Сказанное не означает, что автомобиль необходимо мыть только зимой. Отнюдь, эту полезную операцию надо проводить в любой сезон. Да и трудностей с проведением этой операции не существует. «Помывочные» операции - выгодный бизнес, и современных автомоек появляется все больше. Тем не менее, эта сфера рынка еще далека от насыщения, и многих посещает мысль о необходимости влиться в мир моечного бизнеса.

«Не все так просто, как кажется»
Этот афоризм имеет самое непосредственное отношение к проблемам любой автомойки: «Нельзя отмыть что-то одно, не испачкав другое». Это к тому, что проблем при мытье автомобиля, как минимум, две.
Первая - как наилучшим образом смыть все загрязнения с автомобиля? И вторая, не менее значимая, - что делать с образовавшимся после помывки грязесолевым «рассолом»? Сегодня мы решили основное внимание уделить именно второй проблеме - очистке этого самого «рассола» и доведению его до кондиции, как минимум, технической воды, пригодной для мойки следующих автомобилей. Но прежде чем перейти к вопросам очистки, все-таки вспомним об основных типах автомоек и требованиях, предъявляемых различными органами надзора к ним.
Говорить о простейшей мойке типа «ведро-тряпка» - в наше время просто дурной тон, хотя летом на собственном участке такой способ вполне имеет место быть. Естественно, редакция против его массового внедрения в зонах отдыха вблизи водоемов. Ну, если «на окружающих наплевать» (а это в наших традициях), так хоть о будущем собственных детей подумать не мешает.
А то придется им жить в окружении пейзажей, похожих на показанные в фильме «Сталкер».

Самый простой тип цивилизованной автомойки - это аппарат высокого давления с подогревом или без подогрева воды, с помощью которого эффективно очищаются от наслоений днище, арки автомобиля, его колеса или двигатель. Да и отмыть кузов можно просто играючи. Недостатки этого способа в его невысокой производительности и невозможности автоматизировать процесс. Всегда требуется «специально обученный со-трудник», направляющий струю воды именно в нужное место.
Один аппарат высокого давления расходует около 700 литров воды в час. Но, учитывая цикличность его работы, можно считать, что 1000 литров воды в час хватит для работы двух аппаратов.
Следующая ступень автомоек - портальные мойки, с помощью которых можно мыть до 10-12 автомобилей в час. Подробный рассказ о представленных на рынке моделях - это отдельная и очень долгая история. Такие сооружения нашли широчайшее распространение, т.к. производительность портала высока, что приносит ощутимую прибыль.
Вершина модельного ряда моек - это, безусловно, туннельные сооружения, в которых за час проходит «помывку» до 30 машин, а иногда и больше. Принцип этой мойки - как в портале, но конвейерный способ прохождения автомобилем всех этапов мойки позволяет значительно ускорить процесс. Это уже большой бизнес: и затраты выше, и прибыль.
Легко подсчитать, что для эксплуатации одной портальной мойки необходимо около 2500-3000 литров воды в час, а для «туннеля» может потребоваться и 10000 литров.
Главное в том, что всю эту воду необходимо очищать для повторного использования, т.к. все без исключения автомойки работают по схеме «оборотного» водоснабжения. Сброс загрязненной воды в канализацию категорически запрещен.
Таким образом, вывод однозначен: ни одна мойка не может эксплуатироваться без соответствующего очистного сооружения. Это классический пример скрытого технологического оборудования, не менее значимого, чем основное, находящееся на виду.
Наблюдающиеся иногда попытки эксплуатации моек без систем очистки очень напоминают отплытие «Титаника» на встречу с айсбергом. Вершина айсберга - конечно же, местные власти, а его подводная часть - огромные штрафные санкции.

Как стоки очищают
Проблемой очистки сточных вод человечество озаботилось еще в незапамятные времена. Тогда же были апробированы два основных способа очистки жидких стоков: отстаивание и механическая фильтрация. Оба этих способа дожили до наших дней и широко применяются, в том числе и в установках для очистки загрязненной воды на автомойках.
Самый простой способ очистки воды - ее отстаивание в отдельной емкости. Обычно это так называемый «приямок», а проще говоря, обычная прямоугольная яма, стенки и днище которой забетонированы и отделены от окружающего грунта с помощью гидроизоляции. Значительно реже по экономическим соображениям в роли «приямка» выступает отдельная емкость из водонепроницаемого материала. В отстойнике (без тавтологии не обойтись) вода действительно отстаивается. Механические примеси оседают на дно, а верхний, очищенный слой воды забирается для последующей очистки. Само собой разумеется, что одним отстаиванием при очистке воды после мойки автомобиля не обойтись. Кроме растворимых примесей (соли, кислоты, автошампунь и еще Бог знает что), в воде имеются и механические микропримеси, для оседания которых требуются недели, а то и месяцы.
Для отделения оставшихся примесей подходит способ механической фильтрации, суть которого понятна любому. Механические фильтры - это простые агрегаты, в которых загрязненная вода просачивается сквозь мельчайшие отверстия в фильтрующем материале, где задерживаются посторонние включения.
Такие фильтры рассчитаны на долгое и многократное использование. По мере загрязнения фильтры очищаются обратной промывкой (контрпромывкой) чистой водой.
При тонкой очистке также используется и обычный отстойный способ. Правда, его аппаратная реализация имеет отличия от обычного отстойника. Мы уже упомянули, что скорость оседания механических частиц в воде зависит от их размера. В физике это явление носит название «седиментация». А если вода содержит только микропримеси, и глубина «приямка» измеряется миллиметрами? Тогда эти частички осядут на дно за вполне приемлемое время. Отстойник для «тонкого» отсева - это тот же «приямок», в который помещается пакет разделенных между собой прямоугольных пластин.
Между пластинами образуется множество «микроотстойников», в которых и скапливаются микропримеси.
Но только очисткой от механических загрязнений воды после автомойки не обойтись. Механические системы не в силах задержать растворенные в воде примеси. Тут на помощь приходит такое интересное физическое явление, как флотация. Опять-таки идея процесса очень проста. Если тем или иным способом загрязненную воду заполнить мельчайшими паровоздушными пузырьками, то на границе каждого такого пузырька за счет сил поверхностного натяжения будет создана особая энергетическая зона, инициирующая повышенную концентрацию молекул различных примесей.
Ну а способов насыщения воды пузырьками много: это и ее вспенивание вращающимися лопастями (импеллерный способ), и каскадный метод (вспомните обычный водопад). Лучшее же пенообразование, с образованием гомогенной структуры мельчайших пузырьков в объеме воды, наблюдается при ее дросселировании через отверстие небольшого диаметра. При этом для большего насыщения воды воздухом объем воды перед дросселированием выдерживают в специальной емкости в спокойном состоянии в течение определенного времени.
Способы более тонкой очистки - мембранный, химический и др. - применения на автомойках не нашли. Они недешевы, а комбинация более простых методов позволяет очистить загрязненную после автомойки воду в соответствии с установленными, достаточно жесткими нормативами.
Отечественное оборудование лучше импортного
Во фразе, вынесенной в подзаголовок, нет никакого подвоха. Может быть, она нуждается лишь в некотором уточнении: «...пока не любое». Но к теме статьи такое определение имеет самое непосредственное отношение.
Никто не будет спорить, что, выбирая непосредственно моечное оборудование (аппарат высокого давления, портальную или туннельную мойку), непредвзятый покупатель предпочтет «ихнее» «нашему».
Но при выборе очистных сооружений ситуация круто меняется. Специалисты утверждают, что отечественные образцы очистных сооружений практически полностью вытесняют импортные из этого сегмента рынка.
«Наши» бьют двумя старшими «козырями»: ценовой привлекательностью, а также адаптированностью и надежностью при работе в отечественных (ох, каких непростых!) условиях. В самом деле, кому как не «родному» разработчику известно, что «наша грязь самая стойкая в мире», а условия, в которых будет работать очистной модуль, «страшно далеки» от европейских стандартов.
Об очередном достижении российских разработчиков нам сообщили в московском офисе фирмы «Сфера-Сервис». Наряду с широким спектром импортных образцов авторемонтного, диагностического и иного сервисного оборудования, специалисты этой фирмы предлагают и отечественную продукцию. Мы уже писали о балансировочных грузиках, изготавливаемых на производственном участке фирмы. Ныне «Сфера-Сервис» предлагает покупателям очередную новинку - гамму модульных очистных сооружений различной производительности торговой марки УКО (установка комплексной очистки).
По заказу фирмы «Сфера-Сервис», эти установки изготавливаются на одном из бывших оборонных предприятий Подмосковья. Не секрет, что многие из таких предприятий, сохранив прекрасный кадровый и промышленный потенциал, вынуждены влачить жалкое существование. Своеобразный же симбиоз между динамичной современной фирмой и таким предприятием вдвойне полезен. На рынок поступает нужная продукция, и предприятие оживает, а фирма расширяет границы собственного бизнеса. «И очень хорошо», - как говорил профессор Пре-ображенский.
Но вернемся к установкам комплексной очистки, технические характеристики которых приведены в таблице. В каждой из таких установок реализуются те принципы очистки воды, о которых мы говорили в предыдущей части статьи.
На рисунке показана блок-схема УКО. Давайте остановимся на работе каждого из ее элементов более подробно.
Загрязненная во время мойки вода скапливается в «приямке»-накопителе, в котором происходит первая стадия очистки - отстаивание наиболее крупных механических загрязнений. Конструкция отстойника понятна любому специалисту без комментариев. Можно только отметить, что для нормальной работы УКО-1 емкости отстойника 2-3 м3 вполне достаточно. Естественно, скапливающиеся отходы необходимо вывозить. Обычно такую операцию проводит специализированная организация один раз месяц. Если же интенсивность работы мойки выше и используется УКО более высокой производительности, то емкость отстойника должна быть увеличена. На практике установлено, что даже при самой напряженной работе мойки вполне достаточно отстойника шириной 0,7-0,8м и глубиной до 1м, а длиной равной размеру помещения мойки.
Из отстойника вода поступает во флотационную емкость УКО. Разработчики выбрали для своих установок напорную схему флотации в связи с большей эффективностью очистки воды и возможностью уменьшить габариты агрегата.
Во время выдержки во флотационной емкости вода насыщается воздухом, а затем поступает через калиброванное отверстие (дроссель) во флотатор. Далее, как уже упоминалось, загрязнения концентрируются на границах воздушных пузырьков, а вода поступает для последующей очистки в пластинчатый отстойник. Окончательная очистка воды происходит в фильтре тонкой очистки, особенность которого - отсутствие дорогих материалов. Фильтрующие материалы, используемые в УКО, самые простые и одновременно очень эффективные - дробленый керамзит и речной песок. Такой фильтр рассчитан на многократное использование, удаление загрязнений из него осуществляется контрпромывкой водой, а отходы скапливаются для последующей утилизации в специальной емкости.
К достоинствам УКО в первую очередь можно отнести простоту монтажа и последующей эксплуатации. Точнее, никакого монтажа (в том смысле, как его обычно понимают) - установки не требуют. Любая установка - это цельный моноблок, который необходимо только доставить и установить на предназначенное место. Специальных фундаментных работ при этом не требуется. Естественно, доставку и такой монтаж может осуществить сам клиент. С обслуживанием в процессе эксплуатации также проблем не возникает. Простые фильтровальные материалы, используемые в УКО, не привязывают заказчика к производителю, а контрпромывка фильтра тонкой очистки осуществляется буквально за несколько минут. Ну а уж если понадобится замена материалов фильтра, то чистый речной песок и керамзитную крошку можно найти везде.
Естественно, установки, предлагаемые фирмой «Сфера-Сервис», одобрены всеми контролирующими инстанциями и сертифицированы. Кроме сертификата соответствия Госстандарта РФ на установки получен сертификат Санитарно-эпидемиологической службы РФ. Гигиенические характеристики воды после очистки по содержанию остатков нефтепродуктов и взвешенных веществ с многократным запасом укладываются в допустимые санитарными нормами значения. К примеру, по нормативу допускается содержание нефтепродуктов в очищенной воде до 15 мг/л, а после УКО это значение не превышает 2мг/л.
Ну и, наконец, говоря об эксплуатационных удобствах установок комплексной очистки, следует отметить наличие в них аккумулятора чистой воды, которая используется на заключительной стадии мойки легкового автомобиля для его ополаскивания. Ополаскивание водопроводной водой необходимо не только для предупреждения возникновения солевых разводов на кузове. На необходимость такой операции прямо указывают санитарные требования к процессу мойки. Связано это с возможностью размножения в очищенной воде различной микрофлоры. Хлорированная же водопроводная вода смывает ее с кузова после мойки и подавляет дальнейшее размножение.
Стоимость установок комплексной очистки действительно невысока для очистных сооружений такого класса. Цена УКО-1 производительностью 1 м3/час - 2800 долл., а установки производительностью 5м3/час - 8550 долл.
В заключение хотелось бы отметить, что УКО уже эксплуатируются на различных предприятиях. К примеру, только в 2002 году в Москве и области установлено более десяти установок УКО-1. Положительно об эксплуатации установок УКО-5 отзываются в 43-м автокомбинате и автохозяйстве «ГЦРТ Останкино». Ну и, конечно, такой солидный поставщик, как фирма «Сфера-Сервис», не только продает установки, но и несет всю ответственность по их гарантийному и постгарантийному обслуживанию.
 
Rambler's Top100